И системного анализа

Основные составляющие теории систем

Тема 2. лекция 2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ, ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

Організація та методика проведення заняття

Полковник Г.М. РЖЕВСЬКИЙ

 

1 Організація підготовки слухачів до заняття. Терміни видачі завдання на підготовку рефератів (доповідей) і плану семінарського заняття. Зміст указівок слухачам щодо методики підготовки рефератів (доповідей) і навчальної групи в цілому до заняття. Етапи та способи контролю підготовки рефератів (доповідей).

2. Зміст вступу викладача на початку заняття.

3. Рекомендації щодо форми та способу контролю слухачів до заняття.

4. Керівництво викладачем семінарським заняттям. Головні проблеми, які мають бути розглянуті з кожного навчального питання в ході проведення семінарського заняття та основні висновки та рекомендації, які мають випливати з аналізу цих проблем. Рекомендовані шляхи та способи активізації дискусії на семінарському занятті. Перелік додаткових питань, що уточнюють певні положення, проблемних ситуацій, прикладів, які сприяють розвитку дискусії.

Основні моменти, які мають бути відображені під час підведення підсумків семінарського заняття.

 

 

1. основные составляющие теории систем................

и системного анализа.............................................................

1.1. Направления развития системного анализа................

2. основные определения теории систем и системного подхода

3. Структура и иерархия системы.......................................

 

Состав общей теории систем и системного анализа может быть схематично представлен на рис. 1.

 

 

В современном понимании системный анализ – это синтетическая научная дисциплина, разрабатывающая способы исследования разнообразных сложных систем или ситуаций при нечетко поставленных критериях и принятия решений в условиях анализа большого количества информации различной природы.

Эти способы предполагают учет не только объективной, но и субъективной информации.

При системном подходе используются как математический аппарат (теория принятия решений, теория игр, теория исследования операций), так и методы неформального анализа:

- метод экспертиз;

- метод опроса;

- эвристические методы.

Поскольку в современной литературе используется три сходных на первый взгляд понятия: «системный анализ», «теория систем» и «системный подход», уточним эти понятия еще раз.

1. Системный анализ, как было сказано выше, возник в ответ на потребности изучения сложных систем. Центральной проблемой системного анализа является проблема принятия решений и построение моделей. Таким образом, эта дисциплина безусловно прикладная, ориентированная на решение конкретных задач.

2. Теория систем, которую развивал биолог Л. Берталанфи в 50-х годах (ранее в 20-х – А.А. Богданов), позднее И.И. Шмальгаузен, В.Н. Беклемишев. Это разработка понятия организации, исследование различных форм и уровней организации, значения организации в развитии материального мира.

Таким образом эта дисциплина носит не прикладной, как системный анализ, а методологический характер.

3. Системный подход. Появление этого понятия связано с развитием двух линий в истории науки: анализа и синтеза. В последние десятилетия роль синтезирующих построений, синтеза особенно возросла. Потребность не просто изучать явление, факт, но устанавливать его связь с другими фактами, привела к появлению термина «системный подход». Системный подход может рассматриваться как начальная фаза системного анализа, этап первоначального, качественного анализа проблемы и постановки задач

 
 

Рис. 2. Направления развития системного анализа

Исследование систем немыслимо без выбора способа описания происходящих в них изменений и формализация такого описания, причем даже в случае субъективной информации.

Одним из важнейших направлений развития системных исследований является изучение организационных структур систем и, прежде всего, систем, обладающих иерархической организацией (теория систем).

Второе направление связано с разработкой принципов построения и использования моделей (моделирования), имитирующих протекание реальных процессов, способов объединения таких моделей в системы и представление системы моделей в ЭВМ.

Третье направление – применение методологии системного анализа в конкретных областях. Например, создание систем обеспечения безопасности, руководство и управление производством.

Действительно, что такое система обеспечения безопасности? Это совокупность людей, оборудования и процедур, специально разработанная применительно к промышленной (или любой другой трудовой системы) для увеличения безопасности работников. При этом, однако, встает вопрос: какие критерии должны использоваться при формировании штатов, составлении правил и приобретения оборудования? Очевидно, что надо стремиться к максимальной эффективности капиталовложений, однако при этом добиться достижения главной цели – безопасности. Таким образом, в системном анализе могут быть выделены три основные составляющих (см. рис.2)

1) методология - базовое начало системного анализа; она включает определения базовых понятий, принципы системного подхода, постановку и общую характеристику основных проблем системного исследования

2) аппаратная реализация, которая подразумевает стандартные процедуры моделирования (процессов и явлений, принятия решений);

3) опыт применения; эта область чрезвычайно обширна, поскольку системность исследований необходима для таких отраслей, как биология, экология, психология, медицина, социология, управление государством, регионом и др.

Использование вычислительной техники.Речь идет об использовании ЭВМ при решении системных задач, т.е. о взаимодействии человека и ЭВМ. Можно выделить три стороны этого взаимодействия:

1) партнерство в выполнении операций (диалог с ЭВМ); диалог в виде вопросов и ответов присутствует в любой информационной базе, является удобным при работе с имитационными моделями;

2) программирование, создание программных средств, программного продукта (от решения квадратного уравнения до программы расчета динамики посадки самолета, космического аппарата и др.)

3) оценка человеком решения или другой информации, полученной с помощью ЭВМ и выработка указаний для использования результатов исследования на практике. Есть специальный термин : «лицо, принимающее решение (ЛПР)». Владение аппаратом системного анализа невозможно без умения определять тактику и стратегию использования ЭВМ, баз данных, вычислительных сетей. Зачастую это умение напрямую определяет успех системного исследования.