Основная часть – 80 мин.

1. Краткая история развития ВСМК15 мин.

Проблема оказания медицинской помощи возникающему за короткий промежуток времени большому числу раненых и больных существовала еще в древние времена и была связана с войнами.

В период мелких межплеменных столкновений медицинская помощь раненым сводилась к само- и взаимопомощи. С появлением централизованных государств с постоянными армиями возникла военная медицина.

Медицинскую помощь пораженному населению в ходе различных военных действий оказывают как военные, так и гражданские медработники. Приобретение войнами маневренного характера с использованием большого количества техники, авиации, оружия большой разрушительной силы привело к возникновению проблемы защиты населения и народного хозяйства от воздействия нападения противника.

Защита населения и народного хозяйства от ударов с воздуха стала осуществляться в первую мировую войну (1914-1918 г.г.). В 20-30-х годах во многих европейских государствах возникла местная противовоздушная оборона (МПВО) – система обороненных мероприятий, осуществляемых местными органами власти, направленных на защиту населения и народного хозяйства от воздействия средств нападения противника. В России для защиты населения на случай войны МПВО была создана в октябре 1932 г., в составе которой одной из ведущих явилась медико-санитарная служба.

В июле 1961 г. МПВО была реорганизована в гражданскую оборону (ГО), а медико-санитарная служба – в медицинскую службу гражданской обороны (МСГО).

Существующая МСГО как специальная организация в системе здравоохранения была ориентирована в основном на работу в условиях военного времени.

Как уже было сказано начало создания службы катастроф в СССР было положено постановлением Совета Министров СССР от 07.04.1990 г. № 339 «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях». В постановлении определялось:

§ МЗ СССР – организовать в 1990 г. 6 центров экстренной медицинской помощи, возложив на них подготовку службы к действиям ЧС, планирование, организацию и проведение научных и опытно-конструкторских работ с учетом местных условий; создать при центрах резерв медицинской техники, медикаментов, транспорта, средств связи и других ресурсов;

§ организовать в областях и краях – областные и краевые центры экстренной медицинской помощи;

§ министерству обороны СССР – сформировать в 1990 г. 4 многофункциональных отряда специального назначения;

§ осуществить в 1990-1991 г.г. на местных базах подготовку врачей клинических специальностей по диагностике и оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях.

В развитие этих требований были определены организационные принципы создания СЭМП на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения, подведена материальная и кадровая основа, обеспечивающая готовность службы к работе в ЧС и необходимую мобильность ее сил и средств к выдвижению в районы ЧС. В структуре службы предлагалось иметь центры ЭМП, специализированные медицинские бригады постоянной готовности (БСМП), станции (отделения) скорой медицинской помощи и станции (отделения) экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санитарная авиация).

В Российской Федерации (в составе СССР) служба экстренной медицинской помощи населению создавалась в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 14.06.1990 № 192 «О создании службы экстренной помощи в ЧС» и приказом МЗ РСФР от 11.07.1990 № 115 «О создании СЭМП при чрезвычайных ситуациях». В феврале 1991 г. МЗ СССР утверждено «Положение о СЭМП в ЧС». В нем были определены:

§ организационная структура службы на различных уровнях;

§ организационные основы медико-санитарного обеспечения в ЧС;

§ снабжение формирований и учреждений службы различными видами имущества и ее финансирование;

§ общие положения планирования и управления службой;

§ намечены основные направления научно-исследовательской деятельности.

Довольно полно в Положении были регламентированы задачи руководящего состава службы различного уровня до возникновения ЧС в период ликвидации их последствий.

Опыт работы СЭМП в СССР в целом и в России в частности подтвердил правильность исходных концептуальных позиций, целесообразность основных принципов организаций службы и основ ее деятельности. Вместе с тем были выявлены и существенные недостатки. Главными из них были: разобщенность сил и средств, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС по ведомствам, нерешенность вопросов управления службой.

Следует отметить, что большинство требований Положения, в частности по созданию ЦЭМП, резерва различного имущества не были выполнены.Все это заставило искать пути дальнейшего совершенствования службы, предназначенной для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

В постановлении Правительства РФ от 03.05.1994 № 420 «О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» сохранение жизни и здоровья населения России в условиях ЧС признано важнейшей государственной задачей федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Этим постановлением было регламентировано создание единой Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), функционально объединяющей службы медицины катастроф МЗ России, МО России, а также медицинские силы и средства МПС, МВД России, других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В развитие данного постановления было разработано Положение о ВСМК, которое было утверждено постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 г. № 195, а в последствии вышел приказ МЗ РФ № 380 от 27.10.2000, об утверждении Положения о службе медицины катастроф МЗ РФ.

В настоящее время в медицинской науке и системе здравоохранения нашей страны имеется три самостоятельных направления, занимающихся проблемами медицинского (медико-санитарного) обеспечения в ЧС.

Вопросы медицинского обеспечения Вооруженных сил в РФ в военное время разрабатывает военная медицина, а комплекс практических мероприятий выполняет медицинская служба Минобороны России.

Разработка научных основ медицинского обеспечения населения страны в военное время и выполнение комплекса соответствующих практических мероприятий возложены на МСГО.

Самым «молодым» разделом медицинской науки и отраслью системы здравоохранения являются соответственно медицина катастроф и служба медицины катастроф – теория и практика медико-санитарного обеспечения населения страны в ЧС мирного времени.

В последнее время довольно настойчиво высказываются мнения о целесообразности создания на базе МСГО и службы медицины катастроф единой службы, предназначенной для медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мирного и военного времени. Обуславливается это тем, что обе эти службы создаются и возглавляются МЗ России, имеют схожее предназначение и решают во многом одинаковые задачи. В основном аналогичны базы их создания, условия деятельности и применяемые организационные формы медико-санитарного обеспечения.