ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В АНТРОПОЛОГИЮ

Полтава — 2006

ПО АНТРОПОЛОГИИ

ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ

О.ЦЕБРЖИНСКИЙ

ЦЕБРЖИНСКИЙ Олег Игоревич. ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ ПО АНТРОПОЛОГИИ. – 2 изд. –Полтава: ООО «АСМІ», 2006. –77 стр. Илл. – 4, табл. – 4, библ. – 279 наим.

 

 

УДК572.
ББК 28.7.

ISBN

@ О.И.Цебржинский, 2006

 

 

Благодарим за конструктивную критику и помощь рецензентов: кандидата философских наук, доцента КУСТАРЕВУ Лидию Петровну (Украинская медицинская стоматологическая академия, Полтава) и директора Львовского института антропологической реконструкции, кандидата медицинских наук ГОРБЕНКО Сергея Александровича (Клери, Франция).

 

 

Конспективное синтетическое изложение отдельных тем вузовского курса основ антропологии. Включает комплексное рассмотрение сущности и происхождения человека: биологические (морфо–физиологические, генетико–нейрологическое, этолого–психологические) и социальные (этнологические, культурологические, политико-экономические) особенности человека, его происхождение (факторы и этапы антропогенеза), обзоры по современной расологии и этнологии, начала философской антропологии. Рассмотрен ряд сложных проблемных тем и новейшие достижения науки, некоторые вопросы освещены схематически. Центральной проблемой антропологии является проблема происхождения сознания, что нашло свое отражение в ряде лекций. Изложение базируется на основах курсов биологии человека, психологии, философии, истории культуры, общей истории, но отдельные вопросы являются дискуссионными и освещены в плане истории антропологии. Может быть использовано студентами биологических, социально–реабилитологических, психологических, исторических специальностей.

 

 

Рекомендовано к печати Ассоциации поддержки инновационных технологий "АСТРА".


 

ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ЗНАЧЕНИЕ АНТРОПОЛОГИИ. Антропология (антропос — человек, логос — учение, наука) — это наука о человеке, как социально–культурном и природно–биологическом единстве. Человек является предметом изучения различных отраслей знания, хотя все науки являются науками о человеке и, как писал К.Маркс, сольются в единую науку о человеке.

Отечественная антропология ограничивается морфологией человека, антропогенезом, расово–этническими особенностями. Европейская и американская наука включает в антропологию, кроме анатомо–морфологической характеристики организации человека, его материальную, духовную культуру, психологию, язык.

Задачами современной антропологии является исследование проблем происхождения человека и прежде всего его сознания, валеологические и клинические аспекты этнопсихологии, проблема человека в плане культуры, социальности, деятельности.

Антропология является синтетической наукой, требует биологического, гуманитарного и философского подходов, а поскольку становление человечества и его развитие является эволюционной самоорганизующейся системностью, то необходимым является синергетический подход.

Антропология связана с биологией (сравнительной морфологией, эмбриологией, физиологией, особенно нервной деятельности, иммунологией, генетикой, биометрией, палеонтологией, теорией эволюции), медициной, психологией, историей (в том числе археологией, этнографией), историей искусства и языка, философией.

До настоящего времени ведущими методами антропологии были морфометрические: антропометрия с биометрией, реконструкция облика по скелету, черепу. С 70–х годов ХХ века в антропологию вводятся физиологические, иммунологические, биохимические, генетические методы. Сейчас наиболее точные реконструкции антропогенеза получают сопоставлением структуры нуклеиновых кислот и белков разных организмов. Кроме этого, необходимы археологические раскопки, этнографические наблюдения, география расселения народов и история языков (сравнительная лингвистика), философско–психологические исследования человека, социологические исследования коммуникаций.

Современное человечество находится в сложных демографических, социально–экономических и культурных условиях. Прогрессия увеличения численности отдельных популяций и наций (и их культур, духовности, например, китайцы, мусульмане, индийцы; пассионарная активность по Л.Гумилеву) требуют расселения на уже занятые территории. Неравномерность социально–экономического развития отдельных государств и их регионов создает политические проблемы, которые, как и предыдущие могут иметь военные или террористические решения. Наибольшее практическое применение антропология сейчас имеет в криминалистике (идентификация личности по останкам) и в истории. Разделение элитарной и массовой культур (сообразно генетико–психологическим восприятиям, социально–культурной среде и воспитанию) снижает гуманистические ценности (например, преобладание физической силы над умственной или негативное использование последней). Дальнейшая эволюция человеческой системности мало прогнозируемая, но требует социальной работы, промышленных технологий (замена труда человека компьютерами и машинами), в том числе питания, успехов медицины, глобального окультуривания человечества. Прогресс технический должен сопровождаться культурным, а человечество должно приближаться к идеалам гуманизма — гармонии социального и биологического (благоговение перед жизнью, помощь ей — А.Швейцер, мать Тереза). Поэтому не только студентам биологических специальностей, но и студентам гуманитарных и обществоведческих факультетов необходимо знание основ антропологии для своей профессиональной деятельности, для понимания конкретного человека.

Антропология является синтетической наукой и имеет много нерешенных проблем, это касается антропогенеза (изменения генотипа и формирование нейрофизиологии человека), развития культуры (формирование письменной речи, загадки древних цивилизаций, в том числе возможности контакта с внеземными), футурологии человека и другие. В настоящих лекциях обрисованы важнейшие проблемы и достижения мировой антропологии с элементами биологии, нейрофизиологии, психологии, истории, культурологии, философии, представлены разные точки зрения ведущих специалистов. Центральной проблемой современной антропологии является происхождение сознания, что и отражено в лекциях.

ИСТОРИЯ АНТРОПОЛОГИИ. В древней философии человек мыслился как часть космоса, в виде микрокосма — отображения и символа Вселенной, понимался как состоящий из тела и души; при этом макрокосм понимался антропоморфично. Антропоморфизм — это уподобление человеческих психических свойств предметам и явлениям неживой природы и небесным телам, животным, мифическим образам. Антропоморфизм характерен для мифологических и религиозных представлений на ранних ступенях развития общества. Учение индусов о переселении душ (метемпсихоз) снимает границу между человеком и другими живыми существами. Индийские Веды впервые полагали, что человек возник от обезьяны (отсюда культ обезьяны в Индии).

Аристотель рассматривал душу (выделял растительную, животную души и дух) и тело как аспекты единой реальности, Платон же — как разные субстанции, причем душа припоминает то, что познала в мире идей, в “Государстве” он предлагает регламентировать отбор родительских пар. Аристотель называл человека двуногим животным без перьев. Античная наука считала, что природные условия жизни пралюдей — главный фактор антропогенеза. Лукреций Кар указал на важность овладения огнем. Антропоцентризм Сократа, некоторых патристиков и схоластиков, Вольфа, Тейяра де Шардена полагал человека центром и высшей целью мироздания, венцом творенья, ибо несет божественную душу. Марк Аврелий считал, что сущность человека не зависит от внешних обстоятельств, ибо главное — внутренняя установка души.

Антропологизм Гельвеция, Фейербаха, Чернышевского и Ницше, Дильтея, Зиммеля, Шелера усматривал в понятии “человек” основную мировоззренческую категорию, исходя из которой следует разработать систему природы, общества и мышления. Французские просветители определяли человека как разумное общественное существо. Франклин считал, что человек — это животное, изготовляющее орудия, то есть человек является деятельным существом (Homo faber). Шелер, Плеснер, Ландманн разрушили онтологизацию языка, игры, страха.

Шопенгауэр и Ницше полагали, что человек выпал из цепи природных существ, что это неудачный продукт природы, ее вырождение. Поэтому биологически и социально человек не совершенен, что вполне справедливо. Шопенгауэр писал о врожденной нравственности человека.

Антропософия — оккультно–мистическое учение Штейнера о человеке как носителе тайных духовных сил. Отсюда цель — раскрыть скрытые способности человека медитацией, ритмологией, музыкой и др.

Философская антропология — учение о сущности человека, во многом собрало все темы предшествующих учений. Человек рассматривается как духовное, но телесно приговоренное существо, продукт культуры и природы. Различают биологические (Гелен, Портман), культурологические (Ландман), религиозные (Шелер), педагогические (Больнов) направления в философской антропологии. Маркузе рассматривал историю как производство самого человека, в чем он был близок к Марксу.

В христианстве согласно Ветхому завету, Бог создал человека из глины, земли по образу и подобию своему и вдохнул в него бессмертную душу. Отсюда раздвоенность человека и его грехопадение. Бог дал человеку свободу воли, свободу выбора, в том числе между злом и добром, сохраняя божественное предопределение. Средневековье противопоставляло тело и душу; М.Бахтин отмечал, что в культуре средневековой христианской Европе имелось телесное противопоставление созидающего творческого верха и животного низа, а во время карнавалов это понимание менялось на противоположное. Средневековье подходит к идее индивидуальности человеческой личности.

Мыслители эпохи Возрождения считали, что человек произошел от обезьяны. В ХVII веке Бернье выделил 4 расы и указал их отличающие признаки. Тогда же Ботциус описал орангутана. В классификации видов К. Линнея люди поставлены в один ряд с обезьянами. Идея происхождения человека от обезьян была развита Ж.-Б. Ламарком в начале XIX века, а затем Ч. Дарвиным, полагавшем отличие человека от животных в наличие совести. Дарвин в книге “Происхождение человека и половой отбор” подчеркивал роль борьбы за существование. Дарвина поддержали Геккель и Гексли (собственно Фохт и затем они установили сходство высших приматов и человека, обезьянье происхождение человека), а Дюбуа в конце ХIХ века обнаружил останки первобытного человека на острове Ява. Тогда же Брока разработал морфологические критерии методов антропологии, математически дополненные Пирсоном. Гобино; затем Деникер, Вольтман, потом Гюнтер разработали расовую классификацию человечества. Создал антропологическую коллекцию и доказал несущественность для социализации расовых признаков Миклухо–Маклай в конце XIX века на материалах своих экспедиции в Новую Гвинею.

Учение о наследственном здоровье человека и путях его улучшения искусственным отбором в человечестве сформулировано в 1869 г. Ф. Гальтоном, гуманно развиты в ХХ веке Н. Кольцовым, Ю. Филипченко, антигуманно использованы фашизмом; сейчас евгеника заменяется медицинской генетикой.

Кант впервые поставил вопрос о деятельной сущности человека, но решил ее идеалистически (субъект–объектные отношения сведены к познавательной деятельности, хотя схематизм близок к практической деятельности, последняя понимается как этическая), написал работу по антропологии. Дальнейшее развитие проблемы деятельной стороны идеального получило у Гегеля, считавшего, что от животных человека отличает стыд. Деятельность полагалась только в сфере мышления.

К. Маркс в ранних произведениях показал отличия жизнедеятельности животных и деятельности человека. При этом важная роль принадлежит категории цели — человек мысленно создает конечный продукт труда и стадии его делания. Ф.Энгельс в работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” подчеркивал роль пищи, прямохождения, не только влияние природы на человека, но и человека на природу, впервые указал на роль совместного труда в процессе очеловечивания, овладения огнем (трудовая теория антропогенеза). И.П.Павлов указал на отличия человека и животных – у животных есть первая сигнальная система (непосредственное действие факторов среды на организм), у человека, кроме этой, есть вторая сигнальная система – речь, обозначающая предметы и действия.

В истории антропологии возникали крайности в виде холизма и редукционизма. Редукционизм сводит антропогенез и особенности человека к биологическим закономерностям, холизм возводит в абсолют целостность и из вне привнесенную креативность (творение) в эволюции человека. Некоторые исследователи предполагают инопланетное происхождение человека, его гибридное происхождение от обезьян и инопланетян, что лишь отдаляет вопрос о факторах и этапах антропогенеза; в таком случае человечество выступает подопытными животными для инопланетян.

В последние два века усилился интерес к парапсихологии, которая изучает необычайные (паранормальные) явления человеческой психики, исследует способы приема и передачи информации без использования обычных органов чувств (телепатия), воздействие человека на физические объекты и явления без посредства мышечных усилий (телекинез), возможно с участием электромагнитных и гравитационных полей.

Большой вклад в антропологию внесли Лики (антропопалеонтолог), Хрдличка, Мартин, Вейденрейх (XX век). Из ведущих зарубежных антропологов также следует отметить Пирсона, Мартина, Заллера, разработавших антропометрические показатели и их измерения, проверенные на материалах музеев Европы.

В последней трети ХХ века Э.Уилсон изложил основы новой науки — социобиологии, изучающей эволюционно–системное единство природы, человека и общества, что сближает естественно–научную и гуманитарную культуры. Натурализм выделил 3 универсальных инстинкта человека, влияющие на социальность: размножения и сохранения потомства, питания и самосохранения, роста и лидерства.

Философская антропология М.Бубера различает обустроенность человека в мире (античность, Ренессанс) или его заброшенность (арена борьбы Бога и Дьявола, бесконечность физического мира). Эта относительность проявляется в том, что человек не знает кто он. М.Шелер классифицировал исторические ответы на этот вопрос. Во–первых, это христианско–иудейская антропология (Божественное творение человека, двойная природа человека, воскрешение). Во–вторых, решение от античности до немецкой классики – разум как божественное начало. В–третьих, решение сенсуалистов, прагматистов, позитивистов – человек как существо с животными страстями. В–четвертых, малоприспособленный к среде человек как декаданс животного. В–пятых, по Ф.Ницше и Н.Гартману, атеизм делает личность человека не предопределенной, а повышает его ответственность; человек делает то, на что способен, но у него нет заранее данных способностей к новациям.

Антропный принцип развивали физики второй половины ХХ века, сначала это былаа оценка влияния наблюдателя на наблюдаемое, затем суть его стала в том, что жизнь, человек, разум возникли не случайно. Губин и Некрасова считают, что человек рождается с открытой программой, имеет мало наследственных инстинктов, а человеческое сознание формируется под влиянием человеческого окружения. У человека формируются символы, которые реализуют гиперактивность и потенциал человека. Ницше считал, что все яркое, красивое, талантливое вызывает ненависть и погибает, посредственности дают потомство. Каждый человек относится к какому–то типу личности, по К.Г.Юнгу: интровертированный мыслитель, экстравертированный мыслитель, эмоциональный интроверт, эмоциональный экстраверт, чувственный интроверт, чувственный экстраверт, интуитивный интроверт, интуитивный экстраверт. Г.Гурджиев выделяет физический, эмоциональный, интеллектуальный, волевой, гармонический типы личности. Типы сознания (по экзистенциализму) – предметное, рефлектирующее (входят в дух), поток самопереживания (душа). Каждое сознание, считал Ф.Ницше, есть возможность большого (человеческий идеал гения) или малого (хитрость, приспособленчество, конформизм для комфортности существования без мысли о проблемах бытия). Свойства человека – свобода воли, любовь, творчество, то есть, человек существо трансцендентирующее. Уникальность человека производится: во–первых, наследственным психическим складом – темпераментом, во–вторых, опытом и воспоминанием детства, в–третьих, индивидуальностью биографии, в–четвертых, противоречивостью жизненных ролей. Это делает Я (в том числе по Розанову и Фрейду) с защитой механизмами вытеснения, инверсии, переориентации. Внешнее Я проявляется поведением, внутреннее Я – это скрытое ядро личности (мечты, опыт, то, что не может быть передано вербально).

Выделяются отношения человека: во–первых, к другому человеку (любовь, дружба, стыд откровения, равнодушие, ненависть и другие), во–вторых, к обществу (язык, коммуникация, учение, сотрудничество, работа, семья, этнос, социальная жизнь, власть – традиционная, наследственная, харизматическая за счет личностных качеств лидера, бюрократическая анонимная и другие), в–третьих, к культуре (требует осознания и вчуствования во внутреннюю форму, содержание и суть феномена отрасли культуры, культура защищает человека от себя, поскольку «демоны» есть необходимая часть психики, и включает культы, искусство, науку; уже в античности рациональная аполлонийская культура не может существовать без ее противоположности – дионисийства), в–четвертых, к природе (теоретически–практическое, мифо–поэтическое, при этом христианство вытеснило из природы языческое и перевело духовно–мистическое в потусторонний мир, природа снова стала чуждым объектом покорения). Культура и жизнь, построенные на принципах рациональной науки, неживые и чреваты кризисами, об этом свидетельствует массовая культура и потеря внешней и внутренней культуры, детьми оторванными от общества (У.Голдинг «Повелитель мух»). Уже через несколько лет после после революции 1917 г. народ–богоносец или после революции 1991 г. новая историческая общность – советский народ (евразийство) в лице его лучших представителей обманывал и грабил ближнего, нарушая все 10 заповедей и ликвидируя культуру, как впрочем и в цивилизованных европейских странах с приходом масс к власти (Франция, 1789 г.; Германия, 1932 г.). В ХХ веке развивается массовая культура (наука, искусство, секты, зрелища), освобождающая человека от желания и необходимости думать. Возникает индустрия сознания, манипулирующая заурядными людьми и толпой, путем навязывания готовых рецептов и идей. Ортега–и–Гассет считал, что массы (толпа серых посредственных людей или, по Шопенгауэру, фабричный продукт природы) вне культуры заняты созданием своего благополучия.

Антропоцентризм до начала ХХ века фактически заменил Бога человеком, что привнесло в гуманизм позитивизм, заменившим сложность человека, открытую Ф.М.Достоевским, нигилизмом с утилитаризмом и прагматизмом – идеалом среднего человека. Стадо, по Ф.Ницше, имеет инстинкты против сильных, независимых, счастливых, исключительных, то есть инстинкт слабости. Н.Бердяев (автор книги о философии неравенства) не понял пути К.Леонтьева, предвидевшего революционную катастрофу, как и последующая русская философия не поняла Н.Страхова и пошла по другим трагическим путям. С учения о человеке русской философии (Ф.Достоевский, С.Франк, Н.Бердяев, Л.Шестов) начинается современная антропология. Человек является величайшей загадкой, он не только часть мира, но и весь мир; свобода человека – это свобода выбора. После рационализма стало очевидно, что судьба человека не гарантирована, не вытекает из законов, иначе это была бы смерть, а не жизнь. Человек находит выход из субъективности двояко: объективацией в общество и трансцендентированием к Богу.

Немецкая антропологическая школа включала направления: культуро–логическое (О.Больнов, Э.Ротхакер, М.Ландман), религиозно–философское (И.Лотц, Г.Хенгстенберг) и самое важное метафизическое или биолого–антропологическое (М.Шелер, Х.Плеснер, А.Гелен). По Шеллеру, человек понимает свою близость с животными и ищет в антропологии отличия. Шелер вспоминает растительную и животную души; растения имеют порыв к росту и размножению без обратного сообщения от органов к центру. У животных есть функция оповещения, есть инстинкт для поведения в повторяющихся ситуациях. У высших животных есть интеллект. Духовное (разум с моралью) отличает человека от животного, человек превосходит себя и мир в порыве. Х.Плеснер выделяет три закона человеческого существования: естественной искусственности, опосредованной непосредственности, утопического места. А.Гелен, сравнивая человека с животными, указывает на биологические недостатки человека, который есть активно действующее существо.

Психоанализ от медико–биологической проблематики перешел к метафизической. З.Фрейд считал, что человеком движут два биологически преопределенных побуждения – сексуальность и разрушительность, которые локализуются в бессознательном. К.Юнг считал, что онтогенетически, филогенетически сознание вторично, то есть психика ребенка не есть tabula rasa. Э.Фромм критикует фрейда за стороны Эдипова комплекса (неосозная любовь сына к материи и ненависть к отцу–конкуренту), за дарвиновскую борьбу за выживание; в реальности переход от матриархата к патриархату соответствовал переходу от богов природных сил к многобожию разума, затем к единобожию власти. Психоанализ выявляет смерть, желание, закон и сталкивается в шизоанализ.

М.Хайдеггер считал вслед за И.Кантом, что в философской антропологии выражаются центральные философские проблемы. Смерть Бога, по Ницше, для М.Фуко является главным событием современной культуры, выявившем конечность человека. При этом человек становится понятным, когда исчезает как человек; человек становится природой для самого себя в той мере, в какой он способен к безумию. Безумие многих мыслителей, художников, ученых во многом принадлежит их произведениям и обрывает творчество.

Работами Бромлея, Итса, Гумилева, Лурье в России продолжены исследования Миклухо–Маклая в области этнографии. Работами Липы, Донцова, Обушного, Нельги в Украине созданы национальные этнические концепции, сменившие идею новой исторической общности — советского народа (по–видимому, в 70–80–ых годах ХХ века в СССР создавались предпосылки для создания одноименной этнической общности).

Анучин, Богданов, Бунак, Нестурх, Рогинский, Герасимов, Лебединская, Никитюк и другие внесли большой вклад в развитие антропологии в России. На Украине крупнейшие антропологи — ранее Вовк, Петров (Домонтович), Дыченко, Круц, Липа, теперь Сегеда, Ковешников, Шапоренко, Обушний, Нельга, Лозка. Полтавчанин, выпускник Украинской медицинской стоматологической академии, С.Горбенко единственный в Украине продолжил работы Герасимова и реконструировал внешность древних обитателей Украины, Ярослава Остромысла, культурных и исторических деятелей средневековой Европы.

В ХХ веке Л.Гумилев, Б.Поршнев, Б.Диденко, Н.Марр выступили с другими альтернативными концепциями социализации в процессе антропогенеза, причем большую роль в этом сыграли палеолингвистические, нейрофизиологические и психологические предпосылки.

Человек и человечество (в лице лучших представителей) начала XХl века находится в небывалом кризисе осознания своего места в мире. Во-первых, человек понял, что не является венцом творения и эволюции; есть большая возможность жизни на других планетах, меньшая – появление социальности и разума, и ничтожная – встреча нас с ним. Во-вторых, человек понял, что не является хозяином Земли, Вселенной, хотя нарушил равновесие в биосфере. В-третьих, человек понял, что он и само человечество конечно, поэтому снижение человека от идеи бытия к миру существования освободило в нем звериные злобу, агрессию, чувственность. В–четвертых, детерминированность и вероятность создают заброшенность человека в чужой мир, заброшенность существования и судеб. В–пятых, современный человек есть продукт 100–векового развития культуры, поэтому понимает крушение надежд человечества и разумность пессимизма. В–шестых, человечество переоценило роль науки в гуманистическом прогрессе, что дает основания для иррационализма. Все знания человечества о мире имеют смысл для цивилизации, они же требуют для их получения отстранения субъективности.

Космоцентризм античности сменился теоцентризмом средневековья, который уступил место в сознании антропоцентризму с гуманизмом Ренессанса и Нового времени. Этот период ориентируется на науку, что выражается в рациональном веке Просвещения, который завершается иррационализмом, кровавыми революциями и тоталитаризмом. Глобализация экономики и взаимодействия культур создали новую парадигму – массоцентризм, это массовое сознание и массовая гедонистическая культура, ориентированные на общество потребления (постиндустриальное, посткоммунистическое, постмодернисткое), политически этому соответствует демократия. При этом (ХХ век) в рамках отдельного государства временно господствующими могут стать классовые (Восточные Европа и Азия), национальные (Германия), религиозные (исламизм в Иране). Кризис ХlХ–ХХl веков философия попыталась заменить общемировой культурный поток развития человечества на отдельные типы (Данилевский, Шпенглер, Гумилев); хотя понятно, что все варианты сохраняются в подчиненной форме. Л.Н.Гумилев полагал, что каждый этнос проходит ряд фаз, фаза подъёма или пассионарности требует активных лидеров (пассионариев) и соответствующего настроя людей для миграции, захватнических войн; затем пассионарность спадает, происходит стабильное развитие при экономическом процветании, далее может исчезнуть государство. Поэтому современное англоязычие может сменится китаеязычием. Таким образом, исторические этапы антропологии: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, логоцентризм, социоцентризм, психоцентризм.

Приведенная библиография отражает различные направления в истории антропологии, но многие из этих работ требуют критического осмысления. Воистину история ничему не учит, но горе тому, кто забывает ее уроки, считал Ключевский.