Революционно-демократический лагерь.

 

Социальной опорой политических партий, составляющих революционно-демократический лагерь, были рабочие, крестьяне, ремесленники, мелкие торгово-промышленные служащие, интеллигенция.

Интересы рабочих и крестьян представляли в России прежде всего социал-демократические и неонароднические организации. Осенью 1895 года все марксистские круги были объединены в единую политическую организацию под руководством Ленина, явившуюся зачатком пролетарской партии. В декабре организация приняла название "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Начало партии положил маленький съезд, состоявшийся в Минске в марте 1898 года. 1 декабря 1900 года вышел из печати в Штудгарте первый номер партийной газеты "Искра".

На втором съезде РСДРП произошел раскол на два политических течения - большевиков и меньшевиков.

Разногласия возникли по вопросу о построении партии. Ленин настаивал на создании сверхцентрализованной фактически авторитарной "вождистской" партии, тогда как будущий лидер меньшевиков Ю.Мартов представлял ее себе в виде более широкой демократической организации. Раскол между большевиками и меньшевиками означал, что РСДРП встретила первую русскую революцию ослабленной и растерянной.

В 1905 году большевики организовали в Лондоне исключительно большевистский съезд (третий). Все прежние выдающиеся деятели партии, кроме Ленина перешли в лагерь меньшевиков (Аксельрод, Мартов, Потресов, Плеханов). Когда возникли первые Советы народных депутатов (Иваново-Вознесенский, Петербургский), то роль большевиков в них была едва заметной и незначительной.

В 1906 году была предпринята попытка объединения, но затем вновь стали раздаваться взаимные обвинения.

Самой крупной и влиятельной из непролетарских партий была партия социалистов-революционеров (эсеров). В период революции эсеры насчитывали в своих рядах свыше 60 тысяч человек (не считая многочисленного слоя сочувствующих).

Ведущими деятелями эсеровской партии в 1905-1907 годах были: ее главный теоретик Чернов, Савинков, бывший участник народнического движения Натансон, Брешко-Брешковская, Рубанович. Эсеры продолжали верить в прирожденный коллективизм крестьян, связывая с ним свои социальные устремления. Социалисты-революционеры привлекали к себе крестьян главным образом своей революционной аграрной программой. Они предлагали конфисковать помещичьи земельные владения, изъять все земли из товарного обращения, превратить их в общенародное достояние и поделить поровну между всеми, кто хочет и может обрабатывать землю личным трудом. Программа эсеров включала в себя типичные для революционной демократии требования республики, политических свобод, национального равноправия, всеобщего избирательного права.

Эсеры не были единым течением. Их левое крыло, выделившееся в 1906 году в самостоятельное -"Союз социалистов-революционеров - максималистов" высказывалось за "социализацию" не только земли, но и всех заводов и фабрик. Правое крыло ограничивалось требованием отчуждения помещичьих земель за "умеренное вознаграждение" и замены самодержавия конституционной монархией. Специфической особенностью эсеровской тактики унаследованной от народовольцев был индивидуальный террор, направленный против представителей царской администрации. Всего в 1905-1907 годах эсеры провели 220 террористических актов. Жертвами стали 242 человека, из них убито 162 человека. Не приходится говорить о моральной стороне дела, ведь революционеры практически вершили самосуд, хотя и оправдывали свои действия интересами народа и революции.

Другой разновидностью мелкобуржуазного революционаризма был анархизм. Анархисты (их главным идеологом был Кропоткин) отрицали необходимость планомерной работы по политическому воспитанию и организации масс, революцию понимали как всеобщий коммунистический переворот, означающий скачек из буржуазного мира насилия и угнетения в общество полного равенства и справедливости, где нет классов и государства. Поэтому буржуазно-демократическая революция и свержение самодержавия казались анархистам не более чем кратковременный, не имеющий какого-либо самостоятельного значения эпизодом в борьбе за царство свободы. Отсюда вытекала и их тактика, стержнем которой были террористические акты, экспроприации, полное отрицание парламентаризма и пренебрежение к демократическим свободам. Анархистские организации ("Хлеб и воля", "Черное знамя", "Бунтарь", "Безначалие" и др.) формировались преимущественно из экстремистки настроенной части мелкобуржуазных слоев города и деревни, деклассированных элементов, а также из отдельных представителей рабочих, студентов, учащихся, недовольных существующим строем, но недостаточно представляющих себе, как с ним бороться.