Лекция 9
Сообщения
Важный элемент взаимодействия пользователя и ПК. Сообщения обеспечивают пользователя информацией, которую он явно не запрашивал, но которая, по убеждению разработчика приложения, ему необходима.
Сообщение вида «Пожалуйста ждите» обеспечивает обратную связь и передает данные о состоянии системы или действий, запрошенных пользователем.
Сообщение вида «Вы уверенны» запрашивает у пользователя подтверждение намерения. Подтверждение намерения требуется в том случае, когда ПК может совершить необратимые действия.
Сообщения вида «Обнаружена ошибка», «Для продолжения нажмите…» помогает пользователю в продолжении диалога.
Типы сообщений:
1. информационное
2. предупреждающее
3. критическое
На информационное сообщение ответ пользователя нет требуется.
Оно появляется в следующих случаях:
1. пользователю не очевидно, что обработка информации продолжается или завершилась. Например, при копировании из папки в папку в Windows.
2. выяснение текущего состояния на основе какой-то другой информации может занять у пользователя некоторое время
3. в случае многозадачной системы, если выполняется фоновое задание, то оно извещает пользователя об окончании своей работы.
Предупреждающее сообщение обращает внимание пользователя на состояние, требующее некоторого действия. Однако выполнение ответного действия необязательно. Оно используется в исключительных случаях и необязательно указывает на ошибочное действие приложения. Например, «Файл А не найден. Создается новый файл»; «Файл А не найден. Повторить? Игнорировать? (в виде кнопок)».
Критическое сообщение: указывает на условие, когда для продолжения работы пользователь должен выполнить определенные конкретные действия. Например, «На диске нет свободного места, удалите ненужные файлы»; «Произошла ошибка… Обратитесь к разработчику программ». Обычное критическое сообщение означает, что информация не переработана или до конца переработка информации не завершена по указанной причине.
Правила создания сообщений
Успешное использование приложений, которые вы создаете, зависит во многом от того, насколько хорошо пользователь понимает и отвечает на выдаваемое сообщение.
Существуют следующие правила написания сообщений:
1. Если разработчик считает, что для понимания сообщения пользователю может понадобиться дополнительная информация - необходимо предусмотреть справку.
2. Если сообщение указывает на ошибку, объясните, в чем она заключается и как ее исправить. При возможности поле с ошибкой можно выделить зрительным эффектом.
3. Сообщение формулируйте в виде коротких, законченных и понятных предложений. Используйте краткие простые слова. Избегайте жаргона, аббревиатур и сокращений.
4. Команды, макросы по соображениям синтаксиса могут задаваться большими буквами, некоторыми сокращениями, чтобы выделить какой-то элемент.
5. Во всех сообщениях используйте единую терминологию.
6. Все имена, определенные системой, или заданные пользователем, которые должны войти в текст сообщения, заключайте в кавычки. Сюда относятся наименование файлов, папок и т.д. Например, текст сообщения: «Вы выбрали файл «Данные»».
7. Если нет видимого признака завершения действия, выдайте соответствующее информационное сообщение. Например, «Поиск завершен».
8. В случае продолжительной обработки выдайте сообщение: «Пожалуйста ждите».
9. Информируйте пользователей о частичном завершении запрошенного действия. Укажите, сколько сделано, и что еще остается. Например, «Проиндексировано 20 документов, осталось 8».
10. При необходимости, подсказывайте пользователю, что надо сделать, при завершении запроса. Например, «Введите свой код доступа и нажмите ввод».
11. Избегайте использование слов «да» или «нет» при запросе у пользователя подтверждения. Пользователь может ошибочно понять, что спрашивается в сообщении и ошибочно ответить. Например, неправильный вариант: «Желаете ли выйти без сохранения» «Да» и «Нет»; правильный вариант: «Выберите одно из следующих: «Сохранить и выйти» или «Выйти без сохранения»».