Хронологически во внешнеполитической деятельности СССР второй половины 60-х— начала 80-х гг. можно выделить два периода.
Крупнейшей стройкой второй половины 70-х гг. стала Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Однако ее сооружение преследовало больше военно-стратегические, чем экономические цели. Оно объяснялось стремлением продублировать Транссибирскую магистраль, проходившую в опасной близости от границы с Китаем. Колоссальные средства, затраченные на строительство БАМа, экономически не оправдались.
В 60—70-х гг. быстро развивался топливно-энергетический комплекс (ТЭК) СССР. Велось интенсивное энергетическое строительство. Быстро развивалась и атомная энергетика: были построены Ленинградская, Игналинская, Чернобыльская и другие АЭС.
Основное место в топливном балансе страны заняли нефть и газ. Это позволило значительно снизить затраты на производство топлива, повысить эффективность работы многих механизмов, сократить ручной труд. Природный газ стал широко использоваться в быту в сельской местности. Ведущую роль в обеспечении страны нефтью и газом играла Западная Сибирь, особенно Тюменская область, где в 1964 г. были открыты колоссальные их запасы. В 70-х гг. завершилось создание единой газопроводной системы европейской части СССР.
Нефть и природный газ стали основным товаром Советского Союза для продажи за рубежом. Доля топлива и энергоносителей в структуре экспорта возросла до 53%, тогда как доля машин и оборудования сократилась вдвое. Повышение мировых цен на нефть, начавшееся в первой половине 70-х гг., способствовало росту валютных поступлений в казну. Это давало возможность приобретать на внешнем рынке многие виды оборудования, товары широкого потребления, продовольствие. Таким образом, приток «нефтедолларов» позволял искусственно поддерживать советскую экономику, пренебрегая ее низкой эффективностью. Колоссальные средства, получаемые в виде «нефтедолларов», использовались в хозяйстве крайне неэффективно: замораживались на долгие годы в незавершенном строительстве; тратились на закупку западного оборудования
Рост потребления нефти и газа заставлял нефтяников и газовиков осваивать все более отдаленные северные месторождения, добывать топливо с больших глубин, что приводило к его удорожанию. В 1984 году добыча нефти впервые сократилась. К тому с середины 80-х гг. мировые цены на нефть и газ стали снижаться. Это привело к падению в одиннадцатой пятилетке национального дохода, нанесло тяжелый удар всей советской экономике.
К началу 1980-х годов темпы экономического роста оказались настолько низкими, что стало правомерным говорить об экономической стагнации.
По мере скатывания государственной экономики к стагнации все заметнее давала о себе знать так называемая теневая экономика. Этот феномен был неоднороден по своей природе. Он включал как различные виды официально запрещенной или строго ограниченной индивидуальной трудовой деятельности (преимущественно в кустарном производстве, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения), так и чисто криминальный элемент (крупные хищения товаров и сырья, махинации в отчетности, изготовление на госпредприятиях неучтенной продукции с ее последующей реализацией через торговую сеть и т. п.).
По неофициальным оценкам, к середине 80-х гг. в сфере теневой экономики более или менее постоянно было занято около 15 млн. человек. В стране шло формирование повой социальной группы — дельцов подпольного частного бизнеса, возникали первые мафиозные образования. Даже государственные предприятия в целях получения лучших результатов вынуждены были в обход контроля сверху создавать свою «параллельную экономику». Каждый директор старался заполучить больше ресурсов, чтобы затем выгодно обменять их на других предприятиях. В результате сложилась парадоксальная ситуация: плановая экономика с жестко и детально контролируемым и регламентируемым из центра механизмом превращалась в экономику, где довольно значительная и растущая зона избегала какого-либо контроля и статистического учета. Параллельно существующие формы экономики пользовались неспособностью государственных органов удовлетворить нужды населения. Возникала целая нелегальная система социальных отношений, противостоящая государственной бюрократической системе.
Социальное развитие
В 60—70-е годы продолжалась быстрая урбанизация. Особенно быстро росло население крупных городов. Средством обойти ограничения прописки стал лимит, т. е. набор ограниченного числа работников на важные предприятия. Использование на тяжелых и неквалифицированных работах лимитчиков, которые трудились за жилплощадь, годами живя в общежитиях, позволяло предприятиям не заботиться о сокращении ручного труда, но одновременно затрудняло решение жилищной проблемы в городах. Между тем темпы строительства жилья во второй половине 70-х гг. заметно снизились, положение с ним вновь обострилось.
Уровень жизни в 60-70-х гг. заметно возрос. Значительная часть советских граждан получила отдельные квартиры, купила мебель, холодильники, телевизоры, радиоприемники, магнитофоны. Однако приобретение всех этих материальных благ было связано с немалыми трудностями: приходилось записываться в многомесячные очереди или обращаться к услугам «черного рынка», цены на котором иногда в несколько раз превышали государственные.
Сосредоточение ресурсов в тяжелой промышленности, особенно в отраслях военно-промышленного комплекса, вело к нехватке средств на развитие потребительской сферы. Происходила скрытая инфляция. В 1970-1985 гг. средняя реальная зарплата снизилась на 20%. Все большее количество товаров первой необходимости попадало в разряд дефицита. Практически любая покупка требовала длительного стояния в очередях. Дефицитные товары большей частью продавались лишь в номенклатурных распределителях или магазинах «Березка», торговавших на валюту. Обычным гражданам они доставались лишь в праздничных «заказах», распределявшихся на предприятиях и в учреждениях.
Быстро росли сбережения граждан. Значительную их часть составляли так называемые горячие деньги, т. е. средства, которые их владельцы готовы были немедленно потратить при появлении товаров. На практике значительная часть накопленных населением средств оказалась «пустой», не обеспеченной товарами.
В этих условиях расцвела теневая экономика. Огромные масштабы приобрела спекуляция дефицитными товарами, особенно импортными. До трети всех платных услуг оказывали частники, естественно, не зарегистрированные и не платившие налогов. Наряду с этим возникли подпольные производства, нередко развивавшиеся за счет ворованного сырья. Широкое распространение получила коррупция.
Внешняя политика СССР в 1964 – 1984 годах
Брежневское руководство ставило три приоритетные задачи на международной арене:
1) устранение угрозы распада социалистического содружества, еще более тесное сплочение его в политическом, военном и экономическом отношениях;
2) нормализация отношений между Востоком и Западом (с начала 70-х гг.);
3) последовательная поддержка «прогрессивных» движений и режимов во всем мире (наиболее активное направление политики, иногда перераставшей в прямую интервенцию против стран, находившихся в сфере влияния СССР).
Первый период –вторая половина 60-х — середина 70-х гг. — характеризуется активизацией внешнеполитической деятельности Советского Союза, рядом бесспорных достижений и, прежде всего, переходом от политики «холодной войны» к разрядке международной напряженности.
Второй период – с конца 70-х гг. — отмечен рядом просчетов во внешней политике Советского государства: обострением отношений с капиталистическим миром; нарастанием противоречий в социалистическом лагере и др. В целом на смену разрядке вновь приходит открытая конфронтация и безудержная гонка вооружений, угрожающая всему человечеству.
Отношения со странами социалистического лагеря
Одной из важных задач СССР было укрепление позиций в социалистическом лагере. В этом отношении преемники Н. С. Хрущева действовали последовательно, добиваясь ощутимых результатов.
В 60-е гг. в странах Восточной Европы наблюдается стремление к преобразованиям. Начало этому процессу было положено XX съездом КПСС и всей антисталинской политикой Хрущева в целом. В Польше, Венгрии и Чехословакии при поддержке определенных кругов правящих партий вырабатывались проекты реформ, более далеко идущие по своему замыслу, нежели принятые в 1965 г. в Москве. В большинстве стран Восточной Европы тоталитарная модель советского образца переставала работать. Однако советское руководство делало все возможное, чтобы удержать их в своей орбите, используя для этого военно-политические рычаги Варшавского пакта.
Дальше всех продвинулась по пути реформ Чехословакия. Здесь получила широкое распространение идея о том, что экономические преобразования будут тогда разумны и целесообразны, когда станут сопровождаться и политическими реформами, которые дали бы стране свободу и демократию. Летом и осенью 1967 года в Чехословакии проявлялись уже многие признаки грядущего кризиса. Впервые обозначился экономический спад. Начались манифестации молодежи и интеллигенции. Обострению ситуации способствовали резкие противоречия между чехами и словаками. Страна, имевшая развитую промышленность еще до Второй мировой войны, известная своими демократическими традициями, начала явно отставать от своих западноевропейских соседей.
В 1968 году в Чехословакии начался процесс обновления, отказа от деформированного социализма, несшего в себе черты сталинской модели. Реформы начала часть руководителей Компартии Чехословакии во главе с А. Дубчеком под лозунгом построения «социализма с человеческим лицом». Первоначально советское руководство приветствовало «пражскую весну». Однако вскоре в советской печати стали появляться статьи, в которых высказывались опасения, не приведет ли бурный процесс обновления в Чехословакии к отказу от социалистических принципов. Резко негативную оценку в пропаганде получили широко использовавшиеся в чехословацкой прессе понятия «плюрализм», «разнообразие моделей социализма».
21 августа 1968 года части Советской Армии перешли границу ЧССР. Вместе с ними были армейские подразделения ГДР, Польши, Венгрии, Болгарии. Это была агрессивная акция против суверенной страны. Агрессия против Чехословакии усилила раскол среди стран социализма. Еще больше отдалились от СССР Китай, Румыния, Югославия. В августе 1968 года вышла из ОВД Албания.
Чехословацкий урок заставил брежневское руководство пересмотреть характер сотрудничества с союзниками. Были предприняты шаги по усилению экономической и военной интеграции стран Восточной Европы. Целой серией межгосударственных договоров и соглашений в рамках СЭВ, а также путем создания почти 30 межгосударственных учреждений был значительно ограничен их суверенитет, одновременно усилилась роль и значение СССР в содружестве. Эти меры получили на Западе название «доктрины Брежнева».
Тем не менее ситуация выходила из-под контроля Москвы. В 1970 г. начались массовые выступления рабочих в Польше, приведшие к образованию независимого профсоюза «Солидарность». Это была первая в социалистической стране массовая общественно-политическая сила, созданная «снизу» и ставшая реальной альтернативой власти.
Особую остроту для Л. И. Брежнева и его окружения представляла «китайская проблема». Разногласия между руководством Советского Союза и Китайской Народной Республики, вызванные в основном субъективными причинами, продолжали углубляться. Разрыв отношений на всех уровнях и практически во всех сферах сотрудничества осложнялся пропагандистскими обвинениями друг друга. Ситуация усугубилась вооруженными конфликтами на границе с Советским Союзом (1969). Наиболее крупным из них стало вооруженное столкновение на острове Даманский на реке Амур.
Отношения со странами Запада.
По отношению к ведущим капиталистическим странам велась противоречивая и непоследовательная политика: она была направлена на смягчение напряженности, но часто сводилась на нет политико-идеологической экспансией и рядом авантюристических акций.
Рубеж конца 60-х — начала 70-х гг. обозначил новые реальности в международном положении Советского Союза. Исторической реальностью явилось установление военно-стратегического равенства (паритета) между СССР и США, Организацией Варшавского договора и Организацией Североатлантического договора (НАТО). Это равновесие объективно укрепило международный мир, хотя и было крайне непрочно. Количество ядерного оружия переросло все мыслимые пределы. Стратегия устрашения стала абсурдной, грозя взаимоуничтожением. Мир рассматривался как двухполюсная конструкция через призму противостояния ракет СССР и США. Однако при этом обе стороны заявляли о ненанесении первыми ядерного удара.
Такая ситуация создавала уникальную возможность для радикального изменения международных отношений в сторону разрядки, для ослабления угрозы термоядерного конфликта, ограничения и сокращения вооруженных сил и вооружений, установления доверия между всеми странами. Советское руководство выдвинуло с 1971 по 1981 г. ряд положений, которые оно объявило Программой мира.
Основные положения Программы мира охватывали следующий круг задач Советского государства на международной арене:
§ запрещение ядерного, химического, бактериологического оружия;
§ ядерное разоружение всех государств, обладающих им;
§ прекращение гонки вооружений и сокращение ядерного и обычного оружия;
§ ликвидация военных очагов и прекращение региональных конфликтов;
§ обеспечение коллективной безопасности в Европе и других регионах планеты;
§ обеспечение свободы и независимости народов мира;
§ углубление и укрепление сотрудничества со всеми государствами.
Практическими шагами на пути разрядки явилось подписание в 1968 году Советским Союзом, США и Великобританией Договора о нераспространении ядерного оружия,