Отставка Хрущева не вызвала протеста в обществе. Провал его политики был очевиден.

Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 годах.

Внешняя политика СССР после смерти И. В. Сталина претерпела значительные изменения.

Реформаторский курс советского руководства во гла­ве с Хрущевым нашел свое отражение в новой внешнеполитической доктрине, обнародованной с трибуны XX съезда КПСС в феврале 1956 года.

Основными положе­ниями ее были:

§ возврат к «ленинским принципам поли­тики мирного сосуществования государств с различным общественным строем»,

§ расширение соревнования двух социальных систем,

§ возможность создания условий для предотвращения войн в современную эпоху.

§ было также признано многообразие форм перехода различных стран к социализму и многовариантность путей его строитель­ства.

Помимо этого, признавалась необходимость, исхо­дя из принципов «пролетарского интернационализма», оказывать всеобъемлющую помощь, как странам соци­алистического лагеря, так и мировому коммунистиче­скому и национально-освободительному движению. Фактически здесь речь шла о «выращивании» союзников СССР по всему миру, о праве вмешиваться во внутрен­ние дела стран, вставших на некапиталистический путь развития в условиях развала колониальной системы.

В качестве главного направления в деле обеспечения мира во всем мире Хрущев предложил создать систему коллективной безопасности в Европе, а затем и в Азии, а также приступить к немедленному разоружению. Желая продемонстрировать серьезность этих намере­ний, советское правительство пошло на одностороннее сокращение Вооруженных Сил.

Большой ре­зонанс в мире вызвало выступление Хрущева осенью 1959 года на Генеральной Ассамблее ООН по проблеме все­общего разоружения. Этот первый визит лидера СССР в США резко повысил авторитет и престиж нашей страны на международной арене, способствовал ослаблению напряженности в советско-американских отношениях.

Однако инициативы СССР по разоружению опира­лись на значительные достижения советских ученых в совершенствовании вооружений и ракетной техники. В августе 1957 года в СССР были успешно проведены испы­тания первой в мире межконтинентальной баллис­тической ракеты. Впервые территория США оказалась потенциально уязвимой для нанесения ракетно-ядерного удара. Одновременно началось не только крупно­масштабное оснащение ракетным вооружением ПВО, ВВС и сухопутных войск Советской Армии, но и созда­ние нового вида Вооруженных Сил — Ракетных войск стратегического назначения (с 1962 г.). Помимо этого, ракетно-ядерное оружие получил и подводный флот ВМФ СССР.

Поэтому по-прежнему великие державы на международной арене опирались в своих действиях на политику «с позиции силы», а мирное сосуществование понималось СССР как особая форма классовой борьбы.

Отношения со станами Запада и США

Внешняя политика СССР после смерти И. В. Сталина претерпела значительные изменения. В июле 1953 года было подписано соглашение о прекращении огня в Корее. СССР отка­зался от территориальных претензий к Турции и урегулировал отношения с ней.

В 1955 году были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. Тем самым СССР признал интеграцию ФРГ в западную экономическую и военно-политическую систему свершившимся фактом. Хотя мирный договор с Германией так и не был подписан, состояние войны между двумя странами офи­циально прекратилось. В мае 1955 года СССР, США, Англия и Франция подписали Государственный договор с Австрией и вывели свои войска с ее территории.

Важнейшее место в отношениях между СССР и странами За­пада занимала германская, точнее, берлинская проблема. Запад­ный Берлин представлял собой анклав в центре ГДР, находив­шийся под контролем западных великих держав. Хрущев наста­ивал на пересмотре статуса Западного Берлина с целью превращения его в вольный город, не являющийся частью ФРГ. В противном случае он собирался подписать с ГДР сепаратный мирный договор, передав ей полную власть над Восточным Бер­лином. Во время пребывания Хрущева в США была достигнута договоренность о проведении в мае 1960 г. конференции четырех великих держав в Париже. На конференции предстояло также рассматривать вопросы, связанные с разоружением.

Однако незадолго до открытия конференции советские сред­ства ПВО сбили под Свердловском американский самолет-шпи­он. Летчик Ф. Пауэре катапультировался и был взят живым (по­зднее его обменяли на советского разведчика Р. И. Абеля).

На конференции Хрущев потребовал от президента США Д. Эйзенхауэра извинений и обязательства прекратить разведывательные полеты. Эйзенхауэр отказался. Тогда Хрущев поки­нул конференцию.

Срыв конференции привел к новому Берлинскому кризису: советское руководство приняло решение разделить Берлин сте­ной, чтобы пресечь бегство граждан ГДР в Западный Берлин. Были нарушены потсдамские соглашения, которые предусмат­ривали свободное передвижение по всему городу. Берлинская стена, сооруженная в 1961 году, просуществовала до 1989 года и ста­ла символом раздела Европы на враждующие блоки.

Особенно опасный характер советско-американское противо­стояние приняло во время Карибского кризиса 1962 года. В 1959 году на Кубе к власти пришли антиамериканские повстанческие силы во главе с Ф. Кастро. США заняли враждебную позицию по отношению к новой кубинской власти, фактически ввели экономическую блокаду Кубы. В этих условиях началось сближение Кубы с СССР. Советский Союз стал основным покупателем кубинского сахара и поставщиком нефтепродуктов. На Кубу были направлены советские военные советники, начались поставки современного советского оружия.

Усиление американской подрывной деятельности против Кубы совпало с обострением советско-американского противостояния в ходе Берлинского кризиса. Это привело к росту советско-кубинского военного сотрудничества. Советское руководство приняло решение о размещении на Кубе своих ракет с ядерными боеголовками. Это позволило бы СССР угрожать ядерным ударом по территории США, уравновешивая угрозу Советскому Союзу, исходившую от американских ракет в Европе и Турции. Ф. Кастро согласился на размещение советских ракет.

Активизация советских перевозок на Кубу встревожила США. Американцы потребовали ликвидировать советскую военную базу на Кубе и вывести с острова советские ракеты. Была установлена военно-морская блокада Кубы. Однако она оказалась неэффективной: СССР удалось доставить на Кубу ядерные боезаряды.

После того как американская разведка окончательно убедилась в наличии на Кубе советских ракет, США привели свои вооруженные силы в боевую готовность, подготовили к запуску ракеты в Турции. Американский флот получил приказ досматривать все суда, следующие на Кубу, чтобы не пропустить наступательное оружие и его компоненты. В ответ СССР привел в повышенную готовность свои вооруженные силы. Любая попытка досмотра могла привести к вооруженному конфликту и началу ядерной войны.

После обмена Д. Кеннеди и Хрущева крайне резкими и угрожающими посланиями советская и американская стороны пошли на компромисс. СССР согласился вывести свои ракеты с Ку­бы, если США обязуются не нападать на Кубу и уберут ракеты из Турции и Италии. Это заявление было немедленно передано по радио и, таким образом, доведено до всеобщего сведения. США публично согласились на первое условие. В конце октября 1962 г. советские ракеты и ядерные боеприпасы были эвакуиро­ваны с Кубы. Соглашение о ликвидации американских баз в Тур­ции и Италии осталось секретным. Военные итоги Карибского кризиса могут оцениваться по-разному (СССР добился устране­ния ранее существовавших угроз, США не допустили возникно­вения новой угрозы), но политически Советский Союз потерпел поражение, так как его попытка тайно разместить ракеты вы­глядела авантюрой, а согласие на их эвакуацию — свидетельством слабости.