Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Киевская Русь
Текущая версия [показать стабильную версию] (сравнить) | (+/-) |
Данная версия страницы не проверялась участниками с соответствующими правами. Вы можете прочитать последнюю проверенную или т. н. стабильную версию от 24 января 2009, однако она может значительно отличаться от текущей версии. Проверки требуют 152 правки. |
Перейти к: навигация, поиск
У этого термина существуют и другие значения, см. Киевская Русь (значения).
Киевская Русь | |||
| |||
Столица | Киев [2] | ||
Язык(и) | Древнерусский язык | ||
Площадь | ок. 1 330 000 км² (к 1000 году) | ||
Династия | Рюриковичи | ||
Преемственность | |||
← Племенные союзы восточных славян Русские княжества → |
Киевская Русь или Древнерусское государство (ст.-слав. Рѹ́сь) — средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. К середине XII века вступила в состояние раздробленности и фактически распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств. Монгольское нашествие на Русь (1237—1240) углубило дезинтеграцию русских земель, и Киев окончательно утратил свои номинальные столичные функции. Впервые термин «Киевская Русь» в научный оборот ввел Николай Михайлович Карамзин.
Содержание
|
// [править] Проблема возникновения государственности
Основная статья: Русь
Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства.
Согласно норманской теории, опирающейся на Начальную русскую летопись и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами (Рюриком, Синеусом и Трувором) в 862 году. Основателями норманской теории считаются работавшие в Российской Академии Наук немецкие учёные-историки Байер, Миллер, Шлёцер; точки зрения о внешнем происхождении русской монархии придерживался в общем следовавший за версиями «Повести временных лет» Н. М. Карамзин.
Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов.
Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западно-славянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации — в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.
В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманизма» и «антинорманизма» во многом политизировано; предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались всерьёз ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии — достаточно распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии.
Вопросы о том, был ли Рюрик основателем княжеской династии, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь, продолжают оставаться дискуссионными в современной российской исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма.
[править] История
История Белоруссии |
Древнейшая история |
Киевская Русь |
Полоцкое княжество |
Великое княжество Литовское |
Речь Посполитая |
Российская империя |
Белорусская Народная Республика |
Литовско-Белорусская ССР |
Белорусская ССР |
Республика Беларусь |
Портал «Белоруссия» |
История России |
Древние славяне, русы (до IX века) |
Киевская Русь(862—1240) |
Русские княжества (XII—XVI века) |
Новгородская республика (1136—1478) |
Владимирское княжество (1157—1363) |
Княжество Литовское и Русское (1236—1569) |
Московское княжество (1263—1547) |
Царство Русское (1547—1721) |
Российская империя (1721—1917) |
Российская республика (1917) |
Советская Россия (1917—1922) |
Альтернативные образования |
Советский Союз (1922—1991) |
Российская Федерация (с 1991) |
Правители | Хронология | Экспансия Портал «Россия» |
|
Варяги. Николай Рерих, 1899
[править] Образование Киевской Руси
Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — словенов (новгородцев), кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.
Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян — братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало поселение. Арабские писатели X века (аль-Истархи, Ибн-Хордадбех, Ибн-Хаукаль позднее говорят о Куябе как о крупном городе. Ибн Хаукаль писал: «Царь живет в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)»
Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.
В 860 при византийском императоре Михаиле III появляется упоминание о походах Руси на Царьград, зафиксированные в греческих летописях.
В 862 согласно Повести Временных лет, славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов. Дословно: «Сказали Руси Чудь, Словени и Кривичи: „Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“». Пришли 3 брата: Рюрик сел в Новгороде, Синеус сел в Белоозере, а Трувор сел в Изборске.
В 862 (возможно чуть позже) варяги (по одной из версий знать из свиты Рюрика) плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом. Летопись сохранила имена этих варягов: Аскольд и Дир.
В 866 (по датировке «Повести временных лет») Аскольд и Дир совершают поход на Царьград. Греческие источники, относящие этот поход к 860, связывают его с так называемым первым крещением Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия, и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) приняла христианство.
В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу (регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре).
В 882 по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватив Смоленск и Любеч, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. Сам же отправился дальше, убил Аскольда и Дира, захватил Киев, и объявил Киев столицей своего государства («И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.»); господствующей религией вновь стало язычество, хотя христианское меньшинство в Киеве сохранилось. Вещий Олег считается основателем Киевской Руси.
Олег покорил древлян, северян и радимичей, два последних союза до этого платили дань хазарам, но о конфликте Олега с хазарами Летопись не сообщает. В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет, не считаясь с родным сыном Рюрика — Игорем. Тот занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.
Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала так же неудачная военная кампания против Хазарии, в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом, и тогда повернула оружие против Византии. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты). Впрочем, Ольга около 959 приглашала на Русь германского епископа Адальберта и священников латинского обряда (после неудачи своей миссии они были вынуждены покинуть Киев).
Около 962 возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарам. В 965 Святослав разгромил Хазарский каганат. Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода в 972. После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир Святославич.
[править] Характеристика государства в IX—X вв.
Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами. В летописных источниках того времени государство называлось Русь; слово же «русский» в сочетании с другими словами встречалось в различных написаниях: как с одной «с», так и с двойной; как с «ь», так и без него. В узком смысле под «Русью» понималась территория Киевской (за исключением древлянской и дреговичской земель), Чернигово-Северской (за исключением радимичских и вятичских земель) и Переяславской земель; именно в таком значении термин «Русь» вплоть до XIII века употребляется, например, в новгородских источниках[3].
Княжеские знаки второй половины X века
Глава государства носил титул великого князя, князя русского. Неофициально к нему иногда могли прилагаться и другие престижные титулы, среди которых тюркский каган и византийский царь. Княжеская власть была наследственной. Помимо князей в управлении территориями участвовали великокняжеские бояре и «мужи». Это были дружинники, назначавшиеся князем. Бояре командовали особыми дружинами, территориальными гарнизонами (например, Претич командовал черниговской дружиной), которые в случае необходимости объединялись в единое войско. При князе также выделялся один из бояр-воевод, который зачастую выполнял функции реального управления государством, такими воеводами при малолетних князьях были Олег при Игоре, Свенельд — при Ольге, Святославе и Ярополке, Добрыня — при Владимире. На местном уровне княжеская власть имела дело с племенным самоуправлением в виде веча и «градских старцев».
Дружина в период IX—X вв. была наемной. Значительную её часть составляли пришлые варяги. Также её пополняли выходцы из прибалтийских земель и местных племен. Размеры ежегодной оплаты наемника оцениваются историками по-разному. Жалование выплачивалось серебром, золотом и мехами. Обычно воин получал около 8-9 киевских гривен (более 200 серебряных дирхемов) в год, однако к началу XI века плата рядовому войну составляла 1 северную гривну, что гораздо меньше. Рулевые на кораблях, старосты и горожане получали больше (10 гривен). Кроме того, дружина кормилась за счет князя. Изначально это выражалось в форме столования, а затем превратилось в одну из форм натуральных налогов, «кормление», содержание дружины податным населением во время полюдья. Среди дружин, подчиненных великому князю, выделяется его личная «малая», или младшая, дружина, которая включала 400 воинов. Древнерусское войско включало в себя также племенное ополчение, которое могло достигать нескольких тысяч в каждом племени. Общая численность древнерусского войска достигала от 30 до 80 тысяч человек.
Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях, с племени вятичей, бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов, полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Максимальный размер дани по поздней венгерской легенде в X веке составлял 10 тыс. марок (30 или более тысяч гривен). Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов. Господствующая этно-сословная группа населения, которая называлась «русь» выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.
В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.
В X веке на Руси действовало обычное право, которое в источниках называется «Закон русский». Его нормы отражены в договорах Руси и Византии, в скандинавских сагах и в «Правде Ярослава». Они касались взаимоотношений между равными людьми, русью, одним из институтов была «вира» — штраф за убийство. Законы гарантировали отношения собственности, в том числе и собственности на рабов («челядь»).
Принцип наследования власти в IX—X веках неизвестен. Наследники были зачастую малолетними (Игорь Рюрикович, Святослав Игоревич). В XI веке княжеская власть на Руси передавалась по «лествице», то есть не обязательно сыну, а наиболее старшему в роду (дядя имел преимущество над племянниками). На рубеже XI—XII веков столкнулись два принципа, и разгорелась борьба между прямыми наследниками и боковыми линиями.
В X веке сложилась более-менее унифицированая денежная система, ориентированная на византийскую литру и арабский дирхем. Основными денежными единицами были гривна, куна, ногата и резана. Они имели серебряное и меховое выражение.
Историки по-разному оценивают характер государства данного периода: «варварское государство», «военная демократия», «дружинный период», «норманнский период», «военно-торговое государство», «складывание раннефеодальной монархии».
[править] Крещение Руси и её расцвет
Остромирово евангелие — древнейшая русская книга, принадлежавшая новгородскому посаднику Остромиру
Основная статья: Крещение Руси
При князе Владимире Святославиче в 988 году официальной религией Руси становится христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.
В городах, древнейшими из которых были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Полоцк, Изборск, Чернигов, Переяславль, Туров, Ростов, Белоозеро, Плесков (Псков), Тмутаракань, Муром, Овруч, Владимир-Волынский, и другие, развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности («Повесть временных лет», Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития) и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноименный собор в Новгороде). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты). Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.
После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убивает своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых. Сам Святополк оказывается побеждён Ярославом и умирает в изгнании. В 1024 году Мстислав Владимирович Храбрый одержал победу над Ярославом у Листвена, результатом чего был временный (до смерти Мстислава в 1036 году) раздел Русской земли по Днепру. Судислав Владимирович в 1024 году был заточён братом Ярославом в поруб.
Правление Ярослава Мудрого (1019 — 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. В 1036 году Ярослав наносит поражение печенегам и их набеги на Русь прекращаются.
[править] Изменения в государственном управлении в конце X — начале XII вв.
В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть сыновей Владимира I и православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. Теперь все князья, выступавшие вассалами киевского великого князя, были только из рода рюриковичей. Скандинавские саги упоминают о ленных владениях викингов, но они располагались на окраинах Руси и на вновь присоединенных землях, поэтому во времена написания «Повести временных лет» они уже казались пережитком. Князья-рюриковичи вели ожесточенную борьбу с оставшимися племенными князьями (Владимир Мономах упоминает князя вятичей Ходоту и его сына). Это способствовало централизации власти.
Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Владимире, Ярославе Мудром и позднее при Владимире Мономахе. Попытки укрепить её, но менее успешно, предпринимал также Изяслав Ярославич. Положение династии укреплялось многочисленными международными династическими браками: Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича и византийской царевны и др.
Со времени Владимира или, по некоторым сведениям, Ярополка Святославича, дружинникам вместо денежного жалования князь стал раздавать земли. Если изначально это были города в кормление, то в XI веке дружинники получали сёла. Вместе с сёлами, которые становились вотчинами, даровался и боярский титул. Бояре стали составлять старшую дружину, которая по типу являлась феодальным ополчением. Младшая дружина («отроки», «детеские», «гриди»), находившаяся при князе, жила за счет кормления с княжеских сел и войны. Для охраны южных границ проводилась политика пересления славян из северных племен на юг, а также заключались договоры с союзными кочевниками, «черными клобуками» (торки и берендеи). От услуг наемной варяжской дружины в основном отказались в период правления Ярослава Мудрого.
Страница из краткой редакции «Русской Правды»
После Ярослава Мудрого окончательно утвердился «лествичный» принцип наследования земли в роде Рюриковичей. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди — к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел — город с землей (волость). В 1097 году был закреплен принцип обязательного выделения удела князьям.
Значительной частью земли со временем стала обладать церковь («монастырские вотчины»). С 996 года население выплачивало в пользу церкви десятину. Число епархий, начиная с 4, росло. Кафедра митрополита, назначаемого константинопольским патриархом, стала находиться в Киеве, а при Ярославе Мудром митрополит впервые был избран из числа русских священников, в 1051 году им стал приближенный к Владимиру и его сыну Иларион. Большим влиянием стали обладать монастыри и их избираемые главы, игумены. Центром православия становится Киево-Печерский монастырь.
Бояре и дружина составляли при князе особые советы. Князь советовался также с митрополитом, епископами и игуменами, составлявшими церковный собор. С усложнением княжеской иерархии к концу XI века стали собираться княжеские съезды («снемы»). В городах действовали веча, на которые зачастую опирались бояре для поддержки собственных политических требований (восстания в Киеве 1068 и 1113 года).
В XI — начале XII века сформировался первый письменный свод законов — «Русская Правда», который последовательно пополнялся статьями «Правды Ярослава» (ок. 1015—1016 гг.), «Правды Ярославичей» (ок. 1072 г.) и «Устава Владимира Всеволодовича» (ок. 1113 г.). В «Русской Правде» отразилось усиление дифференциации населения (теперь размер виры зависел от социального положения убитого), регламентировалось положение таких категорий населения, как челядь, холопы, смерды, закупы и рядовичи.
«Правда Ярослава» уравняла в правах «русинов» и «словенинов». Это, наряду с христианизацией и другими факторами, способствовало формированию новой этнической общности, осознававшей своё единство и историческое происхождение.
С конца X века на Руси известно собственное монетное производство — серебряные и золотые монеты Владимира I, Святополка, Ярослава Мудрого и др. князей.
[править] Распад
Золотые ворота в Киеве
Основная статья: Распад Киевской Руси
Во второй половине XI века Русь охватили княжеские усобицы. Их причинами были личные амбиции князей, поддержанные младшей дружиной, и запутанность лествичного принципа наследования, однако центростремительные силы в развитии государства возобладали. Среди соперничающих князей выделились Олег Святославич и Владимир Мономах. Одной из главных проблем, которую необходимо было решать в период усобиц были набеги половцев (с 1061 года). Половцы использовались князьями для борьбы за власть на Руси. На Любечском съезде (1097 г.), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою». Таким образом, при сохранении лествичного права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Это позволило прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами, которая была перенесена вглубь степей. Однако, это также открыло путь к политической раздробленности, так как в каждой земле утверждалась отдельная династия, а великий князь Киевский становится первым среди равных, теряя роль сюзерена.
Во второй четверти XII века Киевская Русь распадается на самостоятельные княжества. Хронологическим началом периода раздробленности современная историографическая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестают признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136), а сам титул становится объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей. Летописец под 1134 годом записал «разодралась вся земля Русская».
В 1169 году внук Владимира Мономаха Андрей Боголюбский, захватив Киев, впервые в практике междукняжеских усобиц не стал княжить в нём, а отдал его в удел. С этого момента Киев начинает постепенно терять политические, а затем и культурные атрибуты общерусского центра. Политический центр при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо перемещается во Владимир, князь которого также стал носить титул великого.
Руины Десятинной церкви на рисунках Вестерфельда, XVII век
Киев, в отличие от других княжеств, не стал достоянием какой-либо одной династии, а служил постоянным яблоком раздора для всех сильных князей. В 1204 году он был вторично разграблен смоленским князем Рюриком Ростиславичем, боровшимся против Галицко-Волынского князя Романа Мстиславича. В битве на реке Калке (1223), в которой участвовали практически все южно-русские князья, произошло первое столкновение Руси с монголами. Ослабление южнорусских княжеств усилило натиск со стороны венгерских и литовских феодалов, но одновременно способствовало усилению влияния владимирских князей в Чернигове (1226), Новгороде (1231), Киеве (1236) и Смоленске (1239). В ходе нашествия Батыя в 1240 году Киев был обращен в руины и окончательно потерял столичные функции. По решению Орды его получили владимирские князья Ярослав Всеволодович и позднее его сын Александр Невский, признанные старейшими на Руси. Однако они не стали переезжать в Киев, оставшись в отчинном Владимире. В 1299 году туда же перенёс свою резиденцию киевский митрополит.
[править] Характер государственности русских земель
Основная статья: Русские княжества
Количество княжеств и земель за XIII век выросло до 50, к концу XIV века (когда уже начался процесс феодальной консолидации) до 250.
Единственным общерусским политическим органом оставался съезд князей, который решал в основном вопросы борьбы с половцами. Церковь также сохраняла своё единство во главе с митрополитом и боролась с разного рода региональными «ересями». Однако позиции церкви были ослаблены усилением племенных языческих верований в XII—XIII вв. Религиозная власть и «забожни» (репрессии) были ослаблены. Кандидатура новгородского архиепископа предлагалась вечем, известен случай изгнания владыки.
Собор св. Софии, премудрости Божией, в Новгороде — символ республики.
Политическая власть из рук князя и младшей дружины перешла к усилившемуся боярству. Если ранее бояре имели дело с целым родом Рюриковичей, то теперь — с отдельными семьями.
В Киеве бояре поощряли борьбу между княжескими династиями, поддерживая в ряде случаев дуумвират (соправление) князей, и противясь усилению пришлых князей с помощью их физического устранения — обычно их отравляли ядом. Во Владимиро-Суздальской земле княжеская власть традиционно была сильной и иногда даже была склонна к деспотизму. Известен случай, когда боярство (Кучковичи) и младшая дружина при поддержке церкви также физически устранили князя «самовластца» (Андрея Боголюбского) — он был убит собственным мечом. В Новгородской земле, которая как и Киев не стала отчинной какой-либо одной династии, сохранив общерусское значение, в ходе антикняжеского восстания был установлен республиканский строй — отныне князь приглашался и изгонялся вечем. В южнорусских землях городские веча играли огромную роль в политической борьбе, имелись веча и во Владимиро-Суздальских землях — вплоть до 1262 года имеются сведения о договорных началах княжеской власти. В Галицкой земле имел место уникальный случай избрания князя из числа боярства.
Основным типом войска стало феодальное ополчение, старшая дружина оседала на земле. Для обороны использовалось городское ополчение. В Новгороде княжеская дружина фактически была наёмной по отношению к республике, особый полк имел владыка, горожане составляли «тысячу», ополчение во главе с тысяцким, также имелось и боярское ополчение. Войско отдельного княжества не превышало размеров в 8000 человек. Общая численность дружин и городского ополчения к 1237 году по оценкам историков составляла около 100 тыс. человек.
Битва новгородцев и суздальцев в 1170 году, фрагмент иконы 1460 г.,
В период раздробленности сложилось несколько денежных систем. Различают новгородскую, киевскую и «черниговскую» гривны. Это были слитки серебра различного размера и веса. Северная гривна была ориентирована на северную марку, а южная — на византийскую литру. Куна имела серебряное и меховое выражение, первая относилась ко второй как одна к четырём. В качестве денежной единицы использовались и старые шкурки, скрепленные княжеской пломбой (так называемые «кожанные деньги»).
Название Русь сохранялось в этот период за землями в Среднем Поднепровье. Жители разных земель обычно называли себя по городам: новгородцы, суздальцы, куряне и т. д. Вплоть до XIII века по данным археологии сохраняются племенные различия в материальной культуре, не был единым и разговорный язык, сохранялись регионально-племенные диалекты.
[править] Торговля
Важнейшими торговыми путями Древней Руси были:
- путь «из варяг в греки», начинавшийся из Варяжского моря, по озеру Нево, по рекам Волхов и Днепр выходивший в Чёрное море, Балканскую Болгарию и Византию (этим же путём, войдя из Чёрного моря в Дунай, можно было попасть в Великую Моравию);
- Волжский торговый путь («путь из варяг в персы»), шедший от города Ладога на Каспий и далее в Хорезм и Среднюю Азию, Персию и Закавказье;
- сухопутный путь, начинавшийся в Праге и через Киев выходивший на Волгу и далее в Азию.
[править] Проблема датировки
Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. |
[править] Примечания
- ↑ [Вернадский Г. В. Киевская Русь. Тверь, 1999. http://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv2.htm]
- ↑ Горский А. А. Русские земли в XIII - XIV веках: Пути политического развития. М.,1996. С.46,74; Гліб Івакін Історичний розвиток Києва XIII — середина XVI ст. К., 1996; БРЭ. Том Россия. М.,2004. С.275, 277. Часто встречающееся мнение о переносе номинальной столицы Руси из Киева во Владимир в 1169 году, является заблуждением, введённым в оборот В. Н. Татищевым. См. Толочко А. П. История Российская Василия Татищева. Источники и известия. М.,- Киев, 2005. С.415-419.
- ↑ А. А. Зализняк. Древненовгородский диалект. М., 2004, с. 356
[править] См. также
Киевская Русь на Викискладе? |
- Средневековая русь в авторском журнале Histnet.ru
- Хронология русской истории
- Украина (раздел «История»)
[править] Литература
- Г. В. Вернадский. Древняя Русь.
- Урланис Б. Ц. Рост населения в Европе. — М., 1941.
- Карышковский, Пётр Осипович Русско-болгарские отношения во время Балканских войн Святослава // Вопросы истории. 1951. № 8;
- Карышковский, Пётр Осипович О хронологии русско-византийской войны при Святославе // Византийский временник. 1952. Т. V;
- Карышковский, Пётр Осипович К вопросу о первоисточниках по истории походов Святослава // Краткие сообщения Института славяноведения. 1952. № 9;
- Карышковский, Пётр Осипович Балканские войны Святослава в византийской исторической литературе // Византийский временник. 1953. Т. 6;
- Б. А. Рыбаков. Рождение Руси
- Михаил Казовский «Дочка императрицы», исторический роман (1999) о предыстории крещения Киевской Руси.
[править] Источники
- От древней Руси до Империи Российской, снимок по состоянию на 13 октября 2003.
- Плотникова О. А. Легитимизация власти на этапе становления и укрепления династии русских князей
- С. П. Шишкин Описания, хронология, указатели
- Повесть Временных лет (в переводе Д. С. Лихачева)
- Повесть Временных лет (на старославянском)
- Новгородские летописи
Киевская Русь | ||
Русь· русь (народ)· Рюрик· Рюриковичи | ||
Переломные события | Призвание варягов· Крещение Руси· Съезд князей в Любече· Монголо-татарское нашествие | |
Летописные племена | древляне· дреговичи· дулебы (волыняне)· белые хорваты· вятичи· кривичи· поляне· радимичи· северяне· словене· тиверцы· уличи — славянские; весь· меря· мурома · чудь заволочская — финно-угорские; голядь — балтское | |
Киевские правители до распада Киевского государства (1132) | Аскольд и Дир· Олег· Игорь Рюрикович· Ольга· Святослав Игоревич· Ярополк Святославич· Владимир Великий· Святополк Окаянный· Ярослав Мудрый· Изяслав Ярославич· Всеслав Брячиславич· Святослав Ярославич· Всеволод Ярославич· Святополк Изяславич· Владимир Мономах· Мстислав Великий | |
Значимые войны и битвы | Походы Руси против Византии· Разгром Хазарского каганата· Битва под Любечем· Битва у реки Буг· Битва на реке Альте· Битва на Немиге· Битва на Стугне· Битва на реке Калке· Битва на реке Сити | |
Основные княжества в XII—XIII веках | Владимиро-Суздальское княжество· Галицко-Волынское княжество· Киевское княжество· Муромское княжество· Новгородская земля· Новгород-Северское княжество· Переяславское княжество· Полоцкое княжество· Рязанское княжество· Смоленское княжество· Турово-Пинское княжество· Черниговское княжество | |
Общество и культура | Язычество на Руси· Христианство на Руси· Вече· Дружина· Русская Правда· Слово о законе и благодати· Повесть временных лет· Поучение Владимира Мономаха· Слово о полку Игореве· Моление Даниила Заточника |
п·о·р Страны и регионы со значимым присутствием славянских этносов | |||||||||
Славянские страны |
| ||||||||
Страны и регионы с присутствием славянского этноса |
| ||||||||
Исторические государства |
| ||||||||
Источники и проценты |
п·о·р Средние века | |
Основные события | Падение Западной Римской империи • Великое переселение народов • Феодализм • Тёмные века Средневековья • Эпоха Возрождения • Развитие технологий |
Страны и регионы в Средневековье | Англия • Шотландия • Ирландия • Скандинавия • Франция • Германия • Испания • Италия • Киевская Русь • Византийская империя |
Религия | Римско-католическая церковь • Православная церквь • Крестовые походы • Схоластика • Расцвет монашества • Еретические движения • Катары |
Культура | Искусство Средневековья • Архитектура • Литература • Музыка |
Источник — «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C»
Категории: Страны и регионы со значимым присутствием славянского этноса | Киевская Русь | История Руси с VIII века по 1613 | История России | Исторические области России | История административно-территориального деления России | История Украины | История Белоруссии