В конце V -- первой половине VI века нашей эры происходят тривзаимосвязанных события, которые непосредственно соотносятся с КиевскойРусью и являются ответами на вопросы летописца Нестора, поставленные им взаголовке "Повести временных лет": "Отькуду есть пошьла Русьская земля? Кьто в Кыеве нача пьрвее къняжити? И отькуду Русьская земля стала есть?" Важнейшим событием конца V -- середины VI века было начало великогорасселения славян на юг, за Дунай, на Балканский полуостров, когдаславянские Дружины отвоевали и заселили почти половину Византийской империи.Потоки колонистов шли как от западной половины славянства ("славены",искаженное "склавины"), так и от восточной ("анты", наименование, данноесоседями; очевидно, "окраинные"). Грандиозное по своим масштабам движениеславян на Дунай и за Дунай перекроило всю этническую и политическую картураннесредневековой Европы и, кроме того, существенно видоизменилоисторический процесс и на основной славянской территории (прародина плюсзона ранней северной колонизации). Вторым событием, вписывающимся в рамки первого, было основание Киева наДнепре. Летопись передает древнюю легенду о трех братьях -- Кие, Щеке иХориве, -- построивших город на Днепре в земле полян во имя старшего братаКия. Это предание, являвшееся незапамятно древним уже во времена Нестора(начало XII века), вызывало сомнения у летописцев Новгорода, соперничавшегов XI--XII веках с Киевом, и они поместили в летопись легенду о Кие под 854годом. Такая поздняя дата совершенно не соответствует действительности, таккак в распоряжении современных ученых есть бесспорное свидетельствозначительно более раннего времени возникновения предания о постройке Киева вземле полян. Этим свидетельством является армянская история Зеноба ГлакаVIII века, в которую автором включено предание, не имеющее никакогоотношения к истории армянского народа: три брата -- Куар, Мелтей и Хореван-- построили в какой-то стране Палуни город. В армянской записи совпадают слетописной и основа, и подробности (охотничьи угодья, город на горе,языческое святилище). Возникает вопрос: каким образом славянское преданиемогло попасть в VIII веке на страницы армянской хроники? Ответ очень прост:в том же VIII веке (в 737 году) арабский полководец Мерван воевал с хазарамии ему удалось добраться до "Славянской реки" (Дона), где он взял в плен 20тысяч славянских семейств. Пленники были уведены в Закавказье и помещены пососедству с Арменией. Все это означает, что предание об основании Киева Киеми его братьями в земле полян сложилось в самой полянской, славянской землекогда-то до 737 года. Летописец Нестор, поставивший в заголовке своего труда вопрос "кто вКиеве нача первее княжити?", не знал армянской рукописи с включенной в неедревней славянской легендой и не мог опереться на нее в своем споре сновгородцами, которые умышленно хотели принизить древность Киева. Появиласьдаже такая, обидная для киевлян, мысль, что Кий был не князем, а простокаким-то перевозчиком через реку: "так и говорили -- на перевоз на киев..."Нестор, образованный и разносторонний историк, знавший и греческуюисторическую литературу, и местные славянские сказания, восходившие вплотьдо V--VI веков нашей эры, предпринял специальное разыскание и установилкняжеское достоинство Кия, подтвержденное его встречей с императоромВизантии. "Аще бы Кый перевозьник был, то не бы ходил Цесарюграду. Но се Кыйкъняжаше в роде своемь и приходившю ему к цесарю, которого не съвемы, нотькмо о семь вемы, якоже съказають, яко велику честь принял есть от цесаря,при которомь приходив цесари. Идущю же ему вспять, приде к Дунаеви и възлюбиместо и сруби градьк мал и хотяше сести с родъм своим и не даша ему ту близьживущий. Еже и доныне наречють дунайчи "городище Киевець". Кыеви жепришедъшю в свой град Кыев, ту живот свой съконьча; и брата его Щек и Хориви сестра их Лыбедь ту съконьчашася. И по сих братьях держати почаша род ихкняженье в Полях". Добросовестный историк, к сожалению, не знал имени цесаря, но и не сталего выдумывать. Такая ситуация, когда император крупнейшей мировой державыприглашает к себе славянского князя и оказывает ему великую честь, былавозможна не ранее конца V века, когда при императоре Анастасии (491--518годы) славяне начали штурмовать дунайскую границу Византии. Ситуация вполнеподходила бы и к эпохе Юстиниана (527--565 годы), но этого цесаря русскиекнижники знали хорошо и едва ли могли назвать его неизвестным. Возможно, чтоэто император Анастасий. Обратимся к достоверным археологическим материалам той эпохи. Именно наэто время, на рубеж V--VI веков, падает важное событие в жизниприднепровских высот. Наиболее ранней укрепленной точкой здесь была такназываемая Замковая гора ("Киселевка"), господствовавшая над Подолом; онарасположена у древнего "Боричева взвоза" на берегу ручья Киянки. В летописи,как мы помним, говорится о том, что Кий первоначально, до постройки города,сидел "на горе". Археологически эта "гора Кия" определяется как Замковая,где есть и древний культурный слой, датированный монетой императораАнастасия. Событием была постройка небольшой крепости на высокой Старокиевскойгоре, где теперь красуется растреллиевский Андреевский собор. Эта высокаягора, господствующая над всей долиной Днепра (с нее хорошо виден Вышгород уустья Десны), стала историческим центром Киева. Здесь при Владимире I стояликняжеские дворцы, здесь был кафедральный собор всей Руси -- Успенская"десятинная" церковь 996 года, здесь ставились трофейные статуи, вывезенныеиз Корсуни -- Херсонеса после победы над Византией. Причину переноса своей резиденции князем Кием на рубеже V--VI веков сневысокого плоского холма близ днепровских причалов на высокую неприступнуюгору и превращение новой небольшой крепости в столицу огромного государствамы сможем понять только в свете того великого расселения славян V--VIIвеков, о котором летописец сказал: "По мнозех же временах сели суть словене по Дунаеви, кде есть нынеУгорьска земля (Венгрия) и Болгарьска..." В заселении Балканского полуострова принимали участие не только племенаюжной окраины широкого славянского мира, но и более отдаленные, глубинныеплемена вроде сербов (живших близ современного Берлина) или дреговичей,обитавших севернее припятских болот в соседстве с литовцами. Если мы взглянем на карту Восточной Европы, то сразу осознаем важнуюстратегическую роль Киева в эпоху этого массового, многотысячного движенияславян на юг к богатым византийским городам и тучным возделанным землям. Всекрупнейшие реки днепровского бассейна сходились к Киеву; выше Киева потечению впадали в Днепр Березина, Сож, огромная Припять и Десна, Тетерев.Бассейн этих рек охватывал земли древлян, дреговичей, кривичей, радимичей исеверян общей площадью около четверти миллиона квадратных километров! И всеэто необъятное пространство, все пути из него на юг, к Черному морю,запирались крепостью на Киевской горе. Ладьи, челны, плоты славян, плывшие в V--VI веках к рубежам Византии изполовины восточнославянских земель, не могли миновать киевских высот. КнязьКий весьма мудро поступил, поставив новую крепость на горе ниже устьяполноводной Десны, он стал хозяином Днепра, без его воли славянские дружиныне могли проникнуть на юг и, по всей вероятности, платили ему "мыто",проезжую пошлину, а если возвращались из далекого похода, то делились с нимтрофеями. Князь Кий мог возглавлять эти походы на юг, накапливать наднепровских причалах ладьи северных племен, а затем с достаточными силамидвигаться вниз по Днепру, где необходимо было преодолеть опасныекочевнические заслоны авар и тюрко-болгар. В одной из летописей есть дополнение к рассказу Нестора о Кие:Полянскому князю приходилось вести войны с тюрко-болгарами, и в один изпоходов Кий довел свои дружины до Дуная и будто бы даже "ходил к Царюградусилою ратью" (Никоновская летопись). Строитель крепости на Днепре становился одним из руководителейобщеславянского движения на Балканы. Неудивительно, что "неведомый цесарь"постарался обласкать могущественного славянского князя. Время византийскихпоходов было временем сложения и разрастания славянских племенных союзов.Одни из них, как, например, союз дулебов, пали под ударами аварских орд в VIвеке; другие союзы славянских племен уцелели и укрепились в противоборствесо степняками. К таким усилившимся объединениям следует, по-видимому,относить союз среднеднепровских племен, выразившийся в слиянии двух группславянских племен -- руси (бассейн Роси) и полян (Киев и Чернигов). Этослияние отразилось в летописной фразе: "Поляне, яже ныне зовомая Русь". Имя народа "Русь" или "Рос" появляется в источниках впервые в серединеVI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов(Иордан) припоминает "мужей-росов" (росомонов), враждовавших с готскимкнязем Германарихом в 370-е годы. Другой, далекий автор, писавший в Сирии,перечисляя степных кочевников Причерноморья, упомянул неконный народ "РОС",живший где-то на северо-западе от амазонок, то есть в Среднем Поднепровье(легендарных амазонок помещали у Меотиды -- Азовского моря). Две формы наименования народа (РОС и РУС) существуют с древнейшихвремен: византийцы применяли форму РОС, а арабо-персидские авторы IX--XIвеков -- форму РУС. В русской средневековой письменности употреблялись обеформы: "Русьская земля" и "Правда Росьская". Обе формы дожили вплоть донаших дней: мы говорим РОСсия, но жителя ее называем РУСским. Большой интерес представляет определение первичного географическогозначения понятия "Русская земля", так как совершенно ясно, что широкоезначение в смысле совокупности всех восточнославянских племен от Балтики доЧерного моря могло появиться только тогда, когда это пространство былоохвачено каким-то единством. Внимательно вглядываясь в географическую терминологию летописейXI--XIII веков, мы замечаем там любопытную двойственность: словосочетание"Русская земля" употребляется то для обозначения всей Киевской Руси или всейдревнерусской народности в таких же широких пределах, то для обозначениянесравненно меньшей области в лесостепи, ни разу не представлявшей в X--XIIвеках политического единства. Так, например, часто оказывалось, что изНовгорода или Владимира "ехали в Русь", то есть в Киев; что галицкие войскавоюют с "русскими", то есть с киевскими, дружинами, что смоленские города нерусские, а черниговские -- русские и т. д. Если мы тщательно нанесем на карту все упоминания "русских" и"нерусских" областей, то увидим, что существовало еще и понимание слов"Русская земля" в узком, сильно ограниченном смысле: Киев, Чернигов, рекаРось и Поросье, Переяславль Русский, Северская земля, Курск. Поскольку эталесная область не совпадает ни с одним княжеством XI--XIII веков (здесьрасполагались княжества Киевское, Переяславское, Черниговское, Северское),нам приходится считать эти устойчивые представления летописцев XII века изразных городов отражением какой-то более ранней традиции, прочносохранявшейся еще в XII веке. Поиски того времени, когда "Русская земля" в узком смысле моглаотражать какое-то реальное единство, приводят нас к одному-единственномуисторическому периоду, VI--VII векам, когда именно в этих пределахраспространилась определенная археологическая культура, характеризующаясяпальчатыми фибулами, спиральными височными кольцами, деталями кокошников иналичием привозных византийских вещей. Это культура русско-полянско-северянского союза лесостепных славянскихплемен, образовавшегося в эпоху византийских походов, в эпоху строительстваКиева. Неудивительно, что о народе РОС прослышали в VI столетии в Сирии, чтокнязя этого мощного союза племен одаривал византийский цесарь, что именно сэтого времени киевский летописец эпохи Мономаха начинал историю КиевскойРуси. В последующее время "русью", "русами", "росами" называли и славян,жителей этой земли, и тех иноземцев, которые оказывались в Киеве или служиликиевскому князю. Появившиеся в Киеве через 300 лет после первого упоминания"народа РОС" варяги стали тоже именоваться русью в силу того, что ониоказались в Киеве ("оттоле прозвашася русью"). Наиболее богатые и интересные находки "древностей русов" VI--VII вековсделаны в бассейне рек Роси и Россавы. Вполне вероятно, что первичное племяросов-русов размещалось на Роси и имя этой реки связано с названием племени,восходящим по Иордану по крайней мере к IV веку нашей эры. Первичная земля народа РОС находилась, во-первых, на территорииславянской прародины, во-вторых, на месте одного из наиболее значительныхсколотских "царств" VI--V веков до нашей эры. В-третьих, она была одним изцентров черняховской культуры "трояновых веков". В VI веке нашей эры союзжителей Роси с Полянским Киевом и северянским Посемьем (по реке Сейм) сталядром зарождающегося государства Русь с центром в Киеве. Как видим, спор оместе рождения русской государственности -- на новгородском севере или накиевском юге -- безусловно и вполне объективно решается в пользу юга, давноначавшего свой исторический путь и свое общение с областями мировыхцивилизаций.