CВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ

Святослав Игоревич
Годы жизни: 942-972
Годы правления: 966-972
Полководец, великий князь киевский, князь новгородский.
Сын князя Игоря Рюриковича и княгини Ольги.

В 945 году после смерти отца Святослав в раннем возрасте остается с матерью Ольгой и приближенными воспитателями Асмудом и Свенельдом.

Святослав рос среди дружинников. Ольга, решив отомстить за смерть мужа, взяла ребенка с собой и посадив его на коня, вручила копье. Он начал битву, символически бросив копье, которое пролетело между ушей коня и упало к его ногам. «Князь уже начал бой, последуем, дружина, за ним!» Поступок Святослава вдохновил дружинников и русы выиграли битву.

Уже с 964 года Святослав правил самостоятельно. В 965 оставив княгиню Ольгу управлять Киевом, отправился в поход. Всю дальнейшую часть жизни Святослав проводил в походах и сражениях, лишь иногда навещая родные края и мать, в основном в критических ситуациях.

В течение 965-966гг. подчинил себе вятичей, освободил их от дани хазарам, разгромив Хазарский каганат и волжских болгар. Это дало возможность взять под контроль Великий Волжский путь, который соединяет Русь, Среднюю Азию и Скандинавию.

В своих сражениях Святослав прославился тем, что прежде чем напасть на врага, посылал гонца со словами: «Иду на вы!» Захватывая инициативу в конфликтах, он вел вооруженное наступление и добивался успеха. «Повесть временных лет» описывает Святослава «он передвигался и ходил, как пардус (то есть гепард), и много воевал. Во походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины».

Мнения историков в описании Святослава совпадают. Византийский хронист Лев Дьякон говорит о Святославе: «среднего роста и весьма строен, имел широкую грудь, плоский нос, голубые глаза и длинные косматые усы. Волосы на его голове были выстрижены, за исключением одного локона - знак благородного происхождения; в одном ухе висела золотая серьга, украшенная рубином и двумя жемчужинами. Вся наружность князя представляла что-то мрачное и суровое. Белая одежда его только чистотой отличалась от других русских". Такое описание подтверждает волевой характер Святослава и безумную его тягу к захвату чужих земель.

Святослав считался язычником. Княгиня Ольга, приняв крещение, пыталась уговорить сына тоже принять христианство. Согласно летописи Святослав отказался и ответил матери: «как мне одному принять иную веру? Дружина моя станет насмехаться».

В 967 году Святослав со своей дружиной разгромил войско болгарского царя Петра. Дойдя до устья Дуная «поставил» город Переяславец (Малый Переслав). Город так понравился Святославу, что он решил сделать его столицей Руси. По данным летописи он сказал матери: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей! Туда сходится все хорошее: из Греции золото, поволоки, вина и разные плоды, из Чехии и Венгрии серебро и кони, из Руси меха и воск, мед и рыбы». И даже есть данные, что он княжил в Переяславце и здесь же получил первую дань с греков.

Византийский император Иоанн I Цимисхий, находясь в сговоре с печенегами, был очень обеспокоен успехами русских войск и пытался ослабить соседей. В 968 году узнав об утверждении Святослава в Болгарии, Иоанн заставил печенегов напасть на Киев. Князь оставил Болгарию и вернулся в Киев, на защиту своего города, где правила его мать. Святослав разгромил печенегов, но вероломство Византии не забыл.

У Святослава было три сына: первый Ярополк– рожден от первой жены, дочь или сестра венгерского короля. По другим данным киевского боярина Предславы. Второй Владимир. Считался незаконнорожденным. Прозван Красным солнышком. Мать Малуши или Малфред, дочь древлянского князя Мала. Третий сын Олег от жены Эсфири.

После смерти матери, в 968 году, Святослав передает внутренние дела своего государства подросшим сыновьям. Ярополку Киев. Владимиру Новгород. Олег получил древлянские земли (в данный момент район Чернобыля).

В 970 году Святослав решил заключить договор с болгарами и с венграми против Византии. Собрав войско около 60 тысяч, он начал новый военный поход в Болгарию. По данным летописцев Святослав своими действиями привел болгарцев в ужас и тем самым повиновал их. Занял Филиппополь, прошел Балканы, захватил Македонию, Фракию и добрался до Константинополя. По преданию князь обращался к своей дружине: «Не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не стыдно. Если же побежим – позор нам будет». После ожесточенных боев и крупной потери в 971 году Святослав взял все-таки укрепление византийцев и был вынужден подписать мирный договор с императором Иоанном Цимисхием. Возвращаясь в Киев, Святослав был подстережен печенегами и убит у днепровских порогов. Из его черепа была сделана, окованного золотом, была сделана чаша для пиров.

После ратных походов Святослава Игоревича (965-972) территория земли Русской увеличилась от Поволжья до Каспия, от Северного Кавказа до Черноморья, от Балканских гор до Византии. Победил Хазарию и Волжскую Болгарию, ослабил и устрашил Византийскую Империю, открыл пути для торговли Руси с восточными странами.

вернуться

Смерть князя Святослава Игоревича произошла не на Хортице

Князь Святослав в историю нашей страны занимает не последнее место. Ведь это был один из самых известных знаменитых киевских князей. "Пылкий и смелый, отважный и деятельный" - так аттестуют киевского князя византийский летописец Лев Диакон. А украинский историк М.С. Грушевский остроумно называет его то "запорожцем на киевском престоле", то "странствующим рыцарем", поясняя, что роль князя – правителя, главы государства в деятельности Святослава вполне отступает на второй план пред ролью предварительной дружины. Война была единственной всепоглощающей страстью по имени Славенин, по кодексу чести варяг, по образу жизни кочевник, он был сыном всей великой Евразии и вольно дышал в ее степях и чащах. Многие из учебников истории знают, что свою смерть он нашел от руки половцев на о. Хортице, у Черной скалы. В музее истории Запорожского казачества этому событию даже посвящена прекрасная диарама. Но так ли все было на самом деле? Как известно история очень субъективная наука. Трактовать одни и те же события можно по-разному. Тем более если нас разделяет 1300 лет. Как утверждает Георгий Шаповалов, директор Запорожского краеведческого музея, в своей статье "Где погиб князь Ярослав Игоревич?", на протяжении почти ста лет исторической наукой накоплена информация, которая позволяет не согласиться с официальной версией о смерти князя на о. Хортице. Вот как описываются эти события в летописи "в 971 году князь Святослав, заключив мир с византийцами, отправился на ладьях к днепровским порогам и сказал ему воевода отца его Свенельд: обойди князь (их) на конях, так как стоят печенеги в порогах". Однако князь его не послушал. Тем временем послали переяславцы к печенегам гонцов предупредить, что "идет Святослав в Русь, взявши вещей много у греков и пленных много, а с дружиной малой". Услышав это печенеги перекрыли пороги. И пришел Святослав к порогам, но нельзя было пройти их и стал он зимовать в Белоборежье. И не было у них пищи, и настал голод большой, так что по полгривны была голова коняча. И зимовал тут Святослав, а когда пришла весна, пошел в пороги. Год 972 пришел Святослав в пороги, и напал на него Куря, князь печенежский, и убили они Святослава и взяли голову его, и с черепа его сделали чашу и пили из нее. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку. И было всех лет княжения Святославового двадцать и восемью." Как известно, днепровские пороги до 1932 года, до затопления их в связи с сооружением Днепрогеса, находились между современными городами Запорожье и Днепропетровск. Так что площадь для ответа на вопрос, где именно погиб Святослав, огромная. И почему решили, что это о. Хортица, непонятно.По свидетельству византийского императора Константина Багрянородного, самое опасное место для тех славян, которые преодолевали пороги на своих кораблях, была переправа Крария. Она известна в более поздних источниках как Кичкасская переправа и находилась между последним порогом и о. Хортица. Днепр имел тут ширину в 150-180 метров именно поэтому печенеги, указывает автор, спускаются и нападают на славян. Шаповалов считает, что вполне природно, что ответ на вопрос, где погиб Святослав нужно искать здесь. Чтобы не быть голословным он упоминает, что еще в 1930 г. Днепрогесовская историко-археологическая экспедиция выявила уникальный памятник, имеющий непосредственное отношение к теме статьи. Из публикации археолога Гринченко, производившего раскопки стало известно вот что. При исследовании Вознесенской горки, район Павло-Кичкаса, на так называемой "площадкеА" был выявлен могильник, в который входило до 50-ти курганов, которые имели различные размеры и формы. В целом курганный могильник протянулся в направлении северо-восток, юго-запад и разделялся на две группы, которые находились в 500 метрах одна от другой. Между курганными насыпями, был выявлен вал высотой от 45 до 85 см. Вал создавал сооружение-укрепление в виде прямоугольника длиной 82 и шириной 51 м. Во время раскопок этого сооружения было найдено много фрагментов древней посуды и конских костей. В восточной части укрепления археологи выявили разрушенную кольцевую обкладку из камня, площадью 29 кв. метров. В ее центре на глубине до 2-х метров находилось захоронение, в пользу которого свидетельствовали найденные тут человеческие кости, стрелы и камни. Рядом был обнаружен так называемый" Вознесенский клад". Он представлял цилиндрическую яму глубиной до 90 см и диаметром –70 см. Яма была доверху забита большим количеством металлических предметов. Местами блистало золото и серебро. Клад был доставлен в Днепропетровский исторический музей. Из серебренных предметов лучше всего сохранилась фигура орла со змеей в лапах. На груди орла вырезано монограмму -латинский крест, на краях которого расположены буквы, которые составляют имя "Петрос". Византийские походы Святослав широко известны. Чего стоит только щит, который он прибил к городским воротам Константинополя, после взятия города. Исследователи считают, что ряд вещей из клада, как уже упоминавшиеся выше явно византийского происхождения. Гринченко пишет: " Состав предметов из захоронения указывает на то, что они принадлежали не одному человеку, а нескольким. Эти люди безусловно не могли умереть одновременно обычной смертью. Причиной такой скоропостижной смерти мог быть неудачный бой, восстание в войске или какая-нибудь серьезная катастрофа ,во время которой погибли полководцы и определенное количество воинов. Эта катастрофа, возможно привела к безвыходному состоянию и воинам, которые остались в живых, пришлось сжечь вместе с погибшими своими полководцами и товарищами также военные регалии (орел и лев), чтобы они не достались врагу". А вот свидетельство другого участника раскопок, профессора М.Миллера. "В этом месте", - пишет он – "рядом с Хортицей, Днепр выгинается коленом, окружая с двух сторон большую и высокую гору (Вознесенскую горку) в форме полукруга, который находится на левом берегу. От степи эта гора отличается подбалками, которые впадают в балки Капустяная и Кичкасская. Под горой находился известный в истории Кичкасский или Крарийский перевоз через Днепр. Особенное значение он приобрел в IX-XII ст., когда через него шел путь из Херсона в Киев и в этом месте он перекрещивался с большим водным путем "из варяг в греки". "Гора", на вершине которой находилась "Площадь А", - пишет М.Миллер,- "доминировала над всей окружающей местностью. С вершины горы разворачиваются единственный незабываемый вид на десятки километров: вниз – на Хортицу и Великий Луг, вверх – на начало порогов, на восток – в крайние степи. Под горой Крарийский перевоз и средоточение великий путей. И вверх и вниз, во многих местах блистала серебренная поверхность Днепра, на расстояние, которое только хватало глаз". Именно Михаил Миллер, первым выдвинул гипотезу, что это захоронения является, ничем иным, как могилой Святослава и его дружинников. Князь, действительно, мог подойти на кораблях по новому Днепру в район "Красной речки", и доведавшись от разведки про печенежскую засаду на Кичкасской переправе, попробовал обойти их на конях, степными балками – Капустяной, Кичкасской и др. Это можно было сделать для нанесения внезапного удара по засаде со стороны порогов с целью обеспечения свободного прохода флотилии вверх по Днепру. Когда же пройти незаметным степными балками Святославу не удалось, он, отрезанный печенегами от флотилии на Днепре, вынужден был подняться в небольшое сторожевое укрепление (Вознесенская горка). Оно было построено жителями славянских, окрестных поселений лет на сто раньше на стратегически выгодной возвышенности. Именно там, считает Г. Шаповалов, великий князь Святослав, вместе с верными воеводами и небольшим отрядом воинов, и приняли свой последний неравный бой. Про нахождение славянской флотилии на новом Днепре возле его левого берега, напротив современного островка Ростебиного, свидетельствуют многочисленные случайные находки со дна реки: кольчуги, мечи, наконечники стрел периода Киевской Руси. Тут же в 1952 году были найдены и затопленные корабли. Возможно, это и была последняя стоянка кораблей князя Святослава, до которых он не добрался, оставшись навсегда на Вознесенской горке. Ярослав Шевченко