Политика.

В области внешней политики Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. Он сумел обеспечить для Киевской Руси признание и высокий авторитет на международной арене. Известно, что положение той или иной страны в эпоху средневековья нередко определялось династическими связями. Чем могущественнее было государство и чем большим авторитетом пользовался его глава, тем больше было желающих среди иностранных правителей породниться с ним. Короли почти всех западных государств считали зачесть связать себя родственными узами с Ярославом Владимировичем.

После возвращения червенских городов отношения Руси с Польшей стали мирными, союзническими. Ярослав помог польскому королю Казимиру восстановить мир в Польше, нарушенный внутренними междоусобицами. Сблизились они и дворами: польский король женился на сестре Ярослава Марии-Добронеге, а свою сестру выдал замуж за сына Ярослава Изяслава.

Союзнические отношения существовали между Киевской Русью и Германской империей, император которой Генрих III поддержал Ярослава в его борьбе за червенские города. Послы Руси дважды посещали германского императора. Святослав Ярославич был женат на сестре трирского епископа.

Тесные связи поддерживала Киевская Русь и со скандинавскими странами. Варяги принимали участие в битвах Ярослава со Святополком вблизи Любеча и на р. Альте, в битве под Лиственом с Мстиславом. У Ярослава временно нашел убежище изгнанный норвежский король Олаф. Сам Ярослав женился на дочери Олафа Ингигерде-Ирине. Норвежский принц, впоследствии ставший королем, Геральд Смелый был женат на дочери Ярослава Елизавете.

Даже далекая от Киевской Руси Франция стремилась к установлению дружественных отношений с киевским княжеским двором. Король Франции Генрих 1 женился на дочери Ярослава Анне. После смерти Генриха 1 Анна была регентшей во время правления своего малолетнего сына Филиппа 1, а затем помогала ему править государством. Ее подписи кириллицей (Ана рьина) стоят на нескольких государственных документах, последний из которых датирован 1075 г.

Сложный характер имели отношения Руси с Византией. Мир, установившийся после введения на Руси христианства, продолжался до 1043 г. В этом году был предпринят поход на Византию. Неизвестно, что послужило причиной этого. Возможно, поход стал ответом Руси на стремление Византии распространить на нее свое политическое влияние. Поход русских войск возглавил старший сын Ярослава Владимир, новгородский князь. Воеводой при нем был Вышата, потомок прославленного в былинах воеводы Добрыни. Сначала русские войска действовали успешно, но затем византийский флот, вооруженный греческим огнем, нанес им значительное поражение. Завершил разгром русского флота шторм, во время которого погибло много кораблей. Уцелевшие возвратились домой с Владимиром Ярославичем. Часть дружины во главе с Вышатой была встречена на Балканах византийским войском и также разбита; много русских воинов попали в плен и были ослеплены.

Позже отношения Руси с Византией нормализовались. Русских пленных вернули на родину. А через некоторое время один из сыновей Ярослава Всеволод женился на византийской царевне из семьи Мономаха. Старший сын Всеволода от этого брака Владимир был прозван в честь деда Мономахом.

Первая половина XI в. в истории Киевской Руси — это время дальнейшего ее развития. Оно ознаменовалось общим подъемом страны, укреплением экономических и культурных связей между ее отдельными частями, расцветом Киева как центра государства.

При княжении Владимира Святославича административный центр Киева находился в пределах Города Владимира, включающего Старокиевскую гору и прилегающую к ней территорию. Фундаменты так называемых Софийских ворот, обнаруженных на углу современных Владимирской и Большой Житомирской улиц, фиксируют границы Города Владимира с юга. Во времена Ярослава территория центральной части Киева значительно расширилась. Вокруг нее были возведены мощные укрепления, в центре Города Ярослава вырос красивый архитектурный ансамбль.

Границы Города Ярослава на современном плане Киева очерчиваются с юга площадью Октябрьской революции, улицами Малой Подвальной и Ярославовым валом, с запада — Львовской площадью, с северо-востока—улицей Большой Житомирской. Длина укреплений достигала более 3,5 км, а общая площадь в их пределах составляла 80 га. В системе укреплений Города Ярослава было трое ворот: Золотые, Лядские и Жидовские. До наших дней сохранились руины Золотых ворот бывших главным въездом в Киев.

Особое внимание Ярослав уделял распространению и укреплению христианства. Он, как и его отец, хорошо понимал значение христианства для Киевской Руси. По словам летописца, при Ярославе “нача вера хрестьянська плодитися и ширитися”. Ярослав дал церкви специальный устав, определявший ее права. По этому уставу церковь имела право суда над верующими за нарушение христианских норм морали, обычаев в семейной жизни и брачных отношениях.

Важным шагом Ярослава в области внутренней политики стало назначение (около 1051 г.) киевским митрополитом известного писателя и культурного деятеля Илариона. С введением христианства как государственной религии Киевской Руси византийский император, считавшийся главой православия, стал верховным иерархом и над русской православной церковью. Он назначал на Русь митрополитов, через которых пытался влиять на ее политическую жизнь. С назначением митрополитами лиц из местных церковных деятелей византийская дипломатия теряла такую возможность.

Во времена Ярослава был составлен первый памятник русского права — так называемый “Устав Ярослава”, или древнейшая “Русская правда”, которая была дана Новгороду в 1016 г. как сборник правовых норм при рассмотрении разных конфликтов среди новгородского населения. Вместе с тем она отражала определенные черты жизни русского средневекового города вообще. Социальные противоречия, о которых свидетельствует “Устав”, были характерны и для других русских городов. Юридические нормы “Устава” при рассмотрении разных дел стали общегосударственными.

Больших успехов при княжении Ярослава Мудрого достигли культура и просвещение. Было переведено много греческих книг на древнерусский язык. В Новгороде существовала школа, в которой учились грамоте триста учеников. При Софийском соборе в Киеве была основана первая на Руси библиотека, в которой писались летописи и переводились книги.

 

Вопрос 3. Киевская Русь в Х—ХI вв.

Вопрос 3. Киевская Русь в Х—ХI вв. ПЛАН ОТВЕТА: А. Владимир I — государственный деятель, реформатор, полководец. Б. Крещение Руси: мотивы, предпосылки и значение. В. Киевская Русь при Ярославе Мудром, его государственная и военная деятельность. Г. «Русская Правда»—первый письменный свод законов Древней Руси. Д. Княжение Владимира Мономаха. А. Владимир I — государственный деятель, реформатор, полководец 1. В 980 г. великим киевским князем стал Владимир Святославич, который про-должил политику своих предшественников — вторично покорил радимичей и вятичей. Владимиру удалось прекратить кровавую княжескую междоусобицу, которая разгорелась после смерти Святослава. Киев и Новгород были вновь объединены, князь контролировал весь Днепровский путь. Своих сыновей (а у него их было 12 от нескольких браков) он посадил наместниками в главные города Руси — Новгород, Ростов, Муром. Но при этом был обойден старший сын Святополк, впавший в немилость отца. 2. При Владимире приобретает значение западное направление внешней поли-тики Руси. Сильное государство поляков и польская католическая церковь признали главенство Папы Римского. Русь и Польша стали противниками. Владимиру удалось подчинить юго-западные города Червень, Перемышль и др., я также земли ятвягов (древнее литовское племя). Все это привело к дальнейшему расширению территории Руси. 3. Однако главной заботой Владимира была борьба с печенегами, которые гра-били русские города, а население уводили в рабство. Борьба с кочевниками станови-лась общегосударственным делом. Для защиты от их набегов Владимир строил систе-мы крепостей. Крепости, как правило, имели 2 ряда валов, стены с башнями и башни для сигнальных костров. Был построен город-крепость Белгород. В течение часа киев-ский князь знал о приближении врага. По указу Владимира в дружину стали набирать молодых людей с Русского Севера: новгородцев, смолян, вятичей. Натиск печенегов был остановлен. Б. Крещение Руси: мотивы, предпосылки и значение 1. При Владимире произошло великое событие в русской истории — Русь при-няла христианство. В Х в. язычество господствовало среди большинства населения, верховным был бог войны — громовержец Перун. Но среди киевских дружинников уже были христиане. Христианкой была княгиня Ольга, хотя ее сын Святослав оставался язычником и подвергал гонениям христиан. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру, создав единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Однако язычество, будучи системой демократических пережитков древности, не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя. 2. Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу кото-рых составлял монотеизм, т. е. вера в единого Бога. В Византии господствовало хри-стианство, в Хазарии — иудаизм, в Волжской Булгарии — ислам. Большинство стран Европы к этому времени были христианизированы. В знаменитой легенде, изложенной в «Повести временных лет», говорится о том, как Владимир в 986 г. выбирал веру для киевлян. Ислам был отвергнут из-за того, что мусульмане не пили вино, иудаизм — из-за того, что евреи не имели своего государства, были рассеяны по миру. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте. Был заключен династический брак — византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который был крещен в Херсонесе (видимо, в 988 г.), в Крыму. 3. Можно выделить следующие причины, которые обусловили принятие Русью христианства: > во-первых, язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Ев-ропы, тормозило развитие международных связей и торговли; > во-вторых, язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси; > в-третьих, требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения; > в-четвертых, монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси; > в-пятых, появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире. 4. Вернувшись в 988 г. в Киев с женой Анной, Владимир приказал уничтожить языческих идолов, статую Перуна бросить в воду. Приобщение к новой религии князь начал с крещения киевлян. В Киеве все жители города вошли в реку Днепр, и священ-ники провели обряд крещения. Обращение в христианство населения других русских городов заняло несколько лет. На севере, в Новгороде, язычество было в большой силе, и жители ожесточенно сопротивлялись введению христианства. Воеводы Владимира вынуждены были поджечь пригород и, угрожая оружием, заставили новгородцев кре-ститься в реке Волхов. «Мечом и огнем Русь крещена была», — говорили современни-ки. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове, других землях, особенно в лесных районах. На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники — Масленицу, Ивана Купалу, сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200— 300 лет христианство было принято всем народом. 5. Принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь русского народа: > во-первых, церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе обще-русского патриотического движения (Куликовская битва); > во-вторых, принятие христианства коренным образом изменило международ-ное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами; > в-третьих, церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевла-дения; > в-четвертых, принятие христианства способствовало широкому проникнове-нию византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка камен-ных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству; > в-пятых, церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки; > в-шестых, христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жесто-ких, варварских обычаев: принесение плененных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увели-чению населения. Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жес-токо преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, прикрыва-ла темные дела отдельных феодалов, регламентировала внутрисемейную жизнь, требо-вала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей — отцу. В. Киевская Русь при Ярославе Мудром, его государственная и военная деятельность 1. Великий киевский князь Ярослав (1019—1054), прозванный Мудрым, в отли-чие от отца, Владимира Святого, не был героем былин и сказаний. Но летопись говорит о нем как о великом государственном деятеле, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Приходу Ярослава к власти предшествовала острая борьба, которую он вел с братом Святополком. 2. Правление Ярослава Мудрого — время расцвета Руси. На западном берегу Чудского озера был основан город Юрьев, киевляне ходили в Литву. Был заключен выгодный договор с Польшей, Русь оказала ей помощь в войне с Чехией. Дружескими стали отношения Руси со Швецией (Ярослав женился на дочери шведского короля). В 1036 г. под Киевом печенеги потерпели жестокое поражение и больше уже не ходили на Русь. Но печенегов сменили новые кочевники — половцы. В 1046 г. Русь заключила мирный договор с Византией, были заключены династические браки: дочери Ярослава были отданы замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Русь поистине стала европейской державой, с ней считались Германия, Византия, Швеция, Польша и др. государства. 3. При Ярославе значительную роль в обществе стала играть церковь. В Киеве был воздвигнут величественный собор Святой Софии, который олицетворял мощь Ру-си. В середине 50-х годов XI в. под Киевом возник Печерский монастырь. По указанию Ярослава в 1039 г. на общем собрании русских епископов священник Илларион, вопреки Константинопольскому патриарху, был избран митрополитом Руси. Таким образом, русская церковь освобождалась от влияния Византии. В Киеве к концу правления Ярослава было построено уже около 400 храмов. Г. «Русская Правда» — первый письменный свод законов Древней Руси 1. Сложившаяся структура древнерусского общества нашла свое отражение в старейшем своде законов — «Русской Правде». Этот документ создавался на протяже-нии XI—XII вв. и получил свое название в 1072 г. Начало ему положил Ярослав Муд-рый, который в 1016 г. создал свод законов о порядках в Новгороде («Правда Яросла-ва»). А в 1072 г. трое братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили свод новыми законами. Он назвался «Правдой Ярославичей» и стал второй частью «Русской Правды». В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями. 2. В «Правде Ярослава» закон еще допускал кровную месть за убийство челове-ка, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Яро-славичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом — вирой. Вира шла кня-зю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вот-чин. 3. В Законе уже были видны черты социального неравенства, он отражал начав-шийся процесс сословного деления. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг (челяди), свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского ог-нищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, старосты — 12 гривен, а смерда или холопа — 5 гривен. Были также установлены штрафы за кражу скота, птицы, за-пашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя переходила по старшин-ству — старший в роду становился великим князем. 4. «Русская Правда» регулировала отношения между людьми в обществе с по-мощью законов, что приводило в порядок государственную и общественную жизнь. Д. Княжение Владимира Мономаха 1. В конце XI в. начинается процесс распада Руси. Основными причинами его являются следующие: > утверждение феодальных отношений привело к образованию независимых местных политических центров и их борьбе с Киевом; > рост крупных городов — Смоленска, Чернигова, Полоцка, Галича, Суздаля, Владимира и др., их соперничество друг с другом за лидерство. 2. В 1097 г. впервые в истории Руси крупные князья съехались в родовой замок внука Ярослава Мудрого — Владимира Мономаха — Любеч для того, чтобы устано-вить порядок на Руси. Князья договорились, что за каждым из них сохраняются наслед-ственные земли, «каждый свою отчину держит». За нарушение договора грозило нака-зание. Таким образом, Русь распалась на «отчины» — наследственные владения от-дельных князей, которые были независимы в хозяйственном и военном отношении. Можно сказать, что решения Любечского съезда закрепили не объединение, а разделе-ние Руси. 3. На время остановить распад Руси удалось великому киевскому князю Влади-миру Мономаху. Прежде всего он дал Руси новую «Русскую Правду» — «Устав Вла-димира Всеволодовича», в котором запрещалось долговое рабство, отменялась смерт-ная казнь для холопов, беглых закупов. Устав упорядочил взимание ростовщических процентов, положение купцов и закупов. Мономах снял социальную напряженность в обществе. За годы его правления (1113—1125) были сделаны попытки восстановления единства Руси. Он заставил подчиниться многих князей. Своих сыновей направил в Новгород, Смоленск, Суздаль. Организовал поход против половцев, поддерживал от-ношения с Византией. При нем был создан новый летописный свод. 4. Владимир Мо-номах написал знаменитое «Поучение», обращенное к сыновьям. Главная идея этого произведения — единство Руси, борьба с межкняжескими усобицами. Мономах рисует образ идеального князя, заботящегося о могуществе и процветании земли Русской. Мо-лодым сыновьям своим он давал следующие советы: > ешьте и пейте скромно; > при стариках молчите; > мудрых слушайте; > будьте скромными; > равнодушно относитесь к почестям. Умер Владимир Мономах в 1125 г., 72 лет от роду. Его сыновья не сумели пре-дотвратить процесс распада Руси на удельные княжества. В 30-е годы XII в. начинается процесс политической раздробленности Руси, что явилось закономерным историческим этапом в развитии феодализма. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. В чем Вы видите заслуги князя Владимира Святого перед Отечеством? 2. На какие сферы жизни русского общества повлияло принятие христиан-ства? 3. Какую роль играли династические браки при Ярославе Мудром? Как они могли повлиять на дальнейшее развитие Руси? 4. В чем, по Вашему мнению, выражалось социальное неравенство в общест-ве, по свидетельству «Русской Правды»?

Словарь терминов

 

Антинорманисты –ученые, противники так называемой «норманской теории » возникновения Древнерусского государства . Первым антинорманистом был М.В. Ломоносов. Опираясь на легенду, изложенную Нестором в «Повести временных лет », он сделал вывод о том, что первым славянским князем был Кий , который жил с братьями и сестрой в Киеве. Аналогичных взглядов придерживался и академик Б.А. Рыбаков , который утверждал, что в начале 9 в. на базе полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь », включавшее в себя и часть северян.

Анализируя легенду о призвании варягов ильменскими словенами, племенами чудь, меря и др. в862 г., некоторые историки на основании сделанного Нестором перевода имен скандинавских князей (возможно неточного), считают, что СинеусаиТрувора на самом деле не существовало (в переводе с древне-норвежского языка слова «синеус и трувор» означают «с домом и дружиной»). В то же время ряд исследователей признают, что в основе легенды лежит исторический факт вокняжения в Новгороде скандинава, положившего начало династии Рюриковичей, которая вскоре ассимилировалась с местным населением. Вполне возможен был и насильственный захват власти варягами с последующим оформлением акта «добровольного» их призвания. (Подробнее см. хрестоматию, раздел «Проблема происхождения государственности у восточных славян »)

 

Анты – по мнению многих ученых - объединения восточных славян в целом или южная группа восточнославянского мира в 4 – 7 вв. Предположительно анты жили между Днестром и Днепром и к востоку от Днепра. (см. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв.» ) Основными занятиями антов были: пашенное земледелие, оседлое скотоводство, ремесло и торговля (см. «варяжский путь» ). С начала 6 в. они осуществляли наступления на балканские владения Византии . (См. историческую карту «Славяне в 6 – 11 вв. Византийская империя в 6 – 11 вв ) Анты имели собственных вождей: (известны Боз (Бож, Бооз), Ардагаст, Пирагост), свое войско. Сохранились сведения, что они были очень высокого роста и огромной силы. В последнее время появилась точка зрения о том, что анты являлись отдельной группировкой славянства, сформировавшейся в 3 – 4 вв. при взаимодействии славян с ираноязычным населением. Они вместе с другими праславянскими группировками приняли участие в этногенезе (происхождение народа) будущих восточных, южных и западных славян. Однако несомненно, что хозяйственный строй, религия и др. важные признаки у восточных славян и антов были общими. В 7 в. анты перестали упоминаться в письменных источниках, а их место занимает новое объединение – Русь .

 

Ассимиляция(лат. подобный) – слияние одной какой-либо народности, национальности или этнической группы с другой народностью или нацией с утратой одной из них своего языка, культуры и других национальных особенностей и самостоятельности. Ассимиляция может быть насильственной и естественной, т.е. путем постепенного слияния тех или иных мелких этнических групп с той нацией, в среде которой они длительное время (в течение ряда поколений) проживали.

 

Барщина - форма феодальной отработочной ренты, бесплатный принудительный труд крепостного крестьянина в пользу феодала. На Руси появилась во времена Киевской Руси . Была широко распространена в европейской России во второй половине XVI – первой половине XIX в. После отмены крепостного правасохранилась для временнообязанныхкрестьян. Юридически отменена в 1882 г., фактически существовала до Октябрьской революции (1917 г.) в виде отработок.

 

Бояре– 1) высший наряду с великими и удельными князьями слой общества на Руси с Х по ХVIII вв., имевший землю на правах наследственной собственности. На Западе аналогичную социальную группу населения называютфеодалами .

Возникновение боярства относится ко времени распада родо-племенных союзов в 6 – 9 вв. (см. словарь «первобытнообщинный строй»), когда создавались предпосылки образования государства. По мнению большинства ученых, боярство в 10 – 11 вв. разделилось на 2 слоя: княжеских бояр – «княжих мужей» и т.н. земских бояр («старцы градские») – потомки родо-племенной знати. Бояре были подданнымикнязя , обязанными служить в его войске, но пользовались правом отъезда к другому князю и являлись полными господами в своих вотчинах .

В период 12 – 15 вв. с ослаблением княжеской власти усилилась экономическая мощь боярства (бурный рост боярского землевладения за счет захвата земель с крестьянами). Возросло их политическое значение вГалицко-Волынском княжествеиНовгородской республике В борьбе с боярством княжеская власть опиралась на дворян.

Усиление великокняжеской власти со второй половины 14 в. привело к появлению бояр, которые управляли отдельными территориями в княжеском хозяйстве, отдававшимися им в кормление.

В 14 – 15 вв. по мере складывания Русского централизованного государства имущественные и политические права бояр ограничивались. С конца 15 в. великокняжеская власть настойчиво подавляла выступление боярства против внутренней и внешней политики.

Во второй половине 16 – 17 вв. состав боярства сильно изменился. Многие знатные боярские роды пострадали во время опричнины, другие вымерли (Глинские,Мстиславские, Шуйские) или ослабли экономически. В 17 в. все большее значение приобретают нетитулованные, выслужившие боярство люди (А.Л. Ордин-Нащокин, А.С. Матвеев). Благодаря этому происходит стирание граней между боярством и дворянством.

2) В XV – XVII вв. боярство стало официальным званием (чином). Первоначально – жалованное, позднее – наследственное. Звание боярина давало право участвовать в заседаниях Боярской Думы.

Звание бояре было отменено Петром Iв начале XVIII в.

 

Варяги –по одной из версий – воины-дружинники из скандинавских стран, которых нередко именовали норманами. Согласно другой версии – выходцы с побережья Балтийского моря, родственные славянскимплеменам.

До 18 в. в России Варяжским называлось Балтийское море. Термин «варяги» возник, видимо, в конце 9 – 10 вв., когда увеличилось число военных отрядов скандинавов, служивших у русских князей в качестве наемников, т.е. варягами в средние века называли любые наемные дружины, независимо от того, откуда они пришли. Наёмничество было распространено в это время в Европе.

В русских источниках варяги впервые упоминаются в «Повести временных лет ». Легендой о призвании варягов начинается история Древнерусского государства , она послужила исходным пунктом длянорманнской теории . Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути «из варяг в греки », т.е. между Скандинавией и Византией. (См. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв .») В 12 в. название «варяг» вытесняется названиями конкретных стран и народов Скандинавии. Так, шведы именовались свеями, норвежцы – урманами, датчане – донью, а общим для западных народов стал термин «немцы». (Подробнее см. хрестоматию, раздел "Проблемы происхождения государственности у восточных славян")

 

Варяжский путь – (из «варяг в греки») – одно из названий важного водного пути, связавшего Северную Русьс югом. Путь(см. историческую карту «Русь в 9 – 10 вв .») возник в конце 9 в., наиболее важное значение имел в 10 – 11 вв. Путь шел из Варяжского (Балтийского) моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, по Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Черного моря и далее вдоль морского берега до Византии.

 

 

Венеды – древнейшее название славян, или, другими славами, праславян, встречающееся в трудах античных и арабских историков I в. Позднее, примерно в 3-4 веках по мере их расселения на юг, северо-восток и восток, стали выделять западных, восточных (анты) и южных славян (склавены). (См. историческую карту «Славяне в 6 – 9 вв. Византийская империя в 6 – 11 вв. »).

 

Великое переселение народов– широкомасштабное движение народов в 4 – 7 вв. Нашествием гуннов начинается ряд последовательных азиатских нашествий в Европу (с 70-х гг. 4 в.). Гунны – это кочевой народ, сложившийся из союза тюркоязычных и местных племен в Приуралье во 2 – 4 вв. Гунны открыли ряд последовательных азиатских нашествий в Европу. Они прошли через южно-сибирские степи и через «великие ворота народов» между Уральским хребтом и Каспийским морем в Восточную Европу. Они разбили готов – одно из восточно-германских племен, обитавшее в первые два века н.э. на южном берегу Балтийского моря (нынешняя Польша), а затем, теснимые какими-то племенами (предположительно праславянами ), ушли на юг Украины и России. Вождь готов Германарих в отчаянии покончил с собой. Возглавив мощный союз племен, гунны предприняли опустошительные походы во многие страны. Наибольшего могущества гунны достигли, когда их возглавил (в 440 г.) свирепый вождь Аттила. Они перешли из черноморских степей на запад, в Дунайскую равнину, нападая на Восточную и Западную Римскую империи, брали у них выкуп. После смерти Аттилы в 453 г. союз гуннов распался.

В 6 в. их сменили авары (согласно древнерусской летописи – обры), которые обитали в бассейне Дуная, угнетая покоренные племена, в том числе и славян.

В 7 в. появилось новое кочевое племя – хазары , которые обосновали обширное государство от Кавказских гор до Волги и Среднего Днепра – Хазарский каганат (до конца Х в.). (См. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв .».) Все эти народыиплемена не только предшествовали появлению на Восточно-Европейской равнине славянских племен, но уже и соседствовали с ними и оказывали друг на друга взаимное влияние.

 

Вече(слав. «вет» - совет) народное собрание на Руси . Наибольшее распространение получило в период феодальной раздробленности (вторая половина 11 – 12 вв.). На вече обсуждались вопросы войны и мира, кандидатуры князей , посадников (В Новгороде также – тысяцких, архиепископов). Так, например, в Новгородской и Псковской республикахвече принадлежала высшая законодательная и судебная власть. В распоряжении новгородского веча находились финансы и земельный фонд. Собиралось вече на специально отведенном мести. Атрибутами веча были вечевой колокол и специальная трибуна, возвышавшаяся над площадью. Существовал определенный порядок ведениявеча, и, возможно, практиковалась запись выступлений. Решения принимались большинством присутствующих. Вече было упразднено в связи с усилением велико-княжеской власти в северо-Восточной Руси и в ходе формирования Русского централизованного государства. Вечевой строй в Новгороде ликвидирован в 1478 году, в Пскове – в 1510 году.

Исторические и политические оценки места В. в истории российского государства, начиная с 18 в. неоднозначны.М.В. Ломоносов писал о вечевом колоколе как о набате, призывавшем к самовольным «скопищам». А.Н. Радищев видел в нем символ и залог новгородской вольности. Декабристы считали вечевой строй проявлением «духа свободы». Как орган народовластия рассматривал вече С.М. Соловьев .Советские ученые (Б.Д. Греков , М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин и др.) разработали концепцию демократического характера вече, т.е. участия в нем всего свободного населения. В.Л. Янин полагал, что городское вече могло быть только представительным и включало узкосословный контингент новгородских бояр и зажиточную верхушку населения. По наблюдениям Янина, вече Новгорода составляло 300 – 500 чел («золотых поясов»). Одновременно существовали уличанские и кончанские вечевые сходки демократического состава.

 

Византия. (Византийская империя)образована в 395 году из восточной половины распавшейся Римской империи; занимала все азиатские провинции Римской империи, Египет в Африке, в Европе — Фракию, Мизию, Дакию, Македонию, Эпир, Фессалию. Просуществовала до 1453 года. (См. историческую карту «Славяне в 6 – 9 вв. Византийская империя в 6 – 11 вв .») Город Константинополь (Царьград) был построен в 324-330 годах на месте древнего греческого города Византия во времена римского императора (306 - 337) Константина I Великого Флавия. Город отличался выгодным географическим положением и естественными укреплениями, которые сделали его практически неприступным. В городе с размахом велось строительство и постепенно Константинополь, являясь императорской резиденцией, затмил собою старый Рим. Церковь связывает с его именем также принятие Римской империей христианства как государственной религии. В III - IV веках вследствие общего кризиса рабовладельческой формации и постепенной смены ее феодальными отношениями Римская империя испытывала глубокий экономический и политический кризис. Фактически империя распалась на ряд самостоятельных государств (Восточная, Западная части, Африка, Галлия и др). В 60-70 годы IV века особую остроту приобрела проблема готов . В правление императора Феодосия (379-395гг.) было достигнуто последнее, по существу очень слабое объединение империи. После его смерти произошло окончательное политическое разделение Римской империи на 2 государства: Западную Римскую империю (столица - г. Равенна) и Восточную Римскую империю (Византию, столица - г. Константинополь). На западе важнейшей особенностью явилось ослабление центральной императорской власти и постепенное формирование на территории Западной империи самостоятельных политических формирований - варварских королевств. В Восточной Римской империи процессы феодализации сохраняли черты большей преемственности старых общественных структур, проходили медленнее, совершались при сохранении сильной центральной власти императора. Место традиционного римского права в Византии заменили законы, определявшие иные аграрные отношения, что, возможно, и явилось причиной живучести экономической и политической системы в Восточной Римской империи.

 

Военная демократия– форма правления на этапе разложения первобытно-общинного строя , когда возникает власть наследственного князя , опирающегося на военную силу своей дружины . Но эта власть ограничивалась остатками родовых отношений – вече .

Вотчина –комплекс феодальной земельной собственности (земля, постройки, инвентарь) и связанных с нею прав на зависимых крестьян.

В России вотчина стала формироваться в 10 – 11 вв. Термин «вотчина» произошел от слова «отчина», т.е. отцовская собственность. Вначале появляется княжеская вотчина. Княжеская вотчина была неделимой и передавалась по старшинству. 11 – 12 вв. датируется известие о боярской и монастырской вотчине. Вотчинник обладал достаточно широкими правами собственника. Он мог вотчину передать по наследству, обменять, продать. В 13 – 15 вв. вотчина стала господствующей формой феодального землевладения на Руси. Вотчина состояла из нескольких владений, разбросанных на большой территории и экономически слабо связанных между собой. Крупным боярам подчинялись дворяне, которым давались участки земли с крестьянами на условиях обязательной службы. Господская земля обрабатывалась холопами и зависимыми крестьянами. С середины 14 века с ростом великокняжеской власти и началом централизации государствавотчинные права стали ограничиваться.

В течение XV - XVIII в. вотчинное владение постепенно ограничивается, сливаясь в начале XVIII в. окончательно с поместьем. Первыми подвергаются ограничениям вотчинные владения князей . Иван III запретил князьям северо-восточных уделов Ярославским, Суздальским и Стародубским, продавать свои вотчины без ведома великого князя , а также отдавать в монастыри. При Иване Грозном всем князьям вообще запрещено было продавать, менять, дарить, давать в приданое свои вотчины . По наследству они могли переходить только к сыновьям, а за неимением их (при отсутствии завещания) отбирались в казну. Завещать свою вотчину князья могли только близким родственникам и лишь с разрешения государя. Если эти ограничения владетельных князей вытекали из государственно-политических соображений, то для ограничения простых вотчинников-землевладельцев главным побуждением был интерес военной службы.

Уже по самому происхождению часть вотчин с давних пор обусловливалась обязанностью службы; когда же государство стало в широких размерах вводить для той же цели вполне условное поместное владение, то и все вообще вотчины оно обложило, в одинаковых размерах с поместьями, воинской повинностью. По указу1556 г. со всяких 100 четвертей (50 десятин в одном поле) земли вотчинник, наравне с помещиком, должен был ставить одного вооруженного всадника. Ограничено было далее, одновременно с княжескими, но в меньшей степени, и право распоряжения служилыми вотчинами.

В XVII в. правительство начинает еще внимательнее следить, «чтобы земля из службы не выходила». Служба с поместий была точно регламентирована; неисправным грозило отнятие части или всей вотчины; запустошивших свою вотчину велено бить кнутом (1621 г.). По способу приобретения различались вотчины родовые, или старинные, выслуженные (пожалованные правительством) и купленные. Распоряжение первыми двумя разрядами вотчин было ограничено: женщины не могли наследовать родовых и жалованных вотчин (1627г.); по указу 1679 отнято право завещать вотчины мимо детей братьям, родственникам и чужеродцам. В 1648 г. было запрещено монастырям принимать вотчины под угрозой, если не выкупят немедленно родственники, отобрания в казну бесплатно. Указом Петра I от 23 марта 1714 г. определено впредь «как то поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина». Почва для такого слияния подготовлена была как описанными ограничениями в распоряжении вотчинами, так и противоположным процессом — постепенным расширением права пользования поместьями. Иными словами, произошло окончательное сближения вотчины с поместьем в один вид – имение.

 

Восточные славяне (анты) –одна из трех групп древних славян,(праславяне)выделившаяся наряду с западными и южными (склавены) славянами из общеславянской (венеды ) этнической общности. (См. историческую карту«Славяне в 6 – 11 вв. Византийская империя в 6 – 11 вв ) Образование восточных славян датируется 1 тысячелетием до н.э. – второй половиной 1 тысячелетия н.э. Общие черты этнического облика восточных славян сложились в 6 – 9 вв. на территории Восточной Европы. На этот процесс влияла полиэтническая среда, с которой взаимодействовали славянские племена (балты, угро-финны , тюрки, арабы, скандинавы и др.). К 9 – 10 вв. восточные славяне занимали территорию (См историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв. ».) от Чудского и Ладожского озер на Севере до Черного моря на Юге; От Восточных Карпат на Западе до низовьев Оки на Волге.

Ведущая роль в хозяйстве восточных славян , в 8 – 9 вв. принадлежала земледелию и оседлому скотоводству, занимались также охотой и рыболовством, ремеслом, бортничеством (сбор меда диких пчел), торговлей. Жили восточные славяне территориальными общинами . К 9 – 10 вв. сложились восточно-славянские города: Киев, Ладога, Новгород, Полоцк, Ростов, Чернигов и др.

По летописям известно 15 восточно-славянских племенных союзов, (см. историческую карту«Киевская Русь в 9 – 12 вв. ») на основе которых сформировалась древнерусская народность. На ее основе сложилось три восточно-славянских народа: белорусы, русские, украинцы. Религия – язычество .

 

Государство – универсальное явление человеческой цивилизации. Возникает при разложениипервобытно-общинного строя , в тот момент, когда общество нуждается в регулировании межличностных, групповых и социальных связей. Предпосылками для образования государства являются общественное разделение труда, появления частной собственности, имущественное и социальное неравенство. Признаками государства являются: наличие определенной территории; органов управления и контроля; право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством; налоговая система; для государства в форме монархии характерно наличие правящей династии.

Признаки государства:

1. Наличие публичной власти,которая складывается из аппарата управления и аппарата принуждения. Аппарат власти и управления – выделенный из общества особый слой людей, основным занятием которых является не производство материальных благ, а выполнение властных и управленческих функций. Аппарат принуждениясостоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, всякого рода принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.)

2. Территория– пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Территориальное деление неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц, назначение и функции которых - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории

3. Общность населения –единство людей, проживающих на одной территории, ассоциирующих свою принадлежность как граждан данного государства, которыедля удобства общения формируют единый язык.

4. Суверенитет является одним из важнейших признаков государства. Он означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны. И во-вторых, независимость ее на международной арене. В нем выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

5. Наличие права, законодательства – способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок.

6.Наличие налогов и займов –с помощью которых содержится государственная власть.

Государствоединая политическая организация общества, возникшая на определенном этапе общественного развития, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления и принуждения, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом. Форма правления это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

I. Монархия(греч. «единовластие») это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха и передается им по наследству. Еепризнаки: 1) власть передается по наследству; 2) осуществляется бессрочно; 3) не зависит от населения.

Виды монархий:

а) абсолютная (неограниченная) – форма правления, при которой отсутствуют представительные учреждения народа и власть монарха ни юридически, ни фактически никем и ничем не ограничена.

б) ограниченная – форма правления, при которой другие высшие государственные органы ограничивают власть главы государства. Делится на сословно-представительную и конституционную

1. При сословно-представительной монархии власть монарха ограничена сословно-представительным органом, но не законом. (сословно-представительный орган – это выборное совещательное собрание духовенства, дворянства, купцов и ремесленников – Генеральные штаты во Франции, Земские соборы в России)

2. Конституционные монархии – ограничение власти монарха определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Делится на дуалистическую и парламентскую

дуалистическая (двойственная) монархия – это переходная форма монархии при которой власть монарха ограничена юридически, но не фактически. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха, который сам формирует и распускает правительство Законодательная - разделена между монархом и парламентом. При этом монарх имеет право роспуска парламента (1,2 и 3 Гос. Думы в России) и право вето на его решения. Возникает в переходные периоды, когда буржуазия еще недостаточно сильна, чтобы взять всю власть в свои руки. (Россия после 1905 г, современные – Иордания, Кувейт)

парламентская монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично (Англия, Япония, Испании, Швеции, Норвегии).

II. Республика (лат. «общее дело») – форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. Ее признаки:1) выборность власти народом; 2) срочность; 3) зависимость от избирателей.4) высшая власть действует на принципе разделения властей, четком разграничении их полномочий. 5) государственные органы ответственны за свои действия перед избирателями.

В зависимости от того, кто формирует правительство, комуоно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

1. В президентских республиках именно президент выполняет эту роль, сосредотачивая в своих руках полномочий главы правительства и главы государства (Россия, США, Сирия)

2. Впарламентских– правительство формирует парламент, довольно слабая власть президента или же вообще отсутствие института президентства. Характерно для парламентарной республики также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции. (Германия, Италия)

3. В смешанных– правительство формируют совместно президент и парламент (Франция, Финляндия)