Владимир

Игорь

Олег

Древняя Русь до монгольского завоевания

Вопрос об образовании древнерусского государства был крайне извращен дворянской и буржуазной наукой, в которой господствовала так называемая «норманнская теория» происхождения русской государственности. Ее начальным зерном было внесенное в XI в. в русскую летопись сказание о «призвании» новгородцами трех братьев-князей Рюрика, Синеуса и Трувора, первый из которых якобы и положил начало правившей на Руси княжеской династии. Легенда о «призвании варягов» имела задачей доказать, что эта династия стала у власти «по воле народа». Из этой поздней тенденциозной генеалогической легенды и выросла в XVIII—XX вв. антинародная, космополитическая теория, утверждавшая, что возникновение русского государства и его культуры было обязано пришельцам-варягам; с этой точки зрения «норманнисты» освещали все данные письменных и археологических источников истории древней Руси.

В действительности, как мы видели выше, полугосударственные объединения у восточных славян складывались задолго до IX в.: местное историческое развитие и становление классового общества имело своим результатом образование древнерусского государства. Оно рождалось в тревожной международной обстановке. В середине IX в. начинаются грабительские походы норманнских дружин на континент Европы. Морское побережье от Дании и севера Франции до Сицилии и южной Италии подвергается их ударам; они проникают и в Восточную Европу, грабя и облагая данью местное население. Но в отличие от Западной Европы, где норманнам удалось закрепиться и организовать ряд небольших государств, в землях восточных славян они встретили решительный отпор. В процессе борьбы с «находницами варягами» славянские и неславянские племена Руси объединялись в могущественные союзы и политические образования. Часть варягов, возможно, оставалась на Руси, входя в славянские дружины. Как свидетельствуют археологические данные, они занимали в их составе совершенно незначительное место и быстро усваивали местную культуру и обычаи. Собственная материальная культура норманнов была очень бедной и никакого влияния на русскую культуру той поры оказать не могла. Еще менее они могли стать «создателями» русского государства: вожди норманнских дружин по своей социальной природе были мелкими племенными князьками, которых выталкивал с их родины начавшийся там процесс усиления королевской власти. Первым исторически достоверным князем IX в. является новгородский князь Олег, которого летопись называет воеводой или родственником легендарного Рюрика. С его именем связан перенос столицы в Киев. Олег повел большую рать из новгородских дружин и дружин некоторых прибалтийских племен на юг, занял по днепровские города Любеч и Смоленск и в 882 г. овладел Киевом.

Овладение Киевом и перенос сюда своей столицы поставили перед Олегом новые задачи. Для обеспечения западной границы и для включения в состав своего государства восточнославянского племени древлян ему пришлось начать с ними войну. Эта борьба завершилась победой Киева только через два поколения киевских князей. Затянулось и решение хазарского вопроса и проблемы дунайской и причерноморской (см. ниже). Длительность и упорство этой борьбы говорят о серьезности самих задач, от решения которых не отказывались ни Игорь, ни Святослав, ни Владимир.

Олег совершил победоносный поход к стенам Царьграда — Константинополя. Греки попросили мира, выплатили контрибуцию и вынуждены были заключить с Олегом договор, чрезвычайно важный для русских купцов и Руси вообще. Договор этот относится уже к 911 г.

Древняя Русь до монгольского завоевания

После смерти Олега, последовавшей, согласно Лаврентьевской летописи, в 912 г., княжить стал Игорь. Во времена Игоря продолжались походы на Византию и на Каспийское море. В 913 г. русские дружины, через Итиль, прошли все западное побережье Каспия, вплоть до Баку. В 943 г. русские напали на город Бердаа в Закавказье, взяли его, и только эпидемия заставила их покинуть завоеванную землю. К этому же времени относится и нападение какого-то князя Руси Олега -Хальгу на Самкерц на Кубани. Сам Игорь предпринял два похода на Византию. Первый поход (941 г.) не увенчался успехом — русские ладьи были сожжены «греческим огнем»; второй поход (944 г.) был более удачен. Греческие послы вышли навстречу русскому войску и на Дунае вступили с Игорем в переговоры, в результате коих предложили контрибуцию. И в 944 г. с Византией был заключен новый договор. На этот раз не только греки обязывались содержать русских послов, купцов и т. п., но и русский князь обязался охранять греческие владения в Крыму. Игорь победил уличей, разрушил их город Пересечен, взял с них дань и отдал ее своему воеводе Свеиельду; ему же Игорь передал дань с древлян. Свенельд — виднейшая фигура после князя: он собирает пожалованную ему дань с огромной территории и является правой рукой князя.

Возвращаясь в 945 г. из Византии, Игорь вошел в землю древлян, где и был убит восставшими против него древлянами. Ольга, вдова Игоря, огнем и мечом прошла древлянскую землю, истребила «лучших мужей» древлянских, убила их князя Мала и, взяв Искоростень, установила «уставы и уроки», а также свои «становища и ловища». Древляне должны были отныне платить «дань тяжку» — 2/3 дани шло Киеву, а 1/3 Вышгороду, принадлежавшему Ольге.

Свою деятельность, направленную к упорядочению дани, установлению управления на местах («становища»), Ольга распространила не только на территории «Деревской» земли, но и на Новгородскую землю по Мете и Луге, на Псков, по Днепру и Десне. Ольга организовала и свое княжое хозяйство: у нее были свои села (например, Ольжичи), «ловища» и «перевесища» и т. п. Эти попытки расширить свое хозяйство, найти источник обогащения не в походах и войнах, а в эксплуатации подчиненного населения свидетельствовали о дальнейшем развитии феодальных отношений.

С 964 г. начал княжить Святослав: его княжение связано с попытками, иногда очень удачными, разрешения больших задач, стоявших перед растущим Киевским государством. Задачи эти приходилось разрешать вооруженной рукой. Святослав, великий русский полководец древности, в своих победоносных походах прошел всю Восточную Европу от Киева до Волги и Кубани и от Крыма до Балкан. Удары Святослава прежде всего были направлены против Хазарского каганата, под властью которого находился ряд славянских племен и который тормозил естественное развитие Киевского государства.

В 964 и 966 гг. Святослав освободил от хазарской власти вятичей и подчинил их себе, а в 965 г. предпринял поход и на самих хазар. Русское войско вошло в землю камских болгар и буртасов и, дойдя отсюда Волгой до Итиля, взяло и разрушило хазарскую столицу. Святослав взял хазарскую крепость Саркел и проник на Северный Кавказ. С этого момента владычество хазар было сломлено, и некогда могущественный Хазарский каганат распался, хотя окончательная ликвидация хазарской государственности связана с походом русских и греков на хазарского кагана Георгия Цула в 1016 г.

Осложнялись отношения и с Византией. Усилившаяся Болгария стала угрожать Византии с запада, и византийское правительство решило обратиться к русскому князю Святославу с предложением организовать поход против Болгарии в расчете, что два опасных соседа во взаимной борьбе ослабят друг друга. Святослав согласился на предложение Византии, но ожидания Византии не сбылись. В 967 г. Святослав завоевал всю Болгарию и основал свою столицу в Переяславце на Дунае, где сходились важнейшие торговые пути в Византию из Венгрии, Чехии и Руси. Византия увидела в Руси нового, еще более грозного соседа, чем была разбитая Болгария. С тем, чтобы парализовать деятельность Святослава, она натравила на Киев печенежскую орду. Святославу пришлось двинуться из далекой Болгарии на помощь осажденному городу; он разбил печенегов. Раздав земли в управление своим сыновьям (Ярополку — Киев, Олегу — древлянскую землю и Владимиру — Новгород), Святослав возвратился в 971 г. в Болгарию. Напуганная успехами Святослава, Византия заключила союз с Болгарией. Болгары подняли восстание, которое Святославу удалось подавить, но вскоре ему пришлось столкнуться с византийскими войсками императора Иоанна Цимисхия. В боях у пред славы и Доростола русские проявили чудеса храбрости. Особенно отличались в боях сам Святослав и богатыри Икмор и Сфенкел. После упорной борьбы Святослав вынужден был отказаться от своих завоеваний на Балканах и на Дунае. Греки, в свою очередь, рады были закончить войну и избавиться от чересчур смелого и опасного соседа. Был заключен новый договор, и Святослав вернулся на Русь; но у Днепровских порогов, на обратном пути, он был убит печенегами.

Отступление и смерть Святослава имели большое значение в истории Руси. «Рюриковичи, вследствие сопротивления, оказанного Византией в царствование Иоанна Цимисхия, вынуждены были окончательно утвердиться в России. Взоры князей и дружинников обращаются к самой Руси, эксплуатацией населения и устройством управления которой они и начинают усиленно заниматься.

Древняя Русь до монгольского завоевания

В Киеве стал править Ярополк. В 977 г. он убил своего брата Олега, сидевшего в Деревской земле и, возможно, намеревавшегося стать независимым от Киева князем. Испугавшийся за свою судьбу брат Ярополка, Владимир, бежал из Новгорода к варягам, но через два года вернулся с варяжской наемной дружиной, изгнал из Новгорода посадников Ярополка и двинулся на него войной. По дороге Владимир напал на полоцкого князя Рогволода, убил его и взял себе в жены его дочь Рогнеду. В 980 г. Владимиру удалось склонить на свою сторону воеводу Ярополка, Блуда, и одержать победу над братом. Ярополк был убит, и Владимир стал властителем всей Руси. Владимир завершил покорение вятичей, радимичей, взял Червенские города (Галиция), покорил ятвягов. Ходил Владимир и на восток, на камских болгар, с которыми был заключен торговый договор.

Потребности развивавшегося феодального общества настоятельно требовали замены старой языческой религии, связанной еще с родовыми отношениями, новой, соответствующей феодальному строю. Владимир пытался вначале провести реформу старой языческой религии, но эта реформа не могла дать удовлетворительных результатов. Русь окружали страны, религии которых были порождены классовым обществом; этими религиями были христианство, в его оформлявшихся разветвлениях — католичестве и православии («греческой вере»), мусульманство и иудейство. Древние торговые, политические и культурные связи сделали свое дело — Русь приняла религию феодальной Византии.

Христианство укрепило положение господствующего класса, создав идеологическое обоснование классового общества. Сама церковь превратилась вскоре в крупнейшего феодала. Крещение Руси укрепило и ее международное положение. Это выразилось прежде всего в том, что Русь вошла в состав передовых христианских государств того времени, и западноевропейские государи путем браков стали охотно вступать в родственные связи с ее князьями.

После крещения Руси Владимир принялся за «земяное строение». Он укрепил древнерусскую государственность, усилил связь между отдельными областями Руси, сажая в города своих сыновей или «мужей», часто совещался с боярами и «старцами градскими», строил укрепленные города, успешно воевал с печенегами, отбрасывая их далеко в глубь степей. Владимир боролся с разбоями, насаждал образованность, заставляя детей «нарочитой чади» учиться.

Укрепление Руси испугало Польшу. Русь, отвоевавшая Червенские города и покорившая ятвягов, становилась сильным соседом, поэтому польский король Болеслав, тесть Святополка, сына Владимира, решил вмешаться в дела Киевского государства. Титмар Мерзебургский сообщает, что Болеслав направил к Святополку епископа Рейнберна, который начал натравливать сына на отца. Святополк готовил заговор, но Владимир раскрыл планы сына, и Святополк с женой и Рейнберном были арестованы. Увидев провал своих планов, Болеслав в 1013 г. предпринял неудачный поход на Русь.