Склавины и анты

Хрестоматия по истории России: В 4-х т.,-- Т. 1. С древнейших времен до XVII века. /Сост.: И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова.-- М.: МИРОС, Международные отношения, 1994.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - Ставрополь: Кавказский край, 1993.

Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. - М.: Просвещение, 1991.

Костомаров П. П. Господство дoмa Св. Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.-- М.: Воениздат, 1996.

Древняя Русь до монгольского завоевания

Начало сложения восточнославянских племен относится к далекому прошлому. Ранее других областей Восточной Европы очагом восточнославянской культуры стало Среднее Поднепровье. Оседлые земледельческие племена, жившие в Поднепровье и Поднестровье еще во времена скифов, несомненно участвовали в процессе оформления поднепровских славянских племен.

В начале нашей эры славяне под именем «венедов» впервые упоминаются в письменных источниках (Плиний, Тацит, Пейтингеровы таблицы). Венеды были не единым племенем, а совокупностью ряда племенных образований с некоторыми особенностями языка, быта и материальной культуры в каждом из них, но со все ярче проявляющимися чертами общности. В VI в. Иордан знает уже две группы славянских племен: склавинов (западная ветвь) и антов (восточная ветвь), живущих между Днестром и Днепром и далее на восток. Антов можно считать непосредственными предшественниками восточных славян.

Византийские источники VI в. — Псевдо-Маврикий и Прокопий Кесарииский — рисуют жизнь и быт славян и антов. Они говорят, что славяне и анты живут по берегам рек, озер и болот в жалких, разбросанных далеко друг от друга хижинах. Раскопки подтверждают, что славяне и анты выбирали для поселений берега рек, как представляющие естественные укрепления, с одной стороны, и, с другой — дающие возможность заниматься рыбной ловлей, пасти скот на заливных лугах и, наконец, пользоваться рекой как средством передвижения. «Жалкие хижины», о которых говорят названные источники, — это, по-видимому, летние временные жилища — шалаши рыбаков, охотников, тогда как славяне и анты обитали в больших укрепленных поселениях, достигавших иногда 35 ООО кв. м. Чаще же всего это были небольшие поселения на возвышенных местах, огороженные рвом и валом с частоколом, средним размером в 4500—5000 кв. м, с жилищами полуземляночного типа, иногда связанными между собой крытыми ходами. Такие жилищные комплексы представляли собой поселения большой семьи, семейной общины («задруги», «верви»), ведущей коллективное хозяйство, причем каждая землянка представляла собой жилище брачной пары. Наличие семейной общины свидетельствует о господстве у антов патриархально-родовых отношений.

Анты и славяне занимались земледелием, выращивая главным образом пшеницу и просо, а также скотоводством. Находки при раскопках серпов и железных лемехов свидетельствуют о наличии в лесостепной полосе уже этого времени пашенного земледелия. Большую, а в некоторых местах даже главную роль играли рыбная ловля, охота и бортничество.

Анты жили племенами, управляющимися советом старейшин, что свидетельствует о стадии военной демократии. Племенные вожди заключали между собою союзы, и анты в целом представляли собой союз племен, иногда обладавший значительной силой. Так было, например, в IV в., когда антский князь Бож (Боз) объединил вокруг себя 70 племенных князьков-старейшин. Племенная знать, используя свое положение, накапливала большое количество всяких ценностей. Зарождалась частная собственность. У антов существовало рабство. Пленников они держали недолго, а затем они либо выкупались на свободу, либо оставались полноправными членами племени. Славяне и анты отличались храбростью, свободолюбием, честностью, гостеприимством, целомудрием. Приветливые к друзьям, анты были страшны для врагов. Свирепо и жестоко обращались они со своими неприятелями. Анты почитали бога-громовержца (Перуна), приносили ему в жертву быков, почитали нимф (русалок) и поклонялись рекам и деревьям. Еще в XII—XIII вв., да и позднее, у восточных славян сохранялась вера в священные деревья, колодцы и т. д. Судя по собственным именам (Бож, Доброгост, Целегост, Мезамир), анты говорили на языке, близком к древнерусскому.

В Верхнем Поднепровье, в верховьях Оки и Волги, в глубокой древности, хотя и позднее, чем на среднем течении Днепра, начался процесс формирования земледельческих славянских племен. Однако здесь общественное развитие шло несколько замедленным темпом. Основной формой поселения здесь было маленькое городище с бревенчатыми избами. Городища отстояли довольно далеко друг от друга. Это отличие между югом и севером объясняется тем, что если в условиях лесостепного юга рано укрепилось пашенное земледелие, способствующее более быстрому разрушению коллективного хозяйства патриархальной семейной общины, то на лесном севере дольше господствовало подсечное земледелие, требующее коллективного труда большой семьи.

Подводя итог сказанному, мы можем прийти к выводу, что славяне и анты, как и их предки — венеды античных источников, являются автохтонным населением Восточной Европы.

Обширные пространства Восточной Европы были заселены многочисленными славянскими и неславянскими племенами. На крайнем западе, у Карпат, жили белые хорваты. На восток от хорват простирались земли дулебов, позднее именуемых волынянами или бужанами. Они занимали верхние течения Южного и Западного Бугов. По Днестру, Южному Бугу и Нижнему Дунаю обитали многочисленные племена тиверцев и уличей. Полесье, от Припяти до самого Киева, было занято древлянами. Их соседями с севера были дреговичи, жившие между Припятью и Западной Двиной, а с востока — поляне, обитавшие по среднему течению Днепра. По левому берегу Днепра, в современных Черниговской, Полтавской, Курской и Харьковской областях, жили северяне, на Соже — радимичи, на Оке и у Рязани — вятичи. Северо-запад населяли полочане, новгородские словене и кривичи. Последние распространялись далеко на восток. Славянские племена соприкасались со своими соседями — литовцами, ятвягами, чудью, весью, мерей, мордвой, муромой, емью. Так рисуют нам расселение славян данные письменных источников и археологии.