Вооружение Древней Руси

Община Древней Руси

Переход от родовой общины к соседской

Подсечное земледелие: подсека, корчевка, перетаскивание сухих деревьев по силам только большому коллективу. Родственные друг другу семьи, жившие вместе, имеющие общую собственность, земли, составляли род. Во главе рода — старейшина. Родовая община — объединение людей по родству. Пашенное земледелие (возникает с появлением старопахотных полей): пахота при помощи коня, сохи, бороны по силам одному пахарю. Ослабевают связи между родами, роды распадаются на семьи. Семья заводит свои пашни, покосы. Во главе семьи — отец. Соседская община (на Руси — мир, вервь) — объединение людей не по родству, а по соседству.
Община (мир, вервь). Коллектив земледельцев (одно или несколько сел). Решала все важнейшие вопросы сельской жизни: пользование землей, сенокосами, пастбищами, организация общих работ по ремонту изгородей, дорог и др. Разыскивала по распоряжению властей преступников. Несла ответственность за совершивших преступления на территории общины.


Историческое значение «Повести временных лет»

«Повесть временных лет». Первый общерусский летописный свод. Сведения о жизни славян и их соседей в древности.


Организация и функции Древнерусского государства (IX в.)

Государство на Руси (народность собралась в единое целое). Князья подчинили себе славян и неславянские племена, проживавшие на определенной территории. В распоряжении князя была подчиненная ему дружина. Созданы законы — «Русская Правда», — имевшие силу на этой территории. Население платило дань на содержание власти и защиту территории от нападений врагов. Княжеские чиновники обеспечивали поддержание порядка внутри страны.


Вооруженные силы Древней Руси

Вооруженные силы Древней Руси к XI в.
Дружина — основа вооруженных сил, профессиональные воины. Ополчение состояло из крестьян и горожан, созывалось в случае военной опасности.
Дата Наступательное вооружение Оборонительное вооружение
В Х в.   Массивные мечи длиной более 90 см, широкие боевые ножи, боевые топоры, луки со стрелами, копья боевые и метательные, длинные тонкие сабли, загнутые к концу. Кольчуги, шлемы-шишаки (к шлему прикреплялась кольчужная металлическая сетка — бармица, прикрывавшая шею), щиты.
В XI в. Увеличилось число воинов, вооруженных мечами и саблями. Широкое распространение получили боевые топоры — секиры, булавы, алебарды, метательные машины.


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ

Из «Поучения» Владимира Мономаха

«Научись, верующий человек, быть благочестию совершителем, научившись, по евангельскому слову, «очам управлению... гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех...»

«Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите да соединимся, говорит Господь. Если будут грехи наши как обагренные, — как снег обелю их...» «Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к Светодавцу, скажем: «Слава тебе, человеколюбец!»

Задание. Прочтите текст, перескажите его современным русским языком.

Из «Поучения» Владимира Мономаха

«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека...

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные...

На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; не предавайтесь ни еде, ни питью, ни спанью; и сторожей сами наряжайте и ночью, всюду кругом нарядив воинов, тоже ложитесь, а вставайте рано. Оружия сразу с себя не снимайте: по небрежности внезапно человек погибает... Когда едете по своим землям, не позволяйте отрокам зла делать ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. Куда ни пойдете, где ни остановитесь, напоите, накормите бедного; более чтите гостя, откуда к вам ни придет, простого ли, знатного ли, или посла, если не можете подарком, то пищей, питьем, они, проезжая, будут прославлять человека либо добром, либо злом по всем землям».

Вопросы. По тексту документа определите, какие качества ценили в людях наши предки. Каким жизненным правилам учит Владимир Мономах своих детей?

«Повесть временных лет» о возникновении Киева

«...И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Бричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив — на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, назывались они полянами, от них поляне и доныне живут в Киеве.

Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «на перевоз в Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а между тем Кий этот княжил в роде своем, и ходил он к царю, и великие почести воздал ему, говорят, тот царь, при котором он приходил. Когда он возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему близживущие; так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец. Кий же вернулся в свой город Киев, тут и умер; братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались».

Вопрос и задание. Как объясняет летописец Нестор возникновение Киева? Найдите на исторической карте место его возникновения.

Из «Жития Феодосия Печерского»

«В то время великий Феодосий присмотрел свободное место невдалеке от пещеры, и рассчитал, что достаточно оно для сооружения монастыря, и собрал средства по благодати Божественной, и, укрепившись верой и надеждой и Духом Святым исполнившись, начал готовиться к переселению на новое место. И с Божьей помощью в недолгое время построил на том месте церковь во имя Святой и Преславной Богородицы и Приснодевы Марии, и окружил стеной место то, и построил множество келий, и переселился туда из пещеры с братией в год 6570 (1062). С того времени по Божественной благодати возвысилось место, и существует монастырь славный, и доныне называем мы Печерским и который устроен отцом нашим Феодосием».

Вопрос. Можно ли по этому отрывку из исторического документа ответить на главные вопросы историка: что произошло, где произошло, когда произошло?

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКТА

Путешествие св. апостола Андрея Первозванного на Русь

(из «Повести временных лет»)

«...И проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с этой горы, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся и будут наги, и обольют квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеной, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовение себе, а не мученье».

Из «Жития Феодосия Печерского»

«А какова была сперва их жизнь в пещере и сколько скорби и печали испытали они из-за всяких невзгод в том месте — это одному Богу ведомо, а устами человеческими невозможно и рассказать. К тому же и еда их была — один ржаной хлеб и вода. В субботу же и воскресенье ели чечевицу, но зачастую и в эти дни не было чечевицы, и тогда ели одни вареные овощи. При этом и трудились непрестанно: одни обувь плели или шили клобуки, и иные ремеслом занимались, и носили сделанное в город, продавали, и на вырученные деньги покупали зерно, и его делили между собою, чтобы каждый ночью свою долю помолол для печения хлеба. Потом служили заутреню, а затем снова принимались за свое дело. Другие же в огороде копались. Выращивая овощи, пока не наставал час новой молитвы, и так все вместе сходились в церковь, отпевали положенные часы и совершали святую службу, а затем, поев немного хлеба, снова обращались к своему делу. И так трудились день за днем в неугасимой любви к Богу».

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

О князе Святославе

(из «Повести временных лет»)

«В лето 964. Когда князь Святослав вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых; ходя легко, как барс, вел он многие войны. В походах не возил за собой ни обозов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину ли, или зверину, или говядину, жарил ее на углях и ел. Не имел он походного шатра, но спал, постелив подклад и положив седло в головах. Таковы были и другие его вои. Перед началом похода он посылал послов к странам, говоря: «Хочу идти на вас». И отшел на Оку-реку и на Волгу и, встретив вятичей, сказал вятичам: «Кому вы дань платите?» Они же сказали: «Хазарам по шлягу и от рала даем».

Вопрос. О каких человеческих качествах Святослава свидетельствует летописец Нестор?

«В лето 965. Пошел Святослав на хазар. Услышав об этом, хазары вышли ему навстречу с князем своим Каганом и сошлись биться. И в битве одолел Святослав хазар и взял город их Белую Вежу; после этого он ясов победил и касогов».

Вопросы. О каком событии упоминается и документе? Когда оно произошло? Найдите на карте место произошедших событий. Каковы их последствия?

Н. М. Карамзин о князе Святославе

«Князь Российский желал свидания с Цимискием. Сии два героя, знакомые только по славным делам, имели, может быть, равное любопытство узнать друг друга лично. Они виделись на берегу Дуная. Император, окруженный златоносными всадниками в блестящих латах, приехал на коне; Святослав в ладье, в простой белой одежде, и сам гребя веслом. Греки смотрели на него с удивлением. По их сказанию, он был среднего роста и довольно строен, но мрачен и дик видом; имеет грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую и на голове один клок волосов, в знак его благородства; в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином...»

Задание. Нарисуйте изложенные в этом отрывке события.

«Таким образом скончал жизнь сей Александр нашей древней истории, который столь мужественно боролся и с врагами, и с бедствиями; был иногда побеждаем, но в самом несчастии изумлял победителя своим великодушием; равнялся суровою воинскою жизнию с героями песнопевца Гомера и, снося терпеливо суровость непогод, труды изнурительные и все ужасное для неги, показал русским воинам, чем могут они во все времена одолевать неприятелей. Но Святослав, образец великих полководцев, не есть пример государя великого: ибо он славу побед уважал более государственного блага и, характером своим пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризну историка».

Вопросы. С какими героями Гомера мог сравнивать Святослава Н. М. Карамзин? Совпадают ли оценки историка Н. М. Карамзина с оценками, изложенными в вашем учебнике?

С. М. Соловьев о княгине Ольге

«...И в Константинополе, во дворце императорском, как под стенами Корестеня, Ольга отличалась ловкостию, находчивостию, хитростию; перехитряет императора, как прежде перехитрила древлян. Император, говорит предание, предложил Ольге свою руку; та не отреклась, но прежде требовала, чтоб он был ее воспреемником; император согласился, но когда после таинства повторил свое предложение, то Ольга напомнила ему, что по христианскому закону воспреемник не может жениться на своей крестнице. «Ольга! ты меня перехитрила!» — воскликнул изумленный император и отпустил ее с богатыми дарами».

Вопрос. О каких личных качествах княгини Ольги пишет историк С. М. Соловьев?

О князе Владимире

(из «Повести временных лет»)

«И сказал Владимир: нехорошо, что мало городов около Киева. И начал ставить города по Десне, и по Ворскле, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать лучших мужей от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населял города, так что нападали печенеги и воевали с ними, и побеждали их.

В год 991 Владимир заложил город Белгород, и набрал для него людей из иных городов, и свел в него много людей, ибо любил город этот».

Вопросы. О какой деятельности князя Владимира свидетельствует этот текст? Каково ее значение для Руси?

Н. М. Карамзин о князе Владимире

«Слава его правления раздалась в трех частях мира: древняя скандинавская, немецкая, византийская, арабская летописи говорят о нем. Кроме преданий Церкви и нашего первого летописца о делах Владимировых, память сего великого князя хранилась и в сказаниях народных о великолепии пиров, о могучих богатырях его времени: о Добрыне Новгородском, Александре с золотою гривною, Илье Муромце, сильном Рахдае (который будто бы один ходил на 300 воинов), Яне Усмошвеце, грозе печенегов, и прочих, о коих упоминается в новейших, отчасти баснословных летописях. Сказка не история; но сие сходство в народных понятиях о временах Карла Великого и князя Владимира достойно замечания: тот и другой, заслужив бессмертие в летописях своими победами, усердием к христианству, любви к наукам, живут доныне и в сказаниях богатырских».

Вопрос. Чем прославились в истории Карл Великий и князь Владимир?

Н. М. Карамзин о князе Святополке

«Он имел все пороки малодушных: вероломство, неблагодарность, подозрительность, надменность в счастии и робость в бедствиях. При нем унизилось достоинство великого князя, и только сильная рука Мономахова держала его 20 лет на престоле, даруя победы отечеству.

Святополк был набожен: готовясь к войне, к путешествию, он всегда брал молитву у печерского игумена, над гробом Феодосия, и там же благодарил Всевышнего за всякую победу; украшал, строил церкви... Довольный наружностию благочестия, он явно преступал святые уставы нравственности, имея наложниц...»

Вопрос. Можно ли считать, что жизнь Святополка отвечала требованиям христианской морали?


ОЦЕНКИ СОБЫТИЙ СОВРЕМЕННЫМИ ИСТОРИКАМИ

О роли веча в истории Древней Руси

«Городское собрание (вече) было всеобщим и повсеместно распространенным институтом в Древнерусском государстве, как в больших и малых городах, так и в сельской местности. В крупных городах население каждой из окружных общин собиралось на общие сходки (собрания), чтобы обсудить те или иные общинные дела; с другой стороны, по необходимости созывались собрания населения всего города. В этом смысле у каждого древнерусского города было свое собственное вече. Вместе с тем подобное собрание в столице земли (княжества) представляло собой вече в специальном смысле этого термина, т. е. вполне развитый социально-политический институт».

Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. — Л., 1980.

«Слово «вече» соответствует французскому «парламент» — место, где народ говорит о государственных делах. Русское слово «совет» происходит от того же корня, что и вече. В вече имели право принимать участие все свободные граждане, правом голоса обладали мужчины — главы семей. С некоторыми оговорками вече можно рассматривать как «генеральную ассамблею» всего населения данной волости. Как правило, вече созывалось по необходимости. Народ собирался на соборной площади по звону специального городского вечевого колокола. Обычай требовал, чтобы решение, принятое вечем, было единогласным. В случаях, когда не было четкого большинства или единства, горожане, между которыми не было единства, спорили часами, и нередко дело доходило до драки».

Еремян В. В., Федоров М. В. История местного самоуправления в России. — М., 1999.

Развитие предпринимательства на Руси 1

Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Здесь сосредоточивались товары, которые распространялись по всей стране и за рубеж. Сюда съезжались купцы, различные промышленники (бортники, звероловы, смолокуры и др.) для ведения торговли — как тогда говорили, «гостьбы». Эти места так и называли — погостами. С принятием христианства в этих наиболее людных местах строили церкви, открывали кладбища. Здесь заключались договоры, совершались сделки, открывались ярмарки (регулярно в определенное время устраивающийся торг в установленном месте).

Описание предпринимательской деятельности в дохристианские времена оставил в своих записках Константин Багрянородный (905—959 гг.). По его словам, с ноября месяца, как только подмерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы покидали города и направлялись в глубь страны. Всю зиму они скупали по погостам товары. Весной уже по Днепру с полой водой возвращались купцы в Киев. К тому времени подготавливались суда, на которых купцы отправлялись в Царьград. Плыли огромным караваном, состоявшим из купцов разных земель — смоленских, любечских, черниговских, новгородских... Труден и опасен был этот путь. И только большая охрана спасала купцов от многочисленных грабителей. Проплыв Днепр, выходили в море, держась берега, так как в любой момент могли погибнуть на своих утлых суденышках от крутой волны.

Прибыв в Царьград, торговали там шесть месяцев. Согласно договору, оставаться на зиму они не могли. Размещались они не в самом городе, а у монастыря Св. Мамонта. Русские купцы в Царьграде пользовались различными льготами.

Возвращались купцы не ранее октября, а там уже снова наступал ноябрь и нужно было ехать в глубь страны, на погосты, распродавать то, что было привезено из Византии, и скупать товары для зарубежной торговли на следующий год...

Большая торговля велась с варягами. У них покупались бронзовые и железные изделия, олово, свинец. Из арабских стран на Русь шли бисер, ковры, драгоценные камни, пряности, сафьян, сабли.

«Русская Правда» уделяет немало внимания торговой деятельности: определяет порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, отличает злостную неуплату долгов от неуплаты по несчастью. Русское законодательство дорожит жизнью купца, за его голову полагается штраф вдвое больше, чем за голову простого человека (12 гривен против 5—6).

Считалось не по-христиански брать высокие проценты. Однако пришлые люди пытались заниматься ростовщичеством под высокие проценты. Нетрудовой паразитический характер такого ростовщического дохода привел к восстанию в Киеве в 1113 г. Дома пришельцев-ростовщиков и спекулянтов товарами широкого спроса были разгромлены. После этого восстания Владимир Мономах ввел Устав, который резко ограничил сумму процента, выплачиваемого по кредиту, что подрывало позиции паразитического предпринимательства.

Изучение археологами истории Киевской Руси

«Долгое время в науке считалось, что восточные славяне — предки русских, украинцев и белорусов — находились на очень низкой ступени общественного и культурного развития. Как будто это находило свое подтверждение в свидетельствах летописцев, которые утверждали, что некоторые племена восточных славян жили «зверинским образом». Но этим оценкам решительно противоречат, их опровергают находки археологов прошлого и особенно нынешнего века.

Судите сами. Близ Смоленска раскопаны так называемые гнездовские курганы IX—Х вв. В самом большом из них, датируемом началом Х в., обнаружено железное оружие (шлем, части щитов, копье, меч). Шлем имеет украшения, напоминающие узорчатую русскую резьбу по дереву. В тамошних курганах найдены также бронзовые весы с коромыслом, что указывает на их принадлежность торговцу. Один из найденных в Гнездове щитов окрашен в красный цвет. Тут напрашивается параллель с позднейшими «червлеными щитами» «Слова о полку Игореве». Среди находок оказался глиняный сосуд со славянской надписью «горухща», что значит «горчица». Немало удивлялись ученые тому, что жителям Гнездова были знакомы ножницы современного типа.

Раскопки кургана под Черниговом, названного Черной Могилой, свидетельствуют, что там был захоронен знатный человек, вероятно князь. Добытые из земли предметы были особого свойства. Это не только дорогие, но и редкие, в том числе обработанные искусными мастерами, турьи рога — сосуды, предназначенные для питья, с военными изображениями. Обряд погребения тогда предусматривал сожжение покойников вместе с предметами вооружения и обихода. Вот поэтому не могли порою исследователи определить, что представляют из себя находки — слитки стекла, меди, серебра и золота. Находки железных изделий сельскохозяйственного назначения (серпов, топоров, долот и т. д.) позволили ученым предположить, что вместе с князем были сожжены рабы, которым надлежало на том свете работать на своего господина...

О средневековой металлургии, кузнечном деле говорят обнаруженные в городах Руси наковальни, молоты, клещи, зубила, напильники. Притом встречаются приспособления для весьма специальной фигурной отливки и ковки металла.

Но, может быть, самыми выразительными и убедительными свидетелями высокого искусства мастеров служат ювелирные изделия, украшения. Уже в X—XI вв. была освоена перегородчатая эмаль. Что это такое? На золотую поверхность посредством припаивания золотых ленточек наносился контур предполагаемого изображения — рисунка. Толщина таких ленточек, перегородок обычно не превышала 0,1 мм. Затем полученные мельчайшие ячейки в контуре рисунка заполняли стеклянной массой разных расцветок. Понадобилось мастеру изобразить человеческое лицо — и оно появлялось на площади в 1/4 кв. см, причем можно было различить все детали — глаза, брови, нос, рот, волосы...

Не менее впечатляет знакомство с изделиями, именуемыми сканью. На золото или серебро узор наносился проволокой из благородных металлов. Припаивались мельчайшие золотые или серебряные шарики — «зерна». На украшениях — колтах — число таких зерен порой доходило до 300 на 1 кв. см.

Не менее значительны для историков исследования ученых-этнографов. Наука этнография (в переводе с греч. — народоописание) имеет дело с устойчивыми явлениями повседневной жизни людей. Поэтому изучение вековых традиций входит в круг интересов этнографов. Это касается бытового уклада жизни, одежды, пищи, верований, обрядов и т. д. Мы с вами уже говорили, что история — в нас самих. В очень большой мере здесь имеются в виду именно этнографические данные.

Чрезвычайно интересной представляется задача восстановления давно минувших взглядов людей на окружающий мир, на природу, наконец, на место самого человека в мироздании. Мы, сейчас рассматривая, например, древний орнамент или вышивку, резьбу наличников окон старых деревянных домов, оцениваем увиденное с точки зрения красоты, эстетического восприятия этих предметов. Каждый подобный предмет имел еще и свое символическое значение. Главным образом люди стремились защитить себя от возможных несчастий, стихийных бедствий, «дурного глаза», происков недругов. Человеку на заре цивилизации казалось, что окружающий мир населен добрыми и злыми духами, на которых можно как-то воздействовать, задобрить, отпугнуть. Вот и появились разного рода изображения, рисунки, фигурки, амулеты, призванные оберегать человека.

Если рассмотреть украшения, которые носили славянские женщины, на них можно увидеть изображения «берегинь», напоминающие женоподобные существа вроде русалок. Одежда, головные уборы далеких времен также отвечали представлениям тогдашнего человека об окружающем мире, культе предков, поклонении творцу всего сущего — Солнцу. И сегодня можно встретить в облике наших современниц нечто пришедшее из глубины веков. Ожерелья, браслеты, вышивка на платьях — все это подсказывает нам, что связь времен хотя и изменилась, но не прервалась.

Загадки, поверья, приметы — и они составляют предмет постоянного интереса этнографов. Исключительно важны как для исследователей, так и для нынешней практической деятельности данные народной медицины о способах лечения, травах, отварах.

И все это дает нам познать этнография. Она же изучает изменения в языке народа, определяет его сходства и различия по местностям, собирает и изучает фольклор».

Преображенский А. А. История раскрывает тайны. — М., 1991.

Меры длины и веса в Киевской Руси

«Определение расстояний всегда интересовало людей. Как же это делалось, скажем, в Киевской Руси, какие меры длины тогда были в ходу — скупы на сей счет данные источников.

Оказывается, расстояние можно определять... в днях. Пройденный путь от одного пункта до другого оценивался по числу дней, необходимых всаднику или пешеходу, чтобы преодолеть это расстояние.

Несмотря на приблизительность подобного подхода (кони, всадники, рельеф местности — все неодинаково), такое определение расстояния существовало не одно столетие. Уже были в ходу версты и сажени, а нет-нет да и мелькнет в источнике XVII в. упоминание о том, что до такого-то места столько-то дней верховой езды или плавания на судах («судового хода»).

От киевской поры сохранились сведения и об упомянутых поприщах, под которыми ученые склонны разуметь позднейшие версты.

Известны и своего рода «спортивные» (с нашей точки зрения) способы измерения расстояний. Так, в описании одного далекого путешествия не раз говорилось о «вержении камня». Это — близкое расстояние, когда до цели взрослый мужчина может добросить камень. Подсчитали, что имеется в виду расстояние примерно 42 м.

Измеряли расстояние также «перестрелами» — куда долетит стрела, пущенная сильной и умелой рукой.

Одним из ранних свидетельств измерений расстояний является надпись, выбитая на камне, найденном там, где было Тмутараканское княжество — на восточном берегу Керченского пролива. В 1068 г., как повествует надпись, князь приказал по льду измерить ширину Керченского пролива. Она составила 14 тыс. сажен. Исследователи долго спорили, как вычислить в переводе на современные меры длину тогдашней сажени. Наиболее вероятным сейчас считается, что она составляла 152 см.

Кроме такой сажени в обиходе была «косая сажень». По сию пору о плечистых людях говорят «косая сажень в плечах». Конечно, это преувеличение, так как она имела 216 см. А почему «косая»? Потому что подразумевалось расстояние от пальцев ноги до конца пальцев вытянутой руки по диагонали.

Более дробные единицы длины представлены локтями и пядями. Те и другие не отличались четкими размерами. Средневековые источники говорят, что и пяди были разными, в зависимости от того, расстояние между какими пальцами руки принималось в расчет. Вспомним пословицу — «семь пядей во лбу»...

В «Русской Правде» упоминаются как единицы измерения поверхности «села» и «плуги» неопределенной величины.

Киевская Русь знала свои меры веса. Уже в то время известен пуд, под которым разумелся не только определенный вес, но и прибор для взвешивания. Достоверно неизвестен вес тогдашнего пуда. И соотношение мер веса остается доныне слабо выясненным. Единицей помельче считалась гривна, или гривенка. В более позднее время пуд равнялся 40 большим гривенкам (фунтам) или 80 малым. Десятипудовый вес назывался берковцем.

На первых порах в Киевской Руси наряду с монетой собственной чеканки были деньги восточного производства, а также Византии и соседних европейских стран. Само слово «деньги» пришло к нам с Востока. Названия старинных монет непривычны для нашего слуха: куны, резаны, ногаты, белки. Названия этих денежных единиц указывают, что на правах денег ходили меха и другие товары. Но уже тогда появляется рубль (отрубленный слиток серебра), с ним соседствуют слитки серебра меньших размеров — гривны. В гривне считалось 20 ногат, что равнялось 25 кунам и 50 резанам. Обобщенно деньги называли «серебром».

Чтобы конкретнее представить себе, что в жизни значили эти резаны и ногаты, приведем такие примеры. В «Слове о полку Игореве» киевский князь Святослав мысленно обращается к правителю Ростово-Суздальской земли Всеволоду Большое Гнездо. Если бы Всеволод участвовал в походе на половцев, то победа сулила ему множество пленников. Малолетнего пленника можно было бы продать за ногату, а взрослого — за резан, то есть в 2,5 раза дороже. Один мастер получил за изготовление мраморной доски 3 гривны серебра (или 150 ногат). Столько тогда стоили три головы животных: кобылы, вола и коровы».

Преображенский А. А. История раскрывает тайны. — М., 1991.