Московское государство

Русь

Вервь

IV. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

II. ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

1. Какие три важнейшие события мировой истории характеризовали эпоху средних веков?

2. Какой период во всемирной истории известен как эпоха Великого переселения народов? Какие перемены в жизни славянских племен происходят в это время?

3. В чем смысл византийского варианта православия? Какое влияние оказала византийская православная церковь на утверждение христианской культуры у славян? Какое значение имело принятие христианства для развития Древней Руси?

4. Каковы особенности экономического развития Древнерусского государства?

5. Что представлял собой политический строй Киевской Руси?

6. Что Вам известно об общественном устройстве Киевской Руси? Охарактеризуйте социальное положение основных категорий древнерусского населения.

7. Определите основные цели и итоги внешней политики киевских князей в IХ-ХI вв.

III. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦЫ И СХЕМЫ

Таблица 1.

Основные точки зрения на генезис Древнерусского государства.

Название теории Содержание Имена представителей теории
Норманская    
Антинорманская    

 

Таблица 2.

Этапы развития Древнерусского государства

Этап Века Содержание
Первый    
Второй    
Третий    

 

Схема 1.

Продолжите заполнение схемы:

Система управления в Киевской Руси

Киевский князь

?

1. Средние века
2. Сословие
3. Вече
4. Вервь
5. Полюдье
6. Гривна
7. Тысяцкий, посадник.
   

- (от "вервь" - веревка) - участок земли, отмеренный веревкой общине. Этот обычай был основан на кровно - родственной основе. В дальнейшем под влиянием различных социально - экономических условий произошла эволюция верви. Так, из Русской Правды уже видно, что вервь представляет собой сельскую общину, освобожденную от кровно - родственных связей. Члены верви были связаны круговой порукой, должны были отвечать за убийство человека, если тело убитого было обнаружено на земле верви. Вервь - община обязана была выполнять и ряд других функций, налагаемых на нее со стороны властей.

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Стабильная версия была проверена 14 сентября 2010. Имеются непроверенные изменения в шаблонах или файлах.

Перейти к: навигация, поиск

У этого термина существуют и другие значения, см. Русь (значения).

Русь — историческое название земель восточных славян. Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа). Согласно летописному преданию «Повести временных лет» (созданному в XI — начале XII веках) название произошло от варягов племени русь, призванных новгородскими славянами в 862 году в качестве воинской дружины. В историографии дискутируется вопрос о существовании на землях восточных славян более раннего государства, получившего условное название Русский каганат, однако недостаток свидетельств относит Русский каганат к области исторических гипотез.

Древняя Русь

История России
 
Древние славяне, русы (до IX века)
Древнерусское государство (IX—XIII века)
Новгородская Русь (862—882)
Киевская Русь (882—1240)
Удельная Русь (XII—XVI века)
Новгородская республика (1136—1478)
Владимирское княжество (1157—1389)
Княжество Литовское и Русское (1236—1569)
Московское княжество (1263—1547)
Царство Русское (1547—1721)
Российская империя (1721—1917)
Российская республика (1917)
Советская Россия (1917—1922)
Альтернативные образования
Советский Союз (1922—1991)
Российская Федерация (с 1991)
Правители | Хронология | Экспансия Портал «Россия»

 

История Украины
Украина· Название Украины
Древняя история Украины
Трипольская культура· Ямная культура· Киммерийцы· Скифы· Сарматы· Зарубинецкая культура· Черняховская культура
Средние века
Восточные славяне· Киевская Русь· Киевское княжество· Галицко-Волынское княжество· Монголо-татарское нашествие· Великое княжество Литовское и Русское
Казачество
Речь Посполитая: Запорожская Сечь: Войско Запорожское: Восстание Хмельницкого: Гетманат: Переяславская рада· Великое княжество Русское· Руина: Правобережье· Левобережье
Новое время
Российская империя: Малая Русь: Кирилло-Мефодиевское братство· Украинофилы· Политические организации· Слобожанщина Габсбургская монархия: Восточная Галиция: Политические организации
Новейшее время
Революция: УНР· Украинская держава· ЗУНР· Махновщина СССР: УССР: Голодомор· Украина во Второй мировой войне (Великая Отечественная война· (Украинский коллаборационизм· УПА)· Чернобыльская катастрофа
Современные годы
Украина: Независимость· Ядерное разоружение· Принятие конституции· Оранжевая революция
Портал «Украина»

 

 

История Белоруссии
 
Древнейшая история
Киевская Русь
Полоцкое княжество
Великое княжество Литовское
Речь Посполитая
Российская империя
Белорусская Народная Республика
Белорусская ССР (ССРБ • Литовско-Белорусская ССР)
Белоруссия
Портал «Белоруссия»

 

Содержание [убрать]
  • 1 Образование государства Русь
  • 2 Археологические свидетельства
    • 2.1 Развитие древнерусских городов
    • 2.2 Клады арабских монет
  • 3 Происхождение названия «Русь»
    • 3.1 Историческая византийская версия
    • 3.2 Североиранская версия
    • 3.3 Лингвистическая финская версия
    • 3.4 Историко-топонимическая прусская версия
    • 3.5 Топонимическая этимология
  • 4 Производные значения
    • 4.1 Этнонимы
    • 4.2 Топонимы
    • 4.3 Россия
  • 5 Культура
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

// [править] Образование государства Русь

Основные статьи: Русь (народ), Призвание варягов, Новгородская Русь, Киевская Русь

Наиболее ранним историческим документом, свидетельствующим о существовании Древнерусского государства, являются Бертинские анналы, в которых сообщается о прибытии в мае 839 года к франкскому императору Людовику Благочестивому византийского посольства от императора Феофила. В составе византийской делегации находились послы народа рос (rhos), посланные в Константинополь правителем, обозначенным в тексте как хакан (chacanus). Древнерусское государство, о котором практически ничего не известно, в этот период времени условно обозначается в современной историографии как Русский каганат.

Наиболее ранний древнерусский летописный свод «Повесть временных лет» излагает образование Руси на основании преданий, записанных спустя 250 лет после самих событий, и датирует их 862 годом. Союз северных народов, в который входили славянские племена словене и кривичи, а также финно-угорские племена чудь и весь, пригласили князей варягов из-за моря для того, чтобы остановить внутренние раздоры и междоусобные войны (см. статью Призвание варягов). По Ипатьевской летописи варяг князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил город Новгород и перебрался туда. Существование неукреплённого поселения Ладога отмечается с середины VIII века, а в самом Новгороде отсутствует датированный культурный слой старше 30-х годов X века. Зато подтверждено местонахождение княжеской резиденции в так называемом Рюриковом городище, возникшем в первой половине IX века недалеко от Новгорода.

К тому же времени относится Поход руси на Царьград (860), который «Повесть временных лет» датирует 866 годом и связывает с именами киевских князей Аскольда и Дира.

862 год — принятый для отсчёта русской государственности — скорее всего условная дата. По одной из версий неизвестный киевский летописец[1] XI века выбрал 862 год на основании памяти о так называемом первом крещении Руси, последовавшем вскоре после набега 860 года.

Именно с походом 860 года, если дословно доверять тексту летописи, её автор связывал начало Русской земли:

В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом.

В последующих расчетах летописца сказано, что «от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года», таким образом в летописи неверно назван год начала правления византийского императора Михаила III. Существует точка зрения, что под 6360 годом летописец имел в виду 860 год. Он указан по Александрийской эре, которую историки также называют Антиохийской (для пересчёта её в современную следует отнять 5500 лет). Однако указание индикта соответствует именно 852 году.

В те времена согласно «Повести временных лет» варяги-русы создали два независимых центра: в районе Ладоги и Новгорода княжил Рюрик, в Киеве — Аскольд и Дир, соплеменники Рюрика. Киевская русь (варяги, правящие в землях полян) приняла христианство от константинопольского епископа.[2]

По мере развития древнерусского государства, а именно в 882 году, его столица была перенесена в Киев князем Олегом, преемником Рюрика. Олег убил киевских князей Аскольда и Дира, объединив в единое государство новгородские и киевские земли. Позднейшими историками этот период был обозначен как времена Древней или Киевской Руси (по местонахождению столицы).

В ряде летописей сохранились следы того, что ранние сведения о Руси также связывали с периодом правления византийской царицы Ирины (797—802 гг.).[3] По мнению исследователя летописей М. Н. Тихомирова эти данные происходят из византийских церковных источников[4].

Также есть упоминание о Руси в поздней записи (1680 г.) Якова Рейтенфельса о событиях времён византийского императора Михаила I (811—813):"В 810 году император греческий Михаил Куропалат вел с переменным успехом войну с болгарами, поддерживаемыми русскими. Те же русские помогали Крунну, царю болгарскому, при взятии им богатейшего города Мезембрии, когда он нанес императору страшное поражение."[5] Взятие болгарами Мезембрии относится к 1 ноября 812 года, но эти данные в официальной историографии пока не разрабатывались. Неясно, где именно жили упомянутые «русские» и какова их этническая принадлежность.[6]

В 1919 году А. А. Шахматов высказывал предположение, что Хольмгардом скандинавы называли Старую Руссу[7]. Согласно его гипотезе, Руса была первоначальной столицей древнейшей страны. И из этой «древнейшей Руси…вскоре после» 839 г. началось движение руси на юг, приведшее к основанию в Киеве около 840 г. «молодого русского государства» [8]. В 1920 году академик С. Ф. Платонов отмечал, что будущие изыскания соберут, конечно, больший и лучший материал для уяснения и укрепления гипотезы А. А. Шахматова о варяжском центре на Южном берегу Ильменя, и что эта гипотеза уже теперь имеет все свойства доброкачественного научного построения и открывает нам новую историческую перспективу: Руса — город и Руса — область получают новый и весьма значительный смысл[9].

По мнению Г. В. Вернадского — в районе озера Ильмень к середине девятого века возникла община шведских купцов, которая, благодаря своей коммерческой деятельности, тем или иным образом была связана с Русским каганатом (по мнению историка это район устья р. Кубани на Тамани). И центром этого северного «отделения» Русского каганата была, вероятно, Старая Руса. По Вернадскому в «призвание варягов» согласно Ипатьевскому списку («ркоша русь, чудь, словене, и кривичи и вся: земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет: да поидете княжить и володеть нами»)— участвуют «под названием „русь“ члены шведской колонии в Старой Русе, главным образом, купцы, ведущие торговлю с Русским каганатом в Приазовье. Их целью в „призвании варягов“ было, в первую очередь, вновь открыть торговый путь на юг с помощью новых отрядов скандинавов»[10].

В 2008 году В. В. Фомин также не исключал, что в момент призвания Рюрика район Старой Руссы мог быть заселен какой-то русью, и что очень раннее появление здесь руси обусловлено следующим фактом — в древности соль, обеспечивающая потребности огромной территории Северо-Западной Руси, добывалась только в Южном Приильменье (включая обработку кожи, мехов, поставляемых на экспорт)[11].

[править] Археологические свидетельства

Археологические исследования подтверждают факт больших социально-экономических сдвигов в землях восточных славян в середине IX века. В целом результаты археологических исследований не противоречат преданию «Повести временных лет» о призвании варягов в 862 году.

[править] Развитие древнерусских городов

В VIII веке по течению Волхова основываются два населенных пункта: Любшанская крепость (построена словенами на месте финской крепости в начале VIII века) и, предположительно позже, в двух километрах от неё на другом берегу Волхова скандинавское поселение Ладога. В 760-х годах Ладога подвергается нападению, и её население вплоть до 830-х годов стало преимущественно славянским (предположительно кривичи)[12].

В конце 830-х Ладога сгорает и состав её населения сменяется снова. Теперь в ней четко прослеживается заметное присутствие скандинавской военной элиты (скандинавские мужские воинские захоронения, «молоточки Тора» и т. д.)

В 860-х годах по территории северо-запада Руси проходит волна войн и пожаров. Сгорают Ладога, Рюриково городище, Любшанская крепость (причем по наконечникам стрел, найденных в её стенах, осада и взятие Любши проводилось исключительно или преимущественно не-скандинавским населением). После пожаров Любша исчезает навсегда, а население Ладоги становится почти исключительно скандинавским — теперь этот город мало отличается от шведских и датских городов того же периода.[13]

К VIII — первой половине IX веков археологи относят возникновении Рюрикова городища[14], рядом с которым в 930-х годах появились три поселения (кривичи, словене и финно-угры), позднее слившихся в Великий Новгород. Характер поселения в Рюриковом городище позволяет отнести его к военно-административному центру с ярко выраженной скандинавской культурой в ранних слоях, причём не только воинской, но и бытовой (то есть жили семьями). Связь Рюрикова городища с Ладогой прослеживается по характерным признакам бус, распространённых в обоих поселениях.[15] Некоторые намёки на происхождение пришлого населения в Рюриковом городище даёт анализ гончарной керамики из ранних слоёв, соответствие которой находится на южном побережье Балтики. [16]

Археологические раскопки Киева подтверждают существование с VI—VIII веков ряда маленьких обособленных поселений на месте будущей столицы Руси. Градообразующий признак — оборонительные укрепления — заметны с VIII века (780-е годы строительство укреплений на Старокиевской горе славянами волынцевской культуры). Археологические следы начинают свидетельствовать о центральной роли города только с X века, и с того же времени определяется возможное присутствие варягов [17]

Начиная со 2-й половины IX века Русь покрывается сетью городов (городище в Гнёздово под Смоленском, Сарское городище под Ростовом, Тимерево[18] под Ярославлем), где чётко прослеживается присутствие военной элиты. Эти поселения обслуживали торговые потоки с Востоком, в то же время служили центрами колонизации среди местных племён. В некоторых городах (Смоленск, Ростов), упомянутых в древнерусских летописях как племенные центры IX века, культурные городские слои старше XI века не обнаружены, хотя отмечены мелкие поселения.

[править] Клады арабских монет

В 780-х начинается путь «Из варяг в булгары» (Волжский торговый путь) — первые находки арабских серебряных дирхемов датируются этим десятилетием (древнейший клад в Ладоге датируется 786 годом). Число ранних кладов (до 833 г.) на территории будущей Новгородской земли сильно превышает количество аналогичных кладов в Скандинавии, то есть изначально Волго-Балтийский путь обслуживал местные потребности. А основные потоки арабских дирхемов через бассейн Дона, Верхнего Днепра, Немана и Западной Двины поступали в Пруссию и Южную Балтику, а также на острова Рюген, Борнхольм и Готланд, где обнаружены самые богатые в регионе клады того времени.[19][20]

В середине IX века через Ладогу арабское серебро стало поступать также в Среднюю Швецию. После пожара Ладоги около 860-го года примерно на десятилетие прерывается поступление серебра в Швецию и на о. Готланд.[21]

Согласно исследованиям Т. Нунана во 2-й половине IX века количество кладов восточных монет на Готланде и в Швеции возросло в 8 раз по сравнению с 1-й половиной, что свидетельствует об установлении и стабильном функционировании торгового пути с Северной Руси в Скандинавию.[22] По распределению ранних кладов можно сделать вывод о том, что «путь из варяг в греки» по Днепру ещё не функционировал в IX веке: клады того времени найдены в Новгородской земле (водный путь Волхов—Нева), по Западной Двине, по Оке и верхней Волге.[21]

Через новгородские земли в страны Скандинавии шёл также путь «из варяг в персы», который как бы продолжил путь «из варяг в булгары» в страны Востока.

Один из ранних кладов, найденных в Петергофе (младшая монета датируется 805 годом), содержит большое число надписей-граффити на монетах, по которым стало возможным определить этнический состав их владельцев. Среди граффити единственная надпись на греческом языке (имя Захариас), скандинавские руны и рунические надписи (скандинавские имена и магические знаки), тюркские (хазарские) руны и собственно арабские граффити.[21]

В лесостепи между Доном и Днепром в 780-е — 830-е годы чеканились местные монеты — т. н. «подражания дирхемам», имевшие хождение среди славян волынцевской культуры (позднее роменская и боршевская) и алан салтовско-маяцкой культуры верховий Северского Донца. Через эту же территорию проходил наиболее интенсивный поток дирхемов раннего периода (до 833 года). Здесь по мнению ряда историков располагался центр Русского каганата в первой половине IX века. В середине IX века чеканка местных монет прекратилась после разгрома этого центра венграми.[23]

[править] Происхождение названия «Русь»

Как следует из летописных источников, первое многонациональное государство восточных славян Русь получило своё название по варягам—руси. До призвания варягов территорию первого русского государства населяли славянские племена под своими собственными названиями. Древнерусские летописцы, самый ранний из которых монах начала XII века Нестор, просто отмечают, что «с тех варяг прозвалася Русская земля».

[править] Историческая византийская версия

Скудость источников IX—X века не позволяет в полной мере оценить зарождение и употребление термина русь или народа рос (более раннего византийского термина для обозначения руси). Однако можно сделать вывод, что термин, по-видимому, возник в Византии в 1-й половине IX века при появлении там варягов-викингов и позднее был заимствован арабскими писателями.

Первое принимаемое всеми историками документально зафиксированное упоминание народа рос относится к 839 году, в Бертинских анналах. Византийский император Феофил направил послов франкскому императору Людовику Благочестивому, а с посольством послал[24]:

тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король, прозванием каган, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему, прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться, а также помощь через всю его власть. Он не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов.

Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народа свеонов [шведов], как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть…

Буквально германский летописец указывает на Рос как на самоназвание народа, но неизвестно, имел он эти сведения от самих росов или так ему передали через византийцев. Таким образом, неких шведов (в IX веке из шведов путешествовали только викинги) византийцы назвали народом Рос, но западные франки признали шведами, и более того, сразу насторожились, потому что уже начали опасаться набегов викингов. Произошло это ещё до образования древнерусского государства, когда варяги никак не ассоциировались со славянами. Название короля русов — каган — возможно является переводом шведского конунг в более близкое и понятное византийцам тюркское хакан, но также может свидетельствовать о существовании государственного образования на землях восточных славян до прихода Рюрика, так называемого Русского каганата.

О том, что именно византийцы прозвали варягов росами, свидетельствует Лиутпранд Кремонский, посол итальянского короля Беренгария в Византию в 949 году[25]:

XV. В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют Rousios, мы же по их месту жительства зовём „норманнами“. Ведь на тевтонском языке „норд“ означает „север“, а „ман“ — „человек“; отсюда — „норманны“, то есть „северные люди“. Королём этого народа был [тогда] Ингер [ Игорь Рюрикович ]…

Лиутпранд Кремонский в своей книге «Антаподосис», написанной около 960 года, рассказал о неудачном походе Игоря Рюриковича на Константинополь в 941 году, причем назвал его именем, более приближенным к изначальному скандинавскому или финскому. Лиутпранд не уточнил, по какому именно внешнему признаку византийцы так прозвали россов, но это становится ясно из самого значения греческого слова, обозначающего красный цвет или его оттенок, и из свидетельств арабских авторов.

Аль-Масуди в 1-й половине X века пояснял смысл названия: «Византийцы нарекают их [русов] русийа, смысл этого [слова] — „красные, рыжие“».[26] В своих путевых описаниях арабы особенно отмечают красноту лиц русов и славян. Не вполне понятно, имели они в виду румянец или последствия солнца для северных лиц. Ибн-Фадлан, встретивший русов в 922 году, так их описывал: «Они подобны пальмам, румяны, красны.»[27]

С другой стороны, сложно объяснить, как византийское название русов было заимствовано последними как самоназвание. К тому же данная версия названия русов по красноте лиц исходит не от самих византийцев, а от внешних наблюдателей.

Смешение названия русов и красного цвета на греческом языке иллюстрируется характерным примером, когда в переводе с греческого «Хронографии» Феофана современный русскоязычный переводчик пишет о походе византийцев в 774 году: «Константин двинул флот из двух тысяч судов состоящий, против Болгарии, и сам сев на русские суда, намеревался плыть к реке Дунаю». На самом деле имелись в виду императорские суда, украшенные пурпуром. Латинский переводчик римского папы, библиотекарь Анастасий, который переводил «Хронографию» Феофана в конце IX века, именно так и перевел греческое слово ρουσια в rubea (красные).

[править] Североиранская версия

Североиранская версия настаивает на том, что этноним «рос» имеет иное, чем «рус», происхождение, являясь значительно более древним. Сторонники этого мнения, также берущего начало от М. В. Ломоносова, отмечают, что фантастический[28] народ «рос» (буквально на сирийском звучит как ерос или хрос) впервые упомянут ещё в VI веке в «Церковной Истории» Захарием Ритором, где он помещается в Северном Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к ирано-язычным (сарматским) племенам роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами. Наиболее полно обоснованной О. Н. Трубачёвым[29] (*ruksi «светлый» > *rutsi > *russi > русь).

Вариант этой теории разрабатывал Г. В. Вернадский, который помещал первоначальную территорию русов в дельте Кубани и полагал, что своё имя они усвоили от роксаланов («светлых аланов»), которые, по его мнению, были частью антов.[30] При этом он считал правящий слой русов этническими скандинавами.

В 60-е гг. XX века украинский археолог Д. Т. Березовец предложил отождествить с русами аланское население Подонья. В настоящее время эта гипотеза разрабатывается Е. С. Галкиной[31].

В осетинском языке, являющимся современным наследником сармато-аланского языка, так же есть слова ruhs (иронский диалект) и rohs (дигорский диалект), что означает светлый.

[править] Лингвистическая финская версия

Сама структура слова русь позволяет сделать вывод о названии неславянского племени, подобно названиям чудь, весь, водь, пермь, сумь и др.[32]

Историк А. А. Шахматов отмечал:

Форма Русь… так относится к Ruotsi, как древнерусское Сумь… к финскому Suomi. Мне кажется, что элементарные методологические соображения не позволяют отделить современное финское Ruotsi от имени Русь.

Финское Ruotsi обозначает шведы, на эстонском шведы называются Rootsi. Считается, что древнее финно-угорское население называло так, по крайней мере с VIII века, скандинавов, собирающих дань.[33] А в финском языке, как предполагают, слово ruotsi возникло на основе древнескандинавского корня rotp-, связанного с понятием гребли, судоходства, жителями шхер. Славяне, соседствующие и живущие вместе с финно-угорскими племенами, могли перенять ruotsi в форме русь для названия скандинавских викингов, приходящих из Финляндии, о чём свидетельствует и «Повесть временных лет»: «Тех варягов звали русь, как другие называются свеи [шведы], другие же урмане [норвежцы] и англяне, а иные готы [готландцы].» Когда Вещий Олег в 882 году отправился на Киев, то в перечислении племенного состава его войск чудь (собирательное название ряда финских племён) стоит на первом месте после варягов и перед славянами.

Столкновения или, по крайней мере, контакты скандинавов, финнов и славян отмечены археологически в середине VIII века в ранних слоях Старой Ладоги. Первоначально финно-скандинавское торговое поселение вскоре, к концу VIII века, характеризуется в основном следами славянского присутствия.

Слова ruotsi и варяги обозначают по сути одних и тех же людей. Не существует пока убедительного объяснения, почему варяги скандинавского происхождения взяли для самоназвания слово финской этимологии. Финская версия подтверждается сообщением так называемой Иоакимовской летописи, что первый князь Рюрик пришёл с дружиной из Финляндии.[34] Однако историки сомневаются в достоверности Иоакимовской летописи, хотя не существует и доказательств её фальсификации, которая могла иметь место в XVII веке.

Писатель XII века Саксон Грамматик в своём описании деяний легендарных датских и шведских королей VIII—IX веков упоминает неоднократно Русию (Russia), а жителей называет русинами (ruthenians). В его былинном изложении Русия находилась на побережье Балтики где-то за Курляндией и Эстонией (Esthonia), имела много вождей и обладала сильным морским флотом на Балтике (см. статью русь (народ)). Возможно это был остров Рюген (Руян, также былинный остров Буян) и народ Руяне. Русины всегда четко отличались от славян. Географическое положение Русии указывает на её близость к Финляндии. Дальше Русии на восток была только так называемая Пермская земля (Permland), край снегов, видимо населённый пермью.

Среди западных историков существует версия, что под Русией подразумевалось свеаландское побережье Балтийского моря — район Руслаген к северу от Стокгольма и Упсалы. Считается обоснованной версия о том, что Швеция называлась финнами Ruotsi именно из-за жителей Рослагена, часто посещавших их. Но существовало зафиксированное в XIX веке (1832 г.) самоназвание шведских саамов — Ruothi и Ruotteladz, которые самих шведов звали Taro и Tarolats («торговцы»), в связи с чем Гедеонов С. А. высказывал мнение, что финское название Швеции (Ruotsi), восходит к самоназванию дошведского населения — саамов.[35] О широком распространении древних саамов, именующих себя Ruothi, возможно свидетельствует то, что коми называют русских словом «Роч»(rot᾽śε).

В русско-византийском договоре 912 года варяги со скандинавскими именами называют себя «от рода русского». Однако текст договора является переводом с греческого на славянский, и не отражает исходной формы самоназвания варягов Вещего Олега. То есть в текст договора изначально было записано название русов на греческом, которое, возможно, отличалось от их самоназвания, но сохранилось в обратном переводе на славянский.

[править] Историко-топонимическая прусская версия

Бертинские анналы 839 года и «Повесть временных лет» дают указание на то, что русь (на славянском) или росы (на греческом) являлись самоназванием варягов «из за моря», пришедших «володеть» славянами. В таком случае наиболее вероятно, что русы так звались по названию земли, откуда пришли. В Скандинавии не отмечено мест с подобным звучанием, если не считать восточной шведской прибрежной провинции Рослаген и многих других мест.

В то время как «Повесть временных лет» (XII век) сообщает только, что варяги призваны из-за моря, Воскресенская летопись (середина XVI века) указывает на Пруссию, территорию между Вислой и Неманом, населённую балтскими племенами :

«А оть Пруса четвертое на десять колено Рюрикъ. И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваеть житие, и созва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: „советь даю вамъ, да послете въ Прускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущихъ родовъ“… И послы же Новоградские шедше во Прусскую землю, обретоша князя Рюрика».

Российский академик Михаил Ломоносов писал по этому поводу[36]:

...Варягами назывались народы, живущие по берегам Варяжского моря; итак, россы или русь только при устьях реки Немени или Русы имели имя варягов, а простираясь далее к востоку и югу, назывались просто руссы или россы… …варяги-русь были те же с живущими далее к югу и им смежными белороссийцами, где ныне Новгородек, воеводства Минское, Мстиславское, Вытепск и Полоцк, а от Полоцка простирались и до Старой Русы.

Если скандинав Рюрик пришёл с дружиной из Пруссии, не исключено, что принёс с собой и название Руся (Русь). Косвенно приход Рюрика из Пруссии подтверждается направлением торговых потоков пути из варяг в греки. Как предполагают археологи, первые арабские монеты появились через Русь именно в прусских землях.

Балтия (около 1200 г.) Восточные балты показаны оттенками коричневого, западные — зелёного. Границы приблизительны

Археологические раскопки, проведенные в поселке Моховое (Калининградская область) в 2009 году, подтверждают, что в усте Немана находились поселения викингов, контролировавших торговлю янтарем.[37][38]

В Скаловии отмечен исторический гидроним Русс как название Немана в нижнем течении. Это поздненемецкий вариант названия, имеющий и более раннее написание Руссе, то есть Руса, что идентифицируется с современным литовским названием Русне или (Ruß, Russ) (город в калиниградской области). В том же древнепрусском регионе около совр. Велево (повят Бранево, Польша) имеется река гидроним, записанная в немецкой форме как Русса. Оба названия происходят от балтийского корня «медленно течь». Древнейшим руслом Немана была река Немонин, впадающая в Куршский залив. Между ним, Немонином и совр. Русне (Руксой) был огромный остров, который и мог иметь древнескаловское название Руся (Русь). В Беларуси есть приток Немана река Россь — приток Немана и одноименный населенный пункт.

Главным аргументом в пользу прусской теории является необъяснимое с точки зрения прямого заимствования из скандинавского в славянские языки слово витязь (при прямом заимствовании было бы вицяг от сканд. викинг). Посредником мог быть только прусский язык, в котором знатные воины называются витингами от позднепрусского витингис с мягкой основой. Скандинавское сочетание «ки» было перенято пруссами как «ти» по законам балтийской палатализации, тогда как слог -тингь- закономерно дал русское -тязь. Надо учесть и идентичные захоронения около Киева и на Самландском полуострове, а также знак трезубца (знак Рюриковичей), обнаруживаемый на камнях Самландии в виде изображения падающего сокола (княжеский знак). При этом одна из древнейших улиц Новгорода — Прусская (не позже XII в.). Подробно прусская теория в первый раз обоснована в 2001 г. в познаньском лингвистическом сборнике в честь проф. д-ра М.Хасюка: Old Prussian share in creating the first Russian State: Break of the Millenium Comments to the Norman Theory./ In: Festschrift Dr. Michal Hasiuk. Poznan, University, 2001.

[править] Топонимическая этимология

  • Южнорусская или среднеднепровская этимология слова Русь распространена среди русских и советских историков, привязывающих слово к ряду топонимов Среднего Днепра и исторических этнонимов.

Название Русь выводится из гидронима Рось (др.-рус. Ръсь), названия правого притока Днепра южнее Киева. Археологи не обнаружили в непосредственно районе реки Рось сколько-нибудь значительных памятников древнерусской эпохи, чтобы рассматривать название этой реки как образующий фактор для названия народа. Кроме того, лингвисты сомневаются в возможности перехода изначального названия Ръсь в Русь, а именно с у в корне известен в славянской среде этноним Русь. То есть если бы даже народ прозвали не по славянски росскими, то это слово не могло по правилам славянского словообразования перейти в русские. Жившее по реке Рось население в летописи именуется поршане.

  • Топоним Руса (Русь[39]).

В Воскресенской летописи середины XVI века есть такая версия возникновения эпонима русь: «И пришедше словене съ Дуная и седше у езера Ладожьскаго, и оттоле прииде и седоша около озере Илменя, и прозвашася иным именемъ, и нарекошася Русь рекы ради Руссы, иже впадоша во езеро Илмень». Упоминание о реке Русса явилось вставкой летописца, о чём свидетельствует сравнение с текстом более ранней Софийской первой летописи начала XV века.

В начале XVI века С. Герберштейн первым зафиксировал, что название «Руссия», по мнению одних, произошло «от одного очень древнего города по имени Русс, недалеко от Новгорода Великого» [40]. В «академической науке» только в 2008 году было обращено внимание и на другую важную информацию Герберштейна, что «Руса, некогда называвшаяся Старой Руссией (то есть давней или древней Руссией), древний городок под владычеством Новгорода…» [41]. Далее Герберштейн упоминает солёную реку в Русе, которую жители используют для выварки соли [42]. В. Н. Татищев предполагал Старую Русу как место изначального появления имени «Русь»: «сначала токмо область Новгородская или паче владение Старой Русы (Старой Руси) тако именовались» [43]. В. Н. Татищев также указывает на добычу соли «из росола яко в Великой Руси у города Русы, из озерка» [44]. В ильмено-псковском регионе словом «Руса» обозначался сорт соли (по месту добычи в Старой Руссе и её округе)[45]. Добыча соли по некоторым предположениям связывает понятия варягов и руси.[46]

Впервые населённый пункт Роус (то есть Рус) упоминается в новгородской берестяной грамоте № 526, датируемой 2-й половиной XI века. Упоминание топонима «Руса» (Роуса) в летописях (сер. XV века) от 862 и 969 годов требует дальнейшего изучения. В летописях Старая Руса более сорока раз также упоминается под именем «Русь» (с 1167 по 1471 гг.) [47]. Жителей Русы в летописи именовали рушане. Связь рушан с Русью фиксирует летопись:

— «Изгониша Литва Русь оли до торгу, и сташа рушане и засада; огнищане и гридба»

— «Того же лета бысть буря велика, истопе Рушан много опосле рати на озере на Ильмене, на устье Ловати, которые от рати бегали из Руси в Новегород» [48].

Пригороды Старой Руссы именовались «Околорусье» [49]. Согласно второй экспертизы ИРИ РАН сам нижний порог (древнейший) вероятного возникновения Старой Руссы установлен VIII веком [50]. Известные на сегодня археологические источники позволяют отнести возникновение Старой Руссы не позднее конца X века.[51] — «Несмотря на то, что они проводятся в городе уже несколько десятилетий, всё же так и не получено ответа на поставленную ещё в 1966 г. главную задачу — до сих пор не найдены остатки древнейших городских укреплений. Главной причиной этого стало то, что археологически Старая Русса изучена крайне недостаточно. Если учесть, что к XV в. территория города составляла около 200 га, то раскопанные к настоящему времени 1800 кв.м., составляя на этом фоне 0,09 %, покажутся величиной мизерной»(в В.Новгороде около 3 %). [52].

[править] Производные значения

[править] Этнонимы

Основные статьи: Русы, Русины

Руский, руський, руськый, руський люд — этноним, обозначающий жителей Киевской Руси. В единственном числе представитель народа Русь именовался русин (графически «роусинъ», из-за унаследованного от греческой графики способа передачи кириллицей на письме звука [у]), а житель Руси именовался «руський» или «руский». Если в русско-византийском договоре 911 года (договор Вещего Олега) не вполне ясно, назывались ли русью все жители Руси, или только варяги-русь, то в русско-византийском договоре 944 года (договор Игоря Рюриковича) название русь распространяется на «всех людий Руское земли».

Фрагмент текста договора Игоря с греками от 944 года (945 год по смещённой датировке ПВЛ):

аще ударить мечемъ или копьемъ, или кацемъ любо оружьемъ Русинъ Грьчина или Грьчин Русина, да того деля греха заплатить сребра литр 5, по закону рускому

Здесь «грьчин» — употребляется в значении житель Византии, грек; значение термина «русинъ» спорно: либо «представитель народа Русь», либо «житель Руси».

Даже в самых ранних дошедших до нас вариантах «Русской правды» русь уже полностью равноправна со славянами:

Убьет муж мужа, то мстить брату брата, или сыну отца, любо отцу сына, или братучаду, любо сестрину сыну. Если не будет кто мстить, то 40 гривен за голову, если будет русин либо гридин, либо купчина, либо ябетник, либо мечник. Если изгой будет либо славянин, то 40 гривен положить за него.

В более поздних редакциях «русин» и «славянин» идут сплошным перечислением (либо вместо «русин» стоит «горожанин»), зато появляются, например, штрафы размером 80 гривен за княжеского тивуна.

В фрагменте договора Смоленска с немцами XIII века слово «Роусин» уже означает «русский воин»[53]:

Немьчичю же не льзе позвати на поле Роусина битъ ся въ Ризе и на Гътьскомь березе,
Роусиноу же не льзе позвати Немьчича на поле битъся Смоленьске.

[править] Топонимы

После монголо-татарского нашествия и дробления Киевской Руси на отдельные независимые княжества Русь сохраняется как название исторических земель поблизости Киева. Московский царь, объединив под своей властью Новгородские, Владимирские, Суздальские и Московские земли, официально зовется «великим князем Московским», однако церковный владыка именуется «митрополит всея Руси».[54] В 1493 году царь Иван III впервые включил выражение «Всея Руси» в свой титул на переговорах с Литовским княжеством, правитель которого сам имел слово «Русь» в своем титуле (Великий Князь Литовский и Русский), так как Киевские земли входили в состав Великого княжества Литовского.[55]

Другие исторические названия, такие, как Белая, Чёрная, Красная (или Червоная) Русь, происходят от их географического положения — в средние века направления север-юг и запад-восток имели свои «цветовые» аналоги.

Малая Русь и Великая Русь, произошли от греческих названий Μικρά Ρωσία — Микра Росиа и Μακρά Ρωσία — Макра Росиа, которые использовались в церковно-административной практике Византии с начала XIV в. Греки, по аналогии с терминами «Малая Греция» (собственно Греция) и «Великая Греция» (Греция вместе со своими колониями), под Малой Россией понимали метрополию — центр Руси (Южную Русь, современную Украину), а под «Великой Россией» — в широком смысле все русские земли.

С XV века в церковных книгах название Великая Русь закрепилось за Московским государством и другими северо-восточными русскими землями, а Малая Русь — за современными западными и северными русскими (сейчас украинскими) землями. С XVII века оба названия стали упоминаться в светской документации и литературе.

Территориально близкие к латинской Европе земли современных Западной Белоруссии и Западной Украины именовались в иностранных (прежде всего в австрийских, чешских и польских источниках) Рутенией с XIV века.

[править] Россия

С последней четверти XV века Московское княжество начинает носить официальное название Русия, а великий московский князь Иоанн III титул Государя всея Русии: «Мы Иоанн, Божиею милостию Государь всеа Русии, Володимерский, и Московский, и Новогородский, и Псковский, и Тферский, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных». [56]

К рубежу XV—XVI вв. первоначально как простонародное и церковно-книжное, затем в официальных документах, стало распространяться название «Россия», близкое к греческому обозначению Ρωσία . Соответственно, вместо названий Великая, Малая, Белая Русь стали употребляться Великая Россия — Великороссия, Малая Россия — Малороссия, Белая Россия — Белороссия — Белоруссия.

В связи с присоединением новых территорий появились названия Новороссия — Новая Россия (южная часть современной Украины и южная часть европейской части современной России) и менее употреблявшееся Желтороссия — Жёлтая Россия (сначала — Туркестан, затем — Маньчжурия, позднее — северная и восточная часть современного Казахстана и сопредельные степные территории восточного Поволжья, южного Урала и южной Сибири современной России). По аналогии для других и новых территорий современной России были предложены, но почти не употреблялись названия Зеленороссия — Зелёная Россия (Сибирь), Голубороссия — Голубая Россия (Поморье) и др.

[править] Культура

Основная статья: Культура Древней Руси

[править] См. также

  • Русь (народ)
  • Киевская Русь
  • Московская Русь
  • Северо-Восточная Русь
  • Галицко-Волынское княжество
  • Великое княжество Литовское
  • Карпатская Русь
  • Ордынская Русь
  • Золотая Орда
  • Территориально-политическая экспансия России

[править] Примечания

↑ Показывать компактно

  1. Монах Нестор писал «ПВЛ», опираясь на более ранний киевский летописный свод XI века.
  2. Сведения о первом крещении Руси очень туманны и исходят из византийских хроник. Известны годы крещения (860-е) и то, что крестились русы, совершившие набег в 860 году. «ПВЛ» приписывает этот набег Аскольду и Диру, но при описании набега пользуется византийскими источниками.
  3. Новгородская Первая летопись. М., 1950, с. 20: «в си же времена бысть в Гречько земли цесарь, именем Михаил и мати его Ирина », Воскресенская летопись. Рязань. 1998, с. 354 (сноска 6, Карамзинский список): «В лето 6374. Бысть во Грецехъ царь, имянемъ Михаилъ, и мати его Ирина, иже проповедаеть поклонение святымъ иконамъ, 1-ю неделю поста.» и ряд других списков исследованых Тихомировым
  4. Тихомиров М. Н. Русское летописание.—М.. 1979, с. 52 — 53
  5. В первой главе сочинения Рейтенфельса в изобилии представлены выписки и пересказы из фантастических сочинений скандинавских историографов XVI—XVII веков, которые на основе саг и преданий искусственно удревняли историю своих стран. Свидетельство об участии русских в войне болгар против Михаила Куропалата возможно восходит к другому неизвестному источнику, если только Рейтенфельс или его источник не называют русскими балканских славян Рейтенфельс Яков. Сказания Светлейшему Герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии. Книга 1. Глава 1
  6. Сочинение Рейтенфельса представляет собой компилляцию античных и средневековых трудов, насыщено часто недостоверными сведениями. В частности генеалогию русских царей Рейтенфельс начинает с Веспасана из города Ротола во времена Моисея и Девкалиона, а славян на Балканах отождествляет с русскими
  7. А. А. ШАХМАТОВ ДРЕВНЕЙШИЕ СУДЬБЫ РУССКОГО ПЛЕМЕНИ (1919 г.)
  8. Сборник Института Российской Истории РАН «Изгнание норманов из русской истории» М. 2010.сост. В. В. Фомин — с.9
  9. С. Ф. Платонов «Руса» (1920 г.)
  10. историк Г. В. Вернадский о Старой Руссе IX века
  11. Акт научной экспертизы Института Российской Истории РАН от 16.12.08. «О времени появления имени „Русь“ (Руса) в Южном Приильменье»
  12. А. Н. Кирпичников, Ладога и Ладожская земля VIII—XIII вв.
  13. Археологическое изучение Ладоги: [1] [2] [3]
  14. Рюриково городище
  15. Бусы из раннесредневековых слоёв Рюрикова Городища
  16. Раннегончарная керамика Рюрикова Городища
  17. К вопросу о начале Киева. Вопросы истории — № 4, 1989, с. 118
  18. Статья об археологии ярославских могильников
  19. глава «Летописные варяги — выходцы с берегов Южной Балтики». в кн. Фомин В. В. "Варяги и Варяжская Русь: К итогам дискуссии по варяжскому вопросу. М., «Русская панорама», 2005
  20. Е. С. Галкина. Тайны Русского каганата, 14
  21. 123 В. Н. Седых, Северо-запад России в эпоху викингов по нумизматическим данным: доклад на 5-й ежегодной научной конференции в Петербурге: «Санкт-Петербург и страны Западной Европы» (23-25 апреля 2003 г.)
  22. Noonan T.S. The Vikings in the East: Coins and Commerce // Birka Studies. Vol. 3. Stockholm, 1994. P. 225—226
  23. Е. С. Галкина, Тайны Русского каганата, 12 — 13
  24. Бертинские анналы. Год 839.— Анналы Сен-Бертенского монастыря
  25. Лиутпранд Кремонский, Книга воздаяния («Антаподосис»), кн.5, XV
  26. Т. М. Калинина, Арабские учёные о нашествии норманнов на Севилью в 844 году — в статье приведена выдержка из сочинений Абуль-Хасана Али ибн-Хуссейна, известного под прозванием Аль-Масуди
  27. Ибн-Фадлан. «Записка» о путешествии на Волгу
  28. Захарий Ритор: «Соседний с ними народ ерос, мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей.»
  29. О. Н. Трубачев. К истокам Руси
  30. Г. В. Вернадский «Древняя Русь» Гл. 6 п.8
  31. Галкина Е. С. Тайны русского каганата. М., 2005
  32. При этом упускают из виду этнонимы корсь, голядь, жмудь, также социальные термины знать, чернь и т. п. Многие этнонимы также заканчиваются на «а»: мордва, мурома, корела, литва, мещера и др.
  33. Комментарии о происхождении слова Русь, статья на hrono.ru
  34. Татищев В. Н., История Российская, Ч.1, гл.31. — Варяги, какой народ и где был
  35. Гедеонов C. А. Варяги и Русь. М., 2005, с. 300—301
  36. М. Ломоносов "ЗАМЕЧАНИЯ НА ДИССЕРТАЦИЮ Г.-Ф. МИЛЛЕРА «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЕНИ И НАРОДА РОССИЙСКОЙ»Институт Российской Истории РАН. В. В. Фомин «Ломоносов. Гений Русской Истории».М.2006.с.-410.
  37. В. И. КУЛАКОВ РАСКОПКИ ПОСЕЛЕНИЯ И МОГИЛЬНИКА ЭПОХИ ВИКИНГОВ КАУП. 1956—2004 гг.
  38. Кулаков В. И. ЗНАМЕНА ДРУЖИН БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА
  39. Хроника Старой Руссы под именем «Русь»
  40. Сборник. Россия XV—XVII вв.глазами иностранцев. Л.1986. — с.34
  41. Акт научной экспертизы Института Российской Истории РАН от 16.12.2008. «О времени появления имени „Русь“ (Руса) в Южном Приильменье»
  42. Сборник. Россия XV—XVII вв.глазами иностранцев. Л.1986. — с.105.
  43. В. Н. Татищев «Избранные труды по географии России».М.1950.с.-144 и 180.
  44. там же.с.-127.
  45. «Словарь русского языка XI—XVII вв.» (вып. 22). Институт Русского Языка им В. В. Виноградова РАН. М.1997.с.-257.
  46. См. подробнее "солевую' версию происхождения слова варяги в статье Варяги
  47. Дополнение к Акту экспертизы «О времени появления имени „Русь“ (Руса) в Южном Приильменье»
  48. Новгородская Первая Летопись ст. извода М. 2000.с.-73. и Новгородская Четвертая Летопись М.2000.с.- 448.
  49. Писцовые и Переписные книги Старой Руссы. М.2009.с.-325; и Писцовые книги Шелонской пятины. М.2004.с.-396.
  50. Акт экспертизы «О времени появления имени „Русь“ (Руса) в Южном Приильменье»
  51. ПРИЛОЖЕНИЕ к Акту научно-исследовательской экспертизы Института российской истории РАН о времени основания города Старой Руссы Новгородской области
  52. Акт научной экспертизы Института Российской Истории РАН «О времени основания города Старая Русса Новгородской области» от 11.01.2007 "
  53. Договор Смоленска с немцами
  54. Духовная грамота великого князя Дмитрия Ивановича. Около 1375 года.
  55. Г. В. Вернадский, «Россия в средние века»
  56. Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Часть 1. Сношения с государствами европейскими. Памятники дипломатических сношений с Империею Римскою. (Далее ПДС), т. 1 СПб, 1851 г., с. 38.

[править] Ссылки

В Викисловаре есть статья «русь»

  • Цукерман К. Два этапа формирования Древнерусского государства Археологія, Київ: Інститут археології HAH України № 1/2003
  • Горский А. А. О Древнерусских «Землях»
  • Данилевский И. Н. Русская Земля
  • Барсов Николай Павлович, Материалы для историко-географического словаря России на сайте «Руниверс»
  • Кузьмин А. Г. Древняя Русь в IX—XI веках
  • Насонов А. Н. Русская Земля (фрагменты)
  • Перевезенцев С. В. Образование Древнерусского Государства
  • Плотникова О. А. Кристаллизация института княжеской власти как социально-политического компонента древнерусской цивилизации
  • Погосян Е. Русь и Россия в исторических сочинениях 1730—1780-х годов
  • Раковский А. Происхождение Руси
  • Робинсон А. Н. «Русская Земля» в «Слове о полку Игореве»
  • Русь
  • Культурная роль Иверии в истории Руси
  • Рыбаков Б. А. Рождение Руси
  • Электронная библиотека букинистической литературы о Древней Руси и Псковском крае в частности
  • Тихомиров М. Н. Происхождение названий «Русь» И «Русская Земля»
  • Богданов С. В. ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ «ВСЕЯ РУСИ» В ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОЙ ТИТУЛАТУРЕ XIV—XV в. (ПО МАТЕРИАЛАМ АКТОВ XIV—XV в.) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2008. № 4 (34). С. 30-49
  • Горский А. А. РУСЬ «ОТ РОДА ФРАНКОВ» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2008. № 2 (32). С. 55-59.
  • Бибиков М. В. РУСЬ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИИ: ДОГОВОРЫ РУСИ С ГРЕКАМИ X в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 1 (19). С. 5-15.

Русь (народ)

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Данная версия страницы не проверялась участниками с соответствующими правами. Вы можете прочитать последнюю стабильную версию, проверенную 7 августа 2010, однако она может значительно отличаться от текущей версии. Проверки требуют 106 правок.

Перейти к: навигация, поиск

У этого термина существуют и другие значения, см. Русь (значения).

Русь (ру́сы, в ед. числе ру́син или руси́н) — этнос, давший своё имя и составивший социальную верхушку средневекового восточноевропейского государства — Руси, в современной литературе известного также как Киевская Русь.

Его этническая идентификация является дискуссионной, поскольку в одних источниках русь отождествляется со славянами, в других — отличается от них. История руси может быть достоверно прослежена с 1-й половины IX века, хотя её точная реконструкция остаётся ненадёжной из-за недостатка и противоречивого характера источников. К середине X века «русский род», составляющий дружину соплеменников во главе с князем киевским, объединил под своей властью территорию словен, полян, части кривичей и поставил в зависимость от себя большую часть остальных восточнославянских племенных союзов и ряд финно-угорских племён. В результате интеграции руси со славянским населением бассейна среднего Днепра этноним русь распространился сначала на полян, а позже на всё население Киевской Руси.[1]

Об этимологии названия русь см. также статьи Русь и Рюрик. В единственном числе представитель народа-племени русь в русско-византийских договорах (ПВЛ) и в древнейшем варианте «Русской правды» назывался русин.

Похороны знатного руса. Картина Г. Семирадского по мотивам рассказа Ибн Фадлана о встрече с русами в 921 году.

Содержание [убрать]
  • 1 Гипотезы о происхождении
    • 1.1 Норманская гипотеза
    • 1.2 Славянская гипотеза
    • 1.3 Иранская гипотеза
  • 2 История народа русь по письменным источникам
    • 2.1 Повесть временных лет
    • 2.2 Византийские источники
    • 2.3 Западно-европейские источники
    • 2.4 Арабо-персидские источники
    • 2.5 Хазарские источники
  • 3 Археологические свидетельства
    • 3.1 Присутствие скандинавов
    • 3.2 Появление западных славян в Приильменье
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

// [править] Гипотезы о происхождении

Существует несколько гипотез о происхождении и этнической принадлежности руси: норманнская, славянская (антинорманская), индо-иранская (сарматская) и другие.

[править] Норманская гипотеза

Основная статья: Норманизм

Николай Рерих, «Заморские гости», 1899 (Государственная Третьяковская галерея).

Норманская гипотеза предполагает, что народ русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. Этот вывод базируется на толковании содержащегося в «Повести временных лет» «Сказания о призвании варягов».

«И сказали себе [словене]: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти.»[2]

Важнейшими аргументами норманской теории являются имена первых русских князей и послов «Русского рода», перечисленных в русско-византийском договоре 912 года, также сочинение Константина Багрянородного «Об управлении Империей» (ок. 949 г.), где приводятся названия днепровских порогов на двух языках: «росском» и славянском, где большинство «росских» названий обнаруживают скандинавское происхождение. Дополнительными аргументами норманистов являются также многочисленные археологические свидетельства на территории России и слово «руотси/роотси» финнов и эстонцев, означающий на их языках Швецию, и которое должно было превратиться именно в «русь» при заимствовании этого слова в славянские языки.

В историографии норманская гипотеза была сформулирована в XVIII веке немецкими академиками в Российской академии наук Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и А. Л. Шлёцером. Этой теории также придерживались Карамзин и вслед за ним почти все крупные русские историки XIX века.

Споры вокруг норманской версии временами принимали идеологический характер в контексте: могли ли славяне самостоятельно, без варягов-норманов, создать государство. В сталинское время норманизм в СССР отвергался на государственном уровне, но в 1960-х годах советская историография вернулась к умеренной норманской гипотезе с одновременным изучением альтернативных версий происхождения руси. Зарубежные историки рассматривают норманскую версию как основную.

[править] Славянская гипотеза

Русский князь Святослав

Основная статья: Славянская теория

Славянская гипотеза была сформулирована В. Н. Татищевым и М. В. Ломоносовым. Она исходит из другого фрагмента «Повести временных лет»:

… из тех же славян — и мы, русь… А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской.

и который в действительности подтверждает обратное, а именно то, что славяне и русы это разные народы и слились в единый лишь впоследствии, причем под варяжским именем русы, прежде же имея славянскую речь и своё славянское прозвание поляне.

Второй источник славянской гипотезы — это сообщение арабского географа Ибн Хордадбеха, чьи данные о Восточной Европе являются одними из древнейших (840-е годы), и который считал, что русы это славянский народ.

В русской историографии XIX века славянская теория не имела широкого распространения. Двумя наиболее видными её представителями были С. А. Гедеонов и Д. И. Иловайский. Первый считал русов балтийскими славянами — ободритами, второй, наоборот, подчёркивал их южное происхождение.

В последующее время (особенно с 1930-х годов) это направление, тесно увязанное с критикой норманнской гипотезы, развивалось советскими историками. В советской историографии родиной русов считалось Среднее Поднепровье, они отождествлялись с полянами. Эта оценка имела официальный статус.

Из современных концепций получили известность теории о «Русском каганате» В. В. Седова и руси-ругах А. Г. Кузьмина. Первый на археологическом материале помещает русь в междуречье Днепра и Дона (волынцевская археологическая культура) и определяет как славянское племя. Второй связывает русь с руянами — славянскими жителями острова Рюген. Руян в поздних Магдебургских анналах (XII век) возможно назвали русскими (Rusci), как сообщает А. Г. Кузьмин со ссылкой на работу 1859-го года[3] и, таким образом, русь была наименованием балтийских славян — выходцев с этого острова. Однако автор X века, совместно с руянами участвовавший в военном походе 955 года, называет их вполне по-славянски ruani[4].

[править] Иранская гипотеза

Иранская гипотеза настаивает на том, что этноним «рос» имеет иное, чем «рус», происхождение, являяс