О значении римского права
Курс лекций
Тема X. Наследственное право
1. Понятие наследственного правопреемства................................................ 226
2. Древнее наследование ................................................................................ 227
3. Призвание к наследованию по закону....................................................... 229
4. Призвание к наследованию по завещанию................................................ 232
5. Призвание к наследованию против завещания: «необходимое наследство» 236
6. Легаты и фидеикомиссы.............................................................................. 237
Используемая литература........................................................................... 238
Глоссарий.................................................................................................... 238
Вопросы для самоподготовки.................................................................... 240
«Основы римского права»
Тема I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ОСНОВЫ РИМСКОГО ПРАВА
Известно высказывание выдающегося русского цивилиста И.А. Пок-ровского: «Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир».[1] Однако оно нуждается в уточнении: не римское право дважды завоевало мир, а два разных мира – античный и христианский – успешно применяли это право к своим запросам; и это поистине удивительно!
Высказанная поправка вовсе не умаляет значимости римского права, напротив, утверждает величие и универсальную ценность того, что было достигнуто в праве античным гением. Но ведь при такой точке зрения требуется перестановка акцентов в традиционных представлениях о значении римского права для других эпох, в том числе, для настоящего времени.
Нижеследующие тезисы представляют не более чем попытку обнаружения главных направлений соответствующих поисков.
1. Римское право, каким оно предстает в законодательстве Юстиниана есть не столько создание римского народа, сколько результат работы всего античного мира в пределах от Рейна до Эфрата.
2. Оно представляет по своей универсальной значимости такое же культурное достижение, какими являются греческая философия и драматургия, живопись, ваяние и зодчество, как навигационные и коммерческие открытия финикийцев, как теологические достижения иудеев.
3. В качестве такового культурного достижения, римское право есть неиссякаемый источник заимствования юридических идей, категорий, формул, представлений.
4. Наименование этого культурного явления, включающее имя могущественнейшего в истории человечества государства, знаменует то важное обстоятельство, что право, в отличие от философии, искусства может развиться до совершенства только в условиях прочной государственности, имеющей продолжительную самостоятельную жизнь.
5. Действительной исторической заслугой собственно римского народа является то, что он создал и длительное время сохранял именно такую государственность.
6. Право римлян на протяжении многих веков было хаотичным и бессистемным, но - всегда живым, действующим, саморазвивающимся правом.
7. Законченную форму это право приобрело в эллинизированной Восточной римской империи, принявшей православие.
8. Германские народы в последующем существенно изменили дух и букву этого права, приспособив в результате длительных усилий к городским условиям жизни, сложившимся в Западной Европе в результате целого ряда социально-экономических потрясений, в том числе, «григорианской реформы», Реформации и буржуазных революций.
9. Это измененное и приспособленное право легло в фундамент правовых систем большинства стран современного мира как основа юридического образования, основа кодификаций национального гражданского права, основа теории права.
Все эти обстоятельства необходимо иметь в виду, когда приступаешь к изучению римского права с тем, чтобы не возникла иллюзия отвлеченности этого изучения от насущных запросов действительности.