Институциональная структура

Нормативная правовая база

Правовой основой РЭП является Конституция РФ, принятая в конце 1993 г., в которой закреплены основные правовые принципы, а также законы, постановления Правительства, указы Президента.

Принятые федеральные законы и другие нормативные акты условно можно разделить на четыре группы.

Первая группаэто законы и акты, определяющие рамочные условия для региональной политики.

Вторая группазаконы и акты по направлениям экономической и социальной политики с существенными региональными аспектами. Их перечень весьма длинный. Например, в него входят Бюджетный, Налоговый, Градостроительный кодексы, Закон "О недрах", Положения "О федеральных природных ресурсах" и "Об основах федеральной жилищной политики", Федеральная целевая программа содействия занятости, Федеральная мигра­ционная программа.

Третья группа законы и акты, регулирующие развитие "особых" тер­риторий. Это Закон "Об основах государственного регу­лирования социально-экономического развития Севера Российской Федера­ции", Закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области", Закон "О закрытом административно-территориальном образовании" и др.

Четвертая группазаконы и акты, устанавливающие дифферен­цированные по регионам социальные нормативы, являющиеся целевыми ориентирами в РЭП. Такие нормативы необходимы для того, чтобы гаран­тировать населению компенсацию дискомфортных природно-климатических условий, транспортной недоступности и других негативных региональных факторов посредством дополнительных доходов, расходов на социальные нужды.

Институциональная структура РЭП полностью изменилась за годы реформ и еще не вполне стабилизировалась.

На федеральном уровне исполнительной власти задачи РЭП осуществляет значительное число министерств и ведомств. Важные задачи РЭП (по своим направлениям) выполняют Мини­стерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Ми­нистерство имущественных отношений, Министерство природных ресурсов, Министерство труда и социального развития, Государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и др. В аппарате Прави­тельства Российской Федерации действует специальный департамент, занимаю­щийся вопросами регионов.

В Администрации Президента Российской Федерации существует Управление по делам территорий.

В высшем законодательном органе страны — Федеральном Собрании обе палаты (Совет Федерации и Государственная Дума) имеют специальные комитеты, отвечающие за законотворчество по РЭП. Это Комитеты по делам федерации и по региональной политике. Средства реализации РЭП

РЭП в современной России реализуется различными средствами:

· прогнозирование территориального и регионального социально-экономического развития;

· прямое государственное участие в развитии объектов экономики и социальной сферы в регионах;

· размещение государственных заказов (закупок);

· организационная, правовая, информационная поддержка регионов в тех областях деятельности, где компетенция и возможности региональных властей недостаточны или ограничены;

· применение экономических механизмов и регуляторов;

· федеральные программы регионального развития;

· создание особых экономических зон.

Прогнозирование территориального и регионального развития. Прогнози­рование является важной частью научных обоснований стратегии террито­риального развития и региональной политики.

Главное назначение прогнозов — оценка развития происходящих и ожидаемых процессов, последствий вариантов политики и используемых средств их реализации, тех или иных управленческих решений. Иначе говоря, активный прогноз — это попытка получить ответы на вопросы: что будет, если... или что необходимо сделать для получения определенного результата.

Прямое участие государства в развитии объектов экономики и социальной сферы в регионах. Наиболее типичный пример такой деятельности государства в регионах — осуществление инвестиционных проектов, имеющих федеральную значимость: строительство и реконструкция за счет федерального бюджета железных дорог, автомагистралей, научных, образовательных и медицинских центров и т.д. Государство финансирует также проекты, оказывающие сильное позитивное влияние на рост занятости, увеличение налоговой базы, качество социального обслуживания в конкретных регионах. В настоящее время значи­тельное число инвестиционных проектов осуществляется на долевой основе с использованием средств региональных бюджетов и частных инвесторов (так называемый "револьверный" принцип финансирования).

Размещение государственных заказов на поставку продукции для общегосу­дарственных нужд. В условиях экономического спада особенно важно обеспечивать заказами предприятия, чтобы снизить безработицу и другие негативные социально-экономические последствия. Размещение госзаказа может стимулировать экономический подъем в соответ­ствующих регионах и городах. Так, значительное уве­личение оборонного заказа создает возможности для вывода из депрессивного состояния ряда промышленных центров с высокой концентрацией предприятий оборонной промышленности.

Организационная, правовая, информационная поддержка регионов в особых областях деятельности. Наиболее важна такого рода поддержка регионов в тех видах деятельности, где возможности и компетенция региональных властей ограничены или недостаточны. Прежде всего это внешнеэкономическая деятельность. Государство оказывает помощь регионам в установлении контактов с внешнеторговыми партнерами и иностранными инвесторами, в получении международных кредитов и займов, в распространении регио­нальных ценных бумаг на мировых финансовых рынках, во включении в международные программы и проекты технического содействия, оно же выступает гарантом возврата кредитов и завершения проектов.

Государство приходит на помощь регионам при ликвидации последствий чрезвычайных экологи­ческих и техногенных ситуаций (землетрясения, наводнения, радиоактивное заражение территорий и т.п.).