Права и свободы человека и гражданина
Конституция Российской Федерации - базовый закон государства
Предметом изучения конституционного права является конституция. Конституция является атрибутом государства. В настоящее время в мире действует более 200 конституций (с учетом исторического опыта конституционализма их значительно больше), одна из которых — Конституция России. Конституция является основным источником конституционного права, поскольку в данном акте устанавливаются правовые нормы общего характера, опосредующие все российское законодательство: Конституция РФ имеет верховенство на всей территории страны (ч. 2 ст. 4).
Конституция представляет собой нормативно-правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, регулирующий отношения, возникающие между человеком (обществом) и государством, а также устанавливающий основы организации самого государства. Исходя из этого можно заключить, что приоритетная цель конституции связана с ограничением произвола публичной власти в отношении прав и свобод человека.
Действующая Конституция Российской Федерации была принята в порядке, референдума 12 декабря 1993 г. Отметим, что формальный опыт конституционализма в России начался с 10 июля 1918 года, когда была принята первая Конституция (Основной закон) суверенной России. С тех пор в России были приняты конституции 11 мая 1925 г., 21 января 1937 ,г., 12 апреля 1978 г. В последнюю Конституцию (Основной закон) в течение 1989-1992 гг. было внесено более 300 поправок, что изменило не только ее «букву», но и ее «дух». Данное обстоятельство дает основания говорить, что в России было не 5, а 6 конституций.
Конституция РФ характеризуется содержательной широтой установленных в них норм, которыми охватываются политические, экономические, социальные, духовные отношения.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России, что установлено самой Конституцией. Законы и правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15).
Верховенство конституции означает, что она является актом наивысшей юридической силы, ее нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и других отраслей права — гражданского, административного и др.; текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции государственными органами и соответствовать конституции; государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию.
Верховенство конституции в правовой системе России обеспечивается специальным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обеспечения конституционности законов и других нормативно-правовых актов, толкования конституционных положений занимается Конституционный Суд РФ (ст. 125 Конституции РФ).
Теория конституции прибегает к такому методу ее изучения, как классификация, который позволяет охарактеризовать данный нормативно-правовой акт в различных ракурсах. Так, по происхождению различают конституции октроированные (дарованные) и установленные волей народа. Действующая российская Конституция принята в порядке всенародного голосования. Следовательно, установленные в ней нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа; в ней в юридической форме устанавливаются цели, которые перед собой ставит общество, и принципы его организации и жизнедеятельности. По единству документа различают кодифицированные и некодифицированные (например, в Великобритании) конституции. Российская Конституция является кодифицированной, поскольку представляет собой единый нормативно-правовой акт.
Принято классифицировать конституции по порядку внесения в нее изменений и поправок. С этих позиций различают гибкие (не предусматривающие особого порядка изменения) и жесткие (предусматривающие строгий порядок своего изменения). Конституция РФ 1993 года характеризуется как жесткая, поскольку ее глава 9 посвящена конституционны» поправкам и пересмотру Конституции. Так, положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Бели предложение о пересмотре положений названных глав будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации к депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. К сожалению, данный закон до сих пор не принят. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного Собрания, или выносится на всенародное голосование. В последнем случае для принятия Конституции РФ требуется более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей (ст. 135).
Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ст. 108 Конституции РФ), и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ (ст. 136). Конкретизация установленных конституционных позиций осуществлена Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
Под поправкой к Конституции РФ понимается любое изменение текста ее глав 3-8: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных, глав. Одним законом РФ о поправке к Конституции РФ охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста.
Предложение о поправке к федеральной Конституции Российской Федерации вносится в Государственную Думу Федерального Собранна Российской Федерации субъектом права инициативы такого предложения, установленным ст. 134 Конституции РФ (Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов палат парламента), в виде проекта закона о поправке к Конституции РФ.
Можно классифицировать конституции и в зависимости от формы государства: унитарные и федеративные; монархические и республиканские; демократические и недемократические.
Конституция как нормативно-правовой акт имеет в качестве структурной единицы норму права. Конституционная норма имеет свои специфические черты, которые выражаются не только в особом порядке принятия, пересмотра и изменения, в высшей юридической силе, но и в содержании (нормы-дефиниции (например, ст. 1), нормы-начала (например, ч. 1 ст. 3), нормы-принципы (например, ст. 10), нормы-правила (например, ч. 2 ст. 95).
Конституция как юридический феномен строится на основе ряда принципов, которые делятся на принципы построения (единство документа, структурированность, непротиворечивость, отсутствие пробелов, четкость и ясность формулировок и др.) и принципы содержательные (народовластие (ст. 3), суверенитет ч. 1 ст. 4), высшая ценность человека, его прав и свобод (ст. 2), федерализм (ст. 5) и др.).
Субъекты конституционно-правовых отношений определены самой Конституцией РФ. Их анализ позволяет классифицировать всех участников конституционно-правовых отношений на социальные (индивидуальные (например, человек, гражданин, лицо без гражданства) и коллективные (например, народ, нация, коренные малочисленные народы, национальные меньшинства) и организационные (публичные (например, государство, субъекты Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления) и общественные (например, общественные объединения, профессиональные союзы).
Система российской Конституции может пониматься двояко: с позиции упорядоченной совокупности элементов (нормы, принципы, субъекты, функции и т.д.) и с позиции структуры (преамбула, 2 раздела, первый из которых включает 9 глав, 137 статей).
Преамбула — это важная часть Конституции РФ, в которой концентрированно выражены базовые ценности, ориентиры государственного строительства: государственная целостность, суверенная государственность, незыблемость ее демократической основы, гражданский мир и согласие, преемственность поколений, добро и справедливость и др.).
Логика наложения российских конституционных норм такова: основы конституционного строя (включает 16 статей); права и свободы человека и гражданина (включает 48 статей); федеративное устройство (включает 15 статей); Президент РФ (включает 14 статей); Федеральное Собрание (включает 16 статей); Правительство РФ (включает 8 статей); судебная власть (включает 12 статей); местное самоуправление (включает 4 статьи) и конституционные поправки и пересмотр Конституции (включает 4 статьи).
Раздел второй - заключительные и переходные положения — не имеет постатейного деления.
Права и свободы человека и гражданина представляют собой центральный конституционно-правовой институт, значимость которого определена не только целью российского конституционализма, но и ст. 2 Конституции РФ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита — обязанность государства.
Методологически наиболее верно рассматривать конституционные права, свободы и обязанности с системных позиций, поскольку только в своей совокупности они дадут такую качественную характеристику правового статуса личности, которая соответствует международным стандартам прав человека. Не следует забывать и о взаимном корреспондировании прав и обязанностей, что также актуализирует системный подход к исследуемому правовому феномену.
Права человека - это мера возможного поведения лица как участника общественных отношений вне зависимости от того, в каком государстве возникают эти отношения. Права гражданина тесно сопряжены с государством, гражданство которого имеет данное лицо.
Часто употребляемая спаренная лексико-юридическая конструкция «права и свободы» создает основу для отождествления прав и свобод. Вместе с тем свободы (юридические) представляют собой существующую возможность для самовыражения (самореализации) лица, которая не требует строгой правовой регламентации со стороны государства. Сфера, которая непосредственно не управляется государством, определяется как гражданское общество. Поэтому свободы наиболее полно реализуются именно в гражданском обществе. Конституция России гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания (ст. 28), свободу мысли и слова, свободу массовой информации (ст. 29), свободу деятельности общественных объединений (ст. 30), свободу литературного, художественного, научного творчества, свободу преподавания (ст. 44).
Права и свободы наряду с обязанностями (мера должного поведения лица, установленная в нормативном порядке в соответствии с индивидуальными и коллективными интересами) и ответственностью (система неблагоприятных последствий для лица, нарушившего нормативные предписания или права и свободы другого человека) составляют структуру правового статуса личности.
Для учебных и исследовательских целей полезна классификация прав личности. Можно группировать права личности по ряду оснований:
- по статусу субъекта: права человека (например, право каждого свободно выезжать за пределы РФ) и права гражданина (например, право российских граждан беспрепятственно возвращаться в страну гражданства) (ч. 2 ст. 27);
- по количественному признаку: индивидуальные права (например, право на имя, честь, достоинство (ст. 21)), коллективные права (например, право на объединение (ст. 30), на коллективные обращения в государственные и муниципальные органы (ст. 33));
- по происхождению: естественные права (право на жизнь ч. 1 ст. 20), личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22)), позитивные права (право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37), на социальную защиту (ст. 39));
- по производности: базовые права (например, право на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32)), производные права (право избирать и быть избранным (ч. 2 ст. 32), равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32), участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32));
- по содержанию: личные, политические, социально-экономические и социо-культурные права.
Один из современных подходов к классификации прав личности — поколения прав человека — консолидирует хронологический, содержательный подходы и по происхождению. Человечество в своем развитии «выработало» три поколения прав человека:
- первое поколение включает в себя личные и политические права (право на свободу мысли, совести и религии, право на жизнь, свободу и безопасность и т.п.);
- второе поколение оформилось в конце XIX — начале XX веков и представлено правами, в реализации которых участвует государство (т.е. социально-экономические права (право на труд в надлежащих условиях, на свободный выбор работы, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства и др.) и социально-культурные права (право на образование, право на участие в культурной жизни общества и др.);
- третье поколение порождено глобальными проблемами человечества и эпохой информатизации (например, право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию об ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением; право свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом). Представляется необходимым более подробно остановиться на особенностях личных, политических, социально-экономических и социально-культурных правах.
Личные права и свободы наиболее полно характеризуют положение человека в гражданском обществе и гарантируют невмешательство государства в сферу частных интересов личности. Назначение личных прав может быть выражено в совокупности трех аспектов. Во-первых, они призваны гарантировать человеческую жизнь и обеспечивать защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. Во-вторых, с личными правами связано обеспечение защиты человеческого достоинства, неприкосновенности личности (физической и нравственно-психологической), его частной и семейной жизни. В-третьих, личные права обусловливают возможности беспрепятственного выбора человеком своего поведения в сфере личной частной жизни (например, право указывать свою национальную принадлежность, право выбирать место своего пребывания и жительства, свобода вероисповедания).
Политические права и свободы российских граждан непосредственно связаны с организацией и осуществлением власти в государстве и характеризуют положение личности в политических отношениях. Специфика политических прав и свобод выражается в их носителе — гражданине государства, в цели — реализация народного суверенитета, в функциях — привлечение граждан к осуществлению народовластия. Ограничение политических прав и свобод возможно лишь в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Право российских граждан на участие в управлении делами государства и общества (ст. 32 Конституции РФ) обусловливает его содержательные разновидности, например, право избирать и быть избранным, на участие в референдуме и других формах прямой демократии, равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия и др. Можно заключить, чем шире спектр политических прав и свобод и совершеннее механизм их реализации, тем выше уровень демократизации общества.
Социальные, экономические и культурные права традиционно относят ко второму поколению прав человека. Для них характерна материальность содержания, поскольку они опосредованы отношениями собственности, социально-экономическими элементами гражданского общества. Эта группа прав связана с удовлетворением значимых для каждого человека потребностей в жилье, питании, работе, отдыхе и т.п. Поэтому можно сказать, что экономические, социальные и культурные права являются в конечном счете предпосылкой развития всех иных прав и свобод. Важно отметить, что данная содержательная группа прав и свобод требует детальной конкретизации в текущем законодательстве, поскольку имеет общесоциальную направленность и является инструментом утверждения гуманизма и социальной справедливости.
Конституция России, отразив объективные условия, закрепила принципиально новые виды прав социально-экономической природы. Это право частной собственности (ч. 2 ст. 8, ст. 35), на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37), на индивидуальные и коллективные споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37), на свободу предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом (ч. 1 ст. 34). Такой подход соответствует конституционному принципу экономического плюрализма, также являющемуся новацией для действующей Конституции РФ.
Таким образом, системное рассмотрение прав и свобод личности не терпит некорректного выделения их видовых или иных приоритетов, но не исключает различного рода классификаций с целью многогранного рассмотрения того или иного права для разработки адекватного механизма их реализации и защиты.
Как уже отмечалось с правами тесно связаны обязанности. Эти структурные элементы правового статуса личности взаимообусловливают друг друга. Обязанности выступают пределами свободы личности, которые очерчены в нормативном порядке. Они являются формой выражения ответственности личности перед государством и обществом. Особенности конституционных обязанностей состоят в следующем. Они направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей, служат как личным, так и общественным интересам, имеют важную общественную и государственную значимость. Правовое содержание обязанностей сочетается с нравственным отношением общества к соответствующим проблемам. Конституционные обязанности, будучи закрепленными в Конституции России, приобретают высшую юридическую силу и всеобщий характер.
Все вышеизложенное позволяет определить конституционные обязанности как высшие правовые требования, предъявляемые к каждой личности и связанные с охраной и защитой важнейших ценностей, с осуществлением действий (бездействий), которые служат удовлетворению личных и общественных интересов в правовом демократическом государстве.
Отметим, что как и права, обязанности могут адресоваться «каждому» я «гражданину». На примере обязанностей, включенных в Конституцию России, это выглядит так: каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58), гражданин России обязан защищать Отечество (ст. 59) и др.
Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов Российской Федерации (ст. 15).
Однако соблюдение Конституции и законов Российской Федерации не ограничивается требованием не нарушать их предписаний. Каждый гражданин должен содействовать претворению в действительность принципов, основ Конституции, положений законодательства.
Конституция РФ закрепляет обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В ст. 59 Конституции России закреплено, что защита Отечества - долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Он несет воинскую службу в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 12 февраля, 19 июля 2001 г.), который определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и другие факторы.
Конституцией РФ закреплена возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или его вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59). Конкретизация данного конституционного права осуществлена Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе», который вступит в силу с 1 января 2004 года. Законодательством определено, что альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования принято соответствующее решение.
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.
Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 21 месяц. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный срок военной службы по призыву и составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки {специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования — 18 месяцев.
Организация альтернативной гражданской службы осуществляется в соответствии с законодательством специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом и Правительством РФ в соответствии со своими полномочиями. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые главой государства и федеральным Правительством, органы исполнительной власти субъектов РФ, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.
Федеральным законом от 25 июля 2002 года установлены случаи, в которых гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Важной гарантией реализации конституционного права на альтернативную гражданскую службу является возможность судебного обжалования решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Конституционный институт прав и свобод человека и гражданина строится на основе ряда принципов, которые получили «огранку» в международно-правовом порядке и получили название международных стандартов в сфере прав человека.
К конституционным принципам правового статуса человека и гражданина России относятся: приоритет прав и свобод человека, который выражается в провозглашении человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2); формально-юридическое равенство, т.е. речь идет о применении равного правового масштаба к фактически неравным людям (ч. 1 ст. 19); неотчуждаемость прав и свобод (ч. 2 ст. 17), которая опосредована естественным, а не волеустановленным характером прав человека; непосредственное действие прав и свобод исключает их разрешительный характер и особый порядок введения их в действие (ст. 18); недопустимость произвольного ограничения прав и свобод, т.е. любое «купирование» правового статуса человека и гражданина не должно быть дискреционным, а должно обусловливаться правом и законом (ч, 3 ст. 55); недопустимость дискриминации по какому-либо основанию (по полу, возрасту, расовой, национальной или этнической, религиозной принадлежности, языку, социальному происхождению, имущественному и должностному положению и т.п.) (ч. 2 ст. 19); недопустимость нарушения прав и свобод других лиц при реализации своих, т.е. правовой статус одного человека ограничен аналогичным состоянием другого (ч. 3 ст. 17); единство прав и обязанностей граждан (ч. 2 ст. 6), т.е. нет прав без обязанностей, как нет и обязанностей без прав; защищаемостъ прав к свобод человека (в судебном (ч. 1 ст. 46), в административном (ч. 2 ст. 46) порядке, самозащита (ч. 2 ст. 45)); гарантированность прав и свобод человека и гражданина в России (ч. 1 ст. 45).
Важной характеристикой прав и свобод человека и гражданина являются гарантии как совокупность условий, средств и факторов, позитивно влияющих на обеспечение и защиту прав личности. Весь спектр гарантий может быть представлен двумя группами, каждая из которых имеет свои разновидности. Так, общие гарантии включают в себя объективные экономические, политические, социальные и культурные условия конкретного государства, а специальные гарантии - юридические, институциональные, процессуальные и нравственные. К примеру, политическая гарантия проявляется в том, что политическая структура общества воспроизводит все правомерные политические претензии граждан. Политический плюрализм, фиксируемый в качестве одной из основ конституционного строя России (ч. 3 ст. 13), выступает фоном становления политических гарантий.
Более подробного рассмотрения требуют специальные гарантии. Юридическая гарантия выражается в наличии норм, регулирующих общественные отношения в сфере прав человека. Виды таких норм были рассмотрены ранее, отметим лишь, что критерием оценки национального законодательства в гуманитарной области являются международные стандарты прав человека. Важно отметить, что права человека перестали быть сугубо государственной заботой, а приобрели международно-правовой патронаж. Международное право, взяв человека под свою защиту, признало, что вопросы правового положения населения, хотя и обеспечиваются преимущественно государством, перестали быть сферой его исключительной компетенции.
Институциональная гарантия сопряжена с наличием государственных структур, занимающихся обеспечением прав и свобод человека и гражданина. В широком понимании, смысл деятельности государственных и муниципальных органов детерминирован правами человека, признание, соблюдение и защита которых - обязанность государства. Согласно Конституции РФ, гарантом прав личности является Президент России (ст. 80 ч. 2). Особая роль в этой сфере принадлежит Конституционному Суду РФ (ст. 125 ч. 4), который действует в соответствии с Федеральным конституционным законом qt 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде РФ». Однако, показательным является введение в России института Уполномоченного по правам человека (ст. 103 п. «д»). Статус Уполномоченного по правам человека в России определен Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Назначение на данную должность Миронова 0.0. осуществлено Государственной Думой в мае 1998 года на 5 лет. Уже в 1998 году на имя Уполномоченного поступило около 7 тыс. жалоб, а в 1999 г. - 22 815. За 2000 год Уполномоченным и сотрудниками его рабочего аппарата рассмотрено свыше 25 тысяч, а в 2001 - свыше 30 тыс. индивидуальных и коллективных жалоб.
Особую ценность в защите прав человека приобретают неправительственные организации. В России их развитие свидетельствует о становлении гражданского общества как признака правовой государственности.
Следующим видом специальных гарантий прав человека является процессуальная. Она связана с особым порядком обеспечения прав человека. Например, реализуя конституционное право на обращение (ст. 33), гражданину гарантируется регистрация обращения, рассмотрение и разрешение заявлений и жалоб в срок до 1 месяца, мотивированность отклонения. Особые процедурные вопросы предусмотрены при обращении в международные организации, в частности, в Европейский суд по правам человека, которое российские граждане получили в связи с обретением Россией членства в Совете Европы в феврале 1996 г.
Нравственная гарантия предполагает усвоение каждым постулата - «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека», формирование установки на правомерное поведение. Вместе с тем данный нравственный постулат получил конституционное закрепление в требовании ч. 3 ст. 17, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Условием полноты и устойчивости правового статуса личности выступает гражданство. Гражданство, как известно, относится к атрибутивным признакам государства.
Дефиниция российского гражданства формализована в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Анализ приведенного определения позволяет заключить, что гражданство может быть рассмотрено в трех аспектах:
1) как основа правового статуса личности;
2) как правоотношение;
3) как конституционно-правовой институт. Гражданство составляет основу правового статуса личности, поскольку им опосредуется, например, система политических прав, позволяющая гражданину участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Памятуя о том, что в структуру статуса личности входят права, их политическая разновидность является значимой. Гражданство обусловливает и обязанности - элемент статуса личности, - например, защита Отечества (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ), несение военной службы (ч. 2 ст. 59).
Субъектами гражданства как правоотношения выступают человек и государство. Согласно теоретическим канонам участники правоотношений имеют субъективные права и юридические обязанности, что и отражено в определении гражданства.
Институт права может быть определен как совокупность корм, регулирующих узко-однотипные отношения, в частности, отношения по поводу гражданства. Институт российского гражданства включает в себя международные нормы (например, ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.), национальные нормы (например, Конституция РФ, Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ», соответствующие постановления Конституционного Суда РФ и т.н.). Аналогичным образом урегулированы отношения по поводу гражданства (подданства - в монархиях) и в других странах.
Некорректно определять гражданство с позиции правовой «принадлежности» лица государству. Во-первых, понятие «принадлежность» носит вещный характер, что недопустимо по отношению к личности. Во-вторых, это противоречит принципу приоритета человека, его прав и свобод. Имеют место характеристики гражданства как политико-правового феномена. Учитывая, что одним из субъектов правоотношения по поводу гражданства является государство, то можно согласиться с таким определением. Вместе с тем политический контекст гражданства создает потенциальную опасность для лица, не разделяющего официальную политику государства, быть лишенным гражданства по инициативе государства, что противоречит ч. 3 ст. 6 Конституции РФ.
Гражданство как важный государственно-правовой институт строится на системе принципов, позволяющих отразить общую позицию государства в отношении своих граждан. Так, Конституция России устанавливает следующий их ряд:
— принцип единого гражданства (ч. 1 ст., 6), означающий, что в межгосударственных отношениях значимо исключительно федеральное гражданство, несмотря на то, что 21 республика в составе РФ, определенная в ч. 2 ст. 5 Конституции России в качестве государства, вправе устанавливать свое гражданство;
— принцип равенства (ч. 1 ст. 6), т.е. каждый из российских граждан обладает одинаковый правовым статусом, независимо от оснований приобретения гражданства РФ и «давности лет» его приобретения;
— устойчивый характер гражданства, что характеризует гражданство как независимое от территориально-географических факторов, т.е. пересечение государственной границы не влечет за собой прекращение отношений гражданства;
— неотчуждаемость гражданства относится к весомым гарантиям статуса личности, означающая недопустимость лишения российского гражданства (ч. 3 ст. 6) по инициативе государства и его органов, что предопределено упразднением определяющей политической характеристики отношений гражданства;
— недопустимость выдачи российских граждан иностранному государству (ч. 1 ст. 61);
— недопустимость высылки граждан РФ за ее пределы (ч. 1 ст. 61) в качестве административного, уголовного, любого иного наказания;
— недопустимость автоматического изменения гражданства при заключении или расторжении брака;
— принцип двойного гражданства (ч. 1 ст. 62) Означает, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства; следует особо обратить внимание, что одновременное наличие гражданства России и гражданства республики в составе РФ не может называться двойным. Для данной ситуации уместнее характеризовать гражданство как «двуединое» или «совмещенное»;
— принцип покровительства и защиты российских граждан за границей (ч. 2 ст. 61), что характеризует транстерриториальность связи между гражданином и государством гражданства. Покровительство и защита могут рассматриваться в качестве статичной и динамичной правовой модели обязанности государства обеспечивать своим гражданам, находящимся за границей, возможности для самореализации. Если покровительство представляет собой материальное право, то защита — процессуальное. Покровительство выражается в наличии национальных нормативно-правовых актов, межгосударственных договоров, регулирующих отношения в означенной сфере;
— добровольность гражданства, означающая право каждого человека на гражданство и на его изменение (ч. 3 ст. 6). В соответствии со статьей 15 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г., «каждый человек имеет право на гражданство». Речь идет о том, что если человек имеет гражданство, то тем самым его право реализовано. Если он не имеет гражданства, то может его получить по своему ходатайству. Гражданин, не желающий оставаться в гражданстве, имеет право его прекратить.
Перечисленные конституционные принципы получили конкретизацию в статьях 4, 6-8 Федерального закона РФ от 31 мая 2002 г. Система принципов этого важного конституционно-правового института обусловливает стабильность статуса российского гражданина, его защищенность от дискреционных действий чиновников, реализующих государственно-властные полномочия в сфере гражданства.
В соответствии с принципом государственного суверенитета все вопросы приобретения гражданства регулируются государствами по собственному усмотрению. Однако важна корреляция национального законодательства и общепризнанных норм международного права. Несмотря на разницу условий и порядка приобретения гражданства в различных государствах, в них имеются и общие черты, позволяющие их систематизировать и категоризовать.
Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» установил основания приобретения гражданства РФ в главе II ст.ст. 11—17. Гражданство России приобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, путем выбора гражданства и по иным основаниям.
Перечень способов приобретения гражданства РФ достаточно широк и не является закрытым. Это позволяет рассматривать Федеральный закон о гражданстве как динамичную модель, способную к рецепции новых общественных отношений.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона о гражданстве гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона о гражданстве; лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г.
Наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация (по рождению). В международном и национальном праве в рамках названного способа приобретения гражданства выделяются два принципа: «крови» (когда ребенок приобретает гражданство родителей, вне зависимости от государства, где он появился на свет) и «почвы» (когда гражданство ребенка опосредуется государством, на территории которого он родился). «Право крови» и «право почвы» отражают типичные способы или совокупность типичных условий приобретения гражданства в силу рождения.
В законодательстве россии предусматривается смешанная система, при которой преобладающее значение «права крови» сочетается с известным влиянием «права почвы». Отечественное законодательство трактует «принцип крови» в плане гражданства родителей, а отнюдь не их национальности, которая, оставаясь объективной характеристикой, не является обязательной для указания (ст. 26 Конституции РФ).
Распространенным способом приобретения гражданства является натурализация (прием в гражданство). Федеральный закон о гражданстве от 31 мая 2002 г. устанавливает прием в российское гражданство в общем (ст. 13) и упрощенном порядке (ст. 14).
Установив льготный режим получения гражданства России, Федеральный закон, во избежание усмотрения чиновников, определяет четкий перечень оснований отклонения ходатайств о приеме в гражданство России (ст. 16), в частности, если соискатель российского гражданства выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями создает угрозу безопасности России; в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство или о восстановлении в гражданстве РФ, выдворялся за пределы РФ в соответствии с федеральным законом; использовал подложные документы или сообщил заведомо ложные сведения; состоит на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; имеет неснятую или непогашенную Судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом и др.
Статья 15 Федерального закона от 31 мая 2002 г. устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены (реинтегрированы) в российском гражданстве в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.
Гражданство Российской Федерации может быть приобретено в результате осуществления права оптации. Статья 17 Федерального закона о гражданстве определяет, что при изменении
Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства {оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ.
В спектре способов приобретения российского гражданства, выделим и иные основания установления отношений гражданства между лицом и Россией. Так, ст. 24 посвящена изменению гражданства ребенка при приобретении гражданства РФ его родителей.
К иным основаниям приобретения гражданства России являются усыновления (удочерения), установления опеки и попечительства (ст. 26, 27),
Отношения гражданства могут не только устанавливаться, но и прекращаться. Примечательно, что в России последний правовой процесс не допускает инициативы государства и его органов. В соответствии с Конституцией РФ российский гражданин не может быть лишен своего гражданства.
Глава III Федерального закона о гражданстве РФ посвящена вопросам прекращения гражданства Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации прекращается: а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; 6) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 18).
Федеральным законом о гражданстве установлены основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации (ст. 20): в случае, если гражданин РФ имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное Федеральным законом; привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. Последняя позиция связана с выполнением Международной конвенции о сокращении безгражданства 1961 г.
Решение о приеме в гражданство РФ отменяется в отношении лица, которое приобрело российское гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов, что устанавливается в судебном порядке (ст. 22). Отмена решения по вопросам гражданства РФ осуществляется Президентом РФ или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.
Федеральный закон о гражданстве РФ определяет круг органов, ведающих вопросами гражданства (ст. 28). Среди них Президент РФ; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы: федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами России. Указами Президента РФ за 6 месяцев 2002 года принято в гражданство РФ 3889 человек, причем 2932 из них проживают за границей, преимущественно в странах СНГ.
Таким образом, Конституция РФ уделяет пристальное внимание правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, вопросам гражданства и принципам правового статуса личности, концентрируя их в главе П.