Требования к оформлению документов и приданию им юридической силы
Эти требования для бумажных документов определены стандартами и унифицированными формами. В электронных документах состав реквизитов и последовательность их расположения могут быть такими же, как в бумажных (например, если электронная копия получена в результате сканирования бумажного документа), а могут быть и специфическими. Требования к оформлению электронных управленческих документов и большинства их реквизитов пока не стандартизированы. Законодательно установлено, что в случае использования электронных документов для их удостоверения применяется Электронная цифровая подпись (ЭЦП). Пока регламентирован только ряд вопросов, относящихся к использованию ЭЦП. Требования к оформлению электронных документов в целом должны быть более жесткими, чем для бумажных документов, так как при использовании каналов связи и при взаимодействии различных систем (если не обеспечена совместимость программно-технических средств) передача информации может не состояться либо она не будет доступной для восприятия человеком, например, иногда письма, приходящие по электронной почте, нуждаются в перекодировании.
В деятельности государственных организаций вопросы регламентирования кодирования, способов передачи информации и ответственности передающей и принимающей стороны подробно описаны и утверждены соответствующими документами. Например, в Типовом соглашении об обмене электронными документами между управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и территориальными управлениями Федерального агентства но управлению федеральным имуществом, утвержденном 14 апреля 2005 г., содержатся условия начала обмена электронными документами и основания для его прекращения, правила использования средств криптографической защиты информации и средств электронной цифровой подписи, основания признания юридической силы электронных документов, права, обязанности и ответственность сторон, порядок разрешения разногласий.
Время транспортировки документов.Это одна из основных характеристик, поскольку обеспечивает обмен информацией и се своевременное предоставление. Критичность времени доставки документа обусловила появление понятия «ускорение документооборота». Для бумажных документов данная характеристика зависит от используемых способов доставки (отнести, отвезти, переслать по пневмопочте, доставить самолетом и т. д.) Электронные документы имеют в этом случае неоспоримое преимущество, поскольку использование электронных каналов связи позволяет исчислять время передачи сообщения или ознакомления с файлом документа в базе данных секундами и минутами.
Справочно-информационная работа(поиск информации в информационном фонде по атрибутам документа и по содержанию). Для бумажных документов эта процедура может быть трудоемкой, особенно если нет продуманной системы классификации информации и документов.
Для электронных документов задача максимально упрощается и сокращается по времени. Использование ссылок позволяет найти не только один документ, но и документы, связанные с ним тематически или по формальным признакам. Отпадает необходимость дублирования массивов информации для различных задач. Корпоративные информационные системы дают возможность пользоваться информацией в соответствии с должностными обязанностями и правами доступа в систему.
Возможность сделать копию документа.В случае изготовления копии документа на бумажном носителе можно использовать несколько вариантов в зависимости от используемых технических средств. Так, на бумажном носителе копии могут быть получены средствами репрографии и оперативной полиграфии. На фото-, микрофотопленке копии могут быть получены с помощью средств фотографирования, микрофильмирования и др. Электронную копию бумажного документа можно получить путем сканирования.
Программа распознавания документов ABBYY Fine Reader - разработка российской компании ABBYY - предназначена для преобразования отсканированных бумажных документов, например, писем, договоров, журнальных или газетных статей, книг, факсов в электронные форматы для последующего редактирования, архивирования или поиска. В основе этой программы лежат технологические и функциональные возможности, направленные на повышение качества распознавания, сокращение времени на обработку документов и расширение области применения продукта. Например, благодаря новым возможностям работы с документами, снятыми цифровой камерой, теперь можно использовать фотоаппарат как альтернативу сканеру в тех случаях, когда последнего нет под рукой, например, в библиотеке, на выставке или в путешествии. Новые алгоритмы обработки изображений низкого разрешения позволяют лучше распознавать документы, отсканированные цифровыми копировальными аппаратами, а также факсы низкого качества.
В случае получения копии с электронного документа трудоемкость и время получения копии значительно уменьшаются. Например, можно либо скопировать файл, либо дополнительно распечатать документ, либо вывести информацию на микрофотоносители и т. д. Файл документа может быть вложен в электронное сообщение и отправлен по электронной почте, а также размещен в информационной системе, где возможно обеспечение доступа к нему сотрудников (например, корпоративные системы документооборота, Интернеттехнологии и т. д.). В этом случае не нужно изготовлять бумажные копии документов для ознакомления большого числа сотрудников.
Возможность при ознакомлении с документом выделить интересующий фрагмент.На бумажном носителе следы от пометок, сделанных чернилами, обычно остаются. В случае электронного документа, если позволяет его формат записи, требуемый фрагмент можно выделить (например, цветом, шрифтом), а затем это выделение убрать. При этом следов на документе при его восприятии человеком не остается.
Удобство восприятия информации.Данным качеством пока в большей мере обладают бумажные документы. За столетия существования письменности качественные характеристики бумажных документов (размер шрифта, форматы бумаги, качество печати и т. д.) постоянно совершенствовались. Что касается электронных документов, то они также постоянно совершенствуются, но по времени это период гораздо менее продолжительный (измеряется лишь несколькими десятилетиями) и процесс оптимизации восприятия информации еще далек от завершения. По восприятию электронные документы отчасти сравнимы со средневековыми свитками: для просмотра документа его файл прокручивается перед глазами. По данным американских исследователей, текст с экрана компьютера воспринимается на 25% медленнее, чем при чтении с листа бумаги.
Возможность работы с несколькими документами одновременно.Данная характеристика важна для руководителей и специалистов, занимающихся аналитической и научной работой. Нередко возникает ситуация, когда сотрудник, «обложившись» документами и печатными изданиями и сопоставляя информацию, обнаруживает некоторые особенности и детали, которые он не замечает при последовательной работе с документами. «Многооконная» работа с файлами также дает возможность одновременно работать с несколькими документами, хотя при этом в каждый момент обозрима лишь часть информации на мониторе. Восприятие информации человеком носит при этом преимущественно логический характер, и не всегда возникает целостный взгляд на документ. Видимо, по мере совершенствования компьютерной техники возможность одновременно работать с несколькими документами будет расширяться.
Утомляемость при работе с документами (без учета характера и содержания информации).Считается, что утомляемость при работе с компьютером больше, чем при работе с бумажными документами. Из органов чувств основная нагрузка приходится на зрение. Существуют рекомендации по оптимальной продолжительности времени, проводимого за компьютером, и перерывов в работе (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным машинам и организации работы»). Вместе с тем по мере совершенствования компьютерной техники, в том числе мониторов, утомляемость при работе с электронными документами несколько уменьшится.
Специально оборудованное рабочее место для восприятия информации.Для восприятия человеком информации обычного документа на бумажном носителе специальных усилий не требуется, достаточно лишь приемлемого освещения. Для работы с электронными документами требуется компьютер, а при необходимости их передачи адресату - телекоммуникационные каналы. В настоящее время использование портативных компьютеров и мобильных средств связи способствует решению части этих проблем.
Сохранность информации и ее доступность для восприятия человеком.Сохранность документов на бумажном носителе определяется длительным периодом его старения и разрушения, который зависит от качества бумаги (например, существует так называемая бескислотная бумага, срок стойкости которой исчисляется столетиями). Кроме того, важным является способ нанесения информации на бумагу (чернила, паста, а также средства, используемые в матричных, струйных или лазерных принтерах, и т. д.). Для восприятия человеком информации через длительное время не требуется специальных устройств в целях ее преобразования, достаточно знать язык, на котором написан текст документа. При работе с электронными документами необходимо учитывать, что жизненный цикл программных средств и носителей записи (моральное и физическое старение) бывает меньше, чем требуемый срок хранения документа. Отсюда возникает проблема перезаписи информации на другой носитель и ее аутентификации. К другим возможным (но не всегда приемлемым) способам хранения электронных документов иногда относят сохранение соответствующих технических и программных средств воспроизведения информации, распечатку электронных документов на бумаге и заверение выданных копий. Отдельный круг вопросов связан с сохранностью ЭЦП и сроком действия сертификата подписи. При работе с бумажными документами для обеспечения их физической сохранности в архивах может создаваться фонд использования (как на бумажных, так и на других носителях информации) или страховой фонд. Аналогично для обеспечения сохранности базы данных и повышения устойчивости компьютерной системы выполняется резервное копирование информации.
Информационная безопасность и защита информации.Для бумажных документов защита информации от несанкционированного доступа может быть обеспечена в результате их физической недоступности (например, хранение в сейфе, в запираемом ящике стола и т. д.), фиксации факта передачи в специальных учетных формах (передача под расписку), а также других организационных мер. Для электронных документов эта задача решается путем использования средств регламентации доступа пользователей к компьютерным базам данных, средств криптозащиты, протоколирования действий пользователей и т. д. Отдельная проблема - техническая защита информации, в том числе от компьютерных вирусов и хакеров.
Например, в упоминавшемся выше Типовом соглашении об обмене электронными документами между управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и территориальными управлениями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, утвержденном 14 апреля 2005 г., подробно описаны требования по защите информации при обмене электронными документами. Они включают правила управления ключевой системой, действия персонала при компрометации ключевой информации (ключей ЭЦП, ключей шифрования), защиты информации при обработке и приеме-передаче электронных документов.
Сфера применения (бытования) документов.Документы на бумажных носителях применяются повсеместно. Электронные документы используются теми участниками коммуникаций (организациями и физическими лицами), которые имеют соответствующую компьютерную технику. При этом сфера применения электронных документов постоянно расширяется по мере развития технической оснащенности, накопления опыта и создания нормативной базы.
Таким образом, использование технологий электронного документооборота, то есть безбумажных транзакций, в настоящее время не означает полного исключения из обращения документов на бумажном носителе. Традиционные документы имеют преимущества, связанные с бумагой как носителем информации, что важно для долговременного хранения информации с сохранением возможности ее восприятия. Поэтому нельзя отвергать применение бумажных документов, когда нужно обеспечить длительное хранение информации (так называемые документы со сроком хранения «постоянно», поступающие затем в государственные архивы). При этом можно использовать в работе электронные копии документов, подлинники которых существуют на бумажных носителях. Для оперативного информационного обеспечения (прежде всего доведения информации и ее поиска в информационном фонде) электронные документы имеют неоспоримые преимуществ.
Всю совокупность управленческих электронных документов можно условно подразделить на две группы:
- документы, для которых электронная форма будет являться основной;
- документы, которые и в обозримом будущем будут создаваться на бумажной основе. Для данной группы документов характерно наличие имеющих юридическую силу подлинников на бумажной основе. Вместе с тем в обращении могут находиться также электронные копии этих документов.
Следовательно, эффективная организация документооборота и архива предполагает сочетание документов на бумажном, электронном, а при необходимости и на других, носителях информации применительно к конкретным задачам.