Продукции, работ, услуг

Факторный анализ прибыли от продаж товаров,

 

Балансовая прибыль отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия в отчетном периоде с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от продаж продукции – связана с факторами производства и продаж продукции.

В теории и практике экономического анализа существуют разнообразные подходы к изучению и выявлению факторов, влияющих на достигнутые результаты.

Рассмотрим методику анализа прибыли от продаж продукции, которая имеется во многих учебниках, учебных пособиях, рекомендованных для использования студентами и преподавателями вузов, а именно:

1) Финансы предприятия. Учебное пособие. Авторы: Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. 1998.

2) Анализ хозяйственной деятельности предприятий. Учебное пособие для вузов. Автор Савицкая Г.В., 1997.

3) Методика финансового анализа. Авторы Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С.

4) Бухгалтерский учет. Учебник. Под ред. профессора Безруких П.С. 1996.

5) Финансовый менеджмент. Учебник. Под ред. академика Г.Б.Поляка, 1997 и др.

Интерес к данной методике перечисленных выше ученых – экономистов объясняется, по всей видимости, тем, что она наиболее полно отражает влияние факторов на прибыль от продаж и удовлетворяет интересы многих участников товарного обмена по вопросам анализа финансовых результатов деятельности предприятия.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж продукции приведены в таблице 19.

 

Таблица 19

Факторный анализ прибыли от реализации продукции

 

№ п/п Показатели По базису По базису на фактически реализованную продукцию Фактические данные по отчету Фактические данные с учетом корректировки цен
1. Выручка от продажи 3232,6
2. Полная себестоимость проданных товаров, продукции
3. Прибыль (убыток) от продаж 708,6

 

где: q0 –количество проданной продукции в базисном периоде;

q1 – количество проданной продукции в отчетном периоде;

р0 – цена проданной продукции в базисном периоде;

р1 – цена проданной продукции в отчетном периоде;

z0 – себестоимость проданной продукции в базисном периоде;

z1 – себестоимость проданной продукции в отчетном периоде;

П0,1 – прибыль от проданной продукции соответственно в базисном и отчетном периодах.

Используя данные таблицы, рассчитаем влияние на прибыль от продаж следующих основных факторов.

1) Изменение отпускных цен на проданную продукцию:

В нашем примере оно составило 421,6 млн. руб. и отражает рост цен в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета позволяет раскрыть причины и величину завышения (снижения) цен в каждом конкретном случае (по видам) товаров, продукции, (работ, услуг).

2) Изменение отпускных цен на материалы, тарифов на энергию, перевозки и прочее.

Для этого используем сведения о себестоимости продукции:

В нашем примере цены на материалы, электроэнергию и тарифы на оплату труда были повышены на 374 млн. руб., что привело к снижению прибыли на 374 млн. руб.

3) Увеличение объема продаж продукции (в оценке по базисной полной себестоимости):

а) (Jq – коэффициент роста объема продаж продукции в оценке по базисной себестоимости.)

 

б) корректируем базисную прибыль на данный коэффициент и вычитаем из нее базисную прибыль:

4) Увеличение объема продаж продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции.

Для расчета влияния данного фактора базисная величина прибыли корректируется на разность между коэффициентом роста объема реализации в оценке по отпускным ценам и коэффициентам роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:

5) Уменьшение затрат на 1 руб. продукции (экономия от снижения себестоимости продукции).

Влияние данного фактора определяется как разность между базисной полной себестоимостью фактически проданной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и факторов, связанных с нарушением хозяйственной дисциплины:

6) Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции.

Влияние данного фактора определяется как разность между базисной полной себестоимостью, скорректированной на коэффициент роста объема продаж продукции, и базисной полной себестоимостью фактически проданной продукции:

Общее отклонение по прибыли составило 194,6 млн. руб.(708,6-514).