ПАТРИСТИКА: контуры философской проблематики

Запад

Восток

Периодизация

Ареал. Краткие исторические сведения.

Хронологические рамки

Нижняя граница примерно соответствует началу распространения христианства. Верхняя обусловлена обострившимися секулярными тенденциями в Западной Европе.

Секуляризация – термин, обозначающий процесс обособления нерелигиозных сфер жизни общества от определяющего влияния религиозных идей.

Для понимания периодизации и особенностей развития средневековой философии необходимо учитывать региональные особенности средневековой Европы.

Средневековая Европа формируется на основе Римской империи. В 4-6 вв. постепенно происходит обособление восточной и западной ее частей. В восточной – грекоязычной – части существует Восточная Римская (Византийская) империя. В западной – латиноязычной – Западная Римская империя, которая вскоре оказывается захваченной варварами и уходит из-под влияния Византии; на ее территории формируется франкская империя. Так что после этого скорее можно говорить о Западной Европе. Так начинается обособление двух частей, которое постепенно вылилось в обособление восточного и западного христианства и завершилось расколом 1054 года. Восток и Запад развивались во многом различными путями.

Византийская империя существовала до 1453 года (захват турками Константинополя), постепенно сокращаясь в размерах. Ее духовной наследницей стала Русь, принявшая христианство в 988 году.

Именно в Западной Европе получает свое развитие такой феномен средневековой философии как схоластика.

 

1 . патристика

Доникейский период II-III вв.

Эпоха Вселенских Соборов IV-VIII вв.

2. Византийская философия

1. патристика

Доникейский период II-III вв.

Эпоха Вселенских Соборов IV-VIII вв.

2. схоластика

Патристика – это период средневековой философии, в который происходило формирование христианского вероучения; определяющим факторов этого процесса стала борьба с различными ересями. В ходе этой борьбы на семи Вселенских Соборах был сформулирован ряд основных христианских догматов.

В целях рационального изложения своего учения философия стала впервые использоваться христианством с середины II века. Это было обусловлено стремлением донести христианское учение до народов Средиземноморья, принадлежащих к античной культуре, в которой значительное место принадлежало философии. Этот начальный период средневековой философии получил название периода апологетов (защитников христианства).

Позднее философская аргументация стала использоваться в борьбе с ересями, многие из которых имели своей причиной неправильное понимание христианского учения именно по причине чрезмерного преклонения перед философской «мудростью» античности и нежеланием и неумением совместить ее с истинами христианства.

В ходе этой полемической борьбы многие элементы античной философской мысли были радикально переосмыслены в новом контексте. Христианство использовало в основном неоплатонизм и теорию категорий Аристотеля.