Информация о деградации личности людей, употребляющих ПАВ и проблемах с этим связанных.
Устрашающая информация, описывающая неприглядные стороны употребления наркотиков.
Предоставление частичной информации о фактах влияния наркотиков на организм и количественные данных о наркоманах.
Сторонники этого подхода предполагают, что повышение качества знаний об употребления ПАВ и его последствиях будет эффективным для изменения поведения.
Информационные программы сейчас комбинируются с другими программами и способствует росту уровня знаний учащихся, но могут дать толчок к снижению употребления ПАВ. В эти программы не включаются задачи на реальное изменение поведения. В отечественной наркологии данный подход представлен методами санитарного просвещения. Но растущая наркотизация противоречит негативной информации об употреблении ПАВ в глазах подрастающего поколения. Отечественные и зарубежные специалисты оценивают эффективность такого санитарного просвещения, как низкую. И хотя полностью отказываться от него преждевременно, данный подход должен быть строго дифференцирован в зависимости от пола, возраста, социальных и экономических условий, характерных для «целевых» групп населения, т.е. тех, на кого направлена ПП.
Второй подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении. Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях человека, его навыках их распознавать и управлять ими. Аффективное обучение базируется на том, что зависимость от ПАВ чаще всего развивается у личностей, имеющих трудности в определении выражении эмоций, c низкой самооценкой и слабо развитыми навыками принятия решений.
В рамках этого подхода выделяется несколько задач:
1. Повышение самооценки человека.
2. Определение значимых личностных ценностей.
3. Развитие навыков распознавания и выражения эмоций.
4. Развитие навыков обдуманного принятия решений.
5. Формирование способностей справляться со стрессом.
Основное внимание в этом подходе уделяется развитию важных личностных качеств. Часть этой модели стала одним из компонентов развивающихся в последнее время программ развития жизненных навыков.
Третий подход, основанный на учете роли социальных факторовисходит из того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в жизни подростка, способствуя или препятствуя началу наркотизации. Поведение индивида формируется в результате положительных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров поведения окружающих и его последствий, т.е. среда-источник обратной связи - поощрений и наказаний.
Исходя из различных факторов риска, программы, основанные на учете влияния указанных факторов, включают:
1. Тренинг сопротивления социальному давлению.
2. «прививку» против негативного воздействия СМИ.
3. Информацию о влиянии со стороны родителей и других взрослых:
4. Корректно нормативных ожиданий.
Преимущественными техниками реализации таких программ являются ролевые игры и техники усиления определенных видов социального поведения.
Данный подход рассматривается как относительно успешный, т.к. он предотвращает или отодвигает начало употребления наркотиков. Исследования подтверждают его эффективность.
Четвертый подход, основанный на формировании жизненных навыков – навыков личного поведения и межличного общения, - позволяет людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду.
Основой этого подхода является теория социального изучения Бандуры и проблемного поведения Джессора (эта теория учитывает проблемы, являющиеся актуальными в подростковом возрасте, включая использование ПАВ, ранее сексуальные поведения и т.д.)
Проблемное поведение рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь подросткам в достижения личных целей.
Цель программы формирования жизненных навыков:
1. повышение у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе к употреблению ПАВ.
2. повышение индивидуальной компетентности путём обучения личностным и социальным навыкам (коммуникация, налаживания социальных контактов, уметь отказывать, отстаивание своей позиции)
3. Информирование и повышение социальной компетентности.
Эта модель оценивается как имеющая шансы быть успешной. В отличие от второго этот подход в большей степени ориентирован на обучение тому, как решить конкретную жизненную проблему и эффективно разрешить сложную жизненную ситуацию.