ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН(1770-1827). Биография, обзор творчества.
"Музыка должна высекать огонь из груди человеческой" - это слова немецкого композитора Людвига ван Бетховена, произведения которого принадлежат к высшим достижениям музыкальной культуры. Мировоззрение Бетховена складывалось под воздействием идей Просвещения и свободолюбивых идеалов Французской революции. В музыкальном отношении его творчество, с одной стороны, продолжало традиции венского классицизма, с другой - запечатлело черты нового, романтического искусства. От классицизма в произведениях Бетховена - возвышенность содержания, прекрасное владение музыкальными формами, обращение к жанрам симфонии и сонаты. От романтизма - смелое экспериментаторство в области этих жанров, интерес к вокальной и фортепианной миниатюре, к программности. Традиции классицизма Бетховен использовал уже как мастер XIX столетия - опираясь на наследие Гайдна и Моцарта, он значительно расширил возможности музыкального искусства. Людвиг ван Бетховен родился в Бонне (Германия) в семье придворного музыканта. Заниматься музыкой он начал с раннего детства под руководством отца. Однако настоящим наставником Бетховена стал композитор, дирижёр и органист Кристиан Готлиб Нефе (1748-1798). Он преподавал юному музыканту основы композиции, обучал игре на клавире и органе. С одиннадцати лет Бетховен служил помощником органиста в церкви, потом - придворным органистом, концертмейсте ром в оперном театре Бонна. В восемнадцать лет он поступил в Боннский университет на философский факультет, однако не окончил его и впоследствии много занимался самообразованием.
В 1792 г. Бетховен переехал в Вену. Он брал уроки музыки у Йозефа Гайдна, а также у Иоганна Георга Альбрехтсбергера (1736-1809) и Антонио Сальери (1750-1825) - крупнейших музыкальных теоретиков той эпохи. Альбрехтсбергер, капельмейстер собора Святого Стефана в Вене, познакомил Бетховена с творчеством Генделя и Баха. Отсюда блестящее знание композитором музыкальных форм, гармонии и полифонии.
Вскоре Бетховен начал давать концерты; стал популярным: его узнавали на улицах, приглашали на торжественные приёмы в дома высокопоставленных особ. Он много сочинял: писал сонаты, концерты для фортепиано с оркестром, симфонии.
Долгое время никто не догадывался, что Бетховена поразил серьёзный недуг - он начал терять слух. Убедившись в неизлечимости болезни, композитор решил уйти из жизни и в 1802 г. приготовил завещание (по месту написания оно называется Гейлигенштадтским), где объяснял мотивы своего решения. Однако Бетховен сумел преодолеть отчаяние и нашёл в себе силы жить и писать музыку дальше.
Перу композитора принадлежит множество прекрасных произведений. В его творческое наследие входят 9 симфониф, 11 увертюр, концерты для различных инструментов с оркестром, 32 сонаты для фортепиано, более 15 сонат для различных инструментов, 32 вариации, опера «Фиделио» и мн. др.
«Патетическая соната»№8. написана автором в 1798 году.
«Патетическая» (от греческого слова «pathos» - пафос) означает «с приподнятым, возвышенным пастроением». Соната была встречена современниками как смелое, необычное произведение. Соната состоит из 3-х частей. Первая часть наиболее напряженная по звучанию. Начинается 1 часть медленным вступлением – мрачно и торжественно звучат тяжелые аккорды. Тема вступления 8 сонаты по смысловому наполнению перекликается с темой судьбы из Пятой симфонии, неоднократно появляясь на протяжении всей первой части и напоминает сжатую пружину, таящую огромную силу и требующую разрядки. Главная партия, звучащая вслед за темой вступления - стремительна, напоминает бурно вздымающиеся волны, побочная тема - мелодичная и певучая. На столкновении и взаимодействии этих 3-х тем строится вся 1 часть.