История создания специальных формирований здравоохранения - 55 мин.

 

Первые документы, позволяющие сделать вывод, о попытках создания системы и органов управления эвакуацией раненых и больных с театра во­енных действий в тыл страны в России относятся к семидесятым годам XIX века. Опыт войн конца XVIII и начала XIX веков показал, что с началом боевых действий имевшиеся в войсках лечебные учреждения быстро за­полнялись ранеными и больными. Это затрудняло передвижение войск, вело к большому отставанию от них госпиталей. Возникла необходимость эвакуации в тыл страны большого числа раненых и больных. Так, соглас­но плану медицинского обеспечения, разработанному лейб-медиком его Величества баронеттом Виллие в августе 1812 года, раненые и больные 1-й Западной армии с продолжительными сроками лечения, а также «не­способные» должны были быть эвакуированы из Смоленска в Москву и Тверь.

В период Крымской войны 1853-1856 гг., несмотря на плохие дороги, из Крыма в ближайшие губернии (Екатеринославскую, Полтавскую, Харьков­скую и Херсонскую) было эвакуировано более 12 000 раненых и больных, что составило 24,3 % от общего числа санитарных потерь.

Вместе с тем эвакуация раненых и больных и их последующее лечение в тылу страны были организованы плохо. Удручающее состояние существовав­шей организации эвакуации и лечения раненых и больных отмечал Н.И. Пи­рогов, подводя итоги лечебно-эвакуационного обеспечения русской армии в войне 1853-1856 гг. Вся система лечебно-эвакуационного обеспечения по определению Н.И. Пирогова строилась на принципе «эвакуация, во что бы то ни стало!». Лечение во время эвакуации не предусматривалось, поэтому летальность среди раненых и больных в этот период достигала 14,5 %.

Разработанные в трудах Н.И. Пирогова основные принципы медицин­ской сортировки и руководства эвакуацией раненых и больных в тыл страны широко применялись в лечебно-эвакуационном обеспечении войск России, Пруссии, США и других государств, а затем были положены в основу «Про­екта организации эвакуации», составленного Главным штабом России в 1876 году. Они явились теоретической предпосылкой к возникновению органов управления эвакуацией раненых и больных и организацией их лечения в тылу страны.

Значительный рост санитарных потерь в войнах второй половины XIX века вызвал необходимость массовой эвакуации раненых и больных в тыл страны, а развитие железнодорожного и водного транспорта способствова­ли её обеспечению. В русско-турецкую войну 1877-1878 гг. в России впервые появились органы управления массовой эвакуацией раненых и больных в виде «эвакуационных комиссий», располагавшихся на узловых железнодо­рожных станциях при которых развертывались группы госпиталей и лазаре­тов. Работа эвакуационных комиссий регламентировалась циркуляром Гене­рального Штаба Вооруженных Сил 1877 года «О правилах распределения и развозки раненых и больных с театра войны во внутрь империи». Эвакуаци­онные комиссии обычно состояли из представителей военного командова­ния, военно-санитарного ведомства, органов военных сообщений и общест­венных организаций.

Возглавляли эвакуационные комиссии строевые генералы (офицеры), которые не подчинялись медицинской службе и рассматривали эвакуацию раненых и больных как чисто военное мероприятие, направленное на осво­бождение войск от утративших боеспособность воинов.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. эвакуация раненых и боль­ных с театра военных действий проводилась в более широком масштабе и на большую территорию страны, чем в предыдущие войны. Только из Дунай­ской армии в период с апреля 1877 по март 1878 годов перевезено в Россию по железной дороге более 125 000 и по морю более 81 000 раненых и больных.

Вместе с тем в эту войну мало что изменилось в лучшую сторону в орга­низации эвакуации и лечения раненых и больных: врачи были отстранены от руководства эвакуацией раненых и больных, эвакуация же была оторвана от лечения. Возглавляли эвакуационные комиссии по — прежнему строевые генералы (офицеры), которые не подчинялись медицинской службе. В ре­зультате эвакуация раненых и больных теряла всякий медицинский смысл и часто носила нерациональный характер. Например, легкораненые могли быть эвакуированы в глубокий тыл, а инфекционные больные развозились по всей России.

Руководство эвакуацией внутри страны было сосредоточено в Главном штабе, а территория империи разделялась на «эвакуационные районы» с уч­реждением в каждом из них эвакуационных комиссий, которые в последую­щем превратились в местные эвакуационные пункты.

После окончания русско-турецкой войны Н.И. Пирогов обобщил опыт работы эвакуационных комиссий в своём труде «Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу действующей армии в 1877-1878 гг.». На основе этого труда в 1890 году было издано «Положение об эвакуации больных и раненых», однако важнейшие идеи Н.И. Пирогова о медицинской сущности эвакуации и подготовке ещё в мирное время всей системы медицинского обеспечения в нем были проигнорированы.

«Положение об эвакуации больных и раненых» 1890 года действовало в русско-японскую войну 1904-1905 гг. Эвакуационные комиссии в этой войне получили своё дальнейшее развитие. Они были организованы во фронто­вом районе (полевые и тыловые эвакуационные комиссии) и в тылу страны (внутренние эвакуационные комиссии). «Для содействия в перевозке, разме­щении и призрении больных и раненых...» создавались губернские и уездные «распорядительные по эвакуации комитеты», которые обеспечивали разме­щение, содержание и лечение раненых и больных в местных больницах.

Внутренние эвакуационные комиссии были значительно расширены, в их составе появились «врачи для сортировки» раненых и больных.

Деятельность полевой и тыловой эвакуационных комиссий в виду отсту­пления наших войск, отсутствия медицинского руководства, неорганизован­ности сортировочной работы, резкого недостатка в лечебных учреждениях и санитарном транспорте была неудовлетворительной. Военно-санитарные поезда загружались в спешке, в них оказывались раненые и больные различ­ной степени тяжести: от умирающих до почти здоровых. В связи с этим эва­куация продолжала оставаться беспорядочной, а сортировка поступающих в тыл страны раненых и больных проводилась поверхностно, прямо в вагонах. Так, по данным С.А. Семеки из 197 790 раненых и больных, поступивших в Иркутскую эвакуационную комиссию за весь период русско-японской войны, было эвакуировано дальше в тыл страны 194 788 человек, или 92,9 % от общего числа поступивших. Раненых и больных доставляли в тыловые госпитали часто в недопустимо поздние сроки, нередко они погибали от не­удовлетворительных условий эвакуации, зимой у многих были отморожения конечностей. Положение усугублялось тем, что внутренние эвакуационные комиссии создавались с большим опозданием уже в ходе войны.

Тяжелое положение с сортировкой раненых и больных и маломощность эвакуационных комиссий вызвали необходимость создания сортировочно — контрольных подразделений медицинской службы. В связи с этим с ноября 1904 года при внутренних эвакуационных комиссиях (кроме Челябинской) начали создаваться сборные эвакуационные пункты, которые явились про­тотипом современных сортировочных госпиталей. На них возлагались зада­чи по проведению сортировки поступающих раненых и больных, доставке их в местные госпитали и организации погрузки в ВСП, для чего при сборных эвакуационных пунктах содержались команды носильщиков и необходимый санитарный транспорт. При эвакуационных комиссиях развертывались, кро­ме сборных эвакуационных пунктов, госпитали и лазареты военного ведомст­ва, общества Красного Креста и различных благотворительных организаций,
«слабосильные команды», военно-санитарные поезда и санитарные транс­порты, дезинфекционные отряды, бани, прачечные, питательные пункты, различные склады медико-санитарного и хозяйственного имущества.

Таким образом, эвакуационные комиссии по своей организации все бо­лее приближались к современным эвакуационным пунктам.

Необходимо подчеркнуть, что недостатки в деле лечебно-эвакуацион­ного обеспечения русской армии в те годы можно объяснить несколькими основными причинами:

—отсутствием специального медицинского органа управления в стране,
руководящего эвакуацией раненых и больных;

—отсутствием предварительных разработок по предполагаемому количеству санитарных потерь на войне и нуждаемости в эвакуации;

—неподготовленностью необходимого количества санитарного транс­
порта для эвакуации раненых и больных;

— неподготовленностью госпиталей с соответствующим количеством
коек и помещений для их развертывания, в том числе и в тылу страны;

— несовершенством организационно-штатной структуры эвакуационных комиссий.

Каких — либо изменений после окончания русско-японской войны 1904-

1905 годов и до 1914 года в организацию лечебно-эвакуационного обеспе­чения русской армии внесено не было. Как указывает С.А. Семека, вплоть до первой мировой войны 1914-1918 годов никаких новых формирований в тылу страны на случай войны не предусматривалось, и эвакуация раненых и больных должна была производиться в постоянные военные госпитали мир­ного времени, общая коечная емкость которых в 1914 году составляла всего 10 890 коек.

Согласно действовавшему до 1914 года «Положению об эвакуации боль­ных и раненых» 1890 года для размещения раненых и больных должны были использоваться также гражданские больницы, лазареты, лечебные учрежде­ния общества Красного Креста и других общественных организаций.

Дальнейшее развитие система эвакуации раненых и больных и лечения их в тылу страны получили в первую мировую войну 1914-1918 годов. С ав­густа 1914 года по 15 ноября 1916 годов с театра военных действий во внут­ренние районы страны было эвакуировано 4 154 493 раненых и больных, для лечения которых было сформировано значительное количество госпиталей, главным образом за счет общественных организаций - Союзов городов, об­щества Красного Креста, Земского общества и других. Общая коечная ём­кость госпиталей составляла 427 000 коек (43,5 % от общего числа коек в тылу страны и на ТВД).

Эвакуационные комиссии, сформированные в начале войны по моби­лизационным планам, не смогли обеспечить выполнение возложенных на них задач и были упразднены. Согласно «Временному положению об эвакуа­ции раненых и больных», утвержденному в августе 1914 года, была создана система эвакуационных пунктов: на театре военных действий - головных и тыловых, а во внутреннем районе страны - распределительных и окружных. Переход к организации эвакуационных пунктов осуществлялся уже в ходе войны с большими затруднениями и формально был завершен к началу 1915 года. В период первой мировой войны в России было развернуто 8 распреде­лительных и 25 окружных эвакуационных пунктов.

По сравнению с эвакуационными комиссиями, являвшимися по суще­ству начальной формой организации управления сортировкой и эвакуацией раненых и больных, функции вновь созданных эвакуационных пунктов были значительно расширены. Кроме того, в тылу страны появились два органа управления эвакуацией раненых и больных, различных по своей организа­ционно-штатной структуре и задачам.

Распределительные эвакуационные пункты (РЭП) развертывались во внутреннем районе на узловых железнодорожных станциях с таким расче­том, чтобы все раненые и больные, прибывающие с фронта, непременно проходили через них.

В состав РЭП, согласно «Временному положению об эвакуации раненых и больных», входили канцелярии и полевые запасные госпитали, предназна­ченные для временного размещения прибывших с фронта раненых и больных, которые по состоянию здоровья «не могут выдержать дальнейшей перевоз­ки», оказания им медицинской помощи, а также для «обсервации и лечения острозаразных больных». При РЭП содержались: санитарно-гигиенический отряд, дезинфекционные камеры, бани и прачечные; запасы интендантского имущества и продовольствия для обеспечения эвакуируемых с пункта.

Одной из главных задач РЭП являлось проведение медицинской сорти­ровки, распределение и отправка раненых и больных «в зависимости от места их службы, родины или избранного места жительства по соответствующим окружным эвакуационным пунктам».

Окружные эвакуационные пункты (ОЭП) развертывались также на уз­ловых железнодорожных станциях в каждом военном округе, куда осуще­ствлялась эвакуация раненых и больных из РЭП. Распределение раненых и больных по их количеству и структуре, направляемых из РЭП в ОЭП, осу­ществлялось по эвакуационным направлениям Генерального Штаба. В силу этого, распределительные и окружные эвакуационные пункты работали не­зависимо друг от друга и не имели отношений подчиненности.

В состав ОЭП входили канцелярия и полевые запасные госпитали. Ос­новной задачей ОЭП являлось распределение раненых и больных, требую­щих госпитального лечения, по лечебным учреждениям военного и граждан­ского ведомств и отправка «неспособных к службе» на родину или в избран­ные места жительства.

Как РЭПы, так и ОЭПы возглавлялись строевыми офицерами, поэтому изложенная во «Временном положении об эвакуации раненых и больных» 1914 года стройная и в целом прогрессивная система эвакуации раненых и больных на практике не была реализована.

Окружные эвакуационные пункты не только не имели своей задачей контроль за постановкой лечебной работы в этих учре­ждениях, но и в связи с отсутствием в их штатах врачей-специалистов практи­чески не могли его осуществлять. Это обстоятельство, безусловно, отрицатель­но сказывалось на результатах лечения раненых и больных в тылу страны.

По определению Е.И.Смирнова санитарная служба царской армии поч­ти ничего не извлекла из уроков русско-японской войны и вошла в первую мировую войну с системой развоза раненых и больных и принципами ме­дицинского обеспечения, суть которых сводилась к оказанию первой меди­цинской помощи и сбору раненых и больных ночью (в периоды затишья), к хирургической бездеятельности в войсковом районе и к эвакуации «во что бы то ни стало».

В 1929 году было введено в действие «Руководство по санитарной эва­куации в РККА», в котором законодательно закреплялись основные прин­ципы лечебно-эвакуационного обеспечения войск Красной Армии. Общее руководство санитарной эвакуацией было сосредоточено в Военно-сани­тарном управлении РККА (далее — ВСУ РККА). Основными учреждениями санитарной эвакуации являлись: в армейском и фронтовом тыловых рай­онах — полевые, фронтовые и вспомогательные эвакуационные пункты, а во внутреннем районе страны — распределительные (РЭП) и местные (МЭП) эвакуационные пункты.

Начальники МЭП подчинялись «в отношении санитарной эвакуации» начальникам РЭП. При РЭП создавались лазареты для выздоравливающих. Распоряжением ВСУ РККА за РЭП закреплялись военно-санитарные поез­да. В эвакопункты внутреннего района страны планировались к эвакуации раненые и больные, нуждающиеся в длительных сроках лечения или в специ­альных видах медицинской помощи, которые не могли быть обеспечены на фронте. При всех РЭП, МЭП и приписанных к ним лечебных учреждениях предписывалось иметь военно-врачебные комиссии для проведения военно-врачебной экспертизы.

Таким образом, издание «Руководства по санитарной эвакуации в РККА» явилось крупным вкладом отечественной медицины в дело совершенство­вания системы санитарной эвакуации и лечения раненых и больных в тылу страны.

Результаты медицинского обеспечения боевых действий в районе р. Хал-хин-Гол (май 1939 года) потребовали решения вопроса о специализации ко­ечной сети в армейском, фронтовом и тыловом районах с учетом наличия врачей-специалистов в стране и местных средств населенных пунктов в которых планируется развертывать госпитали. К сожалению, эта работа не была доведена до логического конца.

В ходе советско-финляндской войны, несмотря на её непродолжитель­ный характер (с 30.11.1939 по 12.03.1940 гг.), Красная Армия понесла значи­тельные потери. С ноября 1939 года по август 1940 года из госпитальной базы Северо-Западного фронта было эвакуировано в эвакогоспитали тыла страны 142 925 раненых и больных, причем из них 11 200 человек — транзитом без оказания медицинской помощи в ГБФ из-за её большой перегрузки.

Для лечения раненых и больных, поступающих с фронта, в восьми во­енных округах было развернуто 214 эвакуационных госпиталей Наркомздрава СССР (ЭГ НКЗ), приписанных к восемнадцати МЭП. Общая ёмкость эвакогоспиталей на 1.08.1940 г. состав­ляла 81 412 коек. Кроме того, в составе госпитальной базы Северо-Западного фронта было развернуто 14 ЭГ НКЗ на 4083 койки.

Таким образом, несмотря на непродолжительность войны и её локальный характер, страна вынуждена была привлечь огромные силы и средства воен­ного и гражданского здравоохранения для медицинского обеспечения войск на фронте и в тылу страны. Опыт войны в целом подтвердил правильность принципов принятой системы этапного лечения, однако был выявлен ряд слабых мест.

Наиболее существенными из них были:

—весьма нечеткое разграничение прав и обязанностей между УМЭП и
органами здравоохранения по руководству ЭГ НКЗ;

—недостаточная специализация коечной сети в госпитальных базах тыла
страны и несоответствие структуры коечного фонда структуре входящего по­
тока раненых и больных;

—отсутствие производственной базы для протезирования инвалидов
войны;

—отсутствие в составе МЭП специализированных лечебных учреждений,
а также штатных сортировочных госпиталей с прирельсовыми эвакоприём­никами.

В июне 1940 года, Народным Комиссаром здравоохранения СССР было утверждено «Положение о формировании эвакуационных госпита­лей, развертываемых органами здравоохранения Союза ССР в военное время», которым были регламентированы основные принципы управле­ния и руководства эвакуационными госпиталями. Эти принципы своди­лись к следующим положениям: ЭГ в медицинском, административном и финансовом отношениях подчинялись органам гражданского здравоохра­нения по месту их развертывания, а в оперативном отношении — Народно­му Комиссариату обороны через его местные органы (санитарные отделы военных округов, УРЭП, УМЭП), которые осуществляли контроль за по­становкой медицинского обслуживания раненых и больных, находящихся в ЭГ НКЗ СССР, и проводили свои мероприятия по улучшению постанов­ки работы в ЭГ через местные органы здравоохранения, непосредственно формирующие их.

Из этого следует, что в указанном документе не давалось четкого разгра­ничения правовых функций органов управления военного и гражданского ведомств и вело к их конфронтации.

Для предусмотренных к развертыванию в военное время госпитальных коек в тылу страны директивой ГШ от 13.02.1941 года была определена их специализация (Схема № 5/1).

Схема № 5/1

Специализация коечного фонда и оперативных коек в военное время

 

Специализированные койки Структура коек (%)
    Приграничные ВО Внутренние ВО
А. ХИРУРГИЧЕСКИЕ 70,0 80,0
из них:    
— общехирургические 52,5 32,0
— травматологические 35,5 45,0
— торакальные 3,0  
— урологические 0,5  
— нейрохирургические 1,5 7,0
— глазные 2,0 3,0
-ЛОР 1,5 1,5
— челюстно-лицевые 3,5 3,5
— полостные   8,0
Б. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ 30,0 20,0
из них:    
— общетерапевтические 70,0 50,0
— инфекционные 13,5 25,0
— кожновенерологические 13,5 15,0
— нервнопсихические 3,0 10,0

 

Это было существенным шагом на пути реализации приобретенного опы­та медицинского обеспечения в ходе войны.

В тыл страны планировалось направлять тяжелораненых и раненых сред­ней степени тяжести, нуждавшихся в квалифицированном хирургическом лечении, включая сложные хирургические операции. Сроки лечения в гос­питалях тыла планировались более двух месяцев. Соотношение коечной сети между районом глубокого тыла и районами армейского и фронтового тыла намечалось иметь 25-30% в первом, а во втором и третьем — 75-70% всей коечной сети, необходимой для медицинского обеспечения действующей армии. Вышеуказанные документы явились значительным этапом реализа­ции приобретенного опыта медицинского обеспечения в ходе советско-фин­ляндской войны.

К сожалению, выводы по итогам советско-финляндской войны 1939-1940 гг. не могли быть реализованы в столь короткий срок. В связи с этим здравоохранение страны и санитарная служба Красной Армии оказались неподготовленными к медицинскому обеспечению первых операций начав­шейся войны.

С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на территории страны развернулось формирование обширной сети эвакуационных госпи­талей, объединённых под руководством управлений местных и распредели­тельных эвакуационных пунктов в госпитальные базы тыла страны. Работа велась параллельно: Наркоматом обороны формировались органы управ­ления эвакуацией, Наркомздравом формировались ЭГ НКЗ и выделялись оперативные койки. Первыми начали функционировать управления распре­делительных и местных эвакуационных пунктов, которые до создания гра­жданских органов управления взяли на себя руководство всеми сторонами деятельности формируемых эвакогоспиталей.

Положение несколько улучшилось после выхода в свет Постановления Го­сударственного Комитета Обороны N 701 от 22 сентября 1941 года «Об улуч­шении медицинского обслуживания раненых бойцов и командиров Красной Армии» и издания на его основе совместного приказа Народного Комиссара здравоохранения и Начальника Главного Военно-санитарного управления Красной Армии N 0382/474 от 30.09.1941 года «О передаче эвакогоспиталей в полное подчинение НКЗ СССР в соответствии с Постановлением ГКО N 701 от 22 сентября 1941 года».

В этих документах более четко разграничивались права и обязанности обоих ведомств по управлению ЭГ в тылу страны. Все медицинское обслужи­вание раненых и больных бойцов и командиров Красной Армии в тыловых районах страны возлагалось на Народный Комиссариат здравоохранения, а в армейских и фронтовых районах на Главное военно-санитарное управление Красной Армии. Все УРЭПы и УМЭПы были подчинены Главному военно-санитарному управлению Красной Армии. Руководство лечебной и хозяйст­венной деятельностью ЭГ закреплялось за управлениями эвакогоспиталями в республиках, краях и областях. На органы управления военного ведомства (военно-санитарные отделы округов, УМЭПы и УРЭПы) возлагались сле­дующие функции:

—снабжение раненых и больных военнослужащих в ЭГ продовольстви­ем, вещевым имуществом, обеспечение перевозочными документами и де­нежным довольствием;

—организация эвакуации раненых и больных из фронтовых эвакопунк­тов и распределение их по ЭГ;

—контроль за деятельностью ЭГ и работой госпитальных военно-врачеб­ных комиссий;

—организация партийно-политической работы среди раненых и боль­ных;

—организация учета и отчетности.

В указанных выше документах было закреплено положение, согласно которому с целью устранения параллелизма в работе инспекторов органов здравоохранения и военного ведомства, управления эвакогоспиталей и сани­тарные отделы военных округов, УРЭПы и УМЭПы должны были предвари­тельно согласовывать свои действия для достижения общих целей.

Эта система управления эвакуационными госпиталями тыла страны до конца Великой Отечественной войны оставалась громоздкой, практически многоведомственной, что оказывало существенное негативное влияние на результаты деятельности ЭГ в целом и на решение частных оперативных во­просов.

С августа 1942 года коечная сеть ЭГ начала сокращаться. Причин этому было много: острая потребность фронта в людских резервах; эвакуация гос­питалей на восток (а в последующем реэвакуация) и другие причины. Для Великой Отечественной войны были характерны внезапные и большие пе­редвижения войск, шли они с запада на восток или с востока на запад, они всегда сопровождались передислокацией госпиталей. За год войны в среднем передислоцировалось около 500 000 коек, эта передислокация всегда сопро­вождалась выводом госпиталей из рабочего состояния на 1 — 2 месяца.

Органы управления по руководству эвакогоспиталями тыла страны по линии Народного Комиссариата здравоохранения практически стали созда­ваться только после Постановления Государственного Комитета Обороны N 701 от 22.09.1941 года. До этого, в июне 1941 года, по опыту советско-фин­ляндской войны 1939-1940 годов при военном отделе НКЗ был создан сек­тор, который, как показал опыт, не в состоянии был обеспечить должного руководства всеми сторонами деятельности ЭГ. В этой связи система управ­ления ЭГ по линии НКЗ была коренным образом пересмотрена.

При НКЗ СССР было организовано Главное управление эвакогоспита­лей, на которое было возложено руководство лечебной работой, учет сети ЭГ, разработка руководящих документов по лечебной работе и другим видам дея­тельности (финансовой, материально-технической и другим).

По такому же принципу создавались управления (отделы) ЭГ при НКЗ республик, областных и краевых отделах здравоохранения. Только на терри­тории РСФСР было создано 52 отдела и Управления ЭГ НКЗ и ВЦСПС.

При НКЗ СССР было создано специальное научно-методическое бюро, в состав которого вошли крупные ученые. Этим бюро было разработано «По­ложение о Главном управлении эвакогоспиталей», где были определены за­дачи и функции Главного и других управлений эвакогоспиталей.

В 1943 году были созданы типовые штаты управлений (отделов) по руко­водству ЭГ в республиках, краях и областях. При этом они были значительно расширены. В его составе были 4 сектора: лечебный, планово-финансовый, медицинской статистики и материально-хозяйственного обслуживания, а также секретное делопроизводство. Однако следует отметить, что даже в та­ком составе отделы по руководству ЭГ не были способны должным образом выполнять возложенные на них задачи. В их составе не были предусмотрены должностные лица, которые занимались бы оперативным учетом коечной сети, организацией передислокации госпиталей и их расформирования, из­менением специализации коечного фонда. Выполнение этих задач вынужде­ны были взять на себя УРЭП и УМЭП. Да и лечебной работой практически руководили УМЭП, так как в штатах отделов ЭГ не было достаточного коли­чества инспекторов. В целом структура и организация управления работой эвакуационных госпиталей тыла страны обеспечили успешную деятельность лечебных учреждений, привлекавшихся к лечению раненых и больных вои­нов в период Великой Отечественной войны. Однако руководство ЭГ орга­нами управления трех ведомств (НКО, НКЗ, ВЦСПС) приводило к дублиро­ванию работы этих органов, к противоречиям и большим потерям времени на различные согласования, что в конечном счете оказывало отрицательное влияние на качество лечебно-эвакуационного обеспечения и полноту ис­пользования коечной сети.

Существенным недостатком в работе органов управления ЭГ являлось то обстоятельство, что к началу войны ни санитарная служба Красной Армии, ни НКЗ СССР не имели руководящих документов, которые бы четко регла­ментировали содержание и объем работы УМЭП и органов НКЗ, а также их взаимоотношения.

Дальнейшее развитие система приема, медицинской сортировки и рас­пределения раненых и больных в ЭГ тыла страны получила после утвержде­ния НКЗ СССР в марте 1942 года «Положения о сортировочных госпиталях НКЗ», согласно которому в госпитальных базах емкостью свыше 5000 коек должны были создаваться сортировочно-эвакуационные госпитали, а в ба­зах емкостью до 5000 коек — сортировочные отделения в хирургических ЭГ. Однако эти сортировочные госпитали, в отличие от подобных в Красной Ар­мии, не имели специального штата, оборудования и оснащения, а являлись обычными лечебными учреждениями хирургического профиля, но с функ­циями СЭГ. Они должны были иметь мощные операционные и перевязоч­ные, изоляторы и рентгеновские отделения. Прибывавшие в СЭГ раненые и больные после санитарной обработки подлежали направлению в сортиро­вочные отделения. Здесь им оказывалась необходимая квалифицированнаямедицинская помощь, после чего они переводились в медицинские отделе­ния, а отсюда после установления точного диагноза — в соответствующий специализированный госпиталь. Раненые нейрохирургического профиля, с поражениями челюстно-лицевой области, а также инфекционные, терапев­тические и кожно-венерологические больные должны были доставляться в специализированные госпитали непосредственно с пунктов выгрузки.

При каждом СЭГ полагалось создавать транспортные группы из транс­порта ЭГ, дислоцированных в данном населенном пункте, и транспорта, приписанного местными советскими органами.

В круг задач СЭГ входили также разгрузка прибывающих ВСП и доставка раненых и больных в ЭГ, а инвалидов — к месту жительства, сбор из ЭГ ра­неных и больных, подлежащих эвакуации в глубокий тыл и погрузки их на ВСП, проверка санитарного состояния проходящих транзитом ВСП, снятие с них нетранспортабельных раненых и инфекционных больных.

Однако с этими задачами СЭГ самостоятельно справиться не могли. Представители УМЭП на местах привлекали курсантов военных училищ, са­нитарных дружинниц, студентов для выгрузки раненых и больных, а также транспорт различных организаций для доставки их в ЭГ. В то же время СЭГ были созданы далеко не во всех ГБТС. Так, в РСФСР из 32 областей, прини­мавших раненых, СЭГ были созданы в период войны только в 10.

Большую роль в работе по руководству деятельностью ЭГ сыграли Госпи­тальный совет, его Пленумы и Военно-госпитальный комитет Ученого меди­цинского совета НКЗ СССР.

Вторая группа специальных формирований Наркомздрава СССР - это обсервационные пункты, которые принимали непосредственное участие в решении задач противоэпидемической защиты.

Деятельность медицинского персонала по противоэпидемической защи­те населения страны, войск действующей Красной Армии в годы Великой Отечественной войны вошла в летопись Второй мировой войны славной страницей. Впервые, пожалуй, в истории войн, которые вела наша страна, войска действующей армии не служили источником заражения и распро­странения эпидемических заболеваний среди гражданского населения. На возможных путях заноса инфекционных заболеваний в войска действующей армии также была создана в целом эффективная система противоэпидемиче­ских барьеров, принципиальными положениями которой руководствуются до настоящего времени.

Первостепенную значимость в поддержании санитарно-эпидемиоло­гического благополучия в Красной Армии имело проведение необходимых противоэпидемических мероприятий на железнодорожных магистралях тыла страны, прифронтового и фронтового районов.

С этой целью, в соответствии с директивой Генерального штаба от 14 июля 1941 года на 17 крупных железнодорожных узлах были сформированы и раз­вернуты обсервационные пункты Наркомздрава СССР. Санитарным управле­нием Красной Армии были разработаны и направлены в войска «Указания по противоэпидемическому обеспечению движущихся воинских контингентов». Приказом Наркомата обороны СССР от 30 сентября 1941 года вводится в дей­ствие «Инструкция о порядке материального обеспечения и санитарного об­служивания пополнения, отправляемого в действующую армию в период сле­дования по железной дороге». Государственным Комитетом Обороны 02 фев­раля 1942 года было утверждено постановление «О мероприятиях по предупре­ждению эпидемических заболеваний в стране и Красной Армии».

Роль первого противоэпидемического барьера выполняли медицинская служба запасных полков и бригад, пополнявших войска по мобилизации, от­дельных дорожно-эксплуатационных батальонов, а собственно на железных дорогах — силы и средства санитарно-противоэпидемического отдела ГВСУ НКПС.

Вторым противоэпидемическим барьером на пути контингентов следую­щих на фронт и обратно были обсервационные пункты НКЗ СССР, а также нештатные, а с 12 марта 1942 года —и штатные санитарно-контрольные пунк­ты (далее СКП) Санитарной службы Красной Армии. СКП подразделялись на три группы: СКП тыла страны (развертывались, как правило, на крупных железнодорожных стациях и подчинялись в своей работе начальнику сани­тарного отдела военного округа, на территории которого они работали), а также СКП фронтов и армий (в 1942 году действовало 57 СКП).

Обсервационные пункты и СКП, работавшие в тылу, базировались на имевшихся здесь местных гражданских и железнодорожных лечебных учре­ждениях, госпиталях. Для санитарной обработки использовались изоляци­онно-пропускные пункты НКПС, гарнизонные, гражданские и железнодо­рожные бани и санитарные пропускники, а там, где их не было — приданные СКП взводы обмывочно-дезинфекционных рот, банно-прачечные-дезин-фекционные поезда, нередко наскоро оборудованные бани и санпропускни­ки, а также дезинфекционные отряды по обработке подвижного состава.

За годы, прошедшие после Великой Отечественной войны 1941-1945 го­дов, принципиальных изменений в порядке формирования, использования (да и количества) обсервационных пунктов не произошло.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1.Организованная массовая эвакуация раненых и больных в тыл страны возникла в войнах XIX столетия как мероприятие, необходимое для осво­бождения действующей армии от большого количества раненых и больных, сковывавших ее действия, получила окончательное теоре­тическое и организационно-штатное оформление в сороковых годах XX века в виде системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по на­значению, основанной на принципах единой военно-полевой медицинской доктрины.

2. Опыт Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. подтвердил жизнен­ность системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по на­значению. Как известно, до 1986 года органами гражданского здравоохранения в ин­тересах медицинской службы ВС планировалось развертывание двенадцати типов тыловых госпиталей.

Однако опыт исследовательских учений показывал, что в условиях совре­менной войны это соответствие может резко нарушиться из-за массового по­ступления раненых и больных в отдельные тыловые госпитали из очагов СП, возникших на территории военного округа военного времени (далее ВО ВВ). При этом удельный вес раненых и больных, поступающих из действующей армии, может составлять 70 — 80%, а из войск и объектов военного округа военного времени — 20-30%.

2.На основании результатов исследовательских учений, проведенных Ми­нистерством здравоохранения СССР научно-исследовательских работ по согласованию с Министерством обороны в 1986 году были утверждены новые штаты ТГМЗ. В соответствии с принятой организационно-штатной структу­рой ТГМЗ подразделялись на шесть типов: 4 многопрофильных госпиталя (ба­зовый, нейрохирургический, травматологический, терапевтический) и 2 узко­специализированных госпиталя (кожно-венерологический и туберкулезный).

Коечная емкость тыловых госпиталей была установлена в объемах 400, 500, 600 коек. Структура коечного фонда в каждом госпитале была приведена к вероятному входящему потоку раненых и больных.