ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МОСТЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МОСТЫ
Важным классом средств измерения, предназначенных для измерения параметров элементов электрических цепей методом сравнения, являются мосты. Сравнение измеряемой величины (сопротивления, емкости, индуктивности) с образцовой мерой при помощи моста в процессе измерения может осуществляться вручную или автоматически, на постоянном или на переменном токе. Мостовые схемы обладают большой точностью, высокой чувствительностью, широким диапазоном измеряемых значений параметров. На основе мостовых методов измерения строятся средства измерения, предназначенные как для измерения какой-либо одной величины, так и универсальные аналоговые и цифровые приборы.
Одинарный мост постоянного тока.Такой мост (рис. 5.9)
содержит четыре резистора, соединенных в кольцевой замкнутый контур. Резисторы
этого контура называются плечами моста, а точки соединения соседних плеч вершинами моста. Цепи, соединяющие противоположные вершины, называют диагоналями. Диагональ содержит источник питания и называется диагональю питания. Диагональ , в которую включен
индикатор Г, называется измерительной диагональю.
В мостах постоянного тока в качестве индикатора обычно используется гальванометр. Мосты постоянного тока предназначены для измерения активного сопротивления.
В общем случае зависимость протекающего через гальванометр тока от сопротивлений плеч, сопротивления гальванометра и напряжения питанияимеет вид
Измерение сопротивления может производиться в одном из двух режимов работы моста: уравновешенном либо неуравновешенном. Мост называется уравновешенным, если разность потенциалов между вершинами cи d равна нулю, а, следовательно, и ток через гальванометр равен нулю.
Из (5.4) следует, что при
(5.5)
Это условие равновесия одинарного моста постоянного тока (5.5) можно сформулировать следующим образом: для того, чтобы мост был уравновешен, произведения сопротивлений противолежащих плеч моста должны быть равны. Если сопротивление одного из плеч моста (например,) неизвестно, то уравновесив мост путем подбора сопротивлений плеч находим из условия равновесия
В реальных мостах постоянного тока для уравновешивания моста регулируются отношениеи сопротивление плеча которые, со-
ответственно, называют плечами отношения и плечом сравнения.
В состоянии равновесия моста ток через гальванометр равен нулю и, следовательно, колебания напряжения питания и сопротивления гальванометра влияния на результат измерения не оказывают (важно лишь, чтобы чувствительность гальванометра была достаточной для надежной фиксации состояния равновесия). Поэтому основная погрешность уравновешенного моста определяется чувствительностью гальванометра, чувствительностью схемы, погрешностью сопротивлений плеч, а также сопротивлениями монтажных проводов и контактов. При измерении малых сопротивлений существенным источником погрешности может явиться сопротивление проводов, с помощью которых измеряемый резистор подключается к входным зажимам моста, так как оно полностью входит в результат измерения. Поэтому нижний предел измерения одинарного моста постоянного тока ограничен значениями сопротивления порядка 1 Ом. Верхний же предел измерения 106...108 Ом ограничивается чувствительностью гальванометра.
При больших значениях измеряемого сопротивления токи в плечах моста очень малы и чувствительности гальванометра недостаточно для четкой фиксации равновесия.
В режиме неуравновешенного моста измерение сопротивления производится по показаниям гальванометра, предварительно в комплекте с мостовой схемой отградуированного в единицах сопротивления. Неуравновешенные мосты часто применяются в устройствах для разбраковки изделий по сопротивлению (резисторов, обмоток реле и т.п.). Так, если при изготовлении резисторов необходимо отобрать из партии резисторы с сопротивлениемто, уравновесив предварительно мост с помощью образцового магазина сопротивления при изменяют сопротивление магазина наи фиксируют соответствующие отклонения стрелки гальванометра (гальванометр с нулем посредине шкалы). Затем, вместо магазина сопротивления ко входу моста подключаются контролируемые резисторы и если стрелка гальванометра выходит за допустимые пределы, резистор бракуется.
Неуравновешенные мосты по точности значительно уступают уравновешенным, так как на результат измерения оказывают влияние колебания напряжения питания и сопротивления гальванометра.
Двойной мост постоянного тока. Для измерения малых сопротивлений (от 1 до10-8 Ом) применяют двойные мосты. Схема двойного моста представлена на рис. 5.10.
Для исключения влияния сопротивлений соединительных проводов и переходных сопротивлений контактов измеряемое сопротивлениеприсоединяется по четырехзажимной схеме включения: двумя токовыми зажимами в цепь источника питания моста, а двумя потенциальными — в измерительную цепь. Аналогичные зажимы имеет образцовое сопротивление В цепь источника питания моста входит регулировочное сопротивление измеряемое сопротивление Rx образцовое сопротивление(одного порядка по величине с) и сопротивление
Сопротивление плеч входящие в измерительную цепь
выбирают достаточно большими (сотни и тысячи Ом), поэтому влияние сопротивлений монтажных проводов и переходных сопротивлений в контактах пренебрежимо мало.
При равновесии моста формула для определения сопротивления имеет вид
(5 6)
При соблюдении равенства
(5.7)
и достаточно малом сопротивлении вторым членом формулы (5.6) можно пренебречь.
Тогда формула (5.6) упрощается
Равенство (5.7) должно соблюдаться постоянно, поэтому резисторы регулируются при помощи спаренных органов управления. Резистор представляет собой короткий отрезок медной шины большого сечения, сопротивление которого очень мало.
Как указано выше, ограниченная чувствительность гальванометра и мостовой схемы приводит к погрешности от неполного уравновешивания мостов.
Чувствительность гальванометрапредставляет собой отношение приращения отклонения стрелкик приращению токачерез гальванометр:
Чувствительность мостовой схемы определяется как отношение изменения выходного сигнала к изменению входного сигнала
Чувствительность моста
можно представить в виде
(5.8)
Отсюда видно, что чувствительность моста тем больше (а, следовательно, погрешность от неполного уравновешивания тем меньше), чем больше чувствительность мостовой схемы и гальванометра. Необходимая чувствительность моста достигается выбором гальванометра и правильным расчетом мостовой схемы.
Промышленностью выпускаются одинарные и одинарно-двойные мосты постоянного тока классов от 0,005 до 5.