Маршруты
Если компания занимается оптовой торговлей, то наверняка она занимается и доставкой товаров. Схема работы примерно такая: торговые представители компании посещают клиентов и принимают у них заявки на товар. Далее - либо в конце рабочего дня они приносят заявки операторам, после чего они обрабатываются вручную, либо в системе TCU Mobile (используя КПК) эти заявки передаются в реальном времени на сервер, где на их основании формируются расходные накладные на клиентов. Результатом обработки и в первом, и во втором случаях является перечень накладных, согласно которым товар собирается и загружается на автомобили, развозящие товар клиентам. Естественно, на данном этапе остро встает вопрос об оптимизации загрузки автомобилей, оптимизации самого маршрута движения. Также при разработке оптимального маршрута важным фактором является снижение расхода горючего и сокращение времени доставки.
Для решения этой задачи в ТЦУ существует специализированный модуль - маршруты и маршрутные листы. Принцип работы достаточно прост, однако для эффективной реализации необходим ряд подготовительных шагов. Еще на этапе ввода данных о клиенте необходимо обязательно ввести торговые точки клиента - адрес и доп. сведения. При этом, если торговая точка клиента (для нашего предприятия это точка доставки) указана не будет, то накладная не будет включена в маршрут (в автоматическом режиме), хотя существует возможность добавить ее в ручном режиме. Данные о точках доставки можно ввести в карточке клиента на вкладке Точки доставки. Также необходимо описать маршрут. Предположим, есть маршрут, условно называемый "Северное направление", который согласно движению по улицам города выглядит примерно так:
Здесь есть 5 точек доставки, также между ними указано расстояние. Составим описание. Выберите пункт меню "Справочники" - "Маршруты". В списке маршрутов нажмите кнопку "Ввод нового" - откроется карточка маршрута. Заполните таблицу:
Вам необходимо выбрать точку доставки, согласно данным торгового представителя. Получателя система подставит сама. Также обязательно укажите расстояние до предыдущей точки и расстояние в точку возврата. Расстояние в точку возврата - расстояние по кратчайшему пути от любой точки до исходной точки маршрута. Если маршрут представляет собой прямую, то расстояние в точку возврата для последней точки доставки равно длине маршрута. Если маршрут не является прямым, то очевидно, что существует некая точка, от которой, чтобы вернуться в исходную точку просто двигаться в обратном направлении не является оптимальным решением. Например, на рисунке выше для точки №3 расстояние в точку возврата равно 2,5 км (двигаемся в обратном маршруту направлении), а для точки №4 это расстояние равно 3 км (продолжаем двигаться по маршруту), поскольку если просто двигаться в обратном направлении, то расстояние до склада (исходной точки) составит 4 км.
Также создадим список автомобилей. Эти автомобили будут участвовать в развозке товаров клиентам. В главном меню необходимо выбрать "Справочники" - "Автомобили".