Модели торгово-складского учета ТЦУ

По мере накопления определенного опыта по запуску складской системы в эксплуатацию стало очевидным, что недостаточно приобрести хорошую складскую программу, кроме этого нужно правильно организовать ведение учета, чтобы задействовать систему на полную мощность.

Сразу нужно оговориться, что ТЦУ - это система не только складская, это система комплексной автоматизации учета при ведении предпринимательской деятельности торговой направленности. Исторически так сложилось, что системы торгового учета называют "складскими", хотя кроме, собственно, операций перемещения по складу, системы торгового учета умеют гораздо больше. Достаточно взглянуть на перечень возможностей той же ТЦУ1 и ТЦУ2.

Данный раздел содержит некоторые пояснения и рекомендации по проблемам, с которыми часто приходится сталкиваться при установке программного обеспечения на местах. Несмотря на то что при выборе программного обеспечения люди прежде всего обращают внимание на перечень возможностей системы, удобство работы, скорость, простоту обучения и т.д., традиционно мало внимания уделяется действиям (или ряду действий) по запуску такой системы в настоящую эксплуатацию. Когда принимается решение "запускаться", установщик и пользователь с данными проблемами сталкиваются лицом к лицу, не имея определенного плана действий. Если установщик проводит уже не первую установку системы, хорошо знаком с ее возможностями, то работа продвигается значительно быстрее и легче. Рекомендации по организации учета рассчитаны именно на новичков, чтобы сразу указать в каком направлении им двигаться, избежать ошибок и массы лишней работы.

Варианты использования ТЦУ

Использование системы в одноточечном варианте.

Программа рассчитана на поддержку сразу нескольких торговых точек, однако вариант использования ее для учета только по одной торговой точке является довольно распространенным. Каких либо принципиальных различий в работе системы в одноточечном и многоточечном варианте не существует.

Превратить одноточечную систему в многоточечную достаточно просто - с помощью добавления в справочник складов и торговых точек еще одной точки. Преимуществом одноточечной системы является простота организации учета. Документы сосредоточены, как правило, в одном месте, за всю работу обычно отвечает один человек, выписка накладных осуществляется в реальном времени, исходя из чего легко получить истинную картину учета в любой момент времени.

Остановимся лишь на некоторых моментах запуска. Определенный момент времени принимается как стартовый. Предположим, что мы начинаем работать с системой с 1 апреля 2008 года. Очевидно, что на утро 1 апреля в системе уже должны присутствовать остатки по складу, остатки кассы, задолженности клиентов, а также наши задолженности перед клиентами.

Привести систему к этому состоянию очень удобно с помощью мастера начального ввода остатков. Работа мастера построена следующим образом. Создается виртуальный поставщик "Ввод остатков" и с помощью приходной накладной в систему вводятся остатки товара по складу. С помощью кассовых операций, где в качестве контрагента выступает все тот же поставщик "Ввод остатков" вводятся требуемые задолженности клиентов, а так же вводится остаток кассы. Возникшая задолженность клиента "Ввод остатков" после этих операций аннулируется, клиент "Ввод остатков" закрывается.

Важно, что бы эти операции были выполнены с датой, меньшей даты ввода в эксплуатацию, т.е. раньше 1 апреля.

Использование системы в многоточечном варианте.

Это собственно и есть предмет разговора. Проблемы у пользователей начинаются именно тогда, когда встает вопрос, а как собственно, организовать учет? Чего мы хотим добиться, какие данные и как быстро мы хотим видеть, какого плана выводы мы хотим делать и какие решения принимать? Как показывает практика, существует всего три модели учета в многоточечном варианте: сжатая, подробная и смешанная. Остановимся на каждой из них.