История POS-системы
История POS-систем насчитывает уже несколько десятков лет. Изначально электронные контрольно-кассовые аппараты имели интегрированное патентное программное обеспечение и были весьма ограничены по функциональным и коммуникационным возможностям. В августе 1973 года IBM объявила о IBM 3650 и 3660 Store System, по сути являющихся ЭВМ в упаковке контроллера, которые могли контролировать 128 регистраторов IBM 3653/ 3663 Store System. Эта система стала первым коммерческим использованием технологий клиент-сервер, локальной вычислительной сети (LAN), резервного копирования и удаленной инициализации. К середине 1974 года эти системы установили в сети магазинов Pathmark в Нью-Джерси и магазинах Dillards.
Первая система, работающая под управлением микропроцессора была создана Уильямом Бробеком в 1974 году для ресторана Макдональдс. Она была построена на базе микропроцессора Intel 8008 и имела клавиатуру, на которой каждая клавиша соответствовала своему блюду из меню. Итог заказа подводился нажатием клавиши «Total», при этом подсчитывалась общая сумма, включая налоги и печатался чек. До восьми станций могли соединяться между собой и управляться с одной машины, находящейся в специальном «менеджерском» режиме.
Подход к программированию POS-систем для розничной торговли стал творческим. В 1979 году в кафе Gene Mosher’s Old Canal (Нью-Йорк) использоваласьPOS-система с программным обеспечением, разработанным самим Мошером. Эта система использовала Apple II и позволяла принять заказ посетителя в зале ресторана, переслать данные на кухню и тут же распечатать полные указания к приготовлению новых заказов. Эта система позволяла более оперативно обрабатывать заказы клиентов.
Сегодня, большинство POS-систем поступает в продажу с предустановленным многофункциональным программным обеспечением.
Дальнейшее развитие POS-систем шло по пути повышения функционала, уменьшения габаритов и повышения быстродействия.
Невозможно представить себе современное рабочее место кассира без POS (Point of Sale)-системы — программно-аппаратного комплекса, позволяющего автоматизировать работу рассчетно-кассовой зоны предприятия. Автоматизация позволяет сократить издержки и повысить прибыльность, уменьшить число ошибок и снизить влияние человеческого фактора. POS-система — это гораздо больше чем просто касса. Помимо простого учета продаж она позволяет реализовывать различные маркетинговые мероприятия (скидки, акции и т.д.), подключать дополнительное оборудование (весы, сканерштрих-кодов и т.п.), собирать данные для формирования подробных статистических отчетов по различным критериям. От работы этого комплекса зависит скорость обслуживания клиентов и в конечном итоге эффективность работы организации. POS-система является важнейшим компонентом торгового предприятия и должна обладать исключительной надежностью, поскольку остановка продаж в «час пик» приносит немало убытков.
В базовый состав POS-системы входят следующие компоненты:
• системный блок
• дисплей кассира
• фискальный принтер
• денежный ящик
• программируемая клавиатура
В зависимости от потребностей в состав системы могут быть дополнительно включены:
• дисплей покупателя
• считыватель магнитных карт
• сканер штрих-кодов
• весы
В состав POS-системы могут входить как обычный монитор, так и сенсорный.
Системы на базе сенсорного монитора как правило стоят несколько дороже, но имеют ряд преимуществ перед традиционными:
• они более удобны для оператора, что позволяет увеличить скорость работы;
• в большинстве случаев сенсорный монитор и системный блок представляют собой единое целое, занимая меньше места;
• отсутствие необходимости в программируемой клавиатуре упрощает организацию рабочего пространства;
• система выглядит более современно и эстетично, что зачастую важно для компаний требовательно относящихся к дизайну своих заведений.
Таким образом, приобретение системы на базе сенсорного монитора в большинстве случаев является вполне целесообразным.