Занятие 1 - 2часа

По назначению основные средства делятся на производственные (используемые при ведении обычных видов деятельности- участвуют в процессе производства и дают продукцию) и непроизводственные (не используемые при ведении обычных видов деятельности- находятся в бюджетной сфере (столовая, медпункт, etc.) и сами продукцию не дают).

• По имеющимся правам все объекты основных средств подразделяются на: принадлежащие организации на правах собственности (в том числе сданные в аренду или переданные в доверительное управление) учитываются в балансе; находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении; полученные организацией в аренду; полученные организацией в безвозмездное пользование; полученные организацией в доверительное управление. Арендованные – данному предприятию не принадлежат, а приобретаются во временное пользование и на балансе не учитываются.

• По степени использования основные средства подразделяются на Действующие и временно законсервированные : находящиеся в эксплуатации, в запасе (резерве), в ремонте, на стадии доработки (или дооборудования), на реконструкции, модернизации, на консервации, выведенные из эксплуатации и предназначенные для продажи.

2.В соответствии с ПБУ 6/01 основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость определяется в зависимости от вариантов поступления объектов основных средств.

Первичная стоимость основных средств:

1. Приобретение затрат. Сумма фактических затрат связанных с приобретением ПБУ 6/01 пункт 8.

2. Получение учредителей в качестве включения в уставный капитал. Стоимость согласованная учредителем.

3. Безвозмездное получение. Документальное подтвержденная текущая рыночная стоимость(экспертное заключение экспертов торговых инстанций).

4. Получение в обмен на другое имущество. Стоимость переданного имущества или подлежащего передачи в обмен имущества.

5. Капитальное строительство. Лекция 4. Пункт 4.

Организация имеет право увеличивать первоночальную стоимость поступившихобъектов на сумму затрат связанных с доведением объектов до состояния пригодного к эксплуатации (методические указания ПБУ ОС утвержденное приказом МИНФИНОМ № 91н от 13.10.2003).

Если стоимость объекта выражена в иностранной валюте, то она подлежит пересчету в рубли по курсу ЦБ действующий на дату принятия объекта к учету в составе вложений во внеоборотные активы (ПБУ 3/2006) Дебет 08.4 Кредит 60.1, при составление бухгалтерской отчетности пересчет стоимости данных объектов не производится.

Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств по которым они приняты к учету не производится кроме случаев предусмотренных ПБУ 6/2001,пункт 14.

Изменение первоначальной стоимости основных средств:

1. Переоценка

· Увеличение первоначальной стоимости(дооценка)

ü Добавочный капитал

· Уменьшение первоначальной стоимости(уценка)

ü Добавочный капитал

ü Прочие расходы

2. Модернизация, реконструкция, достройка, дооборудование

· Увеличение первоначальной стоимости

3. Частичная ликвидация

· Уменьшение первоначальной стоимости.

В результате изменения первоначальной стоимости объекта основных средств, принимаются к учету по текущей восстановительной стоимости --- учетная стоимость объектов основных средств(стоимость отражена на счетах бухгалтерского учета).

На бухгалтерском балансе объекты основных средств подлежат отражению по остаточной стоимости = которая определяется как разница между первоначальной стоимостью(текущая стоимость) – сумма амортизации--- балансовая стоимость.

3.Документальное оформление движения основных средств применение унифицированных форм первичной учетной документаций, утвержденное постановлением ГОСКОМСТАТОМ №7 от 21.01.03.

Сопроводительные документы:

· Не требующие монтажа

· Требующие монтажа

 

 

Ф.ОС-1
ф.ОС-6
Ф.ОС-2 Ф.ОС-3 Ф.ОС-4
Ф.ОС-1
Ф.ОС-14
Ф.ОС-15
Ф.ОС-16

 


Организация аналитического учета

Аналитический учет объектов основных средств ведется по отдельным инвентарным объектам, по местам эксплуатации, по материально ответственным лицам.

Инвестиционный объект основных средств является единицей бухгалтерского учета основных средств и представляет собой со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций или же обособленный комплекс конструктивно ……… предметов, представляющий собой единое целое и предназначен для выполнения определенной работы(ПБУ6/01).

В случае наличия у одного объекта нескольких частей сроки полезного, которых существенно отличаются, каждая из данных частей учитывается как отдельный инвентарный объект.

В качестве отдельных инвентарных объектов на ряду с земельными участками, учитывается коренное улучшение земель.

Для организации бухгалтерского учета и обеспечение сохранности объекта основных средств, каждому инвентарному объекту присваивается определенный инвентарный номер, который проставляется непосредственно на объекте.

01.(№счета)03.(№предприятия)010(№объекта).

При выбытие объекта его инвентарный номер не рекомендуется присваивать вновь поступившим объектам основных средств в течении 5 лет.

 

 

4.Под амортизацией понимается процесс распределения стоимости объекта по периодам срока полезного использования.

Срок полезного использования, есть срок использования объекта основных средств в течении которого данный объект приносит экономические выгоды.

Срок полезного использования организация устанавливает самостоятельно в момент принятия к учету (ПБУ6/01 пункт 20).

Амортизации подлежат все объекты учитываемые на счетах 01 и 03, кроме объектов основных средств не коммерческой организации, а так же объектов основных средств, чьи потребительские свойства со временем не изменяются.

Начисление амортизации начинается с месяца следующего за месяцем принятия к учету и заканчивается с месяца следующего за месяцем списания с учета.

Начисление амортизации производится организацией не зависимо от результатов деятельности.

Организация может приостановить начисление амортизации в случае перевода объекта на консервацию, на срок более 3-х месяцев или в период восстановления объекта если он составляет более 12 месяцев.

Начисление амортизации производится в течении всего срока полезного использования до полного списания первоначальной стоимости.

Срок полезного использования представляет собой период в течении которого организация получает экономические выгоды от использования объектов основных средств.

Срок полезного использования может быть увеличен организацией в результате проведении модернизации или реконструкции(при получении положительного эффекта от выполнения данных работ).

Начислении амортизации в бухгалтерском учете производится по группе однородных объектов одним из следующих способов:

· Линейный способ- равномерное распределение стоимости объекта. Расчет производится исходя из первоначальной стоимости и нормы амортизации рассчитанной исходя из срока полезного использования. Первоначальная стоимость- 100000, срок полезного использования- 5 лет.

Сумма амортизации годовой = первоначальная стоимость * норма амортизации.

· Уменьшенного остатка

Сумма амортизации годовой= остаточная стоимость *норма амортизации* коэффициент ускорения(не больше 3).

· Списанная стоимость по сумме чисел лет срока полезного использования.

Сумма амортизации годовой= первоначальная стоимость*(число лет оставшихся до конца срока полезного использования/сумма чисел лет срока полезного использования).

Независимо от применяемого способа начисление амортизации производится ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

· Пропорциональный объему продукции. Расчет производится исходя из первоначальной стоимость и соотношения фактического объема производства за отчетный месяц и нормативного или планового срока полезного использования.

Сумма амортизации за месяц= первоначальная стоимость*(фактический объем производства за отчетный месяц/нормативный объем производства за весь срок полезного использования).

Выбранный организацией способ начисления закрепляется учетной политикой.

В налоговом учете начисление амортизации производится одним из следующих способов:

- линейный

- не линейный

Инвентарные карты ф.ОС-6
Ведомость амортизации
Регистры системы учета амортизации


 

 

Дебет Кредит
Списание суммы амортизации по выбывшим объектам основных средств Начисление амортизации

 

Синтетический учет использованных средств ведется на счете 02 «Амортизация основных средств», пассивный, регулирующий, контр активный.

20 02 – начисление амортизации по объектам основного производства (по специальному оборудованию)

25 02 - начисление амортизации по объектам производственного назначения

23 02 - начисление амортизации по объектам вспомагательного производства

26 02 - начисление амортизации по объектам управленченского назначения

44 02 - начисление амортизации в сфере продажи

08 02 - начисление амортизации в сфере капитального строительства

02 01 – списание суммы начисленной амортизации по выбывшим объектам.

5.Движение основных средств:

Поступление

Внутреннее перемещение

Выбытие.

Учет движения основных средств ведется на счете 01, активный, ресурсный, имущественный.

Дебет Кредит
Поступление, внутреннее перемещение основных средств Выбытие

 

Поступление основных средств может происходить в следствии покупки , безвозмездного получения в качестве вклада в уставный капитал от учредителя.

Затраты связанные с поступлением, подлежат отражению предварительно на счете 08 «Вложение во внеоборотные активы», на соответствующих субсчетах.

08 60.1,75.1,98.2 – затраты связанные с поступлением основных средств

01 08 – принятие к учету основных средств(смотри тему УЧЕТ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ).

Внутреннее перемещение основных средств может осуществляться в разрезе структурных подразделений , может группа основных средств в разрезе материально ответственных лиц.

В связи с этим в организации должен быть предусмотрен аналитический учет.

Внутреннее перемещение отражается в бухгалтерском учете внутренними записями на счете 01 по соответствующим аналитическим счетам.

Выбытие основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 может происходить в следствии:

· Продажи

· Безвозмездной передачи

· Вклада в уставный капитал

· В случае обмена на другое имущество

· В следствии списания и ликвидации

· В следствии недостачи

При выбытии основных средств в бухгалтерском учете подлежит отражению списание суммы начисленной амортизационных отчислений и остаточной стоимости к моменту выбытия.

Если выбытие основных средств происходит продолжительное время(при необходимости государственной регистрации), то к счету 01 может быть открыт отдельный субсчет 01.в.ОС(выбытие основных средств)

01в.ОС 01 – списание объекта основных средств при наличии необходимости государственной регистрации передачи прав собственности.

При выбытии основных средств отражение в учете подлежит:

- списание суммы начисленной к моменту выбытия амортизации

- списание остаточной стоимости

02 01,01в.ОС – списание суммы начисленной амортизации

58,91.2,94 01,01в.ОС – списание остаточной стоимости.

1)корреспонденция счетов по учету выбытия основных средств в следствии продажи:

02 01 – списание суммы начисленной амортизации

91.2 01 – списание остаточной стоимости

62 91.1 – отражена выручка от продажи основных средств включая НДС

91.2 68 – начисление НДС в бюджет от продажи

91.2 60,76,69 – дополнительные расходы связанные с продукцией.

2)Корреспонденция счетов по учету выбытия основных средств безвозмездная передача:

02 01 – списание суммы амортизации

91.2 01 – списана остаточная стоимость

91.2 68 – начислен НДС в бюджет текущей рыночной стоимости.

3) Корреспонденция счетов по учету выбытия основных средств в обмен на другое имущество:

02 01 – списание суммы амортизация

91.2 01 – списание остаточной стоимости

62 91.1 – отражена выручка по товарно- обменной операции включая НДС

91.2 68 – начислен НДС по товарно- обменным операциям

4) Корреспонденция счетов по учету выбытия основных средств списание и ликвидация:

02 01 – списание стоимости амортизации

91.2 01 – списание остаточной стоимости

91.2 60,70,69,23 – дополнительные расходы или работы связанные с демонтажем

10 91.1 – оприходованы полезные отходы в соответствии с ПБУ 5/01 по текущим рыночным ценам

76.1 91.1 – начислено страховое возмещение.

Доходы и расходы от выбытия основных средств по вышеперечисленным вариантом(1,2,3,4) участвуют в формировании финансового результата от прочей деятельности, путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов по счету 91.

Финансовый результат подлежит списанию в конце месяца на счете 99, в корреспонденции со счетом 91.9(сальдо прочих доходов и расходов) 91.9 99 – прибыль или 99 91.9 – убыток.

5) Корреспонденция счетов по учету выбытия основных средств вклад в уставный капитал. Оценка передаваемого в качестве вклада в уставный капитал имущество осуществляется по согласованной стоимости, которая может быть равна остаточной или быть больше или меньше ее:

а)Остаточная стоимость = согласованной стоимости:

02 01 – списание суммы амортизации

58 01 – отражена остаточная стоимость передачи основных средств

б)Остаточная стоимость< согласованной стоимости

02 01 – списание суммы амортизации

58 01 – отражена остаточная стоимость переданного объекта основных средств

58 91.1 – разница между согласованной и остаточной стоимостью

в)Остаточная стоимость >согласованной стоимости

02 01 - списание суммы амортизации

58 01 – отражена согласованная стоимость переданного объекта

91.2 01 – разница между остаточной и согласованной стоимостью

6) Корреспонденция счетов по учету выбытия основных средств недостача:

02 01 – списание суммы амортизации

94 01 – списание остаточной стоимости

(76.2)73.2 94 – списание на виновное лицо

91.2 94 – списание на прочие расходы.

6.Восстановление может происходить в виде реконструкции, модернизации или ремонта.

Порядок осуществления восстановления основных средств, регулируется градостроительным кодексом, налоговым кодексом, письмо МИНФИНА №03-05-05-01/10 от 13.12.09.

В соответствии с вышеперечисленными документами реконструкцию, комплекс строительных работ и организационно технических мероприятий связанных с изменением основных технико-экономических показателей(нагрузок, планировки помещений, инженерной оснащенности), с целью изменения условий эксплуатации, максимального восполнения утраты от физического или морального износа или достижение новых целей эксплуатации зданий , сооружений.

Модернизация- есть работы вызванные изменением технологического или служебного назначения основного средства повышенными нагрузками или другими повышенными качественными характеристиками придаваемыми основным средствам.

Ремонт представляет собой процесс восстановления утраченных функций объекта основных средств , в некоторых случаях сопровождающиеся его разборкой.

Учет затрат по модернизации и реконструкции.

Затраты по проведению модернизации и реконструкции будут увеличивать первоначальную стоимость объекта основных средств, если в результате этих работ улучшаются первоначально принятые показатели функционирования объекта.(ПБУ 6/01 пункт 27).

Для проведения модернизации или реконструкции издается указ руководителя, в соответствии с которым назначается комиссия для осмотра объекта , которая составляет график проведения работ и утверждает смету на техническую документацию.

Если модернизация требует перемещение объекта, то необходимо оформить накладную на внутреннее перемещение(ф.ОС-2).

Принятие к учету объекта прошедшего восстановление осуществляется на основании акта о приеме здания отремонтированные, от реконструированных и модернизированных объектов(ф.ОС-3) с занесением сведений в инвентарную карточку(ф.ОС-6).

Модернизация или реконструкция могут проводиться подрядным или хозяйственным способом.

Затраты по проведению данных видов работ отражаются на счете 08.3.

08.3 60.1 – отражена договорная стоимость выполненных работ без НДС(акт выполненных работ)

19 60.1 – выделен НДС

08.3 70,69,10,02 – затраты по проведению модернизации или реконструкции хозяйственным способом

01 08.3 – включение затрат по модернизации и реконструкции первоначальная стоимость объекта(ф.ОС-3).

Учет затрат по проведению ремонта.

Основанием для проведения ремонтных работ является приказ руководителя и ведомость выявленных дефектов или неисправности.

Для проведения капитального ремонта должна быть утверждена смета затрат.

В отличие от модернизации и реконструкции затраты по проведению ремонтных работ признаются расходами отчетного периода то есть подлежат отражению на счетах по учету затрат в зависимости от места нахождения объекта.

Ремонт может быть произведен как подрядным, так и хозяйственным способом.

Учет затрат по проведению ремонта подрядным способом.

Стоимость ремонта определяется по договорным ценам в соответствии с договором подряда.

Основанием для отражения в учете является акт выполненных работ.

20,25,26,44 60.1 – отражена договорная стоимость ремонтных работ(без НДС)

19 60.1 – сумма НДС

60.1 50,51, 62.1 – оплата.

Учет затрат по проведению ремонта хозяйственным способом.

В том случае если в организации имеется отдельное структурное подразделение, то затраты связанные с выполнением и реконструкцией работ будут отражены на счете 23 «Вспомогательное производство».

23 10,70,69,02 – затраты на выполнения ремонтных работ.

20,25,26,44 23 – списание затрат по ремонту по его окончанию.

В случае отсутствия ремонтного участка(цеха)затраты на выполненные ремонтные работы подлежат отражению непосредственно на счетах 20,25,26,44 в разрезе видов затрат.

20,25,26,44 10 – списание стоимости израсходованных материалов

20,25,26,44 70 – начислена з/п за выполнение ремонтных работы

20,25,26,44 69 – начислены страховые взносы.

 

7.В соответствии с гражданским кодексом по договору аренды, арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за оплату во временное владение и пользование .

Выделяются 2 вида аренд:

- Текущая

- Финансовая.

Текущая аренда предполагает передачу имущества только во временное пользование , а финансовая во временное владение и пользование.

Предметом аренды могут являться здания, сооружения, земельные участки(кроме лизинга), транспортные средства и другие потребляемые объекты.

Передача имущества в аренду или лизинг осуществляется на основании соответствующего договора(договор аренды, договор лизинга).

В зависимости от срока действия договора различают:

- Краткосрочную аренду

- Долгосрочную аренду

Передача имущества оформляется актом(ф.ОС-1).

Договором предусматривается перечислением арендатором арендной платы . арендная плата может быть установлена в твердой сумме, в виде доли продукции, в виде предоставления арендатором определенных услуг или возложение на него затрат об улучшению арендованного имущества.

В установленные сроки на сумму арендной платы , арендатель выставляет арендатору счет. По окончанию отчетного периода за который перечислена арендная плата , арендатель оформляет и предоставляет арендатору акт об оказании услуг и счет фактуру. Отдельно (если это предусмотрено договором) оформляются документы в отношении коммунальных услуг.

Начисление амортизации по арендованному имуществу осуществляется всегда его баланса- держателем, случае текущей аренды предоставляется арендодателю.

По окончанию срока действия договора объект возвращается арендодателю, что оформляется соответствующим актом.

Отражение в учете операций связанных с текущей арендой.

У АРЕНДОДАТЕЛЯ

Арендодатель осуществляет раздельный учет собственных и сданных в аренду основные средства.

01.1 – собственные основные средства

01.2 Сданные в аренду основные средства

02.1 – амортизация собственных основных средств

02.2 – амортизация сданных в аренду основных средств

01.2 01.1 – передача имущества в аренду на сумму первоначальной стоимости

02.1 02.2 - передача имущества в аренду на сумму амортизации

Доходы и расходы от сдачи имущества в аренду будут относиться и к доходам и к расходам от обычных видов деятельности или прочим доходам и расходам (исходя из того являются ли данные операции предметом деятельности или нет).

· Если является предметом деятельность:

62.1 90.1 – начисление арендной платы, включая НДС

90.3 68 – начисление НДС в бюджет

90.2 20 – списание расходов арендатель по осуществлению арендной сделки.

· Если не является предметом деятельности

62.1(76) 91.1 - начисление арендной платы, включая НДС

91.2 68 - начисление НДС в бюджет

91.2 70,69,02 - списание расходов арендатель по осуществлению арендной сделки.

50,51 62.1 – зачисление арендной платы наличной

50,51 76 – зачисление арендной платы безналичной

01.1 01.2 и 02.2 02.1 – возврат.

У АРЕНДАТОРА

Арендатор принимает полученное имущество на забалансовый учет в оценке предусмотренной договором.

 

Д 001 - принято на забалансовый учет полученное имущество

20,25,26,44 60.1(76) – начислена арендная плата без НДС

19 60.1(76) – сумма НДС

60.1(76) 50,51 – перечислена арендная плата

К 001 – возврат арендованного имущества арендателю.

При перечислении арендной платы авансом, расчеты следует отражать в учете с использованием субсчетов 60.2 «Расчеты по авансам выданные», 62.2 «Расчеты по авансам полученные»

СМОРТИ ТЕМЫ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ, УЧЕТ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ.

Отражении в учете лизинговых операций.

В отличии от текущей аренды лизинговые операции предусматривают участие 3-х контрактов:

1)лизингодатель

2)лизингополучатель

3)продавец лизингового имущества.

В лизинг передаются имущества специально приобретенных для этих целей.

Лизинговое имущество может быть использовано лизингополучателем только для предпринимательских целей.

по договору лизинга имущество может учитываться на балансе лизингодателя или балансе лизингоаолучателя.

Совершение лизинговых операций регулируется:

- Гражданским кодексом

- федеральный закон №166-ФЗ от 29.10.1998 «О финансовой аренде(лизинге)»

- Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

Расчеты между лизингодателями и лизингополучателями осуществляется путем перечисления лизинговых платежей. Лизинговый платеж включает в себя :

- возмещение затрат лизингодателя связанных с приобретением предмета лизинга

- возмещение иных затрат лизингодателя

- доход лизингодателя.

К договору лизинга прилагается график лизинговых платежей в соответствии с которым в последствии осуществляется их перечисление.

Документальное оформление передачи имущества в лизинг, начисление перечисление лизинговых платежей аналогично операциям по текущей аренде.

УЧЕТ У ЛИЗИНГОДАТЕЛЯ

· Учет на балансе лизингодателя

1.Приобретение лизингового имущества

08.4 60 – покупная стоимость, включая НДС

19.1 60.1 - выделен НДС

03.1 08.4 – принятие к учету лизингового имущества

2.Передача лизингового имущества лизингополучателю

03.2 03.1 – передача лизингового имущества лизингополучателю

3.Начислении амортизации

20 02 – начислении амортизации

4.начисление и получение лизинговых платежей

62.1(76) 90.1 – начисление лизингового платежа, включая НДС

90.3 68 – начислен НДС

90.2 20 – списание расходов

51,50 62.1(76) – получение лизингового платежа

5.Возврат лизингового имущества

01 03.2 – возврат лизингового имущества

6.Досрочный выкуп

62.1(76) 90.1 – начисление лизингового платежа, включая НДС

90.3 68 – начислен НДС

90.2 20 – списание расходов

51,50 62.1(76) – получение лизингового платежа

Одновременно отражается списание стоимости имущества передаваемого в собственность лизингополучателя

02 03.2 – на сумму начисленной амортизации

91.2 03.2 – на остаточную стоимость.

· Учет на балансе лизингополучателя

1.Приобретение лизингового имущества

08.4 60 – покупная стоимость, включая НДС

19.1 60.1 - выделен НДС

03.1 08.4 – принятие к учету лизингового имущества

2.Передача лизингового имущества лизингополучателю

91.2 03.1 76.5 91.1 – отражено списание на сумму первоначальной стоимости

76.5 98.5 – отражено вознаграждение лизингодателя

Д001 - списание стоимости

3.Начислении амортизации

------------------------

4.начисление и получение лизинговых платежей

51,50 76.5

98.5 90.1 – начисление лизингового платежа

90.3 68 – начислен НДС

90.2 20 – списание расходов.

5.Возврат лизингового имущества

01 99 – по условной стоимости 1 рубль

К011

6.Досрочный выкуп

51,50 76.5

98.5 90.1 – начисление лизингового платежа

90.3 68 – начислен НДС

90.2 20 – списание расходов.

К011.

УЧЕТ У ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЯ

· Имущество на балансе лизингодателя

1.получение имущества у лизингодателя

Д001

2.начисление амортизации

-------------------------

3.начисление и перечисление лизинговых платежей

20,23 76.5 – начисление и перечисление лизинговых платежей, без НДС

19 76.5 – выделен НДС

76.5 50,51 – перечисление лизингового платежа

68 19 – отражен налоговый вычет по НДС

4.возврат лизингового имущества

К001

5.выкуп лизингового имущества

20,23 76.5 – начисление и перечисление лизинговых платежей, без НДС

19 76.5 – выделен НДС

76.5 50,51 – перечисление лизингового платежа

К001 – возврат лизингового имущества

01 02 – принятие к учету.

· Учет на балансе лизингополучателя

1.получение имущества у лизингодателя

08.4 76.6 – получение имущества у лизингодателя на общую сумму лизингового платежа, без НДС

19 76 – сумма НДС

01 08.4

2.начисление амортизации

20,25,23 02

3.начисление и перечисление лизинговых платежей

76.6 76.5 – начисление лизингового платежа за отчетный период

76.5 50,51 – перечислен лизинговый платеж за отчетный период

68 19 – отражен налоговый вычет но НДС в сумме пропорциональной сумме лизинговому платежу за отчетный период

4.возврат лизингового имущества

02 01

5.выкуп лизингового имущества

76.6 76.5 – начисление лизингового платежа за отчетный период

76.5 50,51 – перечислен лизинговый платеж за отчетный период

68 19 – отражен налоговый вычет но НДС в сумме пропорциональной сумме лизинговому платежу за отчетный период.

 

Учет нематериальных активов

1. Понятие и состав нематериальных активов

2. Оценка нематериальных активов

3. Учет амортизации нематериальных активов

4. Учет движения нематериальных активов

5. Учет операций связанных с передачей прав на использование объектов нематериальных активов.

1.Учет нематериальных активов ведется в соответствии с ПБУ 14/2007. В соответствии с данным положением активы принимаются к учету в составе нематериальных активов если они удовлетворяют следующим требованиям:

· Использование в производстве продукции, работ, услуг предназначенных для продажи, с целью обеспечения будущих экономических выгод.

· Срок использования более 12 месяцев

· Объект не предназначен для перепродажи в течении 12 месяцев

· Наличие охранных документов

· Отсутствие материально вещественной формы

· Возможность идентификации

· Первоначальная (фактическая) стоимость может быть достоверно определена.

Состав нематериальных активов:

· Объекты интеллектуальной собственности(права на промышленные образцы, секретные формулы, селекционные достижения, авторские права)

· Средства индивидуализации(торговые марки, товарные знаки,знаки обслуживания)

· Деловая репутация GOODWILL(положительная деловая репутация (НМА), отрицательная деловая репутация(прочие доходы)).

Единицей учета является отдельный инвентарный объект.

Под инвентарным объектом понимается совокупность прав возникающих из одного патента, свидетельства или договора об отчуждении исключительного права предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций.

 

2.Обыекты нематериальных активов принимаются к учету по фактической первоначальной стоимости которая формируется в зависимости от варианта поступления объекта в организацию(аналогично объекта основных средств)(СОТРИ ЛЕКЦИЮ ОС, ПБУ-14/2007):

· За плату, сумма всех фактических затрат связанных с приобретением

· От учредителей, согласованная стоимость

· Безвозмездное получение, текущая рыночная стоимость

· В обмен на другое имущество, стоимость переданного или подлежащего передачи имущества

· Создание в результате НИиОКТР, сумма фактических затрат связанных с созданием при условии оформления охранных документов, в противном случае учет результатов научно исследовательских работ ведется в соответствии с ПБУ17/02

Фактическая первоначальная стоимость нематериальных активов не подлежит изменению кроме следующих случаев:

· В случае переоценки(смотри ПБУ 14/2007, 3 раздел)

· Обесценение. Организация может проводить проверку в порядке предусмотренном международными стандартами финансовой отчетности(например, в отношение финансовых вложений, смотри ПБУ19/02)

В бухгалтерском балансе нематериальные активы подлежат отражению по остаточной стоимости которая определяется:

ОСТАТОЧНАЯ СТОИМОСТЬ= ПЕРВОНОЧАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ – СУММА НАЧИСЛЕННОЙ АМОРТИЗАЦИИ.

3.Для цели начисления амортизации нематериальных активов подразделяют на 2 группы:

1)нематериальные активы с определенным сроком полезного использования. Амортизация начисляется. При принятие к учету объекта нематериальных активов необходимо определить срок полезного использования , выраженный в месяцах, период в течении которого организация предполагает использовать не материальный актив с целью получения дохода. По нематериальным активам не коммерческих организаций не начисляется. Нематериальные активы по которым не возможно надежно определить срок полезного использования считается нематериальным активом с неопределенным сроком полезного использования. Срок полезного использования нематериальных активов ежегодно проверяются организацией на необходимость его уточнения. В случае существенного изменения продолжительности периода в течении которого организация предполагает использовать актив, срок полезного использования уточняется.

2)нематериальные активы с неопределенным сроком полезного использования. Амортизация не начисляется. В отношении с нематериальным активом и сроком полезного использования, организация ежегодно рассматривается наличие факторов свидетельствующих о невозможности надежно определить срок полезного использования данного актива. В случае прекращения существования данного фактора организацией определяется срок полезного использования, по данным активам и назначение способа начисления амортизации. Начислении амортизации производится в течении всего срока полезного использования, но который не должен превышать срок деятельности организации.

Способы начисления амортизации по нематериальным активам.

1)линейный

Сумма амортизации месячная = первоначальна стоимость/срок полезного использования в месяц

2) способ уменьшенного остатка

Сумма амортизации месячная = остаточная стоимость на начало месяца * (коэффициент ускорения, не больше 3 / оставшийся срок полезного использования в месяц).

3)пропорционально объему продукции.

Сумма амортизации месячная =первоначальная стоимость*(фактический объем производства в месяц/ планируемый объем производства, за весь срок полезного использования).

Организация ежегодно производит проверку способа начисления амортизации на предмет его уточнения. Если расчет ожидаемого получения дохода от использования НМА существенно изменен то способ определения амортизации должен быть изменен.

Начисление амортизации по НМА начинается с первого числа месяца следующего за месяцем принятия к учету и заканчивается с первого числа месяца следующего за месяцем выбытия и (или) списание этого актива с бухгалтерского учета.

Учет амортизации НМА ведется на счете 05

Дебет Кредит
Списание суммы амортизации по выбытию НМА 05 04 Начисление амортизации 20,25,26 05

 

 

4.Отражение в учете осуществляется на основании соответствующих документов:

- акт о приеме передачи НМА(разрабатывается организацией самостоятельно)

- акт на списание НМА(разрабатывается организацией самостоятельно)

- карточка учета НМА (ф.НМА-1)

Дебит Кредит
- принятие к учету НМА -до оценка НМА - списание с учета выбывших НМА - уценка НМА

 

При отражении в учете операции по движению НМА, следует иметь ввиду, что передача исключительных прав на изобретения , полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топология интегральных микросхем, секреты производства, а так же передача прав на использование указанных объектов на основании лицензионного договора не облагается НДС.

Учет поступления НМА.

08.5 60 – отражена покупная стоимость НМА

19.2 60 – выделен НДС

08.5 60,76,68 – дополнительные затраты связанные с приобретением.

Учет выбытия.

В соответствии с ПБУ 14/2007, выбытие НМА осуществляется :

· В случае прекращения срока действия права организации на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации

· В случае передачи исключительного права об отчуждении права

· Передача в качестве вклада в уставный капитал

· Списание вследствие морального износа

· Передача по договору мены, дарения

· Выявление недостачи при инвентаризации

При выбытии отражение в учете подлежат:

- сумма начисленной амортизации к моменту выбытия 05 04

- остаточная стоимость 91.2,58,94 04

Учет выбытия по вариантом:

1)передача прав по договору об отчуждению

05 04 – списание начисленной суммы амортизации

91.2 04 – списание остаточной стоимости

62 91.1 – отражена выручка от передачи права

91.2 68 – начисление НДС

2)списание ввиду окончания срока действия охранного документа

05 04 – списание

3)списание в виду морального износа

05 04 – списание

91.2 04 – списание остаточной стоимости

4)передача по договору мены

05 04 – списание

91.2 04 – списание остаточной стоимости

62 91.1 – отражена выручка от передачи по стоимости полученного имущества

91.2 68 – начислен НДС в бюджет

Доходы и расходы от выбытия НМА отражены на счетах 91, учавствуют в начислении сальдо прочих доходов или расходов в конце месяца(финансовый результат от прочей деятельности)

91.9 99 – положительный финансовый результат

99 91.1 – убыток

5) передача в качестве вклада в уставный капитал

а)согласованная стоимость=остаточной стоимости

05 04

58 04 – списание остаточной стоимости равной согласованной стоимости

б) согласованная стоимость > остаточной стоимости

05 04

58 04 – списание остаточной стоимости

58 91.1 – разница между согласованной стоимостью и остаточной

в)согласованная стоимость < остаточной стоимости

05 04

58 04 – отражена согласованная стоимость

91.2 04 – отражена разница между остаточной и согласованной стоимостью.

6)недостачи

05 04

94 04 – списание остаточной стоимости

 

 

5.Одна организация (лицензиар) может передать право на использование объекта НМА другой организации(лицензиату) на основании лицензионного договора или договора коммерческой концессии.

НМА представлены правообладателем в пользование не списываются и подлежат обособленному отражению в бухгалтерском учете у лицензиара.

Начисление амортизации по объектам НМА осуществляется лицензиаром.

НМА полученные в пользование принимаются на забалансовый учет в оценке определенной исходя из размера вознаграждения установленный договором.

Расчеты:

- единовременное вознаграждение

- периодические платежи(роялти)

У лицензиара единовременное вознаграждение и(или) периодические платежи подлежат отражению в составе доходов от обычных видов деятельности или прочих доходов в зависимости от того является данная операция предметом деятельности или нет.

У лицензиата периодические платежи подлежат включению в состав текущих расходов, а единовременное вознаграждение отражается в составе расходов будущих периодов с последующим списанием в течении срока действия договора.

У ЛИЦЕНЗИАРА

04.переданные права 04 – передача прав пользования объекта НМА на сумму первоначальной стоимости

05 05.переданные права – передача прав пользования объекта НМА на сумму амортизации

· Если передача прав пользования объектами НМА является обычным видом деятельности:

62 90.1 – единовременное вознаграждение(периодические платежи),включая НДС

90.3 68 – начисление НДС(если это предусмотрено)

90.2 20 – списание расходов лицензиаров

50,51 62 – зачисление единовременного вознаграждения и(или) периодического платежа

· Если передача прав собственности объектами НМА не является обычным видом деятельности:

62 91.1 – единовременное вознаграждение(периодический платеж)

91.2 68 – начислен НДС

91.2 05,70 – списание расходов лицензиаров

50,51 62 – зачислено единовременное вознаграждение.

У ЛИЦЕНЗИАТА

Д002 - принято к учету право пользование НМА

· Единовременное вознаграждение

97 60 – отражение единовременного вознаграждения

19 60 – выделен НДС(если предусмотрено)

20,26 97 – списание единовременного вознаграждения в течении срока действия договора(или в течении 5 лет, если срок не предусмотрен).

· Периодические платежи

20,26 60 – отражены периодические платежи

19 60 – выделен НДС

60 50,51 – перечислено единовременное вознаграждение, периодические платежи.

 

Учет деловой репутации.

· Положительная деловая разница

10,41,43,62.1,60.2 60.1 – приняты к учету материалы, товары, готовая продукция, дебиторская задолженность

08.5 60.1- определена положительная деловая репутация(сумма кредитной задолженности больше стоимости активов)

04 08.5 – принята к учету в составе НМА положительная деловая разница

· Отрицательная деловая разница.

10,41,43,62.1,60.2 60.1 – приняты к учету материалы, товары, готовая продукция, дебиторская задолженность

60.1 91.1 – определена и списана отрицательная деловая репутация(сумма кредиторской задолженности меньше стоимости активов).

 

 

Основные понятия:

а) Программа – (program, routine) – упорядоченная последовательность команд (инструкций) компьютера для решения задач.

б) Программное обеспечение (Sowtware)– совокупность программ обработки данных и необходимых для их эксплуатации документов.

в) Задача (brobbem, task)- проблема подлежащая решению.

Различают два класса задач :

1 Технологические задачи – ставятся и решаются при организации технологического процесса обработки информации. Технологические задачи являются основой для разработки сервисных средств программного обеспечения. К ним относятся сервисные средства программного обеспечения (ПО) –утилиты, библиотеки процедур.

2 Функциональные задачи – требуют решения при реализации функций управления в информационных систем предметной областей.

Например: -управление перевозкой грузов,

- планирование выпуска продукции

г) Приложение (Application)- Программная реализация на ПК решения за-дачи - синоним слова «Программа»

д) Предметная (прикладная ) область (Application domain) – совокупность связанных между собой функций, задач управления, с помощью достигается выполнения поставленной цели.

Процесс создания программы можно представить как последовательность действий представленных на рисунке 1:

 

 

рисунок 1- Схема процесса создания программ

 

ж) Постановка задачи (problem definition) – это точная формулировка решения задачи на ПК с точным описанием входной и выходной информации.

Постановка задачи – означает определенность содержательной стороны обработки данных. Постановка задачи связана с конкретизацией основных параметров её реализации, определением источников и структурой входной и выходной информации.

 

К основным характеристикам функциональных задач, уточняемым в процессе её формализованной постановки, относятся:

1. цель и назначение задачи, её место и связи с другими задачами;

2. условия решения задачи с использованием средств вычислительной техники;

3. содержание функций обработки входной информации при решении задачи;

4. требование к периодичности решения задачи;

5. Ограничения по срокам и точности выходной информации;

6. состав и форма представления выходной информации;

7. источники входной информации для решения задачи;

8. пользователи задачи (кто осуществляем ее решение и пользуется результатами решения)

На рисунке 2 представлена схема взаимодействия входной и выходной информации для решения задачи.

 

Документы

 

 

Входная информация Выходная информация

 

Рисунок 2- Схема взаимодействия входной и выходной информации для решения задачи.

Выходная информация по задаче может быть представлена в виде:

1. документа (листинг, машинограмма)

2. сформированный кадр – видеограмма на экране монитора

3. файл базы данных

4. выходной сигнал устройству управления

 

Входная информация по задаче определяется как данные, поступающие на вход задачи и используемые для ее решения.

Входная информация может быть в виде:

1. документа ручного заполнения

2. файл базы данных

3. входной сигнал от датчиков

 

з) Алгоритм (algoritmi)–это точное представления о последовательности действия, которые должны быть произведены для получения результата.

Алгоритм является более общим понятием чем программа. Говоря иначе в решении задачи на ПК –это алгоритмизация, т.е. составление алгоритмических предписаний. Укажем основные свойства алгоритмических предписаний.

1 описываемый алгоритмом вычислительный процесс должен быть разбит на последовательность отдельных действий. Возникающие при этом описания представляют собой четко разделенные друг от друга указания – только выполнив требования одного указания можно перейти к следующему. Это свойство называется - Дискретность

2 при исполнении алгоритма не должна возникать потребность в принятии каких – либо решений не предусмотренных составлением алгоритма. Это свойство называется - Определенность

3 алгоритм составляется не для одной задачи а для целого класса задач данного типа. Это свойство называется - Массовость

4 при точном исполнении всех указаний алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагав и обязательно должен быть получен ответ на вопрос задачи. Это свойство называется - Результативность

 

и) Программирование (programming) – теоретическая и практическая деятельность связанная с созданием программы.

Программирование-это развитая отрасль хозяйственной деятельности, связанная со значительными затратами: материальных, трудовых, финансовых ресурсов.

В связи с ростом потребности в разнообразных программах обработки данных актуален вопрос эффективных технологий программирования и их перевод на промышленную основу.

Это означает:

- стандартизованость, тиражируемость и воспроизведение различным разработчиками методов программирования;

- внедрение прогрессивных инструментальных средств разработки программ

- использование специальных методов и приемов организации работ по разработке программ.

к) Программный продукт – комплекс взаимосвязанных программ для решения определенной проблемы (задачи) подготовленный к реализации как любой вид промышленной продукции

л) Сопровождение программного продукта – поддержка работоспособности программного продукта, переход на новые версии, внесение изменений, исправление обнаруженных ошибок и т.д.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое программа, программное обеспечение?

2. Дайте определение задачи и приложения?

3. Что такое предметная область?

4. В чем состоит постановка задачи?

5. Что такое алгоритм решения задачи?

6. назовите основные свойства алгоритма?

7. Что такое программный продукт