Электросвязь
Телеграфная электросвязь
Явления из области электричества и магнетизма находят применение на практике с конца XVIII века.
Первые попытки использовать электричество для передачи сообщений были сделаны во времена, когда физике было известно только статическое электричество. Луи Гийом Лемонье в 1746 -1747 гг. провел опыты передачи по проводам статического электричества с целью осуществления сигнализации на расстоянии, которые, правда, так и остались физическим экспериментом, не нашедшим реализации в практической деятельности.
Учитель из Рима Иосиф Бозолус предложил (1767 г.) использовать для связи на расстоянии два изолированных металлических провода. В месте приема предполагалось наблюдать за появлением электрических искр, количество и сочетание которых должно было составлять телеграфный код.
В 1777 г. итальянский физик Алессандро Вольта высказал мысль о том, что искрой от лейденской банки (прообраза современных конденсаторов), переданной по проводам, можно взрывать горючий газ или порох и тем самым производить сигнализацию. Он же предложил подвешивать металлические провода на столбах на изоляторах.
Организовав по этому принципу линию связи, в 1796 – 1798 гг. испанский инженер Франсиско де Сальва передал статические заряды между Мадридом и Аранхуэсом на расстояние 50 км. Были и другие попытки передачи статического электричества по проводам и разработки соответствующих технических средств связи – электростатических телеграфных аппаратов, но сложность передачи высоковольтных электростатических сигналов без потерь сделала это направление работ бесперспективным.
Сразу после появления электрических батарей стали делаться попытки использовать для связи гальваническое электричество. Наиболее ранние конструкции были предложены все тем же Франсиско де Сальва. В 1800 – 1802 гг. он предложил несколько конструкций телеграфных аппаратов. В них использовались многопроводные линии связи (число проводов равнялось числу передаваемых символов), а в качестве индикаторов – либо лапки лягушек, которые должны были сокращаться под действием электрического тока, либо приборы для лабораторных измерений количества электричества – «вольтаметры», которые в то время представляли собой сосуды с подкисленной водой и опущенными в нее золочеными электродами. При пропускании тока через такой сосуд на его электродах вследствие электролиза воды начинали выделяться пузырьки газа. Число сосудов равнялось числу передаваемых символов.
Мюнхенский анатом и естествоиспытатель С. Земмеринг в 1809 г. построил действующую модель электрохимического телеграфа, почти не отличавшуюся по принципу действия от аппаратов де Сальвы, но имевшую более удобный электрохимический индикатор. Вместо множества сосудов в нем использовался один, в который и были помешены все концы многопроводной линии связи. Они были промаркированы соответствующими буквами, и по тому, на каком из проводников начинали выделяться пузырьки, принималось решение о передаваемом символе. Дальнейшие попытки развивать это направление в производстве технических средств связи сводились к уменьшению количества проводников в линии связи, использованию методов кодирования, уже широко применявшихся в оптических телеграфах. Работы вели И. Швейгерр, Б. Шарп, Р. Кокс и др., но особых успехов достигнуть так и не удалось.
Летом 1820 г. в своих опытах Х.К. Эрстед обнаружил действие электрического тока на магнитную стрелку. Уже через несколько месяцев (2 октября 1820 г.) А.М. Ампер предложил использовать магнитную стрелку при телеграфировании как индикатор электрического сигнала, посылаемого по линии. После этого многие изобретатели занялись разработкой телеграфных систем, основанных на электромагнетизме. Особенно много усилий приложили в этом направлении английские исследователи, так как в Англии возникали наибольшие трудности в использовании оптических телеграфов из-за туманов и частого ненастья.
Наиболее ранние опыты, завершившиеся созданием действующей модели, проделал в Англии У. Ритчи (1830 г). Свою конструкцию системы телеграфной связи предложил в 1837 г. шотландский изобретатель В. Александер.
Наиболее успешные практические результаты в области электромагнитных телеграфов были получены русским ученым Павлом Львовичем Шиллингом. В качестве индикаторов в этих устройствах применялись мультипликаторы Швейггера.
Профессор Галльского университета И. Швейггер предложил чувствительный индикатор электрического тока – мультипликатор, представлявший из себя соленоид с помещенной внутри него магнитной стрелкой. При протекании через него даже слабого тока магнитная стрелка отклоняется.
П. Л. Шиллинг разработал прообраз современных кабелей в форме медных проводников, обмотанных шелком и покрытых каучуком. В 1813 г.П.Л. Шиллинг изготовил для своих опытов изолированный кабель длиной около 65 м. Предлагал он и использовать воздушные линии связи, в которых провода крепились к столбам на стеклянных изоляторах.
В своем телеграфном аппарате П.Л. Шиллинг связал стрелку мультипликатора с небольшим легким диском, одна сторона которого была покрашена в белый, а другая – в черный цвет. Когда ток в мультипликаторе протекал в одном направлении, диск был повернут к наблюдателю белой стороной; когда направление тока менялось, наблюдатель видел черную сторону диска. В отсутствии тока диск поворачивался ребром к наблюдателю.
Свою основную конструкцию телеграфного аппарата П.Л. Шиллинг разработал в 1832 г. В ней использовалось 6 мультипликаторов. Седьмой мультипликатор служил для приведения в действие вызывного звонка с часовым механизмом. Передатчик был выполнен в виде клавишного манипулятора, состоящего из 8 пар клавиш – 8 белых и 8 черных. Линия передачи имела 8 проводов. Шесть пар клавиш были связаны проводами с 6 мультипликаторами. Одна пара – с вызывным устройством. Последняя – «общая» пара использовалась для переключения полярности гальванической батареи. Была разработана и соответствующая система кодов, позволявшая передавать комбинациями положений 6-ти мультипликаторов буквенно-цифровую информацию. Телеграф П.Л. Шиллинга использовался для внутриправительственной связи в здании Адмиралтейства.
Несмотря на явные успехи телеграфы П.Л. Шиллинга на получили в России широкого распространения, но его идеи широко использовались в европейских странах после его смерти (1837 г.)
Работы по развитию электромагнитных телеграфов вели в Англии У. Кук и Ч. Уитстон, во Франции – А. Фой и Л. Бреге. Русский физик Б.С. Якоби доказал, что проводимость Земли не зависит от расстояния и вместо одного из проводов в системах проводной связи можно использовать заземление. Он же положил начало применению в телеграфии электромагнитов.
В 1838 г. К.А. Штейнгельпредложил первую модель пишущего телеграфа, в котором сигналы фиксировались чернилами на бумажной ленте. В 1841 г. свой пишущий телеграф разработал и Б.С. Якоби. Эти аппараты работали на линии правительственной связи между Главным штабом и Зимним дворцом в Петербурге, Зимним дворцом и Главным управлением путей сообщения, Петербургом и Царским Селом (25 км). На этой линии впервые было применено электрическое реле – электромагнит, срабатывающий от действия слабых электрических сигналов и замыкающий контакты, соединяющие линию связи с мощной гальванической батареей. Этот принцип позволял увеличить дальность передачи сигналов по проводам и стал в дальнейшем широко использоваться в связи.
Телеграфы 40-х годов XIX века (Уитстона, Морзе, Сименса, Юза) уже имели реле обязательным элементом.
Американский профессор живописи С. Морзе добился наибольших успехов в деле создания пишущих телеграфных аппаратов, работающих от электромагнита. В 1837 году С. Морзе публично продемонстрировал свой передающий аппарат и свою телеграфную азбуку. В 1844 г. аппараты его конструкции были применены на линии Вашингтон – Балтимор. С 1854 г. Европейский телеграфный союз применяет использовавшийся на этой линии телеграфный код (код Морзе) в качестве международного. Телеграфы Морзе распространились после этого во многих странах и стали выпускаться в разных модификациях разными европейскими фирмами.
Подлинным триумфом электрического телеграфа стала прокладка кабеля по дну Атлантического океана специально построенным для этого кораблем «Грейт Истерн» в 1866 году.
Телефонная связь
Телефонная связь появилась много позже телеграфной. В 1860 году немецкий ученый Филипп Рейс изобрел аппарат, который, как он сам объяснял, «наглядно демонстрировал принцип действия человеческого уха и переносил с помощью гальванического тока любые тона на любые расстояния». Эти «любые тона» еще не были человеческой речью. Прошло 16 лет после изобретения Ф. Рейса, и преподаватель школы для глухонемых Александр Грехем Белл на всемирной выставке в Филадельфии продемонстрировал первый электрический телефонный аппарат (1876 г.). Изобретатель Элиш Грей опоздал на два часа с заявкой на аналогичное изобретение. В качестве микрофона в этом аппарате использовался жидкостный (кислотный) микрофон, что было не совсем удобно. Первый угольный микрофон, который затем широко использовался в телефонной связи, изобрел Юз (или в другой транскрипции Хьюз) в 1878 г.
Телефон оказался более простым по сравнению с телеграфом средством связи и достаточно быстро был внедрен в практику электросвязи. Усовершенствованный знаменитым Томасом Эдисоном аппарат стал бытовым средством связи в отличие от общественного телеграфа. Простота в обращении и быстрота развертывания сделали полевой телефон незаменимым для военных. В 1878 году открывается первая телефонная станция.
Сети телефонной связи бурно развиваются, и в настоящее время существуют две службы, обеспечивающие население телефонной связью. Это городские телефонные станции и междугородний (международный телефон).
Радиотелефон
Возможность использования радиоволн для осуществления телекоммуникаций продемонстрировал в 1895 г. преподаватель физики Минного офицерского класса в Крондштадте Александр Степанович Попов. Им был создан «прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний» – первый радиоприемник и таким образом была изобретена радиосвязь. Свой доклад на заседании физического отделения Русского физико-химического общества, в котором было рассказано о проведенных опытах и продемонстрирован приемник, А.С. Попов сделал 25 апреля (7 мая) 1895 г. Этот день отмечается у нас как День радио. Первые опыты (1897 г.) применения радиосвязи, проводившиеся на флоте, показали возможность передачи сообщений между кораблями на расстояние в 5 км.
Параллельно работы по созданию систем радиосвязи велись и в Европе. Летом 1896 г. появились сообщения об опытах с электромагнитными волнами, которые проводил итальянец Гульельмо Маркони. Переехав в 1896 г. в Англию, он сумел заинтересовать своими идеями английское почтовое ведомство и Адмиралтейство. В сентябре 1896 г. ему удалось передать сигнал на 7 км. Весной 1897 г. – на 16 км. Эти опыты привлекли внимание деловых кругов Великобритании, и в 1897 г. Г. Маркони организовал крупное акционерное общество «Маркони и КО», много сделавшее для развития беспроводной связи. В этом же году Г. Маркони получил патент на свой радиоприемник.
В 1899 г. сотрудники лаборатории А.С. Попова П.Н. Рыбкин и Д.С. Троицкий смогли услышать радиосигналы в телефонных трубках, которыми пользовались для проверки аппаратуры. Так был изобретен детекторный приемник, и в 1901 г. появился телефонный приемник А.С. Попова, позволявший принимать на слух сигналы, посылаемые азбукой Морзе. Этот способ передачи информации на расстояние широко использовался более полувека.
Первая система радиотелефонной связи в нашем сегодняшнем представлении о телефонии, предлагавшая услуги всем желающим, начала свое функционирование в 1946 г. в г. Сент-Луис (США). Радиотелефоны, применявшиеся в этой системе, использовали обычные фиксированные радиоканалы. Если канал связи был занят, то абонент вручную переключался на другой - свободный канал. Аппаратура была громоздкой и неудобной в использовании.
Идея сотовой телефонной связи появилась у компании AT&T Bell Labs в том же 1946 году. Тогда эта фирма создала первый в мире радиотелефонный сервис: с помощью радиостанции, установленной в машине, можно было передать сигнал на АТС и совершить обычный телефонный звонок. Звонок на радиотелефон совершался более сложным путем: абоненту необходимо было позвонить на телефонную станцию и сообщить номер телефона, установленного в машине. Говорить одновременно было невозможно: связь происходила как в обычных радиостанциях того времени - для того чтобы говорить, надо было нажать кнопку, и отпустить ее, чтобы услышать ответное сообщение. Возможности радиотелефонов были ограничены: мешали помехи и небольшой радиус действия радиостанции.
AT&T, предлагавшая американцам аренду автомобильных радиостанций, решила и сотовую телефонию развивать в том же стиле. Устройство весом около 12 кг размещалось в багажнике машины, пульт управления и трубку выносили в салон.
Несмотря на то что, как отмечено выше, идея разбиения всей обслуживаемой территории на небольшие участки, которые стали называться сотами (от англ. cell — ячейка, сота), возникла в середине 40-х годов, до начала 1960-х годов прошлого века многие компании отказывались проводить исследования в области создания сотовой связи, поскольку приходили к выводу, что, в принципе, невозможно создать компактный сотовый телефонный аппарат. Их также останавливал опыт AT&T, которая в 1947 году создала систему "дорожного сервиса" - она предлагала радиотелефоны бизнесменам и водителям, постоянно совершавшим поездки между Нью-Йорком и Бостоном. После пяти лет работы этот сервис закрылся из-за недостатка клиентов.
Сети радиотелефонов были созданы в ряде городов США, но в большинстве случаев они не достигали заметного коммерческого успеха.
В 60-х – 70-х гг. XX века две американские компании: AT&T Bell Labs и Motorola вели исследования параллельно. Motorola сумела быстрее добиться успеха и победила в этой конкурентной борьбе. На разработку первой модели сотового телефона она затратила 15 лет и огромную сумму - 100 млн. долларов. Телефон весил 794 грамма и имел размеры 33 x 4,4 x 8,9 см. Заряда аккумуляторов первого «мобильника» со светодиодным дисплеем хватало на 8 часов работы в режиме ожидания или часа разговоров. Телефон был первым сертифицирован для коммерческого использования Федеральной комиссией по связи США. В розницу новинка стоила баснословные деньги – 3995 долларов. Однако, по словам представителей Motorola, даже несмотря на высокую цену, сама идея быть всегда на связи настолько воодушевила пользователей, что в очередь на покупку DynaTAC 8000X,а именно так называлась первая модель сотового телефона, записывались тысячи американцев.
Именно с такого телефона 3 апреля 1973 г. инженер Мартин Купер, сотрудник компании Motorola, позвонил с Нью-Йоркской улицы в офис компании AT&T Bell Labs и попросил к телефону главу исследовательского отдела Джоэля Эйнджеля. Купер держал в руках первый образец действующего мобильного телефона и стоял вблизи первой сотовой базовой станции, установленной на одном из нью-йоркских небоскребов. После этого М. Купер отправился на пресс-конференцию, организованную Motorola, чтобы сообщить о достигнутом успехе журналистам. Это был первый звонок, совершенный с сотового телефона, и он фактически стал началом новой эпохи в области телекоммуникаций.
У AT&T после этой пресс-конференции отобрали кусочек монополии. А первый коммерческий сотовый телефон появился на рынке только через десять лет,6 марта 1983 г.
К концу 1983 года в мире насчитывался 1 млн. абонентов, в 1990 году - 11 млн. Распространение сотовых технологий сделало этот сервис все более дешевым, качественным и доступным. В результате, по данным Международного телекоммуникационного союза International Telecommunication Union, в 1995 году в мире насчитывалось уже около 90 млн. владельцев сотовых телефонов, за последующие шесть лет их число выросло более чем в 10 раз примерно до 956,4 млн. По состоянию на сентябрь 2003 года в мире насчитывалось 1,29 млрд. пользователей "трубок".
После приведенного исторического обзора о становлении и развитии телекоммуникационных систем самое время поговорить и об их современном состоянии и разобраться с вопросами: «Какие телекоммуникационные системы и службы существуют в настоящее время в Российской Федерации?», «Каковы возможности их использования в связях с общественностью?»
1.3. Телекоммуникационные системы и службы:
Определения телекоммуникационных служб и систем [4] следующие.
Телекоммуникационные системы – это совокупность технических средств, предназначенных для передачи того или другого вида информации на расстояние.
Телекоммуникационные службы – это комплекс средств, обеспечивающий предоставление пользователям услуг связи.
Таким образом, система предполагает объединение в единое целое различных технических устройств (кабельные, радиорелейные и др. линии связи, коммутационное оборудование телефонных станций, составляющих сети связи, и оконечное оборудование, подключаемое к этим сетям: телефонные, телеграфные, факсимильные аппараты, модемы и пр.). Службы, используя эти системы, предоставляют пользователю необходимые ему услуги: возможность осуществления телефонных разговоров, передачу данных и др.
В настоящее время в РФ действуют: телефонные службы, телеграфные службы, службы передачи данных, факсимильные службы, голосовая почта.
Телефон и телеграф как наиболее традиционные способы передачи информации на расстояние не требуют дополнительных комментариев. Необходимо отметить только наблюдающееся в настоящее время снижение популярности у населения телеграфной службы и все большее развитие служб передачи данных, которые, осуществляя, как и телеграф, передачу буквенно-цифровых сообщений, имеют более низкую себестоимость услуги. Активно развивается и сектор негосударственных операторов связи, примером которого могут быть компании, предоставляющие услуги сотовой телефонной связи и дополнительные сервисы, связанные с передачей звуковой, буквенно-цифровой и графической информации на сотовые телефоны. Таким образом, приведенное выше деление сферы телекоммуникационных услуг на различные службы по виду передаваемой информации становится все более условным, и все большее распространение находит классификация телекоммуникационных систем и служб, основанная на эталонной модели взаимодействия открытых систем.
1.4. Эталонная модель взаимосвязи открытых систем
Приведенный выше перечень служб электросвязи характеризует разнообразие услуг, предоставляемых в настоящее время операторами связи. Еще большим может стать перечень телекоммуникационных систем, которые используются для предоставления этих услуг. Большинство телекоммуникационных систем можно рассматривать как системы открытые, то есть системы, к которым в любое время возможно присоединение новых пользователей и систем. Приведем еще одно базовое для телекоммуникаций определение.
Под термином «открытая система» подразумевается система, которая может взаимодействовать с любой другой системой, удовлетворяющей требованиям открытой системы [4].
По каким же критериям формируются эти требования открытой системы? Чтобы выделить общее в большом разнообразии частных реализаций, встречающихся сегодня на рынке телекоммуникационных систем, необходимо было предложить некоторую эталонную или базовую модель открытой системы (OSI – Open Systems Interconnection); и в 1983 г. в качестве эталонной модели Международной организацией по стандартизации (ISO – International Standards Organization) утверждена семиуровневая модель, в которой все процессы, реализуемые открытой системой, разбиты на взаимно подчиненные уровни. Уровень с меньшим номером предоставляет услуги смежному с ним верхнему уровню и пользуется для этого услугами смежного с ним нижнего уровня. Самый верхний (7) уровень лишь потребляет услуги, а самый нижний (1) – только их предоставляет.
Иногда встречающийся при описании модели Уровень 0 связан с физической средой – передатчиком сигнала, и хотя он формально не включается в схему модели OSI, он упоминается во многих источниках как необходимый для классификации системы уровень. Этот уровень характеризует среду распространения сигнала, через которую происходит соединение оконечных устройств телекоммуникационной системы: кабели, радиолинии, оптические линии и т.д. Этот уровень ничего и не описывает, только указывает на среду. Именно поэтому он и не включен в модель, хотя и важен для классификации телекоммуникационной системы.
Уровень 1 - физический. Характеризует физические аспекты передачи информации по линии связи: напряжение, частоту, природу передающей среды и пр. Этот уровень модели характеризует протоколы передачи информации, обеспечивающие поддержание связи и прием-передачу информационного потока. Безошибочность передачи сообщений при этом желательна, но не требуется.
Уровень 2 - канальный. Модель этого уровня описывает формирование блоков данных (кадров (frame) или информационных пакетов) и управление доступом к среде распространения. При этом должна обеспечиваться безошибочная передача блоков данных через среду распространения, определенную на первом уровне. Этот уровень модели должен определять начало и конец кадра в битовом потоке. На этом уровне описываются методы формирования из данных, передаваемых физическим уровнем, кадров или последовательностей, включения процедур проверки наличия ошибок и их исправления. При описании телекоммуникационной системы на этом уровне оперирует такими элементами, как битовые последовательности, методы кодирования, маркеры. Здесь же должны быть описаны механизмы, ответственные за правильную передачу данных (пакетов) на участках между непосредственно связанными элементами сети. Ввиду его сложности, канальный уровень подразделяется на два подуровня: MAC (Medium Access Control) – управление доступом к среде и LLC (Logical Link Control) – управление логической связью (каналом). Уровень MAC управляет доступом к системе и телекоммуникационной сетью. Уровень LLC, действующий над уровнем MAC, определяет методы посылки и получения информации.
Уровень 3 - сетевой. На этом уровне модели описывается маршрутизация в сети и управление потоками данных. Третий уровень пользуется возможностями, предоставляемыми ему уровнем 2, для обеспечения связи двух любых точек в сети. Сеть может иметь много линий связи или множество совместно работающих сетей, что требует маршрутизации, т.е. определения пути, по которому следует пересылать данные. Для правильной маршрутизации информации в пакеты данных добавляются сетевые адреса. Стандарты сетевого уровня определяют правила задания адресов и способы работы системы по обработке адресной информации. Основной функцией телекоммуникационного оборудования на этом уровне является выборка информации из источника, преобразование ее в пакеты и правильная передача в точку назначения.
Есть два принципиально различных способа работы сетевого уровня. Первый - это метод виртуальных каналов. Он состоит в том, что канал связи устанавливается при вызове (начале сеанса (session) связи), по нему передается информация, и по окончании передачи канал закрывается (уничтожается). Передача пакетов происходит с сохранением исходной последовательности, даже если пакеты пересылаются по различным физическим маршрутам, т.е. виртуальный канал динамически перенаправляется. При этом пакеты данных не включают адрес пункта назначения, т.к. он определяется во время установления связи.
Второй - метод дейтаграмм. Дейтаграммы – независимые пакты, они включают всю необходимую для их пересылки информацию. В то время как первый метод предоставляет следующему уровню (уровню 4) надежный канал передачи данных, свободный от искажений (ошибок) и правильно доставляющий пакеты в пункт назначения, второй метод требует от следующего уровня работы над ошибками и проверки доставки нужному адресату.
Уровень 4 модели - транспортный. На этом уровне регламентируется пересылка пакетов сообщений между процессами, выполняемыми на компьютерах сети, обеспечивается взаимодействие удаленных процессов. Транспортный уровень поддерживает непрерывную передачу данных между двумя взаимодействующими друг с другом пользовательскими процессами. На этом уровне определяются правила контроля на сквозной основе потока данных, проходящего по маршруту, определенному третьим уровнем: правильность передачи блоков данных, правильность доставки в нужный пункт назначения, их комплектность, сохранность, порядок следования, определяются алгоритмы сбора информации из блоков (пакетов) в ее прежний вид. Транспортный уровень скрывает от всех высших уровней любые детали и проблемы передачи данных, обеспечивает стандартное взаимодействие лежащего над ним уровня с приемом-передачей информации независимо от конкретной технической реализации этой передачи.
Уровень 5 - сеансовый. Главное назначение этого уровня модели – описание правил поддержки диалога между удаленными процессами. На этом уровне координируется взаимодействие пользователей: установление связи, восстановление аварийно оконченных сеансов. На этом уровне компьютерные имена преобразуются в числовые адреса, и наоборот. При этом управление происходит не техническими параметрами телекоммуникационных устройств, а процессами в сети.
Уровень 6 - уровень представления данных (или представительский уровень). Этот уровень имеет дело с синтаксисом и семантикой передаваемой информации, т.е. здесь устанавливается взаимопонимание двух сообщающихся компьютеров относительно того, как они представляют и понимают по получении передаваемую информацию. Здесь решаются, например, такие задачи, как перекодировка текстовой информации и изображений, сжатие и распаковка, поддержка сетевых файловых систем (NFS), абстрактных структур данных и т.д.
Уровень 7 - прикладной. Обеспечивает интерфейс между пользователем и сетью, делает доступными для человека всевозможные услуги. На этом уровне реализуется, по крайней мере, пять прикладных служб: передача файлов, удаленный терминальный доступ, электронная передача сообщений, служба справочника и управление сетью. На этом уровне модель описывает способы представления пользователю переданной и обработанной информации.
Основная идея модели OSI заключается в том, что на каждом уровне модели описывается лишь группа взаимосвязанных задач, в результате чего сложная общая задача передачи информации расчленяется на более простые в анализе задачи.
Необходимые соглашения для связи уровней называются протоколами. В общем виде протокол передачи данных требует наличия информации, позволяющей решать такие задачи, как:
– Синхронизация информационных потоков,
– Инициализация,
– Блокирование,
– Адресация,
– Обнаружение ошибок,
– Нумерация блоков,
– Управление потоком данных,
– Методы восстановления,
– Разрешение доступа.
Протоколы отдельных уровней требуют описания лишь части этих задач, а не всей их совокупности.
Таким образом, эталонная модель взаимодействия открытых систем – удобное средство для распараллеливания разработки стандартов. Она определяет лишь концепцию построения и взаимодействия стандартов между собой и может служить базой для стандартизации в различных сферах передачи, хранения и обработки информации.
1.5. Вычислительные сети
Вычислительные сети, позволяющие осуществлять целый спектр телекоммуникационных услуг, ориентированных на осуществление массовых коммуникаций, представляют наибольший интерес для специалистов в области связей с общественностью. Впрочем, и все остальные современные сети передачи информации можно рассматривать как вычислительные, с той лишь разницей, что вместо универсальных и хорошо известных нам персональных компьютеров в них используются вычислители специализированные – процессоры цифровых телекоммуникационных устройств. Исходя из этого рассмотрим ряд базовых положений теории вычислительных сетей.