Функции АСУ ТП

 

Каждая АСУ ТП в процессе функционирования выполняет многочисленные и разнообразные действия. Однако, не всякое действие можно считать функцией системы. Под функцией АСУ ТП понимают лишь такие действия, выполнение которых обеспечивает достижение частной цели управления. Иначе говоря, функциями являются только такие действия, которые проявляются вне системы. Например, выдача команд на включение и отключение каких-то механизмов, или индикация регулируемых параметров на экране дисплея являются функциями АСУ ТП. А, скажем, такое необходимое для большинства систем действие, как преобразование входного аналогового

 
 

сигнала в цифровой код, функцией АСУ ТП считаться не может.

Функции АСУ ТП подразделяются на информационные и управляющие (рис.1.1).

Рис.1.1. Функции АСУ ТП

 

Результатом выполнения информационных функций является предоставление оперативному персоналу или другому внешнему получателю информации о ходе управляемого процесса, состоянии технологического объекта управления или самой системы. На рис.1.1 приведены наиболее часто встречающиеся информационные функции АСУ ТП. Они отличаются как по сложности, так и по времени выполнения.

Управляющие функции включают действия, связанные с выработкой и реализацией управляющих воздействий.

Наиболее простой из управляющих функций является дискретное управление. В результате выполнения этой функции формируется дискретный двухпозиционный сигнал на включение или отключение какого-то исполнительного механизма. При этом принятию решения по управлению обычно предшествует элементарная логическая обработка входных сигналов. Таковы, к примеру, функции систем транспортной автоматики.

Более сложной функцией является программно-логическое управление. Здесь выработке двухпозиционного управляющего сигнала предшествуют многочисленные нередко довольно сложные вычисления и логические процедуры. Хорошим примером системы, выполняющей описанные функции, является система управления раскроем проката на летучих ножницах.

Совсем иначе организуется выполнение функций управления непрерывными процессами. Для них управляющие воздействия вычисляются в соответствии с законами теории автоматического управления, теории оптимальных и адаптивных систем.

Как видно из рис.1.1, к числу управляющих относят также функции, которые оканчиваются не выдачей управляющих воздействий на объект управления, а лишь формированием рекомендаций по управлению. Эти функции выделены в отдельную группу.

В зависимости от того, как организуется выполнение управляющих функций, различают режимы их реализации (рис.1.2).

Автоматизированные режимы характеризуются непосредственным включением человека в контур управления.

В ручном режиме ВК только предоставляет оператору информацию о значениях технологических параметров. Анализ же ее, принятие решений по управлению и их реализация возложены на оператора.

В режиме советчика оператора ВК выдает рекомендации по управлению, но окончательное решение о том, воспользоваться этими рекомендациями или нет остается за человеком..

 
 

Рис.1.2. Режимы реализации управляющих функций АСУ ТП

 

Диалоговый режим, по существу, повторяет режим советчика оператора. Отличие состоит лишь в том, что здесь у оператора появляется возможность изменять условия решения задачи, вводя дополнительные ограничения или изменяя критерии управления. Другими словами, оператор может вести диалог с ВК во время его работы.

Автоматизированные режимы применяются в случаях, когда управляемый процесс еще недостаточно изучен, когда для него отсутствует математическое описание и не разработаны надежные алгоритмы управления, когда полностью заменить человека-оператора вычислительной техникой не представляется возможным.

В автоматических режимах роль человека сведена к наблюдению за работой ВК, который самостоятельно формирует и выдает на исполнительные механизмы управляющие воздействия.

Различают два автоматических режима. В режиме супервизорного управления управляющие воздействия формируются ВК в виде уставок локальным подсистемам нижнего уровня. Так, например, на непрерывных прокатных станах валки каждой клети приводятся от отдельного двигателя, оснащенного системой автоматического регулирования скорости (САРС). Заданные же значения скорости формируются подсистемой регулирования межклетевых натяжений, работающей в супервизорном режиме.

При прямом цифровом управлении(ПЦУ) ВК формирует управляющие воздействия в виде сигналов, поступающих непосредственно на исполнительные механизмы. Если, например, упомянутая выше САРС создана на базе компьютера или специализированного контроллера, то она относится к системам ПЦУ.

Сравнивая описанные автоматические режимы, можно говорить о меньшей надежности систем ПЦУ, отказ которых приводит к немедленной остановке объекта, тогда как при отказе системы супервизорного управления ее функции хотя бы на некоторое время может взять на себя оператор. С другой стороны, системы ПЦУ более гибки, по сравнению с супервизорными, поскольку в них и закон регулирования, и его параметры могут быть легко и быстро изменены для обеспечения оптимальности управления.