Основой разработки стратегий является стратегический анализ.

Ключевые факторы успеха различных отраслей

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА.

Ценность модели пяти сил конкуренции состоит в том, что она помогает определить структуру и масштабы конкуренции в конкретной отрасли.

Движущие силы конкуренции.Основные экономические показатели и структура отрасли описывают ее текущее состояние и не позволяют объяснить происходящих изменений в конкурентном окружении предприятия.

Концепция движущих сил конкуренции исходит из того, что имеются факторы внешней среды, действия которых определяют направление и интенсивность отраслевых изменений.

 

Анализ отраслевых движущих сил состоит из двух этапов:

первый — идентификация движущих сил,

второй — исследова­ние их влияния на изменение отраслевых экономических пока­зателей.

 

Наиболее общие движущие силы:

• изменение динамики спроса на продукт в долгосрочном периоде;

• изменения в составе покупателей и способах использования продукта;

продуктовые и технологические инновации; маркетинговые инновации;

• вхождение и выход из отрасли крупных предприятий; распространение ноу-хау

• усиление глобализации отрасли

• ; изменения в удельных затратах и эффективности

• снижение или возрастание неопределенностей и риска

 

Основные движущие силы отрасли называют доминантными.Их число не должно превышать 4.

Итогом отраслевого ана­лиза является определение и последующий прогноз ключевых факторов успеха отрасли.

Ключевые факторы успеха — это общие для всех предприя­тий отрасли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия в от­расли.

В основе ключевых факторов успеха могут лежать разные сферы деятельности предприятия: . НИОКР;

• маркетинг;

• производство;

• финансы и т.п.

В табл. приведены ключевые факторы успеха отдельных отраслей.

 


Таблица

 

Отрасль Факторы успеха
Пищевая     Нефтегазовая     Фармацевтическая Имидж фирмы, качество продукции, простота тех­нологии, эффект масштаба, сбытовая сеть   Местоположение источников сырья, коммуникации   Финансовые ресурсы, исследовательская база, инновации, сбытовая сеть

В процессе стратегического анализа выделяют ключевые факторы успеха данной отрасли, а затем разрабатывают меро­приятия по овладению наиболее важными факторами успеха в конкуренции.

Значительная часть современных методик стратегического анализа основывает­ся на построении двухмерных матриц, получивших, как и сам анализ, название портфельных.

Каждый вариант стратегии, представленный в квадранте (ячейке) матрицы, обу­словлен влиянием двух групп факторов, отражающих характеристики среды и (или) самой фирмы.

На этапе стратегического анализа портфельные матрицы применяются для оценки влияния различных факторов на ее текущее и будущее положение.

Полученные результаты используются в последующем для сегментирования рынков, портфельного планирования и выбора стратегии.