Основой разработки стратегий является стратегический анализ.
Ключевые факторы успеха различных отраслей
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА.
Ценность модели пяти сил конкуренции состоит в том, что она помогает определить структуру и масштабы конкуренции в конкретной отрасли.
Движущие силы конкуренции.Основные экономические показатели и структура отрасли описывают ее текущее состояние и не позволяют объяснить происходящих изменений в конкурентном окружении предприятия.
Концепция движущих сил конкуренции исходит из того, что имеются факторы внешней среды, действия которых определяют направление и интенсивность отраслевых изменений.
Анализ отраслевых движущих сил состоит из двух этапов:
первый — идентификация движущих сил,
второй — исследование их влияния на изменение отраслевых экономических показателей.
Наиболее общие движущие силы:
• изменение динамики спроса на продукт в долгосрочном периоде;
• изменения в составе покупателей и способах использования продукта;
продуктовые и технологические инновации; маркетинговые инновации;
• вхождение и выход из отрасли крупных предприятий; распространение ноу-хау
• усиление глобализации отрасли
• ; изменения в удельных затратах и эффективности
• снижение или возрастание неопределенностей и риска
Основные движущие силы отрасли называют доминантными.Их число не должно превышать 4.
Итогом отраслевого анализа является определение и последующий прогноз ключевых факторов успеха отрасли.
Ключевые факторы успеха — это общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия в отрасли.
В основе ключевых факторов успеха могут лежать разные сферы деятельности предприятия: . НИОКР;
• маркетинг;
• производство;
• финансы и т.п.
В табл. приведены ключевые факторы успеха отдельных отраслей.
Таблица
Отрасль | Факторы успеха |
Пищевая Нефтегазовая Фармацевтическая | Имидж фирмы, качество продукции, простота технологии, эффект масштаба, сбытовая сеть Местоположение источников сырья, коммуникации Финансовые ресурсы, исследовательская база, инновации, сбытовая сеть |
В процессе стратегического анализа выделяют ключевые факторы успеха данной отрасли, а затем разрабатывают мероприятия по овладению наиболее важными факторами успеха в конкуренции.
Значительная часть современных методик стратегического анализа основывается на построении двухмерных матриц, получивших, как и сам анализ, название портфельных.
Каждый вариант стратегии, представленный в квадранте (ячейке) матрицы, обусловлен влиянием двух групп факторов, отражающих характеристики среды и (или) самой фирмы.
На этапе стратегического анализа портфельные матрицы применяются для оценки влияния различных факторов на ее текущее и будущее положение.
Полученные результаты используются в последующем для сегментирования рынков, портфельного планирования и выбора стратегии.