Функции стратегического управления.

Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле.

 

7 «смертных грехов» стратегического планирования

 

1) сотрудники "берут верх" над процессом

2) процесс доминирует над персоналом

3) преуменьшение в процессе планирования роли руководителей, воплощающих стратегию в жизнь

4) излишнее увлечение слиянием, приобретениями и продажами в ущерб развитию основного бизнеса

5) недостаток выбора стратегий

6) преимущественное внимание внешнему окружению в ущерб внутренней среде

7) Прогнозирование по одному параметру (это не может быть основой планирования)

 

Стратегиче­ское управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:

1. Планирование стратегии.

2. Организация выполнения стратегических планов.

3. Координация действий по реализации стратегических задач.

4. Мотивация на достижение стратегических результатов.

5. Контроль за процессом выполнения стратегии.

Планирование стратегиипредполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии и бюджетирование.

Прогнозирование предшествует собственно составлению стратегических планов. Оно основывается на проведении анализа широкого круга внутренних и внешних факторов-условий функционирования предприятия с целью предвидения возможности развития и оценки риска.

В прогнозировании традиционно используются три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?), направление (каковы тенденции будущего?), величина (насколько существенны будут перемены?).

 

С учетом результатов проведенного анализа руководство предприятия формулирует миссию (сферу бизнеса, глобальную цель), определяет перспективы развития организации и разрабатывает стратегию. Увязка стратегических целей предприятия с результатами деятельности отдельных подразделений осуществляется посредством разработки необходимой программы действий и составления бюджета.

Бюджетирование включает стоимостную оценку программы и распределение ресурсов.

 

Организация выполнения стратегических планов предпола­гает формирование будущего потенциала предприятия, согласо­вание структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию.

Координация действий менеджеров по формированию и ре­ализации генеральной стратегии заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и последовательной консолидации целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступенях управления.

 

Мотивациякак функция стратегического управления связана с разработкой системы стимулов, побуждающих к достижению поставленных стратегических результатов.

 

Контроль состоит в непрерывном наблюдении за процессом реализации стратегических планов. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, выявлять ошибки и отклонения от принятых стратегий и политики предприятия.

 

Определение сущности стратегического управле­ния.Главная цель стратегического управления — развитие потенциала и поддержание стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. Совокупность рассмотренных функций и цели определяет сущность стратегического управления.

Особенности стратегических решений.Реализация функций стратегического управления осуществляется посред­ством разработки и принятия стратегических решений.

Стратегические решения имеют ряд отличительных особен­ностей. Главные из них:

инновационный характер;

направленность на перспективные цели и возможности;

сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно;

субъективность оценки;

необратимость и высокая степень риска.

 

Примеры возможных стратегических решений— это

1. решения о реконструкции предприятия,

2. внедрении новой продукции и технологии,

3. выходе на новые рынки сбыта,

4. приобретении и слиянии предприятий,

5. проведении организационных изменений (переход к новым формам взаимодействия с поставщиками и потребителями, преобразование организационной структуры и т.д.).