Общественные зрелища древних греков

776 г. до н.э.– первые Олимпийские игры.

 

Религиозные праздники, особенно в честь богов–покровителей своих полисов, укрепляли единство и сплоченность жителей древнегреческих городов-государств. В такие дни всякие работы прекращались, люди заполняли улицы и площади, чтобы вместе пройти в торжественном шествии к храму, послушать выступления певцов, поэтов, посмотреть спортивные состязания. Любимыми зрелищами древних греков были театральные представления и соревнования атлетов (игры). И те, и другие были связаны с поклонением богам и происходили от религиозных празднеств.

 

1. Театр. Свое начало театр ведет от поклонения древних греков богу виноделия Дионису. Во время праздников в честь этого бога певцы и танцоры вымазывали себе лица раздавленным виноградом, надевали маски, козлиные шкуры, чтобы быть похожими на сопровождавших Диониса сатиров – веселых существ, похожих на людей, но с козлиными копытами, рогами и хвостами. Кроме хора певцов, исполнявшего песни, прославлявшие Диониса, появились и актеры (сначала один, а потом несколько), которые пели или декларировали попеременно с хористами. То есть, получался как бы разговор между актурами и хором. Это и стало основой для появления театральных представлений: трагедий и комедий. Их стали сочинять поэты.

Герои трагедий всегда оказывались в тяжелых условиях, они страдали и погибали. Герои же комедий, наоборот, вызывали смех. В комедиях высмеивались жадность, глупость, зависть и другие плохие качества людей.

Авторы трагедий обычно излагали мифы. Героями трагедий выступали боги и люди. Наиболее известными авторами трагедий были Эсхил и Софокл. Эсхил стремился показать зрителям, что за всякое преступление, совершенное человеком, следует возмездие богов. Людей же губит их стремление к власти над другими людьми, чрезмерное богатство. Софокл в своих трагедиях рассказывал о духовно сильных людях, готовых идти на смерть ради выполнения долга.

В комедиях Аристофана главными героями были не боги и герои мифов, а его современники, которые совершают смешны поступки. Но сквозь смех зрители находили ответы на многие волнующие их вопросы. Например, когда шла тяжелая для Афин Пелопоннесская война, Аристофан написал комедии, в которых содержалось требование прекращения войны и заключения мира. В одной из них один афинский крестьянин лично для себя заключает мир со Спартой и спокойно трудиться, пока другие воюют. В другой афинские женщины уходят о своих мужей и требуют от своих мужей заключить мир со спартанцами. Не желая остаться без жен, мужчины вынуждены заключить мирный договор. Конечно, зрители смеялись над глупыми поступками крестьянина и женщин, но задумывались, зачем вести войну, если она не дает заниматься мирным трудом и видеть своих жен и детей, которые могут остаться вдовами и сиротами.

Театральные представления в древней Греции во многом отличались от того, что мы теперь привыкли видеть в театре. Сам театр располагался под открытым небом. Места для зрителей располагались на склонах холма полукругом. Внизу располагалась круглая площадка, где выступали хор и актеры. На площадке находился алтарь, где приносили жертвы богу Дионису. Сзади площадки находилась постройка для декораций и переодевания актеров. Актеров было не более трех, они исполняли по нескольку ролей. Чтобы легче было догадаться, кого изображает актер, они не только часто переодевались, но и меняли маски. Маски могли изображать злобное лицо человека или же смешное, глупое. Это могло быть и лицо старика или лицо девушки и т.д. У рта маски имелись большие отверстия-раструбы, чтобы голос актера был хорошо слышен и зрителям самых далеких рядов. Текси трагедии или комедии попеременно озвучивали хор и актеры.

Древние греки очень любили театр. Для того, чтобы и бедные граждане могли купить билеты в театр, им выделились деньги из государственных средств. А труд актеров, хористов, изготовление декораций оплачивали богатые граждане из своих средств.

2. Олимпийские игры.Греки устраивали немало спортивных игр. Все они проводились в честь богов и богинь и начинались с жервоприношений им. Например, на острове Делосе проводились игры в честь бога Аполлона. Но самыми известными и популярными были Олимпийские игры.

Свое название они получили по месту их проведения – священной области Олимпия на западе полуострова Пелопоннес (это на юге Греции, т.е. совсем не там, где находилась гора Олимп). В Олимпии находился самый почитаемый храм главного греческого бога Зевса. И Олимпийские игры посвящались Зевсу. Считается, что первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э. С тех пор они проводились через каждые 4 года.

После того, как вестники из Олимпии объявляли о скором начале игр, всякие войны между греками запрещались. Этот запрет дейсвтвовал до тех пор, пока участники игр и зрители не разъедутся по домам.

Олимпийские игры были общегреческими. В них участвовали атлеты из всех греческих городов-государств. К соревнованиям допускались только граждане полисов. При этом соревноваться могли только те, кто тренировался перед играми не менее 10 месяцев и сдал установленные нормативы.

В Олимпию прибывали десятки тысяч зрителей из разных мест Греции. Перед началом игры делегации всех греческих полисов торжественно приносили животных в жертву Зевса. Затем участники соревнований давали клятву состязаться честно, не нарушая правил. Запрещалось, например, подкупать соперника, убивать во время кулачного боя.

Соревнования проходили на стадионе, трибуны которого вмещали более 40 тысяч зрителей. Перед началом каждого состязания его участники выходили на стадион, и глашатай громко называл их имена и город, который они представляли.

Атлеты состязались в беге на разные дистанции, прыжках в высоту и длину (в том числе, и с гирями в руках), метании диска, копья, борьбе, кулачном бою. Одним из видов соревнований был бег в полном воинском снаряжении. Особенно почетной считалась победа в пятиборье (прыжки в длину, метание диска и копья, бег и борьба). Гонки на колесницах, запряженных четверками коней, проходили на ипподроме неподалеку. Это было опасное соревнование – лошади мчались по прямой, затем круто огибали столб и неслись в обратном направлении – и так 23 раза. Нередко клесницы сталкивались, переворачивались и возничие гибли.

Победителей (их называли олимпиониками) торжественно награждали венком из ветвей оливкового дерева, объявляя их имена и города. Тем, кто победил трижды, в Олимпии устанавливались статуи, которые изображали их во время состязания. Заканчивались игры торжественным шествием во главе с судьями и олимпиониками и принесением жертв олимпийским богам.

На родине олимпиоников встречали как героев, прославивших свой полис. Им выдавали денежные премии, бесплатно предоставляли лучшие места в театрах. Спартиаты награждали своих олимпиоников по-своему: они удостаивались чести сражаться в бою рядом с царями, командующими войском.

Победа на играх не приносила олимпионикам больших богатств и, тем более, власти над согражданами. Персы не могли понять, почему греки так яростно стремяться победить на Олимпийских играх ради какого-то венка из веток дерева. Они не могли понять людей, живущих в ином обществе, где место человека определяется не властью над другими людьми, не размером богатства, не милостью монарха, а тем, что свободный человек сделал для прославления своего государства.

Театр, Олимпийские игры были общественными зрелищами, то есть предназначались для всех граждан полисов. Они были немыслимы в древневосточных государствах, где каждый подданный должен был трудиться на благо своего повелителя и огромное количество преданных ему чиновников. В цивилизациях древнего Востока каждый человек был строго исполнять свои обязанности и прославлять монарха. Ни цари, ни чиновники не были заинтересованы в том, чтобы подвластные им землепашцы, скотоводы или ремесленники были грамотными, образованными людьми, развитыми физически, ценящими искусство. Только полис – демократическое общество свободных граждан создавало условия для всестороннего развития человека.