Понятие информационной системы
Информационные системы
Следует отметить, что в современной науке вообще и в юридической в частности нет единого подхода к определению ин-формационной системы.
Еще в 1960 г. Д.А. Керимов высказал мнение о том, что «ав-томат, человек и общество имеют совершенно различную приро-ду, но каждый из них представляет сложно организованную сис-тему, некоторые процессы информационного функционирования которой имеют количественную тождественность между собой».
Каждая наука определяет информационную систему в узком смысле как объект своего исследования. Только информатика должна это делать в широком смысле, абстрагируясь от конкрет-ных сфер приложения данных систем. Информатика, анализируя понятие информационной системы, выделяет следующие состав-ные части: информация, информационные технологии, реализую-щие информационные процессы, и субъекты информационных процессов. Основное назначение информационной системы — реализовать информационные процессы в той области деятельно-сти, где данная информационная система функционирует.
С этой точки зрения и правовая система в целом, и отдельные ее подсистемы (например, органы прокуратуры, суд, органы внутренних дел) могут и должны рассматриваться как информационные системы.
Во внутренней структуре правовой информационной системы можно выделить следующие составные части:
субъекты информационных процессов, протекающих в право-вых образованиях: специалисты различных областей знания, обеспечивающие функционирование информационной системы, субъекты информационно-правового воздействия;
социально-правовая информация, на основе сбора, системати-зации и обработки которой информационная система решает по-ставленные задачи;
информационные технологии: совокупность логико-математических, лингвистических и других методов и методик исследова-ния информационных объектов и вычислительных, телекоммуни-кационных, других технических и программных средств обработ-ки социально-правовой информации
Такой широкий подход к определению информационной сис-темы невозможен для юридической науки. При анализе информа-ционной системы как объекта права необходимо четко разграни-чить субъектный и объектный составы правоотношений. В ст. 2 Закона об информацииинформационная система определяется как «совокупность содержащейся в базе данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».
Естественно, с развитием информационных технологий и тех-ники все большее значение и распространение приобретает такой вид информационных систем, как автоматизированные информа-ционные системы.
Автоматизированная информационная система является сре-дой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных и дру-гие современные информационные технологии и техника.
Автоматизированная информационная система (АИС) — система для организации информационных процессов сбора, хра-нения, обработки и передачи информации, использующая ком-пьютерную информационную технологию.
В основе современных автоматизированных информационных систем лежит совокупность структурированных данных (базы данных или базы знаний) и информационных технологий, реали-зующих информационные процессы.
Базой данных в строгом смысле слова называют совокупность взаимосвязанных структурированных данных. В последнее время наибольшее распространение получили реляционные базы дан-ных. В них информация хранится в одной или нескольких табли-цах. Связь между таблицами осуществляется посредством значе-ний одного или нескольких совпадающих полей.
Для взаимодействия пользователя с базой данных использу-ются системы управления баз данных (СУБД) — комплекс про-грамм и языковых средств, предназначенных для создания, веде-ния и использования баз данных.
Базы знаний являются формой представления информации в экспертных системах, относящихся к классу систем искусст-венного интеллекта.
Базу знаний можно определить как совокупность структури-рованной согласно выбранной модели информации о предметной области, полученной от экспертов, и правил, описывающих пре-образование данных в предметной области. В основе формализа-ции правового знания в компьютерных системах лежит логиче-ская система правовых норм. Логическая взаимообусловленность правовых норм на самых разных уровнях их содержательного функционирования, их многообразные логические связи и взаи-моотношения (как отраслевые, так и межотраслевые) — универ-сальный логический параметр нормативно-правовой системы. Каждая правовая норма — определенное звено в общей норма-тивной цепи действующего законодательства. В процессе функ-ционирования она логически связана с целым арсеналом других норм права и реализуется в полной мере лишь в рамках целостно-го нормативно-правового образования (того или иного института, той или иной отрасли, всей системы права).
Среди основных требований, предъявляемых к информацион-ным системам, ученые сегодня выделяют следующие:
1. Эффективность информационной системы — определяется сопоставлением всех связанных с рассматриваемыми мероприя-тиями затрат и получаемых при этом результатов.
2. Качество функционирования информационной системы — степень приспособленности системы к выполнению заданных функций.
Среди основных свойств, определяющих качество функцио-нирования информационной системы, выделяют:
адекватность функционирования информационной системы;
наличие технических возможностей информационной системы к взаимодействию, совершенствованию и развитию;
надежность и своевременность представления информации и выполнения функциональных технологических операций;
полнота, безошибочность, актуальность и конфиденциальность представляемой информации.
3. Надежность информационной системы определяется на-дежностью технических средств ее оснащения и защитой от оши-бок исполнителей.
4. Безопасность информационной системы предполагает такое ее функционирование, при котором обеспечивается:
защита информации, циркулирующей в этой системе (обеспе-чение доступности информации для пользователей, целостности любой информации (поддержание ее актуальности и непротиворе-чивости), а также конфиденциальности информации с ограничен-ным доступом — защищенности от несанкционированного исполь-зования);
защита пользователей информационной системы (включая персонал) от вредного воздействия как информации, циркули-рующей в этой системе, так и объектов самой системы (ненанесе-ние вреда здоровью людей и интересам общества);
защита информационной системы и ее объектов от несанкцио-нированного изменения ее заданных параметров и режима эксплу-атации.