ИРРАЦИОНАЛИЗМ.

Одним из ярких представителей иррационализма является немецкий философ А.Шопенгауэр (1788-1860). Его главная работа «Мир как воля и представление».

Основные идеи Шопенгауэра.

1. Мир, по Шопенгауэру, не основан, как считали рационалисты, на принципах разума. В мире вообще нет разума. Первоосновой мира и жизни является Мировая воля. Доказательств этому Шопенгауэр не приводит: «Я так чувствую», - пишет он. Мировая воля – это творческий принцип, «порыв». Она порождает всё: вещи, явления, процессы, проявляет себя в гравитации, магнетизме, стремлении животных к самосохранению, в теле и эмоциях человека, в половом инстинкте. В обществе существует воля государств, народов и отдельных людей. Воля «разлита» в природе и обществе.

2. Мировая воля – иррациональна, то есть действует неразумно, слепо, бесцельно. Если основа мира – воля – неразумна, то и мир, как ее порождение, также неразумен. В Мировой воле изначально коренится нечто ущербное, отрицательное. Она, как бы, «вечно голодна», постоянно «чувствует» себя ненасытной и неудовлетворенной, считает Шопенгауэр.

3. По мере своего развития Мировая воля все более страдает и ощущает себя мучительно несчастной. Почему? Потому что, чем более совершенны проявления Мировой воли, тем более отрицательны они с моральной точки зрения. Например, чем более развиты люди в интеллектуальном и эмоциональном отношении, тем сильнее их нравственные страдания. Социальную жизнь по мере эволюции все больше пронизывают скудоумие и пошлость, зависть и лицемерие. Так, борьба за счастье угнетенных часто превращается в достижение собственной выгоды; парламентская болтовня о благе народа оказывается прикрытием самого беззастенчивого группового и личного эгоизма; показная демонстрация религиозных чувств часто маскирует бессовестность.

Итак, жизнь людей полна страха, горя и страданий. Люди портят друг другу жизнь. «Человек человеку волк», считает Шопенгауэр и делает вывод: «Всякая жизнь есть страдание и скорбь»

4. Каков же выход из бедствий человеческого существования?

Ответ Шопенгауэра таков:

Мировая воля – источник Зла; от нее происходят все человеческие горести – войны, бедствия, неизлечимые болезни и т.п. Все деяния Мировой воли, хотя она и неразумна, есть преступление. За это она должна быть наказана – доведена до самоубийства. Однако совершить акт самоубийства сама Воля не может - она неразумна. Здесь может помочь только деятельность людей. Помочь людям осознать эту задачу – и есть цель философии Шопенгауэра. Осознав свою задачу, люди должны действовать так, чтобы это привело к самоуничтожению Мировой воли.

5. Какова же должна быть эта деятельность? У человека есть всего лишь два выхода: первый – продолжать плясать под дудку Воли; второй – выйти из игры, то есть отказаться от воли к жизни. Шопенгауэр считает, что люди должны выбрать второй путь.

В этом случае их деятельность по упразднению Воли включает две ступени.

Первая – эстетическое созерцание, приобщение к искусству. Ведь Мировая воля не может быть познана с помощью разума, науки, но только в ходе созерцательного познания, доступного искусству, опирающемуся на интуицию. Создатели искусства и его ценители освобождаются от диктата житейских потребностей, приближаясь тем самым к идеалу освобождения от тягот жизни.

Это, правда, дает лишь временное освобождение от Воли.

ИТАК, источник, инструмент познания с точки зрения Шопенгауэра - это эстетическое созерцание, основанное на интуиции. Это и есть иррационализм.

Вторая (высшая) ступень деятельности людей, которая ведет к самоуничтожению Мировой воли – это высоконравственное поведение. Моральный долг каждого человека – погасить в себе волю к жизни, отречься от нее, устранив все чувства, эмоции, вызванные Волей.

Моральное поведение такого человека должно включать в себя следующие элементы: покорное принятие мучений, аскетизм в отношении собственной личности, альтруизм в отношении других людей, полное упразднение собственного эгоизма.

Все это весьма напоминает поведение святых, отшельников, аскетов. В конце этого пути человека ждет нирвана – «внутренняя радость и небесное спокойствие», считал Шопенгауэр вслед за буддизмом. Лекарство, которое Шопенгауэр предложил человечеству для избавления его от страданий, сам он (в отличие, скажем, от Будды) принимать не стал.

Влияние иррационализма Шопенгауэра на последующее развитие философии велико. Его испытали на себе многие, например, Ницше, Бергсон, Блаватская.