Можно указать на три характерные черты русского права.
Первая черта — это неразвитость юридических традиций у российского населения, зачастую переходящая в правовой нигилизм, в отрицание самой необходимости и ценности права.
Государственная власть поддерживала и насаждала с помощью юридических средств господствующую идеологию, а та в спою очередь активно влияла на содержание правовых норм. Девять веков преобладания христианства и семьдесят лет «марксистско-ленинской идеологии» характеризуют вторую черту русского права, суть которой — идеологизация правовых норм, подчинение права идеологии.
Географическое положение русского государства и сосуществование и взаимодействие различных культур способствовали формированию третьей характерной черты русского права — слиянию в нем европейских и азиатских начал. Свойственные западной культуре юридические формы тесно соединялись в России с присущими Востоку коллективизмом, соборностью, общиной. Евразийский характер русской правовой культуры делает ее восприимчивой к иностранным влияниям.
Русское право выросло на основе восточнославянских, а отчасти финно-угорских и скандинавских (норманнских) юридических обычаев в конце I тысячелетия нашей эры. При возникновении и в первые века своего существования оно обладало всеми основными признаками древнего права в его восточном варианте. Однако внешние влияния, общение с более культурными народами, в первую очередь с наследницей Восточной Римской империи Византией, ускорили переход Руси к средневековому праву, что и произошло в Х1-ХП вв.
Замедленное изживание норм и институтов древнего права объясняется отставанием средневековой Руси в социально-экономическом развитии, а также политикой изоляционизма, которую православная страна проводила перед лицом более передовой католической и протестантской Европы: ограничение людских контактов и идеологическая неприязнь мешали заимствованию прогрессивных новелл в правовой сфере.
Древнейшим источником права на Руси были юридические обычаи.
Усиление княжеской власти способствовало возникновению законодательства, основу которого составляет «Русская Правда» — важнейший памятник древнерусского права Она включала в себя нормы различных отраслей права, и в первую очередь уголовного и процессуального. Источником «Русской Правды было обычное право. Вместе с тем она обобщила отдельные законы, принимавшиеся князьями, т.е. означала определенную систематизацию права.
«Русская Правда» — светский судебник. Он был создан государственной властью и охватывал дела, подведомственные светским, государственным органам, не вторгаясь в церковную юрисдикцию, которая возникла с крещением Руси и была предусмотрена специальными княжескими уставами. Вместе с тем в некоторых сферах, например в наследственном праве, «Русская Правда» соотносилась с областью церковной компетенции.
В период средневековой раздробленности XIII—XV вв. среди источников русского писаного права на первое место по количеству)! распространенности вышли княжеские грамоты. Они имели местное значение, и их действие не распространялось на всю территорию государства. Постановления этих грамот дополняли и развивали нормы «Русской Правды», приспосабливая их к новым условиям.
Прибывшие из Византии священнослужители привезли на Русь сборники византийского канонического права, нормы которого на протяжении нескольких веков постепенно внедрялись в русскую правовую систему. В результате подобной рецепции, заимствования появилась искаженная византийско-русская редакция законников, изданных в Константинополе после Свода Юстиниана — так называв' мой Кормчей книги. Нормы византийского права — в целом более передового, чем древнерусское, — использовались церковными судами, но в силу особой роли христианской религии в средневековом обществе они также оказали позитивное воздействие на светское законодательство Руси — России.
Русская церковь с момента введения христианства стремилась обеспечить защиту своих интересов от чьих бы то ни было посягательств. С этой целью она добилась издания специальных актов кня-,ской власти, полнивших название церковных уставов. Данными кументами определялось правовое положение православной церкви духовенства, устанавливались круг дел, подсудных церковным ин-анциям, а также разнообразные льготы для церкви и ее людей.
Развитие законодательства путем издания отдельных актов представляло много неудобств, так как в результате накапливался огромный несистематизированный юридический материал, разобраться в котором было весьма трудно. Многие грамоты просто терялись, а дейтвующие противоречили друг другу. Следовательно, по мере объединения русских земель возникла потребность в кодификации существовавшего законодательного массива. Изменить разом нормы гражданского права было невозможно. Гораздо проще оказалось привести к одному знаменателю организацию судов и судопроизводство. Вот почему первые общегосударственные сборники законов, появившиеся после «Русской Правды», представляют собой процессуальные кодексы и называются судебниками. Первый судебный устав — Судебник 1497 г. — был издан князем Иваном 111, второй, сменивший его судебник — Царский — появился в самом начале правления Ивана IV— в 1550 г.
Судебники систематизировали нормативные правовые материалы предшествующих региональных судебных грамот, в том числе Псковской и Новгородской, и подробно регламентировали ответственность за ряд новых для русского права преступлений: убиение государя, «посулы» (взятки судьям от тяжущихся) и др.
Наряду с Царским судебником в 1551 г. был составлен сборник церковного законодательства, который ввиду разделения его на сто глав получил позднее наименование Стоглав. Этот памятник русского права принимался церковным собором и содержал нормы об управлении православной церковью, о ее обрядах, о церковном суде.
Последовавшие за принятием Судебника 1550 I: дополнительные Указы и постановления (1550—1649 гг.) стали собираться в центральных органах управления — в приказах — в своеобразные хронологические сборники правовых норм. Каждый приказ отбирал для себя Те статьи или указы, которые относились к его ведению.
Развитие русского права в XV-XVI вв. способствовало появлению уникального законодательного акта, который был подготовлен принят Земским собором 1649 г., — Соборного уложения царя Алексея Михайловича. Соборное уложение подготавливалось более полуда и стало результатом творческой переработки многих предыдущих законодательных актов (судебников, грамот, указов), свода юридических норм Юго-Западной Руси (Литовский статут 1588 г.). Это важнейший из кодексов допетровской России, служивший основой русского права на протяжении почти двух веков, вплоть до издания в царствование Николая I Свода законов Российской империи. Соборное уложение 1649 г. было первым законодательным актом, который был действительно опубликован и разослан в виде книги по всей России. Отдельные нормы Соборного уложения были включены в Свод законов и таким образом действовали вплоть до свержения монархии в стране.
В течение первого полувека своего существования этот сборник русского законодательства был переведен на латинский и французский, немецкий и датский языки. В тогдашней Европе ни в одном из государств не было закона, объединяющего в себе все писаное уголовное, процессуальное и светское гражданское право. Таким образом, Россия, издав Уложение, опередила более передовые страны по уровню кодификации своего законодательства.
В отличие от обоих Судебников Уложение структурно подразделялось иа главы, а главы состояли из статей.
В Соборном уложении не было твердого разграничения права и морали. Законодатель не только устанавливал норму поведения, но и мотивировал свои решения, читая нравственные сентенции: Вторгаясь в сферу морали, Уложение в то же время оставляло без рассмотрения важнейшие юридические вопросы. В нем скудно освещены вещные и обязательственные отношения. В статьях Уложения нет изложения норм государственного права России времен царствования Алексея Михайловича. На основании Уложения невозможно представить себе государственное устройство и управление Московского царства. Этот свод русского законодательства середины XVII в. охватывал преимущественно нормы административного, финансового, уголовного и процессуального права.
За семь веков русское писаное право проделало значительную эволюцию. Однако оно не стало единственным источником русского права: подавляющее большинство населения — крестьяне — в повседневной жизни продолжали руководствоваться «заветами глубоко!' старины» — юридическими обычаями, которые существовали в их общине на протяжении многих столетий, практически не изменяясь.
В 1721 г. Россия была провозглашена империей. Но историю имперского права принято исчислять с 1696 г., когда Петр I стал единодержавным правителем России. Правовая система императорской России была направлена на утверждение государства как решающей силы в правотворчестве.
В 60-е годы XIX в. появляются благоприятные условия для развития правовых начал и в деле осуществления крупнейшей в истории страны правовой реформы, заложившей основы правовой государственности в России. Если предшествующая история характеризовалась некоторой задержкой правового развития (сильные общинные традиции, правовой нигилизм и т.д.), то конец XIX — начало XX в. знаменуются значительным подъемом в юридической сфере.
В течение двух столетий право Российской империи представляло собой сплав средневековой и западной правовых систем. Даже после реформ 60-х годов XIX столетия и 1905-1907 гг. в русском праве не были вытеснены остатки юридического средневековья: они сохранялись в важнейших сферах публичного и частного права. Однако, несмотря на переходный характер российской правовой системы в период империи, она как в дореформенное, так и в послереформенное время бесспорно относилась к романо-германской правовой семье. Юридической нормой считалось лишь установленное государственной властью правило, приказ суверена, обращенный к подданным. А судебная практика не признавалась полномочной творить право.
Единственным источником русского права в императорскую эпоху признавали закон. Обычай, игравший прежде определяющую роль в правотворчестве, отступил на задний план, утратил значение правообразующего фактора. Со времени царствования Петра I в качестве главного источника законодательства стали выступать соображения целесообразности и заимствования из иностранного права. Этим определялся реформаторский характер имперского законодательства.
Законы XVIII в. нередко переводились с немецкого и шведского языков и были гораздо менее понятны народу, чем Соборное уложение с его весьма оригинальной русской правовой терминологией.
В XIX в. юридическая терминология отстоялась, язык высших сословий остался недоступным для большинства населения. По мере распространения законодательных норм и народных представлений о праве возрастала потребность в широком опубликовании издаваемых юридических актов. Наряду с обычной рассылкой в государственные учреждения стали шире практиковать чтение указов населению. Обычно их читали в церквах, а в торговые дни — на ярмарках.
Важное место в истории развития русского права занимает кодификация, осуществленная комиссией во главе с ММ. Сперанским. Был повторен подвиг византийского императора Юстиниана, проведшего кодификацию римского права, и в семилетний срок была осуществлена грандиозная систематизация российского законодательства. Сначала проводилась работа по сбору и размещению в хронологической последовательности указов, международных договорен и важнейших судебных решений за 1649-1825 гг. В 1830 г было опубликовано Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ}, включавшее все нормативные акты — от Соборного уложения до последних указов Александра I. Правовые акты, принятые до 1649 г., признавались недействительными и потому не были включены в Собрание законов.
В последующие годы это издание продолжалось: второе ПСЗ содержало около 62 тыс. актов правления Николая I и Александра II; третье ПСЗ включило нормативные правовые акты двух последних императоров и было доведено до 1913 г. Всего до 1917 г. было выпущено в свет 45 фолиантов, являвшихся средоточием большей части правовых актов Российской империи.
Составление ПСЗ, помысли М.М. Сперанского, должно было служить подготовительной работой для составления Свода законов. Из Полного собрания были составлены специальные исторические своды (законодательства) по отдельным вопросам. Затем из сводов устранялось все недействующее, а законоположения, сохранившие силу, были сведены в определенную систему. М.М. Сперанский принял при этом за образец Свод законов Юстиниана, руководствовался же он правилами, преподанными Ф. Бэконом: исключение всех повторений; сокращение слишком многословных законов; из двух противоречащих друг другу законов предпочтение оказывать позднейшему.
Конечно, М.М. Сперанский не мог ограничиваться ролью простого собирателя действующих норм русского права. Чтобы логично соединить их, он иногда создавал новые юридические правила. Ярким примером подобного правотворчества, родившегося в результате учета передовых достижений западной юриспруденции, стало определение права собственности — первое в истории русского законодательства.
В соответствии с эволюцией законодательства развивалась к юридическая наука. Что касается русской либеральной правовой мысли — работ Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, Б.А, Кистяковского и др., — то она уже в то время находилась на уровне передовых правовых теорий. После революции 1905-1917 гг Россия готовилась воспринять новые кодексы, которые отвечали бы передовым достижениям западноевропейского права.
История имперской юстиции четко разделяется на два этапа. Первый охватывал промежуток времени от реформ Петра Великого до утверждения Судебных уставов 1864 г.
Реформы, проведенные на первом этапе, смягчили средневековые черты российского правосудия.
Во-первых, судебные учреждения получили коллегиальное устройство.
Во-вторых, судебная функция стала автономной частью административно-управленческой деятельности.
В-третьих, был установлен контроль за юстицией со стороны специальных органов во главе с прокуратурой.
Однако суд оставался сословным: дворяне, граждане (мещане) и крестьяне судились в различных учреждениях юстиции. Сословной идеологией был проникнут самый образ мышления суда. Его не удалось отделить от административной власти. Правосудие вершили не только специализированные органы, но и учреждения управленческие: губернские правления, полиции и др.
Второй этап правовой реформы длился полвека и был основан на четырех Судебных уставах 1864 г;. Таким образом, была создана весьма оригинальная система правосудия,
Во-первых, суд отделился от административной власти.
Во-вторых, был введен гласный состязательный процесс: право обвиняемого на защиту обеспечивала впервые созданная в России адвокатура.
В-третьих, законодательство о суде установило презумпцию невиновности, а формальную силу доказательств заменило свободной оценкой их судом.
В-четвертых, сами судьи, как и судебные следователи (предварительное следствие было передано от полиции суду), стали несменяемыми по произволу власти и подлежали замене с соблюдением специальной процедуры только в случае совершения ими серьезных правонарушений.
В-пятых, был учрежден суд присяжных, обеспечивавший реальное и непосредственное участие населения в отправлении правосудия. Составители Судебных уставов не ограничились механическим переносом этого демократического института из западных государств.
Именно благодаря творческому усвоению зарубежного юридического опыта русский суд присяжных стал заметным шагом в развитии европейской правовой культуры. Например, важным новшеством в ие_ тории суда присяжных стала его аполитичность (дела о государственных преступлениях, о многих должностных правонарушениях оказались неподсудны суду присяжных в России),
Таким образом, развитие российской правовой системы в X-XIX вв., восприятие ею византийской культуры, православия, духа позднеримского права, а также североевропейских влияний позволяют сделать вывод о вхождении ее в романо-германскую семью правовых систем. При этом можно отметить следующие особенности особой — евразийской — разновидности.
Во-первых, высокая, приоритетная зашита общих интересов, общего дела, дух соборности в ущерб личным притязаниям индивида, его правам и интересам.
Во-вторых, слабость личностного правового начала в культуре вообще.
В-третьих, широкое распространение неправовых регуляторов: моральных, морально-религиозных, корпоративных и т.д.
В-четвертых, отриц отношение православной религии к фундам устоям правового общества и к праву, правовой культуре,
В-пятых, высокая степень «присутствия» государственности в общественной жизни, в государственной идеологии, огосударствление многих сторон общественной жизни, подчиненность права государству,
4. Экономические корни права следует искать, прежде всего, в цивилизационной определенности. В настоящее время в общественном сознании достаточно прочно утвердилась мысль о том, что центром мировой цивилизации является, Западная Европа, или шире – Запад, включающий в себя еще и другие индустриально развитые страны. Следует заметить, что это представление является чисто «нововременным»; долгое время Западная Европа была скорее не центром мира, а его задворками. Не Запад, а именно Восток сохранил сокровища античной цивилизации, именно с Востока шли на Запад материальные и духовные богатства. Лишь в пятнадцатом веке возникает явление, ставшее осью мировой политики последних пятисот лет – экспансия Запада и индивидуальные попытки всего остального мира приспособиться, то есть изменить свою культуру и традиции так, чтобы не стать прямым пленником Запада. В течение нескольких десятков лет после освобождения Иберийского полуострова от мавров Испания и Португалия завладели мировой торговлей от Перу до Китая. Им на смену явились голландцы, англичане и французы. Через три столетия Западная Европа либо владела остальным миром, либо оказывала на него решающее влияние. Общее эволюционное развитие основных цивилизаций, периодически нарушаемое несчастьями завоевательных войн, но, в общем, примерно синхронное, оказалось резко нарушенным раз и навсегда. Запад в исторически короткое время стал мировой мастерской, центром развития производительных сил, плацдармом мировой науки, местом формирования нового индивида. Запад овладел мировыми коммуникациями и с развитием науки как производительной силы стал диктовать свою волю в мировом освоении природы. В поисках рынков и источников сырья он овладел (за малым исключением) всем миром, и к началу ХХ века политическая карта обрела характерную монохромность – целые континенты оказались в колониальной орбите нескольких западных стран. Мировые войны (трагедия внутреннего раскола Запада) вернули карте мира прежнее многоцветие, но суть последнего полутысячелетия мирового развития была и остается прежней Запад, вследствие своего необычайного броска вперед, обозначился как авангард мирового развития, оставляя прочий мир «реагирующей» массой, направляющей все свои силы на сокращение образовавшегося с середины XV века разрыва. Начиная с этого времени весь мир тайно или явно, успешно или безуспешно пытается догнать или копировать Запад.
Русский философ и политолог К. Леонтьев, крайне скептически относившийся к Западу, тем не менее, отмечал: «Здание европейской культуры гораздо обширнее и богаче всех предыдущих цивилизаций. В жизни европейской было больше разнообразия, больше лиризма, больше сознательности, больше разума и больше страсти, чем в жизни других, прежде погибших исторических миров. Количество первоклассных архитектурных памятников, знаменитых людей, священников, монахов, воинов, правителей, художников, поэтов было больше, войны громаднее, философия глубже, богаче, религия беспримерно пламеннее (например, эллиноримская), аристократия резче римской, монархия в отдельных государствах определеннее (наследственнее) римской; вообще самые принципы, которые легли в основание европейской государственности, были гораздо многосложнее древних». Западная Европа за пятьсот лет сумела достичь результатов, которые стали образцом для всего остального мира.
Русский историк С.М.Соловьев объяснял подъем Запада следующим образом: «Все мы знаем, сколь выгодна для быстрого развития, социальной жизни близость океана, пространная линия побережья, умеренно разграниченные и четко очерченные пространства государств, удобные естественные системы для внутреннего движения, разнообразие физиологических форм, отсутствие огромных обременяющих пространств и благоприятный климат без нервирующей жары Африки и без азиатского мороза. Такие благоприятствующие обстоятельства отделяют Западную Европу от других частей света, и они могут рассматриваться как объяснения блестящего развития народов Европы, их доминирования над народами других частей Земли».
Превосходство Запада идеологически всегда идеологически обосновывали по-разному: и как фактор достоинства белой расы, и как свойство пуританского склада ума, и как следствие протестантской трудовой этики. Часто указывают на важную роль национальных государств, на геополитическую ситуацию, позволившую западноевропейцам быстро и эффективно, а главное самостоятельно освоить уникальное по своей удобности морское пространство вокруг Европы. Марксисты говорят о разложении феодализма и первоначальном капиталистическом накоплении.
Американский политолог Т.фон Лауэ объясняет необычайное и пока непревзойденное превосходство Запада уникальной комбинацией культурного единства и разнообразия в сравнительно небольшом географическом регионе, имеющем превосходный климат, естественные ресурсы и исключительно удобные внутренние коммуникации. «Единство было обеспечено иудейско-христианской традицией, базирующейся на греко-римской культуре – оба явления представляют собой источник культурного творчества и растущей конкуренции в зоне Италии и Испании, в Западной Европе. География и общее культурное наследство создали условия для быстрого взаимообмена основными культурными достижениями. Соперничество ремесленников, художников, ученых, а затем городов, регионов и в конечном счете наций-государств вызвало к жизни восходящую спираль вызовов и ответов, распространяющихся с постоянно растущей скоростью. С помощью аскетизма или, иными словами, религии, главная движущая сила культурного творчества – дисциплина индивидуального носителя и социальное взаимодействие были развиты до интенсивности еще не виданной в мире».
Однако историческое пространство является именно «историческим» и поэтому никогда не застывает в раз и навсегда данных географических границах. Непрерывно и безмолвно продолжают свое развитие производительные силы, а вместе с ними расширяются и морские пути: с восточной части Средиземного моря они с течением времени начинают распространяться уже на все это море, а оттуда дороги пошли в глубь Европейского материка. Центр мира перемещается на полуостров Италии, на самую середину Средиземного моря. Это также явилось в известной степени следствием закономерного расширения исторического пространства.
Далее, после длительного периода средних веков, наступает эпоха нового времени с его стремительным промышленным развитием. За стенами замков из среды крепостных крестьян появляются горожане. Последние, в свою очередь, выдвигают предшественников буржуазии нового времени. Затем нарождается и сама буржуазия, для которой открытие Америки и морского пути через южный мыс Африки представляет новые сферы деятельности. Рынки Ост-Индии и Китая, заселение Америки, торговля с колониями – все это привело к невиданному развитию торговли, мореплавания и промышленности. В этих условиях Средиземное море оказалось слишком тесным. Историческое пространство общественных связей стало быстро расширяться. Люди выходят через Гибралтар и мужественно встречают бурные волны Атлантического океана... Ричард Тарнас полагает, что приобретение Западом такого великого изобретения цивилизации, как магнитного компаса, было одним из четырёх важных факторов, изменивших облик мира и мировоззрение человека. «Великие открытия», ставшие возможными благодаря магнитному компасу, принесли великие веяния в интеллектуальную сферу, одновременно и отражая, и побуждая дальнейшие исследования естественного мира, подтверждая и упрочивая новое самосознание Запада, стоявшего на подступах к героическим рубежам цивилизованной истории. Совершённые исследователями новых земель открытия, неожиданно обнаруженные ошибки, а порой, и невежество античных географов породили новое сознание собственной осведомленности и даже превосходства над учителями древности, прежде казавшимися непревзойдёнными, тем самым, подорвав все традиционные авторитеты. Одним из «разоблачённых» географов оказался Птолемей, что не замедлило сказаться и на его репутации астронома. Экспедиции мореплавателей требовали, в свой черёд, более точных астрономических познаний и более точных астрономов (из их числа в скором времени появится Коперник). Открытие новых континентов предоставило новые возможности для экономической и политической экспансии, что вызвало коренные преобразования в европейском общественном устройстве. Эти открытия принесли и знакомство с новыми культурами, религиями, с совершенно иным укладом жизни, обогатив европейское сознание неведомым дотоле ощущением относительности привычных ценностей, пришедшим на смену прежней уверенности в абсолютности собственных традиционных представлений. Горизонты Запада – географические, умственные, экономические, политические – неслыханным образом меняли очертания и неудержимо расширялись. Европе стало тесно в своих пределах
После того как все это произошло, прежняя феодальная, или цеховая, организация промышленности уже не могла больше удовлетворить спроса, возраставшего вместе с новыми рынками. Ее место заняла мануфактура. Но и мануфактура со временем перестала отвечать запросам все расширяющихся рынков. В промышленности должна была произойти техническая революция, и она произошла благодаря силе пара и машин. Таким образом, развитие средств сообщения вызывает развитие промышленности, развитие промышленности в свою очередь приводит к дальнейшему развитию средств сообщения, и такая взаимосвязь вызывает стремительное расширение исторического пространства. Крупная промышленность создает мировой рынок, мировой рынок дальше развивает крупную промышленность. С открытием мирового рынка и на его основе производство и потребление самых различных стран приобретают международный характер. Промышленность перерабатывает уже не местное сырье, а привозимое из самых отдаленных районов земного шара; фабричные продукты продаются во всех частях света. На смену старой местной и национальной замкнутости и существования за счет продуктов собственного производства приходят всесторонние связи и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Далее изменения в сфере материального производства не могли не вызвать огромных изменений и в сфере духовной культуры: достижения отдельных наций становятся общим достоянием. Из множества национальных литератур и искусств образуются единая всемирная литература и единое искусство. Буржуазия вовлекает в цивилизацию даже самые варварские нации. Еще К. Маркс отмечал: «Дешевые цены ее товаров – вот та тяжелая артиллерия, с помощью которой она разрушает все китайские стены и принуждает к капитуляции самую упорную ненависть варваров к иностранцам... Так же, как деревню она сделала зависимой от города, так варварские и полуварварские страны она поставила в зависимость от стран цивилизованных»
В это время как Запад усиливал свое экономическое развитие, для России оно было чрезвычайно невысоко
5. Большинство исследователей как российских, так и западных обращали внимание скорее на различия в социально-политических аспектах развития России и Запада, нежели на сходстве. Мысль о глубоком различии между Россией и Западом объединяет лучших российских мыслителей, выясняющих: одни – «совершенную самобытность» русской истории, другие – «её крайнее своеобразие», третьи – её «полную противоположность» истории западной, до резкого «контраста». Поражает, однако, тот факт, что определённый одинаковый комплект отрицательных характеристик российские исследователи приписывали Западу, а западные – России. Так, славянофил И.Киреевский в области государственного развития находил в России целостность в противоположность западной раздвоенности. Государство на Западе возникает как следствие завоеваний и деспотизма, в России – из естественного развития народного быта.
Как ни странно солидаризируется с ним и западник К.Д.Кавелин, отмечавший полную противоположность русской и западной государственности, видевший в новгородском республиканском устройстве не общеевропейские корни, а, прежде всего элемент общинного устройства
Другие западники – Т.Н.Грановский, Б.Н.Чичерин, а ранееИ.Ф.Эверс рассматривали историю России всё же, как проявление всемирно-исторических закономерностей. С.М.Соловьев, прежде солидаризировавшийся с К.Д.Кавелиным, под влиянием социологии Г.Бокля объясняет некоторую задержку в развитии России и специфику её государственности в географическими условиями, жидким состоянием, когда полукочевое население было похоже на перекати-поле, не связанного узами недвижимой собственности и прочной системы отношений.
П.Н.Милюков, исходя из этого же параметра «жидкого элемента» в русской истории, выводит резкую противоположность между российским и западным развитием, которую он сам определил как контраст... Европейское общество, по мнению Милюкова, развивалось нормально, в результате внутреннего процесса, снизу вверх. На Западе средний слой феодалов-землевладельцев вырос на сформировавшемся низшем слое оседлого крестьянства. Высшей надстройкой явилась государственная власть. В России процесс был противоположный: сверху вниз. Государственная организация опережает внутренний процесс экономического развития; она закрепила под собой военно-служивый класс, занявший место местной земельной аристократии, а военно-служивый закрепил под собой крестьянство. По этому же контрасту с Западом шло и последующее развитие России: государственная власть строила общество и связи, прежде всего с потребностями внешней самозащиты.
Чрезвычайно интересна и плодотворна так называемая «вотчинная теория» В.О.Ключевского, в которой происхождение власти на Руси, взаимоотношения великий князей, собиравших государство и удельных князей, преследующих центробежные тенденции, отношений «сюзерен–вассал», обусловливается спецификой собственности на Руси, принципиально отличной от западной, взаимоотношений власти и собственности.
В самом деле, природа российской государственности отлична от западной. Это различие видно даже этимологически. Русское слово «государство» восходит к «государю», термину частноправовому, собственнику рабов и вещей. Западные обозначения государства (английское state или французское etat) являются публично-правовыми понятиями «состояния, упорядоченности». Западноевропейские государства, пронизанные римским правом, уже в раннем средневевье чётко разделяют публичную власть государя и его частную собственность, imperium иdominium.
Россия действительно всегда шла свои путём, создавая особую восточноевропейскую цивилизацию совместно с народами, втянутыми в орбиту становящейся империи. Россия, к несчастью, не пережила трёх великих потрясений, сотворивших запад – Возрождения, Реформации, Просвещения. Все эти эпохальные перевороты западноевропейской истории коснулись России лишь краем, лишь в отдельных чертах.
Большинство западных исследователей России отмечают черты её несхожести с Западной Европой, полагая, что в основе этого лежит принцип государственного устройства. Европейцы единодушно отмечают, что Россия – это «особый мир». Британский историк Дж. Кларк пишет о России XVI века как о государстве, несущем в себе элементы европейской и азиатской ментальности, отмечает специфику восточноевропейского христианства, но, прежде всего сугубо восточный, деспотический, пирамидальный способ правления российских монархов, взявших себе титул царя (усечённое имя Цезаря). В.О Ключевский, придававших огромное значение мнению иностранцев о России сделал сводку их мнений о русской жизни исследуемого периода, откуда ясно, что хозяйственная жизнь, социально-экономическая жизнь России и Западной Европы изрядно отличалась. При этом В.О.Ключевский обращает внимание на очень слабое развитие товарно-денежных отношений в России даже в XVI веке. Многочисленные свидетельства как российских, таки западных дипломатов, купцов, путешественников XV – XVI веков говорят о крайнем взаимном удивлении таковых при сопоставлении российских и западноевропейских городов. Российский город просто не был городом в западноевропейском смысле, а в российском понимании западноевропейскому городу не было строгого аналога городам, посадам, посадцам и другим русским поселениям того времени. Всё это свидетельствует о чрезвычайно больших различиях между Россией и Западной Европой, проявляющихся в формах государственного устройства, социально-экономической, духовно-религиозной и культурной жизни. На то, что «русские сформировались на особой почве» обращают внимание и современные исследователи.
Россия, начиная с XV – XVI века, была для Запада объектом внешним, годным для торговой эксплуатации, а затем и для военной экспансии. Отмечая шесть форпостов в истории Западной Европы, А.Тойнби специально останавливается на борьбе «Западного мира против Московии».
Но, как показывает практика, невозможно жить изолированно на одном континенте. Еще в XV – XVI веках сложилось представление об общем европейском доме, об общеевропейских ценностях, об взаимовыгодности торгово-экономического, культурного обмена, о значимости дипломатических контактов и необходимости военного сотрудничества. России для того, чтобы встать вровень с западноевропейскими странами, необходимо было доказать это динамикой развития различных сфер жизни. Западной Европе необходимо было осознать, что игнорировать всё возрастающую мощь Российского государства нельзя, ибо это не отвечает собственным интересам. Россию уже нельзя было представлять только дикой, варварской страной, не имеющей своей собственной государственно-политической и философской мысли. Подтверждением этого и является возникновение приблизительно в одно и то же время сходных государственно-философских доктрин в России и на Западе.
6. Естественно, что Европа никогда не была единой. Пространственная разделённость была обусловлена социокультурными и идеологическими основаниями. Разделение европейского мышления на две ветви – западную, латинскую, католическую, и восточную, византийскую, православную, произошло в средние века. Истоком и фундаментом всего европейского мировоззрения является древнегреческая философия.
Западноевропейская схоластика получила древнегреческое наследство в латинских переводах, огромное значение придавалось комментариям к этим переводам, которые для переводчиков-монахов были едва ли не важнее самого текста. Главной задачей средневековой западноевропейской схоластики была интерпретация и согласование учения Аристотеля с христианской теологией. Искажённый в плотиновском духе Аристотель продолжал искажаться в духе средневековых переводчиков и комментаторов. У Аристотеля брали то, что было необходимо для западного христианства и для западной схоластики. Западноевропейское мышление сформировалось как рационалистическое, рационализм пронизывает всю духовную жизнь Западной Европы.
В Восточной Римской империи, далее в Византии влияние собственно греческой философии было гораздо сильнее, античная грамотность и традиции сохранились дольше, тем более что говорили и писали там на греческом языке. Весь дух был гораздо ближе к античности, чем на Западе. В отличие от Запада, ведущим философом был не создатель логики Аристотель, а Платон, открывший мир идей. До завоевания турками Византии и массового исхода оттуда философов и богословов в Западной Европе мало знали о Платоне. Отцом православия стал византийский патриарх Фотий (810-897), имеющий для восточных церквей такую же роль, как Фома Аквинский – для западных. Фотий отрицал претензии западного христианства на исключительность, доказывал, что Византия – единственный очаг европейской культуры, всячески противопоставлял западное, римское христианство восточному, византийскому. Платоновским духом (а, по сути, – духом Фотия) пронизана идея строя славянской письменности, а также православная церковная литургия.
Мышление западноевропейского человека сформировалось в период схоластики, восточноевропейского (и, прежде всего славян) под влиянием византийских идей. Греческое духовное наследие выражается у славян в общем, нерасчленённом отношении человека к миру и другим людям.
Со временем две ветви европейского мышления – западное, латинское, католическое, расчленённо-логическое, т.е. аристотелевское, и восточное, византийское, православное, синкретическое, т.е. платоновское, – всё больше отделялись друг от друга. Это разделение усугублялось не только разделением церквей, но и границами государств, чьей ментальной самоидентичностью стало соответственно аристотелевское или платоновское мироощущение.
Разделение Церкви на Западную и Восточную началось еще в V веке, но формально было провозглашено в 1054. Если Римская католическая церковь настаивала на первенстве Рима и папской власти, по-своему интерпретируя слова о Церкви, с которыми Христос, согласно Евангелию от Матфея, обратился к Петру, то Восточная православная церковь скорее была экуменическим сообществом, связанным общностью веры, причём мирянам была отведена гораздо большая роль в религиозных делах, чем это было в католицизме, в отличие от чисто западной диалектики государства и церкви (которая возникла по причине и варварских вторжений и политического и культурного отрыва от прежней Западной Римской империи), на Востоке церковь была тесно связана с политической системой Византии. Патриарх Константинопольский нередко подчинялся восточному императору, который, как правило, пользовался полновластием в церковных делах. В целом, потребность в ортодоксальной доктрине, которая до мельчайших подробностей была определена и предписана некой верховной властью, на Востоке ощущалась значительно слабее, нежели на Западе, и высшим авторитетом в вопросах догмы почитался там не первосвященник, а Вселенский собор. Христианская истина рассматривалась там, в отличие от Запада, не как окончательно сформулированная догматическая система, но как такая деятельность, которую можно переживать внутри самой Церкви. Если на Западную церковь основное влияние оказало учение Августина, то Восточное богословие уходило корнями к писаниям греческих Отцов Церкви. На Востоке почти отсутствовали «юридические» отношения между Богом и человеком, характерные для западного христианства, зато преобладали мотивы как вочеловечение Бога, обожествление человечества и божественное преображение космоса. В целом восточное христианство оставалось ближе к единящему мистическому порыву, появившемуся в христианской вере благодаря Иоанну Богослову, тогда как Запад устремился
в более дуалистическом направлении, указанном Августином. Конечно, на основе господства христианской религии в Европе создались какие-то связи и отношения между единоверцами. Но если эти связи сопоставить с теми коренными изменениями в облике мира, которые капитализм осуществил через развитие своей промышленности, торговли и средств связи, то здесь не найдется никакого места для сравнения.
ВЫВОДЫ
1. Глубинные смыслы формирования права конкретного общества являются основными характеристиками правовой духовности народа и его правовой культуры. Из свойств системы общественных правоотношений и из черт совокупной правовой практики, взятых вне их обусловленности правосознанием, невозможно вывести специфику общ правовой культуры.
2. Анализ конкретных исторически определенных форм правовой культуры должен приниматься в качестве узлового пункта сравнительного исследования правовых культур.
3. Правовые культуры, по-прежнему, как и в более отдаленные исторические эпохи, остаются в своей основе самодостаточными, относительно замкнутыми и лишь умозрительно, теоретически сопоставимыми. Поэтому, в частности, современная идея плюрализма не только интересов, но и ценностей, выступающая как один из принципов международного права, является не просто идеологе-политической установкой, но и объективной характеристикой общественной жизни, ее закономерностей и тенденций.