КОРНИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО И ЗАПАДНОГО ПРАВА
П Л А Н
1. Действительное право как отражение особенностей социальной реальности.
2. Россия и Запад как современные общественные состояния. Проблема качественной отличности и совместимости корней российского и западного права.
3. Исторические корни права.
4. Экономические корни права.
5. Политические корни права.
6. Религиозные и нравственные корни права.
н I |
Компаративный анализ культурных формдуховности в контексте проблемы правосознания является ближайшим логическим шагом, следующим за выявлением особенностей каждой из правовых культур. И подобный анализ имеет не только теоретический, но и очевидно практический интерес. Причин, обусловливающих практическую актуальность избранного сравнения, по крайней мере, две. Первая из причин кроется в факте активного взаимовлияния, взаимопроникновения, а в отдельных случаях — и единения национальных культур развитых современных обществ. Вторая из причин кроется в историческом факте необычайно сильного влияния достижений западной духовной культуры на культуру России, в традиции многовекового теснейшего контакта Запада и России. Достаточно вспомнить о двух идейных течениях (западниках и славянофилах),, которые сформировались в первой половине XIX в. в России и призваны были определить место России в мировом культурно-историческом развитии. Для России проблема связи культур еще не нашла своего решения.
Право, как известно, является наиболее действенным и чутким регулятором общественных отношений. В зависимости от исторического пути, пройденного тем или иным социумом, экономическими основами развития общества, политической организацией, религиозными и нравственными основами развития социумы по-разному решают свою общественные проблемы, в том числе проблемы правовые. Целая отрасль правового знания – сравнительное правоведение занимается компаративистским анализом правовых систем, но наша задача – несколько иная. Мы должны выяснить, каковы корни российского и западноевропейского права, а также насколько эти корни отражают существо действительного, реального права.
1. Понятийный каркас, в рамках которого нами далее разворачивается проблема сущности права (основной вопрос философии права), достаточно ясен, речь идет, помимо корней, о причинах, обстоятельствах, условиях, началах, основах, истоках права, а в общем - о некоторых зависимостях существования права. Понятия, тесно переплетенные, но имеющие, однако, отчетливые смысловые акценты. Расставим их и тем самым сформулируем проблему корней права как вполне самостоятельную.
Условия - та совокупность процессов, явлений, закономерностей обшественного бытия, которые составляют некое "жизненное поле", необходимый фон существования права, понимаемого как специфическое отражение этой совокупности, некое производное от них состояние социальности.
Обстоятельства - совокупность процессов и явлений общественного бытия, взятая вне различия их с точки зрения существенности и несущественности, случайности и необходимости. Достаточна лишь их наличность, внешняя связанность с бытием права.
Причины - некоторые однозначные необходимые зависимости. Корректно говорить о них в применении к социальному бытию можно лишь в двух крайних случаях: либо относительно отдельных (эмпирических) правовых действий, либо относительно существования права вообще. Оба далеко отстоят от содержательного анализа правовой реальности.
Об основах, в строгом смысле этого слова, мы говорим тогда, когда в область интереса попадает некоторая иерархия зависимостей существования права, а связь между этими основами и правовой эмпирией - много опосредованная,
Начала есть систем о образующие идеи права, "отправные точки" его развертывания. Анализ начал дает чисто качественную характеристику праву, а значит - в достаточной степени характеристику абстрактную, рафинированную.
Понятие истоков, вводимое в философско-правовой анализ, не может не содержать в себе признаков, связываемых с прямым и основным употреблением слова "истоки". По ассоциации с этим непосредственным значением истоки следует рассматривать как социально-духовную реальность в ее первичности по отношению к праву. Это такой "поток действительности", который, с одной стороны, объективно обусловливает право и способствует его воспроизводству, а с другой - безразличен к "породе" конкретного "древа" права, к культурному своеобразию права конкретного народа, в общем - к конкретности феномена права. Совокупность условий существования права в данном смысле рассматривается как то, что должно быть еще приведено в действие, найти свой "адресат" под влиянием факторов, самих по себе не заложенных в этой совокупности условий. Только существование права вообще, в его абстракции от конкретной реальности, может быть объяснено посредством анализа его истоков.
На фоне различий между понятиями, выражающими характерные зависимости существования права, введение понятия корней может показаться излишне тонким нюансом. Тем не менее, мы утверждаем о самостоятельности проблемы корней в сравнении с проблемами, связанными с сопряженными корням моментами. Какой же смысл вкладывается нами в понятие корней права?
Во-первых, мы акцентируем в данном случае внимание не на закономерностях, а на связях (пивным образом, не генетических, а структурных и функциональных (некоторых состояний общественного бытия как материального, так и идеального; с качественным состоянием права. Причем общественное бытие предстает в анализе нг как целостность, монолит, а как совокупность различных фрагментов (сфер, сторон, форм, способов) этого бытия, каждый из которых имеет самостоятельное значение, берется в своей особенности, относительной самостоятельности, не подводимой пои общий знаменатель, будь то материальные отношения или идейные влияния, или еще что-нибудь.
Во-вторых, речь идет о тех зависимостях, в рамках которых развертывается конкретное право (а не право вообще или историческая форма права лишь в ее абстрактной сущности). Каковы корни права, таково и само оно в его историко-культурной конкретности, качественном своеобразии. Причем главным здесь является вовсе не вопрос об условиях (причинах, обстоятельствах, основах, истоках) образования данного качественного состояния права отдельной культуры, народа и т.д., а о том, что в повседневности, в эмпирической данности постоянно воспроизводится это качество, подпитывая конкретную правовую систему.
В-третьих, вопрос о корнях естественным образом возникает в контексте философского понимания сущности права. Таковое понимание складывается в связанности двух плоскостей анализа феномена права: а) философско-категориального анализа внутреннего импульса правового акта (как элементарной ячейки права), саморазвертывания, опредмечивания сущностных сил человека {ибо философия права раскрывается в категориальном каркасе философии человека); 6} общесоциологического анализа корней как каналов воспроизводства, саморазвития качественного состояния того или иного конкретного типа права. Он высвечивает объективный, конкретный, историко-культурный фон, на котором и развертываются сущностные силы человека.
Еще раз подчеркнем; вопрос о корнях права - предмет общесоциологического исследования общественного бытия. Именно потому вопрос о корнях касается не потенций, возможностей, заложенных В реальности, но самой Действительности общественных отношений и действий, какой бы она ни представала в аксиологическом аспекте. Стало быть, утверждения об отсутствии тех или иных корней конкретного права бессмысленны; имеет смысл говорить лишь о своеобразии наличных форм человеческого бытия, сообщающих праву специфические черты. Точно так же бессмысленно говорить об отсутствии правовых обществ, правовых культур конкретных народов; но имеет смысл оградить сравнительный анализ правовых систем от засилья социальных оценок.
В-четвертых, как корни дерева - тоже дерево, так и корни права - не только зависимости права, воспроизводящие его в качественном своеобразии, но и само право, понятое, однако, не как форма социального бытия, наряду и в связи с другими формами, а как некая интегральная характеристика, состояние общественной жизни в целом, как увиденное в определенной плоскости, через специфический «светофильтр». Вопрос о корнях права призван обозначить не просто многообразие условий, факторов его воспроизводства, но главным образом многообразие его сторон, "ипостасей". Право предстает как синтезируюшая форма социального бытия, которая придает специфический смысл и всем другим формам бытия. Право не только является компонентом социальной реальности, но и стороной, моментом любого из фрагментов, форм этой реальности.
Только в таком предельном своем понимании право может быть предметом философского анализа; и только последовательное раскрытие проблемы корней права способно дать пишу собственно философским размышлениям. Решить эту проблему - значит дать целостную картину социально-духовного мира человека через описание всех форм и способов его жизни в их взаимосвязях.
Поскольку анализ корней права непосредственно связан с философским пониманием сущности права, постольку, в-пятых, в содержание понятия корней входят источники, импульсы саморазвития права, т.е. природа права. Вопрос о корнях - это вопрос о конкретной данности условий и факторов, в рамках которой воспроизводится самодостаточность права как способа социально-духовного бытия, а не как следствие иных общественных процессов. Смена конкретной содержательной сущности историко-культурной системы права происходит со сменой форм воспротводства его самодостаточности.
В-шестых, к корням права относится и совокупность условий, факторов, имеющих эмпирический характер и доступных как фактографическому, так и конкретно-социологическому описанию, и некие глубинные процессы, воплощенные в конкретную форму историко-культурных обстоятельств. Последние предстают как метаморфозы интегральных социальных процессов, характеризующих в целом материальную жизнь и ментальность народов. Таковые доступны лишь теоретическому реконструированию. Одно без другого в нашем случае анализировать нельзя, ибо, в противном случае, мы не в состоянии будем отследить изменения реальности, либо перечисление явлений и процессов, связанных с существованием права, не будет иметь точек опоры и примет хаотичный характер,
В-седьмых, полагание сущностью конкретно-исторической качественной определенности права не является отрицанием некоторых инвариантных его черт, в анализе абстрагируемых от конкретных проявлений этой сущности. Мы называем их доминантами культур, принципами систем собразования, стягивания всех корней в единый правовой "ствол". Эти константы являются лишь общим смысловым фоном конкретной, историко-культурной определенности общественной жизни, поэтому они в качестве корней права рассматриваться не могут. Корни права - такие процессы, явления, условия, которые непосредственно, а не в итоге, определяют качественное своеобразие права. Непосредственность таких зависимостей и делает возможным анализ проблемы социологическим инструментарием, тогда как влияние доминат интегральных черт жизни определенного народа может быть осмыслено скорее на отвлеченно-теоретическом, философско-категориальном уровне.
В-восьмых, будучи неразрывно связанной с определением качественного своеобразия права на историческом этапе развития конкретной культуры, народа, проблема корней права предполагает не только констатацию начальных условий данной определенности, но и описание динамики этих условий и свойств общественной жизни.
Реальность, в которой мы обнаруживаем корни права, постоянно меняется. Причем нам важно не просто уследить за этими изменениями, но и упорядочить их, выявить направление, общую тенденцию изменений. Корнями права становятся те процессы, изменения, условия, в которых вполне уловимы следующие закономерности. С одной стороны, конкретная правовая жизнь есть развертывание заложенных в качественном состоянии возможностей, потенций данной историко-культурной формы. В этом смысле развитие корней есть их упрочение, усложнение. И все большая многообразность. С другой стороны, их развитие есть внутренняя противоречивость процессов, постепенный переход в их собственную противоположность, постоянно усиливающаяся тенденция к сбросу старого качества и накоплению условий для нового качественного состояния. Чем развитие общество в своем конкретно-историческом качестве, тем сложнее увидеть в нем начальные состояния и условия, тем в частности, завуа-лированее глубинная сущность права.
Следовательно, в основу анализа корней права должно быть положено не просто выделение по ряду признаков некоторого типа зависимостей, но и описание их динамичной связи с действительным правом, выстраивание их в некоторую тенденцию, в "линию жизни" права.
Таким образом, на уровне терминологического различения обоснованно выделено своеобразие и самостоятельность проблемы корней права и. как следствие, недостаточность ее решения для уяснения влияний всей сложности общественных отношений на качественную определенность конкретного права. Проблема корней права является лишь фрагментом в философском постижении сущности феномена права. Видеть ограниченность анализа корней права принципиально важно.
2. Далее мы будем анализировать корни лишь двух самостоятельных правовых систем, а именно: российской и западноевропейской. Уточним связанные с этим ограничением понятия.
Для философско-правового анализа важно отнести названия "Запад" и "Россия" не столько к региону, не к территориальному объединению, сколько к типу культуры и строя мысли, стереотипам жизненного пути. Они и будут пониматься не как совокупность вполне конкретных стран и народов, но как абстрактные понятия, т.е. как обозначения совокупности явлений, которые связаны необходимым образом и с особенностями отдельных стран, территорий, но также и с тем, что единит их именно с точки зрения сущностных социально-культурных характеристик.
Не будем предвосхищать выводы из предлагаемого в пособии анализа, скажем пока только следующее.
К западному обществу мы относим, помимо европейских, и те страны (например, США, Канада, Австралия), которые имеют общий с европейский менталитет, принцип экономической организации, единое политическое кредо, общие юридические основания, этические и религиозные представления и ценности. Синтезирующим началом западного общества А.Зиновьев именует западнизмом и полагает его в качестве основы капитализма. Прибавим к сказанному, что, хотя на эмпирическом уровне между правовыми системами европейских стран существовали и существуют различия, порой весьма важные (например, наличие англосаксонской и романо-германской правовых систем), тем не менее единит их гораздо большее, что и требует оперировать самостоятельной смысловой единицей «западноевропейское право». И единящее их начало - вовсе не «сущность права как социального явления вообще».
Россия (особенно на ее имперской стадии) включала в себя территории и народы, которые, однако, к российскому обществу в указанном выше смысле так и не стали принадлежать (например, среднеазиатские или прибалтийские территории). Поэтому, утверждая меняльное, юридическое или религиозное единство российского общества, мы имеем в виду ли часть того, что называется Россией в географическом смысле. Именно для этой части уместно упоминать понятие «российское право»
Автор монументальной «Истории России с древнейших времён» С.М.Соловьев, находившийся под прямым влиянием Г.В.Ф.Гегеля, позитивистского географа К.Риттера и географического детерминиста Г.Т.Бокля («История цивилизации в Англии»), склонен был думать об истории цивилизации как о всеобщем и всеобъемлющем общемировом процессе органического роста. С.М.Соловьев (как и многие другие историки) смотрел на русскую историю как на интегральную часть европейской истории. Он видел в мировом сообществе единый организм, подчиненный универсальным законам социальной эволюции. Поэтому Соловьев просто ставил Россию в русло западной истории и не противопоставлял Россию Западу. Для Соловьева и для множества последующих интерпретаторов русской истории Россия представляла собой продукт европейской экспансии в неевропейском пространстве. Сохранила ли Россия в ходе этой многовековой экспансии собственно европейски-западный характер, – Соловьев даже не ставит такого вопроса. Находясь в среде западников Петербурга и Москвы, он предпочитал не видеть этой проблемы. Для Соловьева (и многих других) Запад был просто нормой. Однако последующее развитие нанесло удар по умозрительной гармонии. Идеи романтически-гегельянского всемирного органического развития оказались недостаточными для объяснения сути мировой истории. Уже у Соловьева закрались сомнения. Гений русской историографии начал делить государства и общества на «передовые» и «отсталые». Органической картины не получилось. Стоило отъехать две версты от любой из двух русских столиц, как (нельзя было того не заметить) русская жизнь, например, за пределами пресловутого тротуара Невского проспекта переставала отвечать западной «норме».
С.М.Соловьёв гениально просто определил отличие Восточной Европы от Западной. Он предложил посмотреть на оба региона, так сказать, с высоты птичьего полета. Первая же примета различия: Западная Европа – каменная, Восточная – деревянная. Камнем называли и старину на Руси горы. Этот камень разделил Западную Европу на многие государства, разграничил многие народности, «в камне свили свои гнезда западные мужи и оттуда владели мужиками, камень давал им независимость... Благодаря камню поднимаются рукотворные горы, громадные вековечные здания». А что же на Востоке? «На великой восточной равнине нет камня, все равно, нет разнообразия народностей, и потому одно небывалое по величине государство. Нет прочных жилищ, с которыми бы тяжело было расставаться, в которых бы обжились целыми поколениями; города состоят из кучи деревянных изб, первая искра – и вместо них кучи пепла... построить новый дом ничего не стоит по дешевизне материала, отсюда с такой легкостью старинный русский человек покидал свой дом, свой родной город или село: уходил от татарина, от литвы, уходил от тяжелой подати, от дурного воеводы или подьячего; брести розно было не по чем, ибо везде можно было найти одно и то же, везде Русью пахло. Отсюда привычка к расходке в народонаселении и отсюда стремление правительства ловить, усаживать и прикреплять».
Именно в эти времена Западная Европа стала создавать гигантские каменные соборы, потому что была сила, «способная воздвигать подобные громады – общественная сила, богатый многолюдный город, жители которого создавали в себе одно целое, привыкали к общему делу».
Если западное общежитие заставило население найти формы совместного цивильного выживания появление статутов, городского права (на Западной Руси отозвавшегося введением феодального городского права, регламентирующего городскую жизнь в Восточной Германии и на Славянских землях в XIII-XVIII вв.), то на большой части России зачатки городского самоуправления появились только во второй половине XIX века.
3. К романо-германской правовой семье относятся правовые системы, возникшие в континентальной Европе на основе римских, канонических и местных правовых традиций.
Романо-германская правовая семья — это правовые системы, созданные с использованием римского правового наследия и объединенные общностью структуры, источников права и сходством понятийно-юридического аппарата.
Романо-германская правовая семья имеет весьма длинную юридическую историю. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в ХII-ХVI вв. на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку. Произошел процесс, получивший название «рецепция римского права». Вначале эта рецепция носила доктринальные формы: римское право непосредстенно не применялось, изучались его понятийный фонд, весьма развитая структура, внутренняя логика, юридическая техника. Действительно, римское право — непреходящая ценность правовой культуры
Р. Давид подчеркивает, что романо-германская правовая семья в своем историческом развитии не была продуктом деятельности государственной власти (в этом ее отличие от формирования английского общего права), а была исключительно продуктом культуры, независимым от политики. Если это в какой-то мере верно по отношению к первой, доктринальной стадии рецепции, то о следующей стадии этого сказать нельзя.
Формирование романо-германской правовой семьи было подчинено обшей закономерной связи права с экономикой и политикой и не может быть понято вне учета сложного процесса развития товарно-денежных отношений в недрах средневекового общества, прежде ;сего отношений собственности, обмена, первоначального накопления, перехода от внеэкономического к экономическому принуждению и т.п.
Когда в средневековой Европе господствовало натуральное хозяйство, а производство для рынка, торговля не имели широкого распространения, не было нужды и в римском праве. Но как только промышленность и торговля — сперва в Италии, а позже и в других странах— развили дальше частную собственность, тотчас же было восстановлено и вновь получило силу авторитета тщательно разработанное римское частное право.
Римское право — классическое выражение жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует частная собственность именно это обусловило возможность приспособления римского права к развивающимся в недрах средневековой Европы товарно-денежным отношениям. Римское право есть законченное право простого товарного производства, следовательно, докапиталистического; . право, однако, заключает в себе большую часть правовых отношений Нового времени, т.е. именно то, в чем нуждались горожане в период возникновения городов и чего они не находили в местном я праве.
Рецепция римского права привела к тому, что еще в период средневековья системы европейских стран — их правовая доктрина, юридическая техника — приобрели определенное сходство Таким же образом сказалось влияние канонического права.
Буржуазные революции изменили социальную природу права, отменили средневековые правовые институты, превратили закон в основной источник романо-германского права. Закон рассматривался в качестве наиболее подходящего инструмента для создания единой национальной правовой системы, для обеспечения законности в противовес феодальному деспотизму и произволу. Право — альтернатива грубой силе, а правоприменение — война всех против всех. Правовая культура во все времена и у всех народов помогала мирно решать возникающие конфликты.
Те же обстоятельства, которые определили важную роль закона как основного источника романо-германского права, обусловили возможность и необходимость кодификации права. Путем кодификации право приводится в систему, оказывается как бы пронизанным определенными принципами. Кодификация придает праву определенность и ясность, значительно облегчает его практическое использование и является логическим завершением сложившегося в континентальной Европе понимания правовой нормы и права в целом. Кодификация завершает формирование романо-германской правовой семьи как целостного явления. Особенно значительной была при этом роль французской кодификации. Гражданский кодекс, известный как Кодекс Наполеона 1804 г., оказал значительное влияние на процесс утверждения принципов романо-германского прав;: во многих государствах Европейского континента и за его пределами Рецепция римского права в Германии нашла широкое отражение ч таком крупном законодательном памятнике, как Германское гражданское уложение 1900 г. Его фундамент составило то немецкое право, которое уже ассимилировало достижение римского права. Влияние римского права сказалось на структуре Германского гражданского уложения.
Таким образом, романо-германская правовая семья первоначально сложилась в континентальной Западной Европе. Особенно большой вклад в создание этой системы, о чем свидетельствует ее название, внесли юридическая мысль и законодательство Франции и Гер мании.
Наиболее законченное оформление романо-германская правовая семья получила в Кодексе Наполеона и Германском гражданском уложении. Но основы романо-германского права формировались профессорами права Болонского и других итальянских университетов, кодификаторами Испании и Португалии, трудами голландских ученых Б. Спинозы, Г. Гроция, итальянца Ч. Беккариа и многими другими.
С деятельностью университетов связана важная роль как ученых-юристов, так и теории, доктрины в развитии права европейских государств. Профессора университетов передавали судьям отчасти осовремененное римское право, они не считались с наиболее компетентными его толкователями. Ими были восприняты конечные результаты развития римского права — его идейно-теоретические, юридико-технические достижения, разработка структуры и целого, а также ряда институтов гражданского права.
Впоследствии европейские государства перенесли свою правовую систему в колониальные владения в Америке, Азии и Африке. Некоторые государства добровольно восприняли понятия, конструкции и даже целые отраслевые массивы из романо-германского права.
Распространение романо-германской правовой семьи. В настоящее время романо-германская правовая семья охватывает право стран континентальной Западной Европы, подавляющего большинства государств Центральной и Южной Америки (бывших колоний Испании, Португалии и Франции), право Японии, Южной Кореи, Индонезии, Таиланда и некоторых других азиатских стран. Правовые системы многих африканских государств, а также стран Ближнего и Среднего Востока тяготеют к романо-германскому праву. В Афро-Азиатском регионе романо-германское право вступает в сложное взаимодействие с мусульманским и обычным правом.
Особое положение занимают правовые системы Скандинавских стран. Большинство исследователей, исходя из существующей в этих государствах системы источников права, относят право Скандинавских стран к романо-германской правовой семье. Некоторые юристы считают скандинавское право специфической общностью, обособленной и от романо-германского, и от общего права.
Итак, романо-германская правовая семья является более старой, более распространенной и более влиятельной в современном мире, чем правовая семья общего права, что признают английские и американские авторы.
Общее право — это система, несущая на себе глубокий отпечаток его истории, а история эта до XVIII в. была исключительно историей английского права. Она шла тремя путями: путем формирования общего права, дополнения его правом справедливости () и толкования статутов.
Своими корнями английское право уходит далеко в прошлое. После норманнского завоевания Англии (1066 г) основная роль в осуществлении правосудия была .возложена на королевские суды, находившиеся в Лондоне. Частные липа, как правило, не могли обращаться непосредственно и королевский суд. Они должны были просить у короля, а практически у канцлера, выдачи приказа (Writ), позволяющего перенести рассмотрение спора в королевский суд. Первоначально такие приказы издавались в исключительных случаях. Но постепенно список тяжб, по которым они издавались, расширялся. В ходе деятельности королевских судов постепенно складывалась сумма ре-, которыми и руководствовались в последующем эти суды. Сложилось правило прецедента: однажды сформулированное судебное в последующем становилось обязательным и для всех других судей. Английское общее право образует классическую систему прецедентного права, или права, создаваемого судьями.
Поскольку основная трудность заключалась в том, чтобы получить возможность обратиться в королевский суд, появилась формула «судебная защита предшествует праву», которая до сих пор определяет характерные черты английского правопонимания.
К концу XIII в. возрастает роль статутного права. В связи с этим правотворческая роль судей некоторым образом сдерживается принципом, согласно которому изменения в праве не должны происходить без согласия короля и парламента. Одновременно устанавливается право судей интерпретировать статуты.
В ХIV-XV вв. в связи с большими социальными изменениями я средневековом обществе Англии (развитие товарно-денежных отношений, рост городов, упадок натурального хозяйства) возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер, решая в порядке определенной процедуры споры, по которым их участники обращались к королю. Так рядом с общим правом сложилось "Право справедливости». Оно, как и общее право, является прецедентным правом, но прецеденты здесь созданы иным путем и охватывают иные отношения, чем общее право.
До 1873 г. в Англии на этой почве существовал дуализм судопроизводства: помимо судов, применяющих нормы общего права, существовал суд лорд-канцлера. Затем эти системы слились.
В то время как юристы континентальной Европы рассматривают право как совокупность предустановленных правил, для англичанина право — это в основном то, к чему придет судебное рассмотрение. На континенте юристы интересуются прежде всего тем, как регла-Иентирована данная ситуация, в Англии внимание сосредоточивается на том, в каком порядке она должна быть рассмотрена, чтобы прийти к Правильному судебному решению.
Во Франции, в Германии, Италии и других странах романо-германской правовой семьи правосудие всегда осуществлялось судьями, имеющими университетский диплом юриста. В Англии даже судьи в высших судах до XIX в. необязательно должны были иметь юридическое университетское образование: они овладевали профессией, работая длительное время адвокатами.
Лишь в наши дни приобретение университетского диплома стало важной предпосылкой для того, чтобы стать адвокатом или судьей профессиональные экзамены, позволяющие заниматься юридическими профессиями, могут рассматриваться как эквивалент юридического диплома. Однако и поныне главное в глазах англичан — это разбор дела в суде добросовестными людьми; соблюдения основных принципов судопроизводства, составляющих часть общей этики,по их мнению, достаточно для того, чтобы «хорошо судить».
Становление и эволюция российской правовой системы происходили 1Го общим закономерностям, присущим развитию любой национальной правовой системы, хотя в этих процессах были и свои особенности.
Русское право представляет собой весьма оригинальное явление на правовой карте мира и имеет тысячелетнюю историю. По мере становления и развития — от древнего права к средневековому и далее к советскому праву — оно приобретало все большее своеобразие. В XX столетии Россия дала миру принципиально новый тип правовой системы — социалистическое право, оказавшее значительное воздействие на правовые представления миллионов людей и повлиявшее на законодательство многих стран мира.
Русское государство с момента своего возникновения занимало обширнейшую территорию. Ее населяло множество народов, имевших разную культуру, психологию, верования и находившихся к тому же на различных стадиях исторического развития. Это предопределило длительное сосуществование весьма несходных правовых порядков на российских просторах.