Русские княжества в составе Золотой Орды.

Лекция 5.

Система верховной власти на Руси после нашествия.

Политика покорения мира, провозглашенная основателем Монгольского государства – Чингисханом, стала причиной прихода на Русь монгольских завоевателей. В ходе нашествия под руководством Батыя (внук Чингисхана) 1237-1241гг., большинство русских земель были разорены и покорены. В 1243г., после похода в Европу, Батый основал в южнорусских степях государство Золотая Орда, в состав которого вошли русские земли.

Распад монгольской империи на ряд гос. образований, соперничающих друг с другом и ведущих междоусобную борьбу, вызвал образование самостоятельного государства Золотая Орда, в состав которой и вошла Русь. Взаимоотношения Золотой Орды с Русью строились на системе военно-политического протектората.

Вассалитет.

Поездки русских князей в Орду за ярлыком на княжение и их участие в военных походах золотоордынских ханов были частью системы политического подчинения русских княжеств Золотой Орде. Орда сохранила внутреннее устройство Руси, присвоив себе право взимания дани и утверждения князей. С формально юридической точки зрения Русь не имела самостоятельного государственного управления в монгольский период. Великий хан Монголии и Китая считался сюзереном всех русских земель.

В процессе освободительной борьбы с татаро-монгольским игом, совершался переход формы русской государственности от системы федерации, возглавляемой великим князем владимирским, к централизованной монархии. В домонгольской Руси было 9 крупнейших земель, управлявшихся разными ветвями Рюриковичей, которые вели между собой борьбу за три общерусских княжеских стола – Киев, Новгород и Галич. Эта борьба была центростремительным фактором, сохранявшим формальное единство русских земель.

Установление ордынской власти прекратило борьбу за эти столы и, более того – мелкие удельные княжества оказались закреплены за определенными династиями, что пресекло возможность легкого продвижения от старшего стола к младшему. Теперь старейшим на всей Руси был установлен великий князь владимирский (в домонгольской Руси он был одним из сильнейших, но не общерусского значения). Именно статус владимирского (с 14в. – фактически московского) князя способствовал стремлению распространить свою власть на все земли, входившие некогда в состав Киевской Руси. В конечном итоге, носитель старейшинства в Русской земле – Владимирский великий князь – становится «самодержцем всей Русской земли».

Великий князь четко вписывался в монгольскую номенклатуру аристократов-беков, управлявших подвассальными территориями различного статуса в составе Золотой Орды, будучи встроен во власть через определенные знаки подчинения: получение ярлыка, выплата дани и т.д. Точно так же в Монголии существовало формальное вручение великоханского ярлыка золотоордынскому правителю, по сути являвшемуся независимым правителем. Хан Золотой Орды считался правителем более высокого ранга, нежели русские князья: он именовался царем, т.е. императорским титулом. Потому-то Иван Грозный – первый венчанный на царство царь, так настаивал на своем титуле, чтобы превзойти европейских королей, встав вровень с императором Священной Римской империи германской нации.

Разрыв традиционных культурных связей с Византией и Европой, предопределило переориентацию на Восток и, соответственно, ориентацию на восточную деспотию как форму государственности. Южные и юго-западные земли начинают подпадать под власть Литвы – образование Малой Руси – Малороссии.

Расширяется поместное землевладение, т.к. масса боярской знати погибла, и их земли князья раздают за службу на правах поместья. Много земель отходило церкви, т.к. церковное имущество не облагалось данью со стороны Орды, и церковь поддерживала объединение Руси. Образуются монастырские вотчины. Появляется термин, относящийся к большинству населения страны: если в Новгороде и Пскове земледельцев продолжали именовать по Русской Правде – смердами, то во владимирской земле – христианами – крестьянами. В это время начинают распространяться барщина и оброк – формы феодальной ренты, т.к. часть налогов шла Орде в качестве дани.

Крестьянство еще имело право перехода от одного владельца к другому. Черносошные крестьяне – «черные земли» – земли государства, казны в лице великого князя Владимирского. Но именно их князья и раздавали боярам, дворянам и монастырям в вотчины. Т.о., число свободных крестьян стремительно сокращалось. Общины стали объединяться в волость – административную единицу. Холопы постепенно становятся безраздельной собственностью господина, которых можно продать, купить, убить.

Приток населения в междуречье Оки и Волги, в земли, окруженные лесами и закрытые другими княжествами от татар (Рязань на юге и Владимир на востоке), на пересечение речных торговых путей, выделил два молодых княжества – Тверское (потомки брата Невского – Ярослава Ярославича) и Московское (потомки младшего сына Невского – Даниила Московского – 1276). С начала 13в. Тверь и Москва вели борьбу за великое Владимирское княжение, ярлык на которое выдавался ханом Золотой Орды (давали тому, кто больше обещал дани). В 1304г. хан выдал Владимирский ярлык на княжение Твери, однако новый хан Узбек, сделавший ислам гос. религией Орды, передал ярлык Москве, т.к. Юрий Даниилович Московский (1303-1325) стал его зятем.

После подавления тверского восстания 1327г., первой силой стала Москва (1332г. – ярлык на Владимир). Узбек передал право сбора дани с русских земель Калите, что позволило Москве богатеть. Калита (1325-1340) получил в наследство восемь городов, но купил Углич, Галич и Белозерск. Калита скупал отдельные села и вотчины в чужих княжествах, присоединяя потом эти куски к Москве. Отсюда новый политический элемент периода раздробленности: система личных великих княжений, закрепленная в духовной Ивана Калиты 1339г., который заложил основы удельно-вотчинной системы управления Русью.

Вся Русская земля считалась коллективной собственностью Калитичей. Каждый из членов рода Ивана Калиты имел право на свою часть этого общего владения – удел. В то же время из любого удела могли выделяться временные земельные пожалования служилым людям – вотчины. Владельцем вотчины при этом продолжал считаться член княжеского рода.

Феодальная иерархия:

- великие князья,

- удельные князья,

- бояре (Боярская Дума),

- наместники (волостели),

- дворяне (дружинники).

Земли делились на княжеские, вотчинные и поместные, государственные (черные). Тем не менее, тогда же Русь была разделена ханом на 4 соперничавших за великое княжество Владимирское великих княжения, дабы не допустить объединения Руси. Лишь в 1392г. одно из них – Нижегородское, было присоединено к Москве, а Тверское и Рязанское – и еще позже.

Помимо всего, на формирование удельно-вотчинной системы несомненное влияние оказало монгольское право и монгольская система властвования. Род Чингисхана обладал властью над всей территорией Великой Монгольской империи, в рамках которой каждый из членов семьи получил свой удел. Законным ханом любой части развалившейся империи, тем не менее, мог стать только чингисид (именно поэтому, не только Мамай, но и Тамерлан держали на формальном троне чингисидов как верховных ханов).

С точки зрения монгольского законодательства власть московского великого князя и других князей основывалась, прежде всего, на ханском ярлыке. Соответственно, признание монголами права династии Рюриковичей на русские княжения, облегчило признание русскими монгольского сюзеренитета. Теперь Рюриковичи управляли своими землями не только на базе генеалогии, но и согласно ханскому пожалованию, что позволяло Золотой Орде в течение длительного времени сохранять контроль над русскими землями, пользуясь известным принципом: «разделяй и властвуй». Следовательно, постепенно на первый план выдвинулся принцип передачи власти от отца к сыну, и это стало психологической основой власти московских князей, которые вскоре перенесли этот принцип с Москвы на великое княжество Владимирское. И сделал это Дмитрий Донской.

3.Великое Московское княжество. В 1359г. московский престол занял Дмитрий Донской (9 лет: 1359-1389). К этому времени уже сложились крупные феодальные центры объединения, и выделился сильнейший – Москва, как политический и территориальный центр.

Личность Дмитрия Донского стала символом возрождавшейся Руси. Именование его в официальных документах говорило о преемственности Киевской Руси: «Князь великий Дмитрий Иванович, внук Иванов, правнук Данилов, праправнук Александров, прапраправнук Ярославль, пращур Всеволожь, прапращур Юрьев, прапрапращур Владимиров Всеволодовича Ярославича Володимиречи, великого нового Константина, крестившего Русскую землю, сродник новых чудотворцев Бориса и Глеба».

8 сентября 1380г. ордынская рать была разгромлена русскими на Куликовом поле, после переправы через Дон на р. Непрядва.

В 1382г. неожиданным ударом Тохтамыш вторгся в русские пределы, сумел обманом взять и сжечь Москву (Дмитрий собирал полки на севере). После этого, Москва согласилась платить дань, а Тохтамыш был вынужден признать, что ярлык на великое княжение Владимирское будет выдаваться только Москве. Умирая, Донской завещал Москву и Владимир своему сыну Василию. Тем самым была восстановлена законная система даннических отношений и ордынской власти. Однако, Дмитрий в духовном завещании указал: «А переменит Бог Орду, дети мои не будут давать выхода в Орду, и который сын мой возьмет дань на своем уделе, то тому и есть».

Постепенно Василий I стал подминать под себя Нижний Новгород, Муром, Суздаль. В 1395г. в ходе нашествия среднеазиатского властелина Тамерлана им был учинен погром Золотой Орды (вторжение на Русь не состоялось). Окончательное объединение Московского и Владимирского княжений означало, что теперь присоединение русских земель к Москве приняло объединительный характер.

Следующей ступенью на пути централизации Русского государства стала феодальная смута второй трети 15в. После смерти Василия I его сыну Василию II Темному было 10 лет. Против него выступил младший сын Дмитрия Донского Юрий Дмитриевич Галичский, претендовавший на московский престол. На стороне Василия выступила вся московская знать, горожане и церковь. На стороне Юрия – коалиция удельных князей и местные бояре. Эпидемия чумы 1425-1427гг. усугубила противостояние.

После смерти митрополита Фотия в 1431г. Юрий приступил к захвату власти. Вместе с ним – его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка, оскорбленные в Москве. В 1433г. московские войска были разбиты Юрием, захватившим престол. Василий получил в удел Коломну, и туда сразу же уехало все московское боярство и дворянство, что вынудило Юрия отказаться от великого княжения.

Однако, феодальная война охватила всю Московскую Русь, что усугублялось нехваткой сил у галичских князей и отсутствием полководческого таланта у Василия II. В 1434г. Юрий снова занимает Москву, но вскоре умирает. Престол занимает Василий Косой, но его братья объединяются с Василием II, сидевшим в Нижнем Новгороде. В 1436г. Косой потерпел поражение и был ослеплен.

На Флорентийском соборе среди прочих церковных патриархов Восточной церкви, русским митрополитом Исидором подписана Флорентийская уния 1439г. об объединении западной и восточной церквей, против чего выступало большинство населения как на Западе, так и на Востоке. Уния – это объединение православной и католической церквей под верховенством Папы Римского. После этого Исидор был в Москве арестован, а затем бежал в Литву.

В 1446г. Василий II был схвачен и ослеплен, получив прозвище Темный. Князь был сослан в Углич, а затем в Вологду. Однако, Москва не приняла сына Юрия – Дмитрия Шемяку в качестве великого князя. В начале 1447г. Василий возвращается на престол. Митрополит Иона призвал Шемяку прекратить противостояние. В 1450г. Шемяка был окончательно разбит и умер в 1453г.

Значение феодальной войны: невзирая на распри между наследниками Дмитрия Донского, процесс объединения Руси под властью Москвы стал необратимым.

Как реакция России на Флорентийскую унию, в 1448г. не константинопольским патриархом, как прежде, а собором русских епископов был поставлен митрополит Московский и Всея Руси – архиепископ рязанский Иона.

Таким образом, именно на период 13-15вв. приходится драматическая борьба отдельных русских княжеств за политическое лидерство в Северо-восточной и Северо-западной Руси. В конце концов, она свелась к соперничеству Великого княжества Московского, Великого княжества Тверского и Великого княжества Литовского. Каждое из них в отдельных эпизодах этой борьбы имело определенные преимущества.

Особенно ожесточенная борьба со стороны Москвы развернулась с Литовско-Русским государством, которое практически воссоздало в своих границах древнерусскую державу, подойдя к рубежам Новгорода и Москвы. Независимость от Орды и большая открытость Западу делали цивилизационную перспективу развития русских земель в составе Литовско-Русского государства достаточно заманчивой, но лишь до определенного предела. В условиях польско-литовской личной унии в конце XIV в. (не говоря уже о позднейшем образовании Речи Посполитой), дальнейшего поворота Литвы и литовской знати от русских духовных, культурных, религиозных ценностей в сторону Польши, католицизма, дискриминации русской верхушки и русского населения именно Москва, взявшая к этому времени верх над Тверью, становится центром притяжения всех национальных русских сил. И медленно, но упорно, борясь и против Орды, и против Литвы, перетягивает политическую чашу весов на свою сторону.

Однако перемещение политического и хозяйственного центра восточнославянских земель в Москву, ее превращение в символ русской государственности, национального суверенитета, Православия имели и далеко идущие негативные цивилизационные последствия. Русская государственность возрождалась в отдаленном периферийном углу Европы, в отрыве от магистральных европейских торговых путей, вдали от морских берегов, т. е. в географических условиях, значительно более неблагоприятных даже по сравнению со Средним Поднепровьем, не говоря уже о странах Центральной и Западной Европы.