Лекция 30.2

Афины.

Лекция 3.3

Из всех греческих полисов наивысшего уровня хозяйственного, политического и культурного развития достигли Афины. Развитие государственности рабовладельческого периода Греции, законодательства демократического характера, влияния на культурную жизнь Европы и Азии – все это также Афины.

Афины являются центром Аттики – горной местности, омываемой с юга, запада и северо-востока водами заливов и проливов Эгейского моря. Три плодородные долины отделены друг от друга горными хребтами. Естественные богатства страны (серебряная и свинцовая руда, мрамор, глина) при относительно малом плодородии долин и наличии удобных заливов и бухт (Пирей, Фалер, Мунихий) способствовали более быстрому по сравнению с другими областями Греции развитию ремесла и торговли.

Во 2-м тыс. до н.э. в Аттике существовало самостоятельное царство, правители которого провели большие строительные работы по укреплению Афин между 1250 и 1200гг. до н.э. Вокруг Акрополя были выстроены мощные оборонительные стены. Во время нашествия дорийцев в 12в. до н.э., ахейцы сумели удержать Аттику – наименее плодородную область, куда стекались беженцы из других частей Эллады, захваченной дорийцами.

В архаический период население Аттики делилось на 4 филы (племени), делившиеся на фратрии и роды. В это время выделяется привилегированный слой родовой знати – эвпатриды, в то время как прочие свободные граждане получили наименование демоса – народа. Еще при легендарном царе Тесее демос был поделен на мелких и средних земледельцев – геоморов, и ремесленников – демиургов. Вне социальных групп граждан находились метеки – переселенцы из других городов, чужеземцы. Низшая категория – рабы.

Верховным органом управления являлось народное собрание – экклесия. Реальная власть сосредоточивалась в руках совета старейшин – ареопаге, члены которого состояли из родовой знати. Ареопаг был высшим контролирующим и судебным органом, сосредоточившим в своих руках управление государством после упразднения института басилеев (около 8в. до н.э.). После изгнания басилея, из среды эвпатридов стали избираться высшие должностные лица – архонты, получившие исполнительную власть. Сначала был 1 архонт, постепенно их число возросло до 9.

1-й архонт (эпоним): глава исполнительной власти,

2-й (басилей): жреческие функции,

3-й (полемарх): командир ополчения и ведение сношений с др. полисами.

Следующие 6 архонтов (фесмофеты) являлись хранителями законов и председательствовали в судебных комиссиях. Из числа архонтов, отслуживших свой срок, пополнялся ареопаг.

1-я попытка свергнуть олигархию была предпринята в 30-х гг. 7в., знатным эвпатридом Килоном, захватившим крепость Афин (Акрополь) и провозгласившим себя тираном. Архонты осадили крепость, Килону удалось бежать, но его сподвижники были перебиты. Однако, «Килонова смута» способствовала первой записи законов: в 621г. архонт Драконт записал первые законы, дошедшие до нас лишь в отрывках. «Драконовы законы» запрещали кровную месть, утверждали частную собственность, вводили смертную казнь почти за любое нарушение частной собственности (кража овощей). Но они уменьшили коллективную поруку за преступления, впервые определив принцип индивидуальной ответственности. В связи с высокой суровостью норм эти законы были отменены уже спустя 30 лет.

Законодательство Солона. В 594г. архонт Солон, командуя армией в войне против Мегар за остров Саламин, закрывавший выход из афинских гаваней в открытое море, одержал победу, став самым популярным человеком в Афинах, что позволило ему провести ряд законодательных мер, опираясь на народное собрание. Законы:

1.сисахфия (стряхивание бремени): отмена долгов – снятие долговых камней с заложенных за долги земельных участков бедноты.

2.запрет гарантии долга личностью должника, и продажа гражданина в рабство за долги.

3.граждане, проданные в рабство, выкупались государством и возвращались на родину.

4.закон о свободе завещаний, позволявший дробить родовые владения, которые ранее наследовались всем родом и не подлежали отчуждению.

5.запрет вывоза зерна и поощрение вывоза оливкового масла.

6.поощрение разведения интенсивных культур.

7.закон, по которому сын мог отказать престарелому отцу в помощи, если тот не обучил его ремеслу.

8.унификация единиц мер и веса.

9.переход с эгинской на эвбейскую денежную систему, что привело к понижению имущественного ценза, т.к. эвбейский талант был легче эгинского (расширение круга граждан за счет малоимущих лиц).

10.введение имущественного ценза вместо прежнего родового, что уничтожило привилегии эвпатридов.

Реформы государственных органов Солоном:

1.Совет 400 (буле): 400 представителей, избираемых по родовым филам, где каждая из 4 фил посылала 100 представителей. Это – главный совещательный орган, подготовлявший решения народного собрания.

2.экклесия избирала высших должностных лиц и заслушивала их отчеты.

3.введение суда присяжных – гелиэя. Судьи выбирались по всем 4 филам из граждан всех разрядов, в т.ч. и из фетов. Гелиэя разбирала тяжбы по гражданским и уголовным делам, а также контролировала деятельность должностных лиц.

С 509г. до н.э. проводились реформы Клисфена:

1.уничтожение родовых фил и деление общества по территориальному признаку (три области – береговая, Афины и сельская): каждая область делится на 10 триттий, каждые 3 из них из каждой части составляли новую филу. Тем самым население оказалось перемешано, и эвпатриды потеряли влияние в родах. Родовая собственность превратилась в семейную.

2.Совет Пятисот: по 50 чел. от каждой филы.

3.включение в состав граждан массы метеков.

4.Коллегия 10 стратегов во главе армии. Стратеги избирались по 1 от каждой филы, должность стратегов допускала переизбрание неограниченное число раз.

5.остракизм: каждой весной специальное собрание устанавливало людей, опасных для существующего строя. На вторичном собрании (не менее 6000 граждан) голосованием на остраконах (глиняный черепок) решалась судьба таких людей. Остракизм широко применялся как средство политической борьбы.

Примечательно, что в разных регионах Земли в 7-6вв. до н.э., практически одновременно появились Конфуций и Лао-Цзы в Китае, Заратустра в Средней Азии Будда в Индии, а правитель Древних Афин Клисфен, пришедший к власти в результате народных волнений, впервые в мире заложил основы демократического правления.

 

Дальнейшее усиление Афин произошло в ходе греко-персидских войн 6в. до н.э. Во время восстания в ионийских городах против персидского владычества в 500-495гг. до н.э., Афины помогали восставшим, тем самым начав борьбу с Персией. После подавления восстания положение Ионии, как передовой, ведущей в культурном отношении области Эллады, было потеряно навсегда. В 491г. персы потребовали покорности от Эллады, и лишь Спарта и Афины отказали врагу в этом. В Марафонском сражении сентября 490г. афинская фаланга стремительной атакой опрокинула высадившиеся в Аттике персидские войска.

Весной 480г. царь Ксеркс двинулся в Грецию. После поражения при Фермопилах персы вторглись в Аттику, заняли и сожгли Афины. Афиняне же эвакуировались на остров Саламин, близ которого 20.09.480г. 1-й стратег Фемистокл дал сражение, в котором истребил персидский флот. Ксеркс отступил, но оставленная в Элладе армия Мардония в 479г. вновь заняла очищенную было Аттику. После поражения Мардония под Платеями, и гибели персидского флота у мыса Микале, Греция была освобождена, и теперь уже греки перешли в наступление.

В 478г., когда спартанские войска вернулись домой, Афины образовали военный союз (симмахия) – Делосскийили 1-й Афинский морской союз. Была образована общесоюзная казна, куда союзники вкладывали форос (взносы) той суммы, что ранее платилась персам в виде дани.

В результате борьбы с Персией Афины не только заняли равное со Спартой положение в системе греческих полисов, но и в течение всего 5в. стремились к установлению своей гегемонии во всей Греции.

Продолжателем демократических реформ стал Перикл – сын Ксантиппа – афинского флотоводца, командовавшего флотом при Микале. Вокруг Перикла, долгое время занимавшего пост 1-го стратега (444-429гг.), группировались ученые, философы, художники и скульпторы (Геродот, Анаксагор, Фидий). Реформы Перикла:

1.введение оплаты за отправление общественных обязанностей, прежде всего – в гелиэе (в размере дневного заработка афинянина – 2 обола). К этому времени гелиэя (6000 чел.) ежегодно избиралась по жребию из всех 4 разрядов.

2.государственные деньги на театральные билеты.

3.оплата военнослужащим.

4.выбор должностных лиц осуществлялся не голосованием, а жребием, кроме стратегов и казначеев.

5.гражданином по закону 451г. до н.э. мог быть только тот, у кого оба родителя были гражданами

Верховным органом власти стала экклесия, куда входили все граждане-мужчины с 20 лет, без цензовых ограничений. Каждый гражданин имел право внести в народное собрание законопроект и возбудить любой вопрос. Экклесия собиралась раз в 10 дней и решало важнейшие государственные вопросы: внешняя политика, выборы должностных лиц, судебные дела и проч. Совет 500 занимался предварительным обсуждением дел, поступавших в экклесию, и решал второстепенные делав в перерывах между созывом экклесии. Коллегия 10 стратегов могла переизбираться неограниченное количество раз, и выбиралась ежегодно путем поднятием рук в экклесии. Судить стратегов могла лишь экклесия.

Принятие закона проходило 4 стадии:

1.внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин,

2.предварительное рассмотрение Советом 500,

3.принятие законопроекта народным собранием.

4.утверждение закона гелиэей.

В ходе Пелопонесской войны 431-404гг. до н.э., ведшейся с перерывами (Никиев мир 421-415гг.), Афины потерпели поражение. В 429г., во время эпидемии в осажденных Афинах умер Перикл, а годом ранее он впервые не был избран стратегом, т.к. именно его обвинили в войне. Дальнейшая история Афин связана с вхождением в состав Македонской державы (с 336г. – в составе Македонии), а затем и Рима.