Управление стрессом.
Под управлением стрессом обычно подразумевается совокупность стратегий, методов и приемов, позволяющих человеку предотвратить негативное воздействие стрессоров либо свести это воздействие к минимуму. Сам процесс управления можно представить несколькими вариантами:
* до появления стресса главные усилия необходимо сосредоточить на проблемах профилактики стресса;
* после появления стресса главное внимание уделяется мерам активного противодействия стрессу;
* в острой стрессовой ситуации осуществляются меры первоочередной самопомощи.
I. Профилактика стрессов. В основе профилактики стрессов лежат следующие основные подходы.
Во-первых, мудрое отношение к собственной жизни, ее активное конструирование.
По мнению Р.Л. Кричевского, к принципам мудрого отношения к жизни можно отнести следующие.
1. Постоянно ставить и добиваться соразмерных нашим возможностям жизненных целей.
Руководитель с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством ближайших и перспективных целей («галерея це¬лей»), обладающий способностью их заменять, в случае неудачи показывает свои способности управлять стрессом.
2. Уметь отличать главное от второстепенного. Этот принцип ориентирует нас на нахождение какой-то основной, доминирующей линии жизни, предостерегает от погони за сиюминутными, случайными целями.
3. Знать меру воздействия на события, то есть быть реалистичными в оценке как собственных возможностей, так и ситуации, в которой находимся.
4. Уметь подходить к проблеме с разных сторон. Речь идет о многоплановости видения возникающих проблем, способности взглянуть на них с разных сторон и позиций, о необходимости гибкого подхода в оценке людей и событий.
5. Готовить себя к любым неожиданным событиям заранее. Настраивая себя на возможные, да и на непредвиденные повороты событий, мы тем самым; проявляем известную гибкость, реалистичность в подходе к действительности, избавляемся от ненужных иллюзий, а порой готовимся, таким образом, к малоприятным новостям.
6. Воспринимать действительность такой, какова она в реальности, а не в нашем воображении.
7. Стараться понимать окружающих. Адекватное понимание других, в частности мотивов их поведения, проникновение в их внутренний мир позволяет избрать более гибкие линии поведения, избежать ненужных столкновений и в конечном счете обеспечить себе некоторый уровень психологического комфорта.
8. Уметь извлекать положительный опыт, уроки из всего происходящего.
9. Жить полной жизнью в каждый данный ее момент.
Во-вторых, прогнозирование стрессогенных факторов индивидуальной жизни и заблаговременная подготовка к стрессам, то есть формирование стрессоустойчивости. К основным мероприятиям этого направления необходимо отнести следующие:
* использование разнообразных тестовых методик, самонаблюдения для познания себя и раннего обнаружения надвигающегося стресса;
* ознакомление с опытом других, специальной литературой по стрессу;
* физические упражнения;
* наличие эффективной среды естественной поддержки (семья, социальное окружение, друзья, родственники);
* формирование волевых качеств (целеустремленности, инициативности, настойчивости, выдержки (самообладания), решительности, выносливости).
II. Меры активного противодействия стрессу.
К основным структурным элементам системы мер можно отнести следующие.
1. Анализ индивидуальной картины стресса. Он включает ряд обязательных действий:
- составление перечня стрессоров (перечень делает ситуацию управляемой, а проблему — более реальной и осязаемой);
- ранжирование стрессоров (от самого сильного к самому слабому);
- планирование реальных и конкретных действий по отношению к стрессорам. Можно выделить следующие три вида действий:
- немедленное действие (стрессоры, по отношению к которым можно что-то сделать прямо сейчас, сегодня или в течение ближайших дней, например нечеткие служебные обязанности, неопределенность);
- перспективное действие (стрессоры, поддающиеся коррекции, но неясно, какой именно и когда, например большие нагрузки или слишком много совещаний);
- игнорирование или адаптация (стрессоры, которые находятся вне пределов досягаемости, по крайней мере в обозримом будущем; к ним следует просто приспособиться и принимать их такими, какие они есть, например, плохие условия работы).
2. Мобилизация физиологических возможностей организма для противодействия стрессу при помощи:
- увеличения приема жидкости (до восьми стаканов в день к тому количеству, которое мы выпиваем ежедневно);
- питания;
- дыхания;
- физических упражнений (комбинация упражнений на гибкость (5 мин в день) и выносливость 10 мин в день).
3. Мобилизация психофизиологических возможностей для противодействия стрессу, или психическая саморегуляция (релаксация, аутогенная тренировка, медитация).