Творчество Джона Мильтона
Джон Мильтон относится ко 2 и 3-му этапу развития английской литературы. Один из главных публицистов эпохи революции. Статьи в поддержку пуритан были популярны. После реставрации Стюартов попал в опалу; создал глобальное произведение «Потерянный рай».
Мильтон пытался создать эпическую поэму, прославить английский народ еще в 30-е годы по образцу «Илиады» и «Одиссеи». Пытался написать «Артуриаду». В 40-е гг работа отложена, в середине 50-х Мильтон возвращается к своему замыслу. Создавал с 1658-1667. В поэме две сюжетных линии: история Адама и Евы, повторяет библейский сюжет; историческая борьба сатаны против Бога. В этой линии больше своеобразия и отличий от Библии.
Это произведение о судьбах человеческого рода и о современной истории Англии. Все образы имеют исторические параллели. В образе сатаны Мильтон хотел изобразить греховную аристократию, подобное толкование сатаны подтверждается тем, что его называют монархом. «Потерянный рай» пытался написать образ сатаны и светлый образ Бога и его ангелов. Читательские симпатии склонены к этому мятежнику. На 1-й план: бунт сатаны против любой диктатуры, даже если это диктатура Бога. Сатана превращается из совратителя в мятежника. В его образе отражен революционный прорыв английского народа. В отличие от бунтовщика сатаны, Бог, который дает людям жесткие правила, выглядит жестоким диктатором. «Поэзия Мильтона – явно произведение его эпохи. Сам того не подозревая, он в лице своего гордого и мрачного сатаны написал апофеоз восстания против авторитета, хотя думал сделать совершенно другое». Белинский.
Образы многозначны. Образ толкуется и с позиции той эпохи и того религиозного сознания, и с позиций общечеловеческих. Картина Ада достойна Данте. Сатана узнает о райском Саде, где живут люди, и решает подчинить людей мятежному влиянию. Сатану возмущает безвинное незнание людей. Они просто так получили Рай, любовь, а у него есть одна жажда мести. Бог через Архангела предупреждает Адама и Еву и учит их послушанию. Но грехопадение происходит, Адам следует за Евой не потому, что соблазнен, а сознательно. Сцены чел-й истории преисполнены гордостью за чел-во, в будущем человечество загладит грех. Одна из последних сцен: Адам и Ева стоят. Впереди – просторы Земли, сзади – горит Рай. Но в этом нет пессимизма – приобретена свобода. Мильтон выступает как диалектик. Говорит о грехопадении, а показывает другое. Люди переходят во взрослую жизнь.
Черты барочного произведения: нагроможденные описания, строение сюжета по архитектурному принципу. (Собор 17 века: башенки, окошки, лепка в большом храме). Рисует пространства мира: Ад, Рай, Эдем. Совершенные перемещения: это сделано кинематографично. Описание Эдема: крупный план, потом деревья, потом Адам и Ева. Мильтон, не конкретизируя внешность, указывает на их совершенство. Он это делает, т.к. был слеп. Мастерство проявляется в описании героев, подчеркиваются человеческие качества героев. Адам – доблесть и детская мудрость. В нем борются рациональное и иррациональное. До момента грехопадения он не обретает целостности, в момент грехопадения он становится человеком в полном смысле слова. В Еве Мильтон подчеркивает гармоничность: внешнюю и внутреннюю. Показывает красоту Евы на фоне сада. Она выросла из природы. Адам любит ее за ее гармонию: возникает семейный союз.
В поэме 2 греха: Адам следует за Евой, сатана восстает против Бога. Но Адам грешит из-за любви, а сатана из зависти. Человек бросает вызов злу во имя любви и свободы. Мильтон воспевает человека в негероический момент – это начало светлого пути. Главным героем должен был стать Адам, но рядом с сатаной он проигрывает. В беседах с ангелами Адам больше послушно внимает, чем говорит. Перед посланцами Бога Адам теряется и подчиняется.
Сатана титанический богоборец. Мильтон говорит о ненависти, гордыне, зависти, но рисует и другие чувства. Ему ведомо отчаяние и раскаяние. Завидует младенческому спокойствию людей, так как свое навсегда утратил. Душевные страдания заставляют ценить внутреннее спокойствие выше привилегий княжества в Аду. Сатана очеловечен и превращен в страдальца. Емц отказано в прощении навсегда. Бог может быть слишком жестоким.
Истоки образа сатаны – связь с трагическими героями Возрождения (Марлоу, Шекспир), связь с библейскими образами. Сатана – это герой в образе которого развит буржуазный индивидуализм. Титаны Возрождения были гармоничны в индивидуализме, а Мильтон видит последствия инд-ма, и они показании с отрицательной стороны. Сатана решает, что ему все дозволено. Это самоутверждение – причина духовной гибели героя.
«Потерянный рай» – поэма борьбы. В начале 9-й книги Мильтон избрал сюжет более значительным и героическим, чем все его предшественники, обращается к жанру эпопеи. Выбрал сердцевинные моменты человеческой истории. По жанру можно назвать героическим эпосом. Эпические черты:
– гиперболизм
– пространное описание вооружений и одеяний
– параллелизм (войско, пэры)
– эпичность диалогов
Мильтон, однако, отступает от эпической традиции. А эпосе события преобладают над персонажами и герои не изменяются. Адам преодолевает кризис в конце. Герои изменяются. В центре – одно событие, над которым высится личность сатаны и первых людей. Поэма создана на стыке родов литературы: поэма – лироэпический жанр + драматические моменты. У Мильтона яркие речевые характеристики персрнажей.
1666. Мильтон начал писать поэму «Возвращенный рай» – противовес первой поэме. Вторая о спасении чел-ва Христом. Вторая уступает первой. Нет героических сцен, грандиозных картин и нет титанических образов. В творчестве Мильтона больше проявляется классицистический метод – поэма получается правильной и скупой. Более узкий взгляд на историю человечества. Сатана теряет обаяние гордого мятежника. В противовес Сатане появляется образ Иисуса. Сатана не смог соблазнить Иисуса и сам был им посрамлен. Там было грехопадение, здесь – искупление; там – бунт, здесь – восхваление стойкости закона. Иисус придерживается божественного закона вопреки всему, т.е. главное – верность закону. Т.о. теряется бунтарский смысл 1-й поэмы. В «Возвращенном рае» все однозначно: есть доблесть, стойкость и верность закону, и их нельзя ничем поколебать.
Христос противопоставляется английской аристократии и сатане. В этой поэме сатана лишен мятежного ареола. Мильтон считает, что после грехопадения сатана воцарился на земле, т.е. в этой поэме сатана является диктатором. Прямые аналогии эпохи реставрации и царства сатаны. С-не противопост-ся И.Х, но это тоже фигура бледная и схематичная. И.Х здесь готовый идеальный герой, напоминающий во многом пуританина. Так как ему не свойственны колебания, то он как герой лишен развития.
[1] Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством – всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина Барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках. А идеалом мужчины в эпоху Барокко становится джентльмен – от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху Барокко естественность – это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (state of nature), которое характеризуется анархией и войны всех против всех. Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» («Юности честное зерцало», 1717). Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу – в учтивом флирте, ссоры – в утончённой дуэли. Для Барокко характерна идея спящего Бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию в «Системе природы» (1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.