Общая характеристика английской литературы 17 века

Английская история 17 века – английская буржуазная революция. Жизнь Англии начала 17 века сильно отличается от жизни Англии конца 17 века. Начало – расцвет монархии; конец – буржуазная страна, казнь монарха, реставрация, изменение мировоззрения.

Наследники Елизаветы Иаков I и Карл I поддерживали феодальные порядки, что тормозило развитие, развитие буржуазии. Движущая сила революции – буржуазия. Революция происходила под знаком религиозной войны, когда господствующей англиканской церкви был противопоставлен кальвинизм. Кальвинизм уравнивал верующих между собой, отменил пышные обряды, был более демократичен. Кальвинисты называли себя пуританами (purus – чистый), т.е. символ борьбы за чистоту веры. Неслучайно буржуа были пуритане. Революция была направлена также и на то, чтобы дать большую свободу буржуазии.

Начало революции – открытие Долгового Парламента 3 ноября 1640 г., где буржуазия высказывала свои требования и была поддержана народными массами. Вождь пуритан – Оливер Кромвель. Захват власти, казнь короля Карла I (впервые принародно) в 1649 г. Через несколько месяцев Кромвель начинает захватническую войну с Ирландией. Энгельс: «Об Ирландии разбилась английская республика», т.о. происходит реставрация Стюартов, на престол восходит Карл II (60-е гг).

Таким образом, английская литература тесно связана с течением революции: трагический гуманизм начала 17 века (поздний Шекспир, Джон Донн), плюс революция и ее итоги. Борьба между искусством дворянским и народным порождает новое – просветительское (Даниэль Дефо, Джонатан Свифт). 1620 (конец эпохи трагического гуманизма) – 1690 (конец династии Стюартов, свержение Карла II). Три этапа:

1620 – 1640 – созревание революционной ситуации, формирование барокко в рамках «метафизической школы».

1640 – 1660 -е – революционная литература, расцвет публицистики (Джон Мильтон), предмет обсуждения – вопросы религии, ведущее место – прозаические и поэтические жанры с религиозно-философской тематикой.

1660-е – 1680-е – эпоха реставрации, осознание результатов революции. Мильтон пишет свои самые значительные произведения. Расцвет английской драматургии. Кромвель запретил в 40-е годы драматические представления, что прервало традицию возрожденческой драматургии. Но в эту эпоху театр опять разрешен, и молодые дворяне-авторы пьес в своих произведениях смеялись над пуританами, упивались жизнью и воспринимали жизнь как легкую игру. Жанр – Комедии реставрации. Авторы: Эндрю Марвелл, Джон Драйден, Уильям Конгрив. Их произведения – в основном любовные интриги, стечение случайностей, веселящиеся молодые дворяне. Напоминает комедии возрождения, но герои это бледны и мелки по сравнению с Возрождением, цель их жизни – наслаждение, они носители множество пороков. Таким образом, драматурги этой эпохи, пытаясь воспеть веселую жизнь молодых дворян, на самом деле разоблачали их, их мелкие интересы.

Джон Донн (1572-1631). 1-я главная фигура английской литературы. На 8 лет моложе Шекспира, но представитель уже другого поколения. Его часто сравнивают с Гамлетом. Для Донна «мир, который вывихнул сустав», стал уже реальностью. Место прежней гармонии занимает хаос и поэт воспринимает это обострённо-трагически.

По рождению и воспитанию католик, переходил в зрелом возрасте в протестантство. В молодости: юрист, поэт, воин, моряк. Стихи начинает писать в 90-е гг. 16 века. В зрелости отказался от блестящей карьеры. В 1615 г. принимает сан, его позднейшее творчество посвящено религиозным проблемам. При жизни стих-я не публиковались за исключением двух поэм. В 1633 году выходит 1-е собрание его стихов. В 18-19 вв. был забыт, а в 20 веке его ставят наравне с Шекспиром.

Поэтические произведения делятся на три группы:

– лирические стих-я о любви и элегии (ранний период)

– сатиры и стихотворные послания

– религиозно-философские поэмы и сонеты

В стихах о любви 90-х гг 16 в. герои замкнуты в мире своих романтических переживаний. В сборнике «Песни и сонеты» два действующих лица – герой и его возлюбленная. Широкий спектр любовных переживаний: от неоплатонизма до поэтических вольностей («Алхимия любви»).

Кто глубже мог, чем я, любовь копнуть, Пусть в ней пытает сокровенну суть; А я не докопался До жилы этой, как ни углублялся В рудник Любви, - там клада нет отнюдь. Сие - одно мошенство; Как химик ищет в тигле совершенство, Но счастлив, невзначай сыскав Какой-нибудь слабительный состав, Так все мечтают вечное блаженство Сыскать в любви, но вместо пышных грез Находят счастья с воробьиный нос. Ужели впрямь платить необходимо Всей жизнию своей - за тень от дыма? За то, чем всякий шут Сумеет насладиться в пять минут Вслед за нехитрой брачной пантомимой? Влюбленный кавалер, Что славит (ангелов беря в пример) Слиянье духа, а не плоти, Должно быть, слышит по своей охоте И в дудках свадебных - музыку сфер. Нет, знавший женщин скажет без раздумий: И лучшие из них мертвее мумий. Любовь к реальной женщине. Но, в отличие от Шекспира, его лирический герой не является столь идеальным. У Донна много низких обликов и сравнений (из науки, географии и т.п.). «Представь, что смерть похожа на лакея» – совмещает метафизику с яркими и живыми образами. Именно эта черта его творчества иногда не позволяет отнести его к поэзии барокко.Толкование любви – идеи неоплатонизма – земная любовь есть лишь отрадение5 на земле божественной любви, два плана любви: земной и божественный. Из барочных мотивов – хаотичность мира и запутанность человеческих чувств. 19-й сонет «Непостоянство постоянным стало». Я весь - боренье: на беду мою, Непостоянство - постоянным стало, Не раз душа от веры отступала, И клятву дав, я часто предаю. То изменяю тем, кого люблю, То вновь грешу, хоть каялся сначала, То молится душа, то замолчала, То - все, то - ничего, то жар терплю, То хлад; вчера - взглянуть на небосвод Не смел, сегодня - угождаю Богу, А завтра задрожу пред карой строгой. То набожность нахлынет, то уйдет, Как в лихорадке - жар и приступ дрожи... Все ж, лучшие из дней - дни страха божья! Во второй период – больше обращается к реальной жизни и создает свои сатирические произведения, где критика пуритан, ненавистных Донну. Поздние произведения – религиозный экстаз. Это типично барочные стихотворения, где Донн выражает свои религиозные взгляды. Поздние сонеты написаны под влиянием учения монаха-иезуита Игнатия Лайова. Самые последние произведения – религиозные гимны, в которых поэт казалось бы приобретает желанную гармонию, но эта гармония соседствует с отрешенностью от жизни. Донн – новатор в области стихотворной формы, внес в поэтический язык научные термины, просторечия, иронию. Его поэзия прежде всего обращена к интеллекту читателя, соответственно вызывает определенные трудности. Он стремится разбудить мысли читателя, которые в свою очередь воздействуют на его чувства, т.о. возникает интеллектуальная лирика. Его приемы начинают испытывать многие молодые поэты (позднее они поэты-метафизики). Во многом они обесценили достижения Донна, но и сделали интеллектуальную поэзию утвержденным фактом литературы. И все последующая поэзия 17 века так или иначе базируется на достижениях Джона Донна.