Конец повествования, развязка истории.

Речь-повествование

1.Введение или начало – это экспозиция и завязка.

1). Сделать вступление, содержащее сведения о месте и участниках события, о котором вы будете рассказывать ( Я расскажу вам о случае, который произошёл - где? когда? с кем?)

Вар. 1.: обращение к адресату

(«Послушайте, ребята, что я вам скажу»)

Вар. 2.: повествование начинается с общей мысли

(«Земля наша богата, порядка в ней нет»)

Вар. 3.: общепринятая истина в форме афоризма

(«Тяжело порою быть русским человеком»)

Вар. 4.: указывается место, время, действующее лицо

(«Граф Румянцев однажды утром расхаживал по своему двору»)

2). Рассказать об общей обстановке, в которой начались события (например: Мы поехали на электричке всей группой за город. Погода была хорошая, было тепло, хотя небо немного хмурилось).

2. Основная часть – середина – от завязки к кульминации.

3). Перейти к рассказу о событиях в их последовательности. (Вдруг… Потом.. Я… Мои товарищи… После этого…) Использовать описание предметов, обстановки, участников событий.

Вар. 1.: натуральный, естественный порядок событий

Вар. 2.: повествование начинается с яркого, необычного, интригующего события (роман «Что делать?»)

Вар. 3.: параллельные линии («Война и мир»)

Вар. 4.: временные переносы («После бала»)

Вар. 5.: рассказ в рассказе («Мастер и Маргарита»)

Вар. 6.: противопоставление («Толстый и тонкий», «Отцы и дети»)

Постепенное нагнетание событий с нарастанием интриги.

4. Рассказать об отношении участников к событиям, об их настроении, смене настроений по ходу событий (Сначала никто не обратил на это внимания… Потом мы все очень заволновались… Девочки испугались… Тогда мы успокоились… Потом нам вдруг всем стало очень смешно… и т.д.)

В заключение должна быть высокая нравственная мысль, вывод из повествования. Перекличка начала и конца. В этом специфика риторического повествования.

1) Автор должен отдавать себе отчёт, кому, зачем он это рассказывает.

2) Любой рассказ должен быть интересным (простота, естественность, нарастание интереса, правдоподобие).

3) Демонстрировать в рассказе ту мысль, которую хочешь передать (улыбка, мимика, жесты)

Если Вы повествуете о лично увиденном, то у такого рассказа есть свои особенности.

5). Описать, чем закончилось событие или происшествие, какова развязка.

6). После развязки рассказчик должен сделать вывод из всего повествования или закончить фразой типа Вот такая (интересная, забавная, необычная, неожиданная, удивительная и т.д.) история произошла …(тогда-то, там-то, с тем-то).

Это лишь схема рассказа-повествования. Последовательность пунктов соблюдать не обязательно. Для увеличения интереса к рассказу отдельные его части можно менять местами, пункты 3 и 4 совместить в процессе рас сказа, вывод для некоторых типов может и не потребоваться.

Речь информирующая имеет целью сообщение какой-либо информации, каких-либо сведений.

Жанром её может быть само сообщение, доклад. Как сделать информирующую речь интересной?

Риторика предлагает воспользоваться формами подачи, элементами для того, чтобы сделать информирующую речь интересной.

Как это сделать?

  1. Нужно спросить, какую информацию вы хотите передать?
  2. Как интересно это сделать?

Надо обратить внимание на: 1. название (очень важно, это ключ к тексту, в названии должна быть изюминка, название должно соотноситься с целью (например, не «Жизнь Петра», а «Труд в жизни Петра»))

Сборник с.129, с. 132 «Слово о слове», с. 130, с. 107 «Фантазия», с. 51 «Чёрный кот»

5. Деловое сообщение

Готовим извлечение из газетной статьи в виде ключе­вых слов и воспроизводим собственными словами с по­мощью конспекта ключевых слов содержание статьи (пе­рефразирование), лучше всего многократно с различным словесным оформлением.

Заключительные упражнения:

• Сокращаем статью (сжато вплоть до одного пред­ложения!).

• Расширяем статью, добавляя собственное мнение.

Следует стремиться к плавной речи, но что называет­ся не «чересчур отшлифованной». Случайные (!) останов­ки, случайные (!) повороты вовсе не искажают правиль­ного выражения, но речь приобретает определенную вы­разительность и жизненность. Английский министр Антони Идеи во время речи никогда не допускал остано­вок. Его речи всегда были бесподобно аккуратными, но также и бесподобно холодными, как сообщает граф Пюклер (газета Deutsche Allgemeine Zeitung, 24 июля 1938).

Но речи Черчилля или Болдуина, произнесенные да­леко не так гладко, волновали и увлекали слушателей.

Если Вам удается с помощью конспекта ключевых слов произнести десяток предложений в «полусвободной» речи при ее спокойном, равномерном течении, у Вас оп­ределенно прогресс. Обращаем внимание, чтобы пред­ложения произносились до самого конца без их пере­стройки, без растягивания частей предложения и без пауз Для размышления. Многие ораторы не обеспечивают правильного течения речи. Они сжимают отдельные части предложения в блоках слов (произносимых быстро) и делают между ними неоправданные паузы.

Вновь и вновь упражняйтесь в произнесении речей эк­спромтом.

Рассмотрите картину, опишите событие, изображен­ное на ней. Внимательно разглядите детали и их взаимос­вязи. Выразительно расскажите о представленных в кар­тине образах, дайте меткие сравнения.