ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ XVII - XVIII ВЕКА
ЛЕКЦИЯ № 6
1. Классицизм в литературе 17 века.
2. Европейская литература 18 века. Эпоха Просвещения. Литературные направления.
3. Эпоха Просвещения в Англии и в Германии.
1. Термин «классицизм» от латинского classicus – образцовый. Классицисты стремились подражать образцам античного искусства, следовали нормам, изложенным античными теоретиками искусства (прежде свего Аристотелем и Горацием). Сам термин дали писатели-романтики в 19 в., заметив приверженность классицизма к образцам. Расцвет к 16-17 вв. И продолжается в несколько ином ключе в 18 в., где обретает новую сущность и называется «просветительский классицизм».
Его истоки в итальянском Возрождении, в трудах итальянской Академии. 1515 г. – поэт Трессино создает трагедию «Сафонисба», где жестко придерживается канонов античной трагедии. Т.е. классицизм был рожден как искусство, почитающее лучшие образцы античности. Но на протяжении 16 в. классицизм развивается подспудно, во многом в трудах теоретиков, в итальянской поэзии и драматургии. В 16 в. Возрождение затмевало классицистические произведения. В начале 17 в. – кризис Возрождения, человеческое сознание оказалось перед непознаваемым хаосом мира, соответственно вспомнили об искусстве, где все было четким, все по правилам. Классицизм, в отличие от барокко, жестко структурировал мир.
В 17 веке достигает расцвета во Франции. Т.к. Франция – абсолютная монархия, то там она и являлась прогрессирующей силой. Если в Англии с монархией покончили, в Испании она тормозит развитие, то во Франции ведет вперед. Прогрессирующий абсолютизм: Людовики XIII, XIV делают главной идеологию ценностей государства. А государство во Франции централизованное, регламентированное. Кардинал Ришелье пытается через искусство внушить идею порядка и разума английской нации. Почва есть. Франция – страна рационалистической философии. Рационализм во всем ищет законы и правила. Рационалистическая философия становится основой французского классицистического искусства.
По представлениям рац-й философии разум в человеческой жизни проявляется через: умеренность и добропорядочность; в общественной жизни через государство, т.е. разум обрел форму законов и способен разрешить все противоречия времени. Государство – главное в идеологии и искусстве.
Соглашение между дворянами и буржуазией: недолгое, но важное для Франции. Т.О., на время оказались решены противоречия, у всех передовых людей есть надежда на будущее страны, соответственно, классицизм – это очень оптимистичное искусство. Именно государство активно развивает классицистическое искусство. Ришелье основывает в 1643 г. Французскую Академию. Цель: создание образцовых произведений. Французская литература должна была преумножать и укреплять славу государства. Но фр-я литература в последствии «перерастает» этот заказ и становится настоящим литературным искусством.
Цель искусства – познание истины. Создавали много теоретических произведений, где формулировали особенности своего развития. Классицизм – это единственное направление, когда и создание произведения, и критическое осмысление происходит одновременно. Соответственно, класс-м был более стилистически однородным, чем барокко (в разных странах близки).
Три основания для своей эстетики:
– РАЗУМ: проверять произведения с т.з. разума, а не вдохновения;
– ОБРАЗЕЦ: равняться на лучшие образцы;
– ВКУС: равняться на мнение избранной ученой части общества, что свидетельствует о классовой общественной узости класс-ма, а значит, искусство класс-ма забывает многие темы и проблемы важные для искусства. Великие произведения – это плоды упорного следования велению разума и образцов. Часто сближают искусство с наукой, а иногда и с ремеслом.
Рене Декарт – великий ученый 17 в., на философии которого базировался класс-м: разум чел-ка обладает некими врожденными идеями, основываясь на которых можно познать истину путем логических доказательств. Эти врожденные идеи стали важными, соответственно, классицисты воспринимали мир как нечто неизменное и статичное. Прекрасное также неизменно, идеалы красоты вечные. Это является слабой стороной класс-ма, то, что класс-м уклоняется от изображения развития жизни. Во многом это можно объяснить: цель барокко – запечатлеть хаос и таким образом преодолеть его, класс-м хотел не замечать этот хаос и создать свой космос.
Класс-м много берет от Возрождения. И одно из главных приобретений – деятельный, активный герой. Но этот герой отличается от героя Возрождения. В нем нет той полноты жизни, которая била через край у возрожденцев. Герои класс-ма ограничены рамками, но главное, в них остаются силы для достижения цели. Если герои барокко сохраняют верность себе вопреки несчастьям, то герои класс-ма способны действовать. Лучшие герои класс-ма похожи на героев Возрождения.
Часто класс-м понимают как борьбу государственных и личных интересов в душе героя. Но герой класс-ма с рождения впитывает идеалы государства: дворянскую честь, любовь к государю. Это не навязанные из вне требования, это внутренние идеалы героя. В герое класс-ма два начала: 1. общественные нравственные законы и 2. его интересы как личности. У положительных героев два этих начала всегда совпадают (Корнель «Сид»), у злодеев два этих начала распадаются. Т.о. в основе характера героя лежит субъективное осознание объективного нравственного закона. Зачастую конфликт в душе героя становится столкновением возвышенного и заурядного.
Нравственные критерии, которыми руководствуются герои, естественно определились интересами аристократии и дворянства, соответственно были очень узкими в исторической перспективе, поэтому и произошло разрушение класс-ма в начале 18 в. и перерождение его в просветительский класс-м.
Класс-м уделял внимание не частному, а общему, типическому, т.к. в нем лучше всего выражен идеал, а частности – проявление дурного вкуса. Во Франции 17 века понятие человека – это стиль. Поэтому герои класс-ма – это персонификация определенных черт характера: злодей, скупой, тщеславный и т.д. В драматургии резкое разделение на положительных и отрицательных героев (в барокко было сложнее). У Расина и Корнеля изображаются острые конфликты между разумом, долгом перед государством и чувством. Но классицисты считают, что эти конфликты можно побороть, так как они оптимистично смотрят на человеческую натуру.
Так как класс-м основан на рац-й философии, то и системе жанров, и худож-му творчеству свойственна некая схематизация. Особое внимание уделяли разграничению жанров. Существовала иерархия жанров. Взгляд на действительность и оценка ее были привязаны к жанрам. В Трагедии обычно изображались монархи, герои древности и боги. На низ писатель смотрит снизу вверх, их считает идеалом. Героями комедии являлись крестьяне, простолюдины, буржуазия; чаще всего автор смотрит на них сверху вниз, над ними он насмехается. Также на «высокие» и «низкие» жанры были поделены остальные жанры литературы и искусства.
Высокие: трагедия, ода, парадный портрет, дворец (архитектура).
Низкие: комедия, сатира, жанровая сцена (в живописи).
В эту иерархию жанров не попадает роман. Этот жанр не рассмотрен в «Поэтике» Аристотеля, а классицисты во многом шли за античными авторами. Принцип иерархичности распространился и на роды литературы: поэзию ставят выше прозы, а литературу ставят выше всех искусств, так как в ней разум выходит на первый план. Главное требование – требование чистоты жанра. Высокие жанры могут рассматривать государственную и историческую тематику; низкие – бичевать пороки. Смешения быть не должно. Вся система жанров могла всесторонне отобразить действительность; показать все классы и сословия.
Рационализм проявлялся и в теории драмы, наиболее полно разработанной теоретиками класс-ма. Принцип единства: был выдвинут Возрождением, но никогда до 17 века не являлся определяющим. Единство действия, времени и места. То есть, действие не может переноситься на большое расстояние; должно укладываться в 24 часа; должна быть одна сюжетная линия + единство тона (не смешивать трагедию и комедию); единство стиля. Эти единства на первый взгляд сковывают драматургию, но в 17 веке они были определенным прогрессом по сравнению с предыдущей драматургией. Театр класс-ма делал одним из главных требований правдоподобие.
Представители: Корнель (1606-1684, «Сид»), Николя Буаллё Д’епрео (1636-1711, «Поэтическое искусство», Жан-Батист Мольер (1622-1673, «Дон Жуан», «Скупой», «Тартюф», «Мизантроп»), Жан Лафонтен (1621-1695, «Любовь Психеи и Купидона»)
2. Европейская литература 18 века. Эпоха Просвещения.
В конце 17 века в европейских литературах назревают тенденции, которые разовьются в 18 веке. Так у Жана-Батиста Расина (1639-1699) в поздних произведениях; в «Самсон-борец» Мильтона, и в эпистолярном жанре синтезируются черты барокко и классицизма. В Англии появляются романы, которые потом назовут просветительскими романами (Дефо, Свифт). Философ Джон Локк свои основные произведения создает в 90-е годы 17 века. Многие художественные открытия 17 века в 18 будут забыты. Это связано с новой философией – оптимистической, рационалистической. Все художественные открытия барокко были забыты в 18 веке.
18 век – дальнейший кризис феодализма. Великая франц-я революция была во многом подготовлена литературой Просвещения. Буржуазия еще прогрессирующая сила, выражающая интересы широких масс 3-го сословия. 18 век формирует свою собственную философию и идеологию – борьба против феодального строя и церкви, которая освящала феодальный строй. Для философии Просвещения важными понятиями становятся: «естественный человек», Разум, Природа, общественный договор. Происходит утверждение идеала будущего. Во многом повлияла философия Локка (tabula rasa). На этой чистой доске опыт пишет свои письмена, т.о. спорит с тем, что человек рождается с врожденными идеями и жизнь его соответственно предопределена. Локк утверждает, что все люди рождаются одинаковыми, и только среда и воспитание влияют на человека. Его последователи сделали выводы, что если все одинаковы от рождения, то почему тогда одни бедны, а другие богаты, сами законы природы осуждают феодальные порядки. Естественное состояние есть состояние свободы. Просветители борются за личное освобождение человека. В Европе 18 в. существовало крепостное право. Философия Прсвещения борется за дальнейшее развитие буржуазного общества.
Европейское Просвещение – литература, живопись, театр и даже стиль жизни. Именно в 18 в. разные сферы искусства и человеческого сознания очень тесно связаны друг с другом. Литература как бы опытная площадка, где проявляются взгляды философов (повести Вольтера).
Просветительство было неоднородно. Руссо – атеист, Вольтер верил в Бога и т.п. Однако было много общего в понимании искусства: активная жизненная позиция и понимание искусства как силы, преобразующей мир. Царит дидактический пафос, уже производится расчет на аудиторию просвещаемых, которая в 18 веке резко увеличилась, т.к. стали общедоступными книги + латынь вытесняется национальными языками.
В 18 веке в литературе происходили изменения в системе жанров. Стираются границы между художественными жанрами. Многие жанры, ранее не считавшиеся художественными, становятся достоянием литературы: эссе, мемуары, путешествия, роман в письмах, роман-воспоминание (Гете), роман-путешествие, философская повесть. Если в 17 веке роман был средством достоверного изображения человека и среды, то в 18 веке роман начинает осмыслять реальность в целом, место человека в жизни. Писатели стараются придать повествованию гибкость посредством авторских отступлений, элементов общения с читателем.
Просветители имели общие воззрения на «естественного человека» и на искусство. Искусство должно преобразовывать мир, поэтому возрастает идеал будущего. Дидактическая роль искусства – литература Просвещения всегда рассчитывает на аудиторию. Театр – трибуна просветителей. Развивается классицистическая трагедия (Вольтер), развивается новый жанр мещанской драмы («Эмилия Галотти» Лессинга). Очень важен образ положительного героя. Расцветает сатира в творчестве Свифта, Вольтера, Бомарше.
Но ведущую роль играет роман. Родоначальник романа 18 века – Даниель Дефо. Выведен обычный человек, обычная проблема, это уже просветительский реализм. Поэзия отходит на задний план, т.к это эпоха господства разума, рационализма, то человеческие чувства отдельной личности не очень важны. И только к концу 18 века появляются Гете, Шиллер, Бёрнс, Чаттертон.
Литературные направления: еще живо барокко в испанской литературе и в творчестве итальянского драматурга Карло Гоцци.
Рококо[1] – искусство, где отразился кризис феодального строя. Погоня за наслаждением, «игра любви и случая». Прозы в этом направлении практически нет. Поэты воспевают беззаботность, чувственные наслаждения, но в то же время понимают, как все это мимолетно: поэт Парни, художники Фрагонар, Ватто. Изысканность формы, игры слов. Поздним просветителям рококо близко как эмансипация чувственности.
Продолжает развиваться классицизм, Нои под влиянием Просвещения меняет идеологию и форму. Если класс-м 17 века был антропоцентричен, то в 18 веке переносится акцент на общество, частью которого является герой. Появляется тип мудреца, который пытается просвещать других. Меняется структура у трагедии: она перестает быть только декламацией. Изменяется понимание античности. Теперь она воспринимается как ступень в развитии человечества, а не как вечный застывший идеал.
Сентиментализм. Во многом вырос из понимания недостаточности философии Просвещения. Сентименталисты к разуму добавляют чувство, не отвергают разум, а пытаются создать некую норму, гармонию человека, где сплетутся разум и чувство – «Природа разумна, а разум естественен». Сентименталисты по-своему разоблачает феодальный строй. Они апеллируют к чувствам «естественного человека» и показывают, как эти «естественные» чувства вступают в противоречие с противоестественными нормами государства и общества.
Сентиментализм в Англии.Раньше всего сентиментализм заявил о себе в лирике. Поэт пер. пол. 18 в. Джеймс Томсон отказался от традиционных для рационалистической поэзии урбанистических мотивов и сделал объектом изображения английскую природу. Тем не менее он не отходит полностью от классицистической традиции: использует жанр элегии, узаконенный теоретиком классицизма Никола Буало в его Поэтическом искусстве (1674), правда, заменяет рифмованные двустишия белым стихом, свойственным шекспировской эпохе. Развитие лирики идет по пути усиления пессимистических мотивов, уже звучащих у Д.Томсона. Тема призрачности и тщеты земного существования торжествует у Эдварда Юнга, основателя « кладбищенской поэзии». Поэзия последователей Э.Юнга – шотландского пастора Роберта Блэра (1699–1746), автора мрачно-дидактической поэмы Могила (1743), и Томаса Грея, создателя Элегии, написанной на сельском кладбище (1749), – пронизана идеей равенства всех перед смертью. С наибольшей полнотой сентиментализм выразил себя в жанре романа. Зачинателем его стал Сэмюэл Ричардсон, который, порвав с авантюрно-плутовской и приключенческой традицией, обратился к изображению мира человеческих чувств, что потребовало создания новой формы – романа в письмах. В 1750-х сентиментализм стал главным направлением английской просветительской литературы. Творчество Лоуренса Стерна, которого многие исследователи считают «отцом сентиментализма», знаменует окончательный отход от классицизма. (Сатирический роман Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена (1760–1767) и роман Сентиментальное путешествие по Франции и Италии мистера Йорика (1768), от которого пошло название художественного течения). Критический английский сентиментализм достигает своего пика в творчестве Оливера Голдсмита. В 1770-х наступает закат английского сентиментализма. Прекращает существование жанр сентиментального романа. В поэзии сентименталистская школа уступает место предромантической (Д.Макферсон, Т.Чаттертон).
Сентиментализм в Германии.В Германии сентиментализм родился как национально-культурная реакция на французский классицизм, в его становлении определенную роль сыграло творчество английских и французских сентименталистов. Существенная заслуга в формировании нового взгляда на литературу принадлежит Г.Э.Лессингу. Истоки немецкого сентиментализма лежат в полемике начала 1740-х цюрихских профессоров И.Я.Бодмера (1698–1783) и И.Я.Брейтингера (1701–1776) с видным апологетом классицизма в Германии И.К.Готшедом (1700–1766); «швейцарцы» защищали право поэта на поэтическую фантазию. Первым крупным выразителем нового направления стал Фридрих Готлиб Клопшток, который нашел точки соприкосновения между сентиментализмом и германской средневековой традицией. Расцвет сентиментализма в Германии приходится на 1770–1780-е и связан с движением «Бури и натиска», названного по одноименной драме Sturm und Drang Ф.М.Клингера (1752–1831). Его участники ставили своей задачей создание самобытной национальной немецкой литературы; от Ж.-Ж. Руссо они усвоили критическое отношение к цивилизации и культ естественного. Теоретик «Бури и натиска» философ Иоганн Готфрид Гердер критиковал «хвастливое и бесплодное образование» эпохи Просвещения, обрушивался на механическое использование классицистических правил, доказывая, что истинная поэзия – это язык чувств, первых сильных впечатлений, фантазии и страсти, такой язык универсален. «Бурные гении» обличали тиранию, протестовали против иерархичности современного общества и его морали (Гробница королей К.Ф.Шубарта, К свободе Ф.Л.Штольберга и др.); их главным героем была свободолюбивая сильная личность – Прометей или Фауст – движимая страстями и не знающая никаких преград. В молодые годы к направлению «Бури и натиска» принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Его роман Страдания молодого Вертера (1774) стал знаковым произведением немецкого сентиментализма, определив окончание «провинциальной стадии» немецкой литературы и ее вхождение в общеевропейскую. Духом «Бури и натиска» отмечены драмы Иоганна Фридриха Шиллера.
Близки к сентименталистам по своей художественной практике предромантики. Предромантизм рождается в Англии. Они отвергают разум как некую ценность, уходят в причудливое, таинственное, потустороннее. Появление готических, черных романов. Таким образом, предромантизм окончательно свидетельствует о кризисе просветительских идеалов.
Просветительский реализм наиболее ярко проявился в английской литературе и у французских романистов второй половины 18 века. Пользуясь установками Просвещения, «Монахиня» Дидро показывает всю гнилость религиозной жизни Франции того времени. За просветительским реализмом стоит будущее.