Технология обучения письму как виду иноязычной речевой деятельности в современной школе
а) Упражнения для обучения техники письма
Обучение технике письма предполагает формирование навыков каллиграфии, графики, орфографии и пунктуации. Под графическими и каллиграфическими навыками понимаются навыки написания всех букв и буквосочетаний данного языка как в отдельности, так и в связной письменной речи.
Формирование навыков каллиграфии и графики осуществляется в основном на начальном этапе обучения иностранному языку, а на среднем этапе происходит их дальнейшее развитие и совершенствование. Каллиграфия связана с обучением учащихся правильному начертанию букв и разборчивому письму. Развитие графических навыков предполагает решение двух методических задач:
◊ овладение звуко-буквенными отношениями и установление связей между различными функциональными вариантами каждой буквы;
◊ овладение совокупностью основных графических свойств изучаемого языка: букв, буквосочетаний, диакритических значков (дефис, надстрочные и подстрочные знаки, апостроф и др.).
При овладении этими навыками учащиеся преодолевают ряд трудностей, связанных с усвоением особенностей звуко-буквенных соответствий, поскольку обучения ИЯ начинается от звука к букве. Трудности в освоении начертания немецких букв относятся к таким буквам, как f, j, l, w, r,v, d, g и сочетаниям ch, sch.
К упражнениям, направленным на формирование графических навыков относятся:
- упражнения на написание отдельных простых, затем сложных букв. полностью или частично совпадающих в немецком и русском языках (например: Аа. Mm, Oo, Ee, Kk); отличающихся, но имеющих отдельные сходные элементы (Dd, Pp, Uu, Ii, Tt); несовпадающих по написанию (Ss, Ff, Ch, ch, Rr,);
- упражнения на написание буквосочетаний, изображающих один простой звук: [k] – ch, ck; [∫] – sch; [i:] – ie, ieh и сложный звук (дифтонг) - [æ] – ei, ai; [ ] – au; [כּø ] – äu, eu;
- упражнения на списывание отдельных слов, предложений текста;
- упражнения на звуко-буквенный и слоговой анализ анализ отдельных буквосочетаний, предложений и т.д. (с использованием настенных таблиц, разрезной азбуки). В результате выполнения этих упражнений учащиеся должны научиться четко различать буквы и звуки, членить слова продуктивного минимума на слоги;
- начертание букв, буквосочетаний и слов по образцу, данному в печатном и прописном вариантах;
- списывание с выполнением определенных заданий: подчеркивание указанных графем, поиск пропущенных в тексте букв, подбор синонимов или антонимов к указанным словам и др.;
- группировка слов по определенным признакам (например, запись в два столбика слов с долгими и краткими гласными, с одним и двумя слогами, запись цифр словами; выписывание из текста слов, относящихся к одной теме, и др.);
- конструирование слов из букв и слогов.
Кроме этого актуальны:
◊ орфографические игры (кроссворды, загадки, цветное лото и др.);
◊ диктанты: слуховой, зрительный, зрительно-слуховой, самодиктант.
Слуховой диктант является надежным средством контроля сформированности навыков орфографии и пунктуации. Он должен проводиться на связном тексте, включающем известные учащимся слова продуктивного минимума и имеющем доступное содержание. Диктант начинается с чтения вслух текста, затем материал диктуется по предложениям, каждое из которых предъявляется один раз.
Зрительный диктант состоит в том, что на доске записывают предложения или текст небольшого объема, который затем анализируется и стирается, учащиеся записывают диктуемый текст по памяти. Аналогичную работу можно провести с печатным текстом после чтения и анализа, книги закрываются, и учащиеся пишут зрительно воспринятый текст под диктовку так, как они его запомнили. Этот диктант выполняет предупредительную функцию.
При проведении зрительно-слухового диктанта запись текста в тетрадях сочетается с одновременной записью его на доске. После завершения работы проводятся проверка правильности текста, записанного школьниками в тетрадях, и анализ ошибок.
б) Подготовительные упражнения для обучения письму как одной из форм общения
Обучение письму как форме иноязычного общения происходит с помощью подготовительных тренировочных упражнений, целью которых является выражение мыслей на иностранном языке в письменной форме.
Подготовительные упражнения обучают умениям и навыкам, лежащим в основе письменного высказывания и подразделяются на следующие типы:
○ упражнения на трансформацию предложений;
○ упражнения на сжатие или расширение предложений;
○ упражнения на группировку слов и словосочетаний по различным признакам;
○ упражнения, направленные на эквивалентную замену (лексическую или грамматическую);
○ упражнения на развитие вопросно - ответных умений;
○ упражнения по выборочному переводу и др.
При сокращении учащиеся обучаются исключать несущественные, избыточные элементы (дополнения, обстоятельства, иногда придаточные предложения), различать базисную и трансформированную структуры. При расширении учащийся должен, наоборот, развивать мысль, содержащуюся в предложении, правильно оформить расширенную структуру с точки зрения формы (морфологии, синтаксиса) и не нарушить логику изложения. Для формирования умения трансформировать и расширять предложения практикуются следующие тренировочные упражнения:
■ Напишите предложения, расширяя их за счет слов, данных в скобках.
■ Напишите предложения, сократив их за счет использования местоимений;
■ Закончите предложения.
■ Заполните пропуски словами, данными в скобках. О значении пропущенных слов догадайтесь по контексту (по знакомым словосочетаниям).
К конструированию относятся следующие виды упражнений:
• составление сложносочиненного или сложноподчиненного предложения из двух простых;
• описание несложной ситуации с помощью заданных слов и словосочетаний;
• образование краткого диалога при опоре на указанные этикетные формулы и речевые намерения (например, представление, приветствие, прощание и т.д.).
Вопросно - ответные упражнения подготовительного характера связаны, как правило, с конкретными предложениями текста и представляют собой, по существу, переконструирование предложений из повествовательной формы в вопросительную, например: Составьте письменно вопросы к 1 и 3 предложениям текста.
в) Речевые упражнения для обучения письму как одной из форм общения на иностранном языке.
Речевые упражнения обеспечивают умение логично и последовательно, своими словами передать ту или иную информацию в письменной форме, поэтому их отличительной чертой является направленность внимания на содержание письменного высказывания, включающего в себя комплекс различных трудностей, характерных для данной формы общения.
В результате выполнения речевых упражнений формируются следующие умения письма:
• передача в письменном высказывании главной мысли;
• выбор способа передачи главной мысли — индуктивный или дедуктивный;
• передача основного содержания прочитанного или прослушанного текста;
• правильное (нормативное и узуальное) оформление текста;
• использование знаков графики, орфографии и пунктуации для выражения субъективной информации;
• выделение в письменном высказывании основных мыслей (абзацев), а также зачина, середины и концовки;
• соблюдение логики изложения;
• учет социокультурных особенностей иноязычной эпистолярной речи;
• умение показать культуроведческую осведомленность в письменных текстах страноведческой тематики и др.
Речевые письменные упражнения можно условно разделить на ряд групп с учетом сложности содержания, объема текста, характера опор и роли творчества при их выполнении:
1) репродукция с использованием формальных опор (ключевых слов, речевых формул, заголовков/подзаголовков, образцов из учебника, таблиц):
• воспроизведение печатного текста или текста, воспринятого на слух по ключевым словам (речевым формулам);
• письменно обоснованное прогнозирование содержания текста с опорой на заголовки, подзаголовки и план;
• составление текста с помощью цепочки логически связанных предложений;
2) репродукция содержания с опорой на текст:
• письменные вопросы к тексту;
• составление плана (в форме вопросов или номинации);
• дополнение или сокращение текста;
• озаглавливание текста с письменным обоснованием выбранного заголовка;
• трансформация диалога в монолог;
• видоизменение диалога (введение нового действующего лица, изменение ситуации общения);
• характеристика одного из действующих лиц с помощью данных, содержащихся в тексте, и др.;
3) продукция с опорой на изобразительную наглядность:
• описание картины, открытки, фрагмента кино-, диафильма. Этот тип упражнений – продукция письменного текста, т.е. рассказ – связан с предварительной работой в классе и включает в себя элементы описания. Для того, чтобы сформировать умение творчески излагать свои мысли, например учащимся 6-7 классов целесообразно рекомендовать додумывать детали или продумывать начало, либо конец событий, изображенных на картине.
Литература
1. Бим И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. - М.: Новая школа, 1995. – 128 с.
2. Бориско Н. Ф. Сам себе методист, или Советы изучающему иностранный язык. Киев. Фирма «ИНКОС», 2001. – 120 с.
3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: Аркти, 2000. – 250 с.
4. Методика обучения иностранным языкам в начальной школе и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей (Под ред. В. М. Филатова) – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 416 с.
5. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская и др. – 7-е изд., стер. – Мн.: Выш. шк., 2001. – 220 с.
6. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учебное пособие. 3-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1996. – 330 с.