Технология обучения письму как виду иноязычной речевой деятельности в современной школе

а) Упражнения для обучения техники письма

Обучение технике письма предполагает формирование навыков каллиграфии, графики, орфографии и пунктуации. Под графическими и каллиграфическими навыками понимаются навыки написания всех букв и буквосочетаний данного языка как в отдельности, так и в связной письменной речи.

Формирование навыков каллиграфии и графики осуществляет­ся в основном на начальном этапе обучения иностранному языку, а на среднем этапе происходит их дальнейшее развитие и совершенствование. Каллиграфия связана с обучением учащихся правильному начер­танию букв и разборчивому письму. Развитие графических навыков предполагает решение двух методических задач:

 

◊ овладение звуко-буквенными отношениями и установление связей между различными функциональными вариантами каждой буквы;

◊ овладение совокупностью основных графических свойств изучаемого языка: букв, буквосочетаний, диакритических значков (дефис, надстрочные и подстрочные знаки, апостроф и др.).

 

При овладении этими навыками учащиеся преодолевают ряд трудностей, связанных с усвоением особенностей звуко-буквенных соответствий, поскольку обучения ИЯ начинается от звука к букве. Трудности в освоении начертания немецких букв относятся к таким буквам, как f, j, l, w, r,v, d, g и сочетаниям ch, sch.

К упражнениям, направленным на формирование графических навыков относятся:

- упражнения на написание отдельных простых, затем сложных букв. полностью или частично совпадающих в немецком и русском языках (например: Аа. Mm, Oo, Ee, Kk); отличающихся, но имеющих отдельные сходные элементы (Dd, Pp, Uu, Ii, Tt); несовпадающих по написанию (Ss, Ff, Ch, ch, Rr,);

- упражнения на написание буквосочетаний, изображающих один простой звук: [k] – ch, ck; [] – sch; [i:] – ie, ieh и сложный звук (дифтонг) - [æ] – ei, ai; [ ] – au; [כּø ] – äu, eu;

- упражнения на списывание отдельных слов, предложений текста;

- упражнения на звуко-буквенный и слоговой анализ анализ отдельных буквосочетаний, предложений и т.д. (с использованием настен­ных таблиц, разрезной азбуки). В результате выполнения этих уп­ражнений учащиеся должны научиться четко различать буквы и звуки, членить слова продуктивного минимума на слоги;

- начертание букв, буквосочетаний и слов по образцу, данному в печатном и прописном вариантах;

- списывание с выполнением определенных заданий: подчер­кивание указанных графем, поиск пропущенных в тексте букв, под­бор синонимов или антонимов к указанным словам и др.;

- группировка слов по определенным признакам (например, за­пись в два столбика слов с долгими и краткими гласными, с одним и двумя слогами, запись цифр словами; выписывание из текста слов, относящихся к одной теме, и др.);

- конструирование слов из букв и слогов.

Кроме этого актуальны:

◊ орфографические игры (кроссворды, загадки, цветное лото и др.);

◊ диктанты: слуховой, зрительный, зрительно-слуховой, само­диктант.

Слуховой диктант является надежным средством контроля сфор­мированности навыков орфографии и пунктуации. Он должен про­водиться на связном тексте, включающем известные учащимся слова продуктивного минимума и имеющем доступное содержа­ние. Диктант начинается с чтения вслух текста, затем материал диктуется по предложениям, каждое из которых предъявляется один раз.

Зрительный диктант состоит в том, что на доске записывают предложения или текст небольшого объема, который затем анали­зируется и стирается, учащиеся записывают диктуемый текст по па­мяти. Аналогичную работу можно провести с печатным текстом пос­ле чтения и анализа, книги закрываются, и учащиеся пишут зри­тельно воспринятый текст под диктовку так, как они его запомнили. Этот диктант выполняет предупредительную функцию.

При проведении зрительно-слухового диктанта запись текста в тетрадях сочетается с одновременной записью его на доске. После завершения работы проводятся проверка правильности текста, за­писанного школьниками в тетрадях, и анализ ошибок.

 

б) Подготовительные упражнения для обучения письму как одной из форм общения

Обучение письму как форме иноязычного общения происходит с помощью подготовительных тренировочных упраж­нений, целью которых является выражение мыслей на иностранном языке в письменной форме.

Подготовительные упражнения обучают умениям и навыкам, лежащим в основе письменного высказывания и подразделяются на следующие типы:

○ упражнения на трансформацию предложений;

○ упражнения на сжатие или расширение предложений;

○ упражнения на группировку слов и словосочетаний по различ­ным признакам;

○ упражнения, направленные на эквивалентную замену (лексическую или грамматическую);

○ упражнения на развитие вопросно - ответных умений;

○ упражнения по выборочному перево­ду и др.

При сокращении учащиеся обучаются исклю­чать несущественные, избыточные элементы (дополнения, обсто­ятельства, иногда придаточные предложения), различать базисную и трансформированную структуры. При расширении учащийся должен, наоборот, развивать мысль, содержащуюся в предложении, правильно оформить расширенную структуру с точки зрения фор­мы (морфологии, синтаксиса) и не нарушить логику изложения. Для формирования умения трансформировать и расширять предложения практикуются следующие тренировочные упражнения:

■ Напишите предложения, расширяя их за счет слов, данных в скобках.

■ Напишите предложения, сократив их за счет использования местоимений;

■ Закончите предложения.

■ Заполните пропуски словами, данными в скобках. О значении пропущенных слов догадайтесь по контексту (по знакомым словосочетаниям).

К конструированию относятся следующие виды упражнений:

• составление сложносочиненного или сложноподчиненного предложения из двух простых;

• описание несложной ситуации с помощью заданных слов и сло­восочетаний;

• образование краткого диалога при опоре на указанные этикет­ные формулы и речевые намерения (например, представление, при­ветствие, прощание и т.д.).

Вопросно - ответные упражнения подготовительного характера связаны, как правило, с конкретными предложениями текста и представляют собой, по существу, переконструирование предло­жений из повествовательной формы в вопросительную, например: Составьте письменно вопросы к 1 и 3 предложениям текста.

 

в) Речевые упражнения для обучения письму как одной из форм общения на иностранном языке.

Речевые упражнения обеспечивают умение логично и последовательно, своими словами передать ту или иную информацию в письменной форме, поэтому их отличительной чертой является направлен­ность внимания на содержание письменного высказывания, вклю­чающего в себя комплекс различных трудностей, характерных для данной формы общения.

В результате выполнения речевых упражнений формируются следующие умения письма:

• передача в письменном высказывании главной мысли;

• выбор способа передачи главной мысли — индуктивный или дедуктивный;

• передача основного содержания прочитанного или прослушан­ного текста;

• правильное (нормативное и узуальное) оформление текста;

• использование знаков графики, орфографии и пунктуации для выражения субъективной информации;

• выделение в письменном высказывании основных мыслей (аб­зацев), а также зачина, середины и концовки;

• соблюдение логики изложения;

• учет социокультурных особенностей иноязычной эпистоляр­ной речи;

• умение показать культуроведческую осведомленность в пись­менных текстах страноведческой тематики и др.

Речевые письменные упражнения можно условно разделить на ряд групп с учетом сложности содержания, объема текста, характе­ра опор и роли творчества при их выполнении:

1) репродукция с использованием формальных опор (ключевых слов, речевых формул, заголовков/подзаголовков, образцов из учебни­ка, таблиц):

• воспроизведение печатного текста или текста, воспринятого на слух по ключевым словам (речевым формулам);

• письменно обоснованное прогнозирование содержания текста с опорой на заголовки, подзаголовки и план;

• составление текста с помощью цепочки логически связанных предложений;

2) репродукция содержания с опорой на текст:

• письменные вопросы к тексту;

• составление плана (в форме вопросов или номинации);

• дополнение или сокращение текста;

• озаглавливание текста с письменным обоснованием выбран­ного заголовка;

• трансформация диалога в монолог;

• видоизменение диалога (введение нового действующего лица, изменение ситуации общения);

• характеристика одного из действующих лиц с помощью дан­ных, содержащихся в тексте, и др.;

3) продукция с опорой на изобразительную наглядность:

• описание картины, открытки, фрагмента кино-, диафильма. Этот тип упражнений – продукция письменного текста, т.е. рассказ – связан с предварительной работой в классе и включает в себя элементы описания. Для того, чтобы сформировать умение творчески излагать свои мысли, например учащимся 6-7 классов целесообразно рекомендовать додумывать детали или продумывать начало, либо конец событий, изображенных на картине.

 

Литература

1. Бим И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. - М.: Новая школа, 1995. – 128 с.

2. Бориско Н. Ф. Сам себе методист, или Советы изучающему иностранный язык. Киев. Фирма «ИНКОС», 2001. – 120 с.

3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: Аркти, 2000. – 250 с.

4. Методика обучения иностранным языкам в начальной школе и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей (Под ред. В. М. Филатова) – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 416 с.

5. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская и др. – 7-е изд., стер. – Мн.: Выш. шк., 2001. – 220 с.

6. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учебное пособие. 3-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1996. – 330 с.