Особенности организации обучения изобразительной деятельности детей 2-3 лет.

Лекция № 2. Игровые методы на занятиях изобразительной деятельностью

Курс ДПиП

Чтобы подготовить детей к занятиям с двумя подгруппами, следует сформировать у всех детей умение слушать воспитателя и выполнять его указания.

Обучение детей изобразительной деятельности лучше начинать с лепки из глины. Занятия лепкой должны проходить раньше, чем рисованием, так как именно в ней впервые дети начинают чувствовать движение каждого пальца (когда вдавливают глину, пластилин, отрывают от них кусочки), а также кистями рук (когда раскатывают и сплющивают ком).

Благодаря пластичности глины и пластилина в лепке дети быстрей, чем в рисовании, замечают и выполняют изменения формы, обнаруживают сходство с реальными предметами при малейшем изменении кома. Лучше при лепке использовать материал светлых тонов, так как темные могут на первых этапах вызвать негативную реакцию детей (боязнь испачкаться). Для лепки нужны пластмассовые темные пластины. На них особенно хорошо видна форма лепной работы. Около каждого ребенка должна быть небольшая влажная тряпочка, чтобы вытирать руки (надо показать детям, как это делать). Занятия представляют собой своеобразные упражнения мелкой мускулатуры и пальцев, которые позволяют детям успешнее овладеть умением правильно держать карандаш или кисть при рисовании.

Хорошей подготовкой к рисованию являются игры с различными видами мозаики и рассматривание предметных изображений. Детям этого возраста доступны и аппликационные работы. Но в условиях группового обучения организация занятий по аппликации трудна, так как эта деятельность детей требует индивидуального руководства: Чтобы учить детей рассматриванию предметных изображений, на занятиях по конструированию, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи необходимо как можно больше использовать готовые силуэты людей, животных, птиц для самостоятельных действий детей с ними. В таких играх малыши учатся в изображениях узнавать знакомые предметы и называть их.

До начала обучения рисования дети должны видеть процесс создания рисунка. Педагог может рисовать при детях палочкой на снегу, песке, ярким фломастером или широкой кистью на бумаге, мелом на доске, объясняя содержание рисунка в игровой форме. Например: «Дети гуляют по дорожке. (Рисует линию). Топ-топ. (Рисует следы). Полил дождик. (Рисует вертикальные линии). Дети убежали».

Обучение рисованию лучше начинать кистью. Карандашом дети рисуют 2-3 мин., при этом они быстро утомляются от мышечного напряжения, теряют интерес к неярким линиям на бумаге. Кистью они могут рисовать 10-15 мин. При неослабевающем интересе к ярким появляющимся цветным пятнам.

Если дети научатся свободно держать кисть, легко, без нажима касаться ею бумаги, то этот навык, они переносят и на рисование карандашом. Рисуют легко, не нажимая сильно и не сжимая карандаш. И наоборот, если дети вначале долго рисовали карандашом, сильно нажимая на него с целью добиться яркости, то навык этот переносят и на рисование кистью: сильно нажимают на ворс, портят его, крепко сжимают кисть, от этого быстро устают. Формирование навыка владения кистью осуществляется при этом медленнее, требует больше усилий и от воспитателя, и от ребенка.

В первую младшую группу дети приходят с различной готовностью к обучению изобразительной деятельности. Вначале воспитатели должны наблюдать за ними, предоставить 3-4 малышам карандаши и заниматься с ними. Затем в зависимости от уровня подготовленности формировать подгруппу детей, поскольку вначале обучения особенно важно дифференцированно подойти к каждому ребенку, чтобы учесть возможности и индивидуальные особенности каждого.

Подготовленность детей выявляют по следующим показателям:

• длительность сосредоточения внимания, умение заниматься;

• владение элементами изобразительных умений и навыков;

• речевая активность.

По уровню сформированности этих элементарных компонентов деятельности детей можно разделить на подгруппы.

Первая подгруппа включает детей, которые сосредотачиваются не более 1 минуты, не реагируют на указания, обращенные ко всем, а понимают задание только в парном общении с педагогом. С изобразительным материалом они играют, стучат им, берут в рот. Цвета различают только по оттенкам (светлые и темные) и не называют их. Дети этой подгруппы не сопровождают свою деятельность речью, не отвечают на вопросы, а только повторяют последние слова и фразы взрослого. Подготовленность этих детей к овладению навыками изобразительной деятельности недостаточна. С ними нужно некоторое время заниматься индивидуально.

Во второй подгруппе могут быть дети, которые сосредотачиваются на объяснении и деятельности 3-4 минуты. Они слушают и принимают указания, обращенные ко всей подгруппе, при условии, если речь педагога сопровождается наглядностью. Эти дети выполняют действия, состоящие из 2-3 звеньев (берут кисть, набирают на ворс краску и касаются кистью бумаги - рисуют). Назначение карандаша знают, но держат его неправильно. Их деятельность процессуальная, т.е. никаких изобразительных результатов она не дает. Процесс рисования и лепки речью не сопровождается, но отвечают на вопросы: «Что сделал? Делаешь?» Находят в наборе красок 4-5 цветов, передают на бумаге требуемый цвет, но не называю его. Таков средний уровень подготовленности детей. Он достаточен для начала обучения элементам изобразительной деятельности.

В третью подгруппу объединяют детей с высоким уровнем подготовленности. Они понимают объяснения педагога, обращенное ко всем. Сосредотачиваются на объяснении и деятельности до 3-5 минут, даже если отсутствует наглядность; выполняют действие, состоящее из 3-4 звеньев (дополнительно к тому, что выполняют дети второй подгруппы, моют кисть, высушивают ее салфеткой, ставят на место). Задание этим детям можно давать целостно, не по этапам. Они различают 5-6 цветов и передают их на бумаге, но называют только 3-4. Результаты деятельности элементарны, и сходство с изображенным предметом бывает только в цвете. Все этапы изобразительной деятельности сопровождаются речью. Это очень важный момент в начале формирования изобразительной деятельности детей, так как при этом они учатся передавать в рисунке определенное содержание.

Распределение детей по группам основывается не на числе детей, а на уровне их подготовленности.