Вандышев А.Р. Медицина катастроф. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 384 с.

Учебные вопросы и расчет времени

ЛЕКЦИЯ

 

 

Тема: «Основы гражданской обороны»

 

Утверждена на кафедральном заседании

№ протокола 89

«03» февраля 2006 г.

 

Зав. кафедрой военной и экстремальной медицины

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

________________Анисимов М. М

 

Составитель:

преподаватель Григорьев О.В.

 

Красноярск

1. Значение темы: Непрерывное совершенствование системы мероприятий, средств и методов, обеспечивающих сохранение жизни, здоровья и профессиональной работоспособности отдельного человека, коллективов и населения в целом в условиях возможного нападения потенциального противника диктует необходимость изучения структуры и организации работы системы Гражданской обороны каждым врачом.

2. Цели обучения:

2.1. Общая цель: Ознакомить студентов с основами Гражданской Обороны в Российской Федерации.

2.2. Учебная цель: Дать понятие о структуре и организации работы службы Гражданской Обороны.

2.3. Психолого-педагогическая цель: Воспитать у студентов чувство профессиональной ответственности за порученное дело, привить уверенность в эффективности функционирования системы МСГО в военное время при условии заблаговременной её подготовки в мирное время.

Введение - 5 мин.
1. Гражданская оборона, ее роль и место в общей системе национальной безопасности России 10 мин.
2. Принципы организации и ведения гражданской обороны 30 мин.
3. Задачи и организационная структура гражданской обороны 20 мин.
4. Степени готовности гражданской обороны и их краткая характеристика 20 мин.
Заключение - 5 мин.
Всего: - 90 мин.

4. Список литературы:

4.1. основная:

- Авитисов П.В., Аполлонова Л.А., Гоголев М.И. и др. Организация медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации / Под ред. Ю.И. Погодина. – М.: ГУП «Медицина для Вас», 2002. – 212 с.

4.2. дополнительная:

- Зыкин П.В. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: учебное пособие / Под. ред. Г.К. Зыкиной. – М.: ООО «Ампрес», 2003. – 48 с.

- Оценка инженерной обстановки при гидродинамических авариях, наводнениях, землетрясениях и взрывах: Метод. разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения / НГТУ; Сост.: В.В.Волков, В.А.Горишний, В.Б.Чернецов. - Н.Новгород, 2003.

- Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (организационные вопросы). – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. – 560 с.

5. Наглядные пособия: презентация №1 Ms. Power Point, слайды, таблицы.

6. Технические средства:мультимедийный проектор, ноутбук, диапроектор.

 

Введение.

Основные направления современной государственной политики РФ в области гражданской обороны формируются и реализуются с учетом геополитических стратегических, социально-экономических и других факторов, которые за последние годы претерпели значительные изменения.

Возможности новых видов оружия, участившиеся аварии и катастрофы, стихийные бедствия, международный и внутренний терроризм, проблемы экологии - все это потребовало пересмотра основных направлений содержания, организации, порядка подготовки и ведения в РФ гражданской обороны.

Статья 1 Федерального Закона РФ от 1998 года «Гражданской обороне» определяет, что гражданская оборона, это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В предлагаемой Вам лекции по теме «Основы гражданской обороны», будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Гражданская оборона, ее роль и место в общей системе национальной безопасности России;

2. Принципы организации и ведения гражданской обороны;

3. Задачи и организационная структура гражданской обороны;

4. Степени готовности гражданской обороны и их краткая характеристика.

 

1. Гражданская оборона, ее роль и место в общей системе

национальной безопасности России

Гражданская оборона в РФ организуется и ведется в соответствии с положениями Конституции РФ, закона РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. № 2416-1, федеральных законов РФ «Об обороне" от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ и "О гражданской обороне." от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ, других федеральных законов и нормативных правовых актов РФ, а также международных нормативных актов.

Конституция РФ объявила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства. Вопросы обороны и безопасности согласно статье 71 Конституции РФ отнесены к ведению РФ, а осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий - к совместному ведению РФ и субъектов РФ (статья 72).

В период становления новой российской государственности правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства были закреплены путем принятия закона РФ "О безопасности", определившего систему безопасности, ее функции, порядок организации деятельности органов обеспечения безопасности и контроля за их работой. Весьма важно определение безопасности как состояния защищенности от внутренних и внешних угроз основных объектов безопасности, к которым отнесены личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Закон РФ "О безопасности" не только разграничил полномочия органов власти, но и установил порядок руководства государственными органами обеспечения безопасности и определил задачи федеральных органов государственной власти. В законе прямо указано, что формирования гражданской обороны и службы ликвидации чрезвычайных ситуаций включаются в силы обеспечения безопасности.

Данное законодательное закрепление места гражданской обороны получило дальнейшее свое развитие в федеральном законе "Об обороне". Статьей 21 этого закона определено, что в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, организуется гражданская оборона, задачи и организация которой определяются федеральным законом.

Гражданская оборона охватывает многие стороны жизни любого государства в самых сложных ситуациях, когда решается судьба значительной части населения страны. Вот почему в современных условиях прогрессивное развитие норм права вооруженных конфликтов уже невозможно без признания норм международного права, в том числе и по вопросам гражданской обороны. Наше государство федеральным законом "О международных договорах РФ" от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ подтвердило в статье 5, что международные договора РФ, наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права, являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью его правовой системы.

Международно-правовая регламентация деятельности гражданской обороны сформулирована в Дополнительном протоколе 1 к Женевской конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года, который принят в 1977 году. В этом документе сформулированы задачи гражданской обороны, а также нормы защиты организаций, персонала и материальной части самой гражданской обороны в период вооруженных конфликтов.

При определении правового положения организаций гражданской обороны следует принимать во внимание два критерия: их неучастие в боевых действиях и основное назначение - гуманитарную деятельность.

Таким образом, все изложенные выше конституционные и законодательные решения РФ, международные конвенции и другие документы подвели к необходимости принятия отдельного закона о гражданской обороне.

Федеральный закон РФ "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в области гражданской обороны, а также порядок руководства гражданской обороны и состав гражданской обороны.

 

2. Принципы организации и ведения гражданской обороны.

Гражданская оборона РФ является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий.

Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, основными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона организуется на территории РФ по территориально-производственному принципу.

Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории субъектов РФ согласно административному делению нашей страны.

В соответствии с этим ответственность за состояние ГО на территории республик, краев, областей, городов, поселков и т.д. несут главы администраций исполнительной власти субъектов и муниципальных образований РФ.

Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Суть территориально-производственного принципа заключается не просто в одновременном использовании территориального или производственного подходов к организации и ведению ГО, а в их взаимосвязи и неразрывности. Такой, подход позволяет лучше учесть и совместить как интересы территории, так и интересы находящихся на этих территориях объектов при решении задач ГО.

Подготовка Российского государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Само же введение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.

Введение военного положения в РФ предусмотрено Федеральным конституционным законом № 1от 30 января 2002 года «О военном положении».

Согласно этому закону, под «военным положением» понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.

Закон РФ «О гражданской обороне» устанавливает положение всех ветвей власти, включая организации, в области гражданской обороны.

В частности, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными и иными нормативными правовыми актами РФ:

· планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;

· проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

· осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

· создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают гражданские организации гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Гражданские организации гражданской обороны (ГО ГО) - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ, владеющие специальной техникой, имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В гражданские организации гражданской обороны могут зачисляться граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет (за исключением военнообязанных, имеющие мобилизационные предписания, инвалидов 1,2,3 группы, беременных женщин и женщин имеющих детей до 8-летнего возраста, а также женщин со средним и высшим медицинским образование, имеющих детей до 3-летнего возраста).

Президент РФ определяет основные направления государственной политики в области ГО, утверждает план ГО РФ и вводит его в действие, утверждает структуру и состав войск ГО.

Руководство гражданской обороной осуществляют:

· в РФ - правительство РФ;

· в федеральных органах исполнительной власти и организациях - их руководители;

· на территориях субъектов РФ, муниципальных образований - главы органов исполнительной власти субъектов РФ, руководители органов местного самоуправления.

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

· федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области ГО (МЧС России), и его территориальные органы, созданные в установленном порядке;

· структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области ГО;

· структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области ГО, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством РФ.

Для выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы ГО, а также службы гражданской обороны гражданских организаций (ГО ГО).

Служба гражданской обороны- служба,предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Решения о создании служб гражданской обороны принимаются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций в соответствии с их полномочиями.

В частности на Федеральном уровне созданы:

1. Федеральная медицинская служба;

2. Федеральная противопожарная служба гражданской обороны;

3. Федеральная служба гражданской обороны охраны общественного порядка;

4. Федеральная служба гражданской обороны защиты животных и растений;

5. Федеральная служба гражданской обороны защиты культурных ценностей.

Для решения задач в области гражданской обороны существуют воинские формирования, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также создаваемые гражданские организации гражданской обороны (ГО ГО).

 

3. Задачи и организационная структура гражданской обороны.

Решение задач ГО является обязанностью всех органов исполнительной власти и местных органов самоуправления, предприятий, организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Основными задачами гражданской обороны являются:

· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

· предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

· проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

· проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, медицинским обслуживанием, срочным предоставлением жилья и принятие других необходимых мер;

· обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

· обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

· срочное захоронение трупов в военное время;

· разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

· обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Организационную структуру гражданской обороны РФ составляет совокупность органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (схема 1).

Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение в соответствии с планами ГО состоит в последовательном осуществлении мероприятий, направленных на наращивание возможностей по решению возложенных на нее задач военного времени. С этой целью приводятся в готовность органы управления и силы ГО, развертываются системы защиты населения, осуществляется усиленная подготовка к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в возможных очагах поражения.

 

4. Степени готовности гражданской обороны

и их краткая характеристика.

Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение осуществляется, как правило, заблаговременно.

Для Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных образований и организаций, их органов, осуществляющих управление ГО, а также служб ГО и гражданских организаций ГО устанавливаются степени готовности ГО. Количество и наименование степеней готовности ГО, а также перечни мероприятий ГО, проводимые по этим степеням готовности, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Войска ГО, а также органы, осуществляющие управление ГО на территории субъектов РФ, территориях, отнесенных к группам по ГО, укомплектованные военнослужащими войск ГО, приводятся в высшие степени боевой готовности в порядке, устанавливаемом Президентом РФ, а также приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области ГО.

Органы управления и формирования ГО организаций при переводе гражданской обороны в высшие степени готовности проводят следующие основные мероприятия:

1. Первоочередные мероприятия I-ой группы, в результате которой повышается готовность системы ГО к выполнению задач мирного времени:

· сбор руководящего состава для доведения обстановки и постановки задач;

· круглосуточное дежурство руководящего состава;

· проверка готовности к работе системы управления, связи оповещения объекта, включая принятие закрепленных каналов связи, установку дополнительных электросирен и громкоговорителей;

· закладка на ПУ и ЗПУ продовольствия и медикаментов;

· приведение в готовность защитных сооружений на территории объекта;

· ввод в эксплуатацию защитных сооружений, строящихся по плану текущего года;

· вывоз со склада мобилизационного резерва на объект противогазов, КЗД, приборов РХР и ДК, ИПП;

· укомплектование формирований ГО личным составом, обеспечение техникой и имуществом;

· уточнение планов-графиков наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в военное время;

· выполнение мероприятий по снижению запаса АХОВ до минимальных размеров (только для объектов, производящих или использующих в производстве АХОВ);

· проведение подготовительных мероприятий к введению режима светомаскировки, усилению охраны общественного порядка и противопожарной защиты.

2. Первоочередные мероприятия II-ой группы, повышающие защиту населения и обеспечивающие выполнение задач ГО в военное время:

· организация режима круглосуточной работы руководящего состава;

· приведение в полную готовность к работе системы управления, связи и оповещения;

· приведение в готовность (без прекращения работы) формирований повышенной готовности;

· приведение в готовность укрытий, организация круглосуточного дежурства звеньев по обслуживанию убежища;

· закладка в убежище запасов продовольствия и медикаментов;

· выдача СИЗ из запаса объекта формированиям ГО, рабочим и служащим;

· вывоз в загородную зону необходимых для служебной деятельности документов, запасов медицинского имущества;

· проведение неотложных мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в военное время;

· проверка состояния систем отопления, водоснабжения, канализации, отключающих устройств, аварийных запасов воды.

3. Мероприятия общей готовности гражданской обороны, вводящие в действие планы гражданской обороны на военное время в полном объеме; организуют и проводят предусмотренные планами мероприятия (кроме эвакуационных), обеспечивающие выполнение всех задач, возложенных на ГО в военное время:

· приведение в готовность (без прекращения деятельности) формирований гражданской обороны, не приведенных в готовность при введении мероприятий II-ой группы;

· вывод (вывоз) из города формирований ГО повышенной готовности для подготовки загородной зоны к размещению эвакуируемых рабочих, служащих и членов их семей, а также подготовки этих формирований для проведения АСДНР в очаге поражения;

· осуществление планового ускоренного строительства недостроенных убежищ с упрощенным оборудованием; перевод на круглосуточное дежурство постов РХН; организацию изготовления простейших СИЗ; проведение противопожарных мероприятий и снижение запасов взрыво - и пожароопасных веществ;

· подготовка к эвакуации в загородную зону (без прекращения работы) учреждения (только для НШГО медицинского объекта);

· проведение мероприятий по защите запасов материальных средств, источников водоснабжения, проведение мероприятий по обеспечению светомаскировки;

· организация и проведение частичной эвакуации нетрудоспособного и занятого населения (по отдельному распоряжению);

· вывоз запасов медицинского имущества, продовольствия, промышленных товаров, ГСМ и уникальных ценностей, если это предусмотрено планом.

Нельзя не отметить, что порядок организации и выполнения всех мероприятий по переводу сил и средств ГО с мирного на военное положение будет зависеть от сложившейся обстановки, задач и наличия времени.

 

Заключение.

В современной войне успешное решение задач по обеспечению жизнедеятельности государства во многом будет зависеть от умения населения защитить себя, материальные и культурные ценности; совместно с государством обеспечить выполнение этих, очень важных, функций.

Поэтому очень важна необходимость заблаговременной подготовки руководящего состава, сил и средств ГО, населения страны к действиям в любой обстановке мирного и военного времени.

СХЕМА № 1: