АФО ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Практические манипуляции по теме

1. Подготовка пациента к ФГДС

2. Подготовка пациента с УЗИ

3. Техника взятия кала на копрологическое исследование

4. Помощь при рвоте

5. Помощь при метеоризме

6. Подготовка пациента к рентгеновскому исследованию с контрастом

Пищеварительная система состоит из пищеварительного тракта и желёз, выделяющих секрет необходимый для пищеварения. Пищеварительный тракт новорожденного состоит из ротовой полости, глотки, пищевода, желудка и кишечника. Изнутри он выстлан слизистой оболочкой, выполняющей функции пищеварения, всасывания и выделения, затем следует мышечный слой, обеспечивающий дробление, перемешивание и передвижение пищи. Органы пищеварения, расположенные в брюшной полости, сверху покрыты серозной оболочкой брюшины.

Пищеварительная система обильно снабжена кровеносными и лимфатическими сосудами, а также нервами, регулирующими её деятельность. Однако функциональные возможности ЖКТ новорожденного ещё несовершенны. В первые недели и месяцы жизни обеспечиваетсяпроцесс переваривания только грудного молока, возможность усвоения другой пищи (адаптированной для детей) формируется к 4-6 месяцам. Здоровый новорожденный имеет хорошо выраженные сосательный и глотательный рефлексы.

Акт сосания обеспечивается анатомическими особенностями строения полоти рта ребенка. При сосании губы ребенка плотно захватывают сосок с ареолой, сообщение между полостью рта и наружным воздухом прекращается, во рту создается полость с отрицательным давлением. Ребенок челюстями сдавливает сосок и в разреженное пространство поступает грудное молоко, которое он проглатывает.

Полость рта у ребенка небольших размеров. Язык короткий, широкий и толстый. Губы и щеки с хорошо развитой мускулатурой. В толще щёк имеются плотные жировые комочки – комочки Биша, способствующие созданию отрицательного давления в полости рта. На дёснах имеются валикообразные утолщения, а на слизистой губ – поперечная исчерченность или складки, способствующие акту сосания. Слизистая полости рта нежная, розовая, но сухая из-за недостаточного развития слюнных желёз. Развитие слюнных желёз заканчивается к 3-4 месяцам и с этого времени начинает усиленно выделятся слюна (физиологическая гиперсаливация). Слюна с 1-х дней жизни содержат амилазу.

Пищевод у новорожденного узкий, длина его равна 10-11 см., к 1 году 12 см., в 5 лет 16 см., мышечный слой его развит плохо и вне акта глотания он закрыт.

Желудок – располагается примерно по середине между пупком и мечевидным отростком грудины, лежит горизонтально, после того как ребенок начинает ходить принимает вертикальное положение. Объём желудка у новорожденного 30 - 35 мм., в 1год – 250 - 300 мл., в 2 года – 300 - 400 мл., в 3 года – 400 - 500 мл., к 8 годам – 1000 мл. Моторная функция желудка в 1-е месяцы жизни выражена недостаточно. Грудное молоко задерживается в желудке 2-3 часа, а искусственные молочные смеси – до 4 часов. Кардиальный сфинктер (мышечный замок на входе в желудок) слабо развит, что обуславливает склонность детей к срыгиванию и рвоте.

Кишечник грудного ребенка относительно длиннее (в 6 раз превышает длину тела, а у взрослых в 4 раза), стерилен, но уже через 10-20 часов после рождения заселяется разнообразными микроорганизмами, попадающими из воздуха, с соска молочной железы матери и предметов ухода. При грудном вскармливании микрофлора кишечника представлена бифидобактериями, что считается благоприятным для ребенка. При искусственном вскармливании микрофлора меняется, в основном представлена кишечными палочками и энтерококками. Слизистая кишечника тонкая, богато васкуляризирована, поэтому хорошо проницаема для токсинов.

Моторная функция кишечника – у детей раннего возраста повышена, что вызывает частое его опорожнение. У грудных детей акт дефекации происходит рефлекторно, в первый месяц жизни 3-6 раз в сутки. К концу года он становится произвольным актом. Впервые 2-3 дня кал ребенка (меконий) в виде густой темно-зеленой, липкой массы, не имеет запаха. На 4-5 день при грудном вскармливании кал приобретает гомогенную консистенцию (жидкой кашицей), золотисто-желтую окраску и кисловатый запах. У детей на искусственном вскармливании, кал более плотный (густая каша или полуоформлен), светлой окраски, с резким, слегка гнилостным запахом, 1-2 раза в сутки. Стул детей после 1 года оформлен, 1-2 раза в сутки, коричневого цвета.

Печень – большая, занимает все правое и частично левое подреберье, до 5-7 лет выступает из-под края рёберной дуги на 1,5-2 см.

Функции печени:

1) участвует в желчеобразовании (желчь обладает бактерицидными свойствами, участвует в пищеварении, стимулирует моторику кишечника, нейтрализует токсины, поступающие из кишечника);

2) принимает участие в обмене белков, жиров, углеводов, витаминов, железа, билирубина, холестерина и др.);

3) обусловливает метаболизм лекарственных веществ;

4) участвует в образовании ферментативных систем.

5) Детоксикационная функция развита плохо.

У новорожденных детей функции печени ещё недостаточно развиты.

Поджелудочная железа имеет небольшие размеры и продолжает расти и дифференцироваться до 14 лет.

Функции поджелудочной железы:

1) внешнесекреторная: выделяет сок, который содержит ряд ферментов – протеолитические (расщепляющие белки) – трипсин, химотрипсин, эластаза и др., липолитические (расщепляющие жиры) – липаза, фосфолипаза и др., амилолитическая (расщепляющая углеводы) – амилаза, лактаза, мальтаза.

2) внутрисекреторная: осуществляет синтез гормонов (инсулин, глюкагон, липокаин), участвующих в регуляции углеводного и жирового обмена.