ПРИКАЗЫВАЮ

ПРИКАЗ

Апреля – День пожарной охраны России. Именно 30 апреля (17 апреля по старому стилю) 1649 г. Государь, Царь и Великий князь Всея Руси Алексей Михайлович подписал «Соборное Уложение» и Наказ «О градском благочинии». Именно эти документы стали отправной точкой придания пожарному делу на Руси государственного значения. В наказе впервые была предусмотрена обязанность зажиточных людей иметь дома бочки с водой, водоналивные трубы медные и деревянные, вёдра, а обычные люди должны иметь водоналивную трубу на пять дворов, а вёдра – «однолично» и быть готовым прибыть на пожар).

Что же касается защиты от ЧС природного характера, то уже в глубокой древности люди пытались избежать их, выбирая места, малодоступные для наводнений, лавин или сооружая естественные преграды, уменьшавшие зону бедствия.

Исторические корни профессии спасателя.

 

Вопрос можно сформулировать иначе: «Какие события (явления) природного (стихийного) и антропогенного характера вызвали к жизни проблему гражданской защиты, и на какой стадии существования человеческого общества это происходило»?

Сегодня мы знаем, что проблемы ГЗ возникают в условиях опасностей, исходящих и от человека, и от природы. В первом случае они имеют военное или техногенно - производственное (технологическое) происхождение, а во втором – земное, либо космическое, т.е. стихийное.

Существуют научные данные о том, что человек современного вида («человек разумный») появился 40- 30 тыс. лет назад, сменив вымиравших неандертальцев.

Первобытно- общинная общественно- экономическая формация в истории человечества появилась на десятки тысяч лет позже, и лишь за несколько тысяч лет до н.э. возникают т. называемые цивилизационные сообщества – гражданские общины, а за ними и первые государственные образования с их четким разделением на сословия.

Совершенно очевидно, что уровень развития производительных сил на начальном этапе образования первой из общественно- экономических формаций был не в состоянии оказать сколько- нибудь заметное влияние на возникновение факторов ЧС техногенно- производственного характера.Исключение составляли пожары и войны, нередко в их сочетании. Пожары могли возникать при неосторожном обращении с огнем в самой общине, либо вследствие преднамеренного поджега угодий и жилищ противоборствующей стороны.

 

Чрезвычайные ситуации, порождаемые войнами в IV-III тысячелетиях, возникали на завоеванных территориях и выражались в массовом истреблении их населения, в том числе и не участвовавшего в вооруженной борьбе. Эти репрессивные меры проводились из-за того, что у воинов-завоевателей не было никакого оборонительного оружия, кроме медного шлема, а иногда и щита, а их наступательное оружие состояло из кинжала, небольшого медного топорика на палке или копья с медным наконечником. В этих условиях использовать труд пленных и покоренных людей можно было лишь дав им медные кирки, лопаты или мотыги. А это означало, что рабы будут вооружены не хуже, чем их хозяева. Поэтому пленных воинов и большую часть населения сразу же убивали. Стремясь избежать такого рода ситуаций население более слабой стороны пыталось укрываться за стенами сооруженных для этой цели укреплений.

Сведения о ЧС различного характера, имевших место в глубокой древности, дошли до нашего времени в форме легенд, мифов, преданий, излагавшихся в устном общении поколений, но, главным образом в памятниках древней литературы. Важнейшие из этих источников - древнеиндийские Веды – четыре сборника гимнов, ритуальных правил и предписаний, индийский эпос «Махабхарата» и «Рамаяна», Библия, а также сказания древних кельтов, американских индейцев и многих других народов и, наконец, летописи средневековой Руси.

Воспользуемся некоторыми из этих сведений, но постараемся помнить при этом высказывание Н. Рериха: «Все легенды – от былей».

О зарождении профессии спасателя, приписывая ей божественное происхождение, ярко и образно повествуется в священной книге христиан и иудеев Библии, в разделе книга «Бытие» Ветхого завета. В ней рассказано о всемирном потопе и о праведнике Ное, выполнявшем функцию спасателя в период этого бедствия, постигшего человечество.

Посмотрев на Библию как на источник научной информации, получим возможность сюжету легенды о потопе дать реалистическую трактовку.

Ной был человек праведный и непорочный в роде своем – таков моральный облик первого спасателя.

Причины потопа (как причины бедствия) – злодеяния людей – вполне материалистическая трактовка проблемы масштабного бедствия (достаточно вспомнить гитлеровские планы затопления Москвы, удушения голодом населения Ленинграда).

«…И сказал Господь Бог Ною: «Земля наполнилась злодеяниями. … Велико развращение человеков на земле, все помышления их – зло во всякое время были» Итак, обобщение: злодеяния – источник беды.

И раскаялся Господь, что создал человека, и воскорбел в сердце своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо я раскаялся, что создал их.

Предупреждение о бедствии (предупреждение как проблема ГЗ):

… И сказал Бог Ною: «… Конец всякой плоти пришел … ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, я истреблю их с земли. … Сделай себе ковчег из дерева; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей (120 м)[1]; ширина его пятьдесят локтей (20 м), а высота его тридцать локтей (12 м). … устрой в нем нижнее, второе и третье жилье (т.е. 3 палубы). Ной выполнил эту рекомендацию в срок за 7 дней, что свидетельствует об уровне его профессиональной квалификации (в т.ч. и как спасателя).

«… войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел я праведным предо мною …., и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского … чтобы сохранить племя для всей земли.

… ибо через семь дней я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что я создал, с лица земли.

… через семь дней воды потопа пришли на землю … . В сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились. И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей».

Описание бедствия:

«… И продолжалось на земле наводнение сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода и подняла ковчег … и ковчег плавал по поверхности вод. … И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом, на пятнадцать локтей поднялась над ними вода и покрылись все высокие горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле: и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди. … Остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

… И вспомнил Бог о Ное и о всех, бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце … на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор».

Ветхий Завет. I – я книга Моисея. Бытие. Стр. 9-11.

Библейская легенда послужила нам основанием для заключения о проблеме спасания людей и о давности спасательного дела. Но какие основания существуют для того, чтобы отнестись к этой легенде как к факту. Есть ли в ней то истинное и рациональное, на что может опереться историческая наука? Пытаясь ответить на этот вопрос, снова вспомним Н. Рериха : «Все легенды от былей».

Библейские тексты имеют давность 8 в. до н.э. – 2 в. н.э., т.е. им нет еще и 3-х тысяч лет. Но более чем за двадцать веков до н.э., т.е. задолго до появления библейского текста повесть о потопе была записана на глиняных табличках Шумера (государство в Двуречье). И так как причиной потопа также названо истребление рода человеческого, то можно допустить, что причина эта объясняется, идя от следствия, т.е. от реального бедствия

Наряду с клинописными текстами Двуречья предания о катастрофе, уничтожившей почти все человечество, исследователи встречают в египетских священных книгах, в санскритских текстах Индии, у народов островов Тихого океана, в преданиях народов обоих континентов Америки, вплоть до индейцев Аляски и эскимосов.

Из этих сведений складывается поразительно единая картина масштабного бедствия, сохранившаяся в памяти народов. Более того, в сообщениях о потопе обращают на себя внимание странные совпадения некоторых деталей. Почти везде фигурируют некие предвестники беды, оповещавшие людей о надвигавшейся катастрофе. В числе предупрежденных и спасшихся от гибели везде – мужчина и женщина.

Предупрежденные люди спасают животных. Когда воды потопа начинают спадать, спасшиеся высаживаются на вершине горы. Герои каждого из повествований, чтобы узнать, появилась ли где-нибудь земля, выпускают птиц. И так далее, вплоть до упоминания о радуге. Совпадения, которые обнаруживаются у народов, разделенных многими тысячами километров и множественность аналогий в повествованиях дают основание предположить, что в основе их лежит некое реальное событие, действительно происходившее на памяти человечества.

Это была некая глобальная катастрофа природного характера.

Уместно напомнить и современную научную гипотезу, трактующую причины этого всемирного потопа, оставившего многочисленные реальные следы на Земле. «…Хорошо известно, что Луна в своем движении вокруг Земли поднимает заметную приливную волну в мировом Океане. Ученые утверждают, что Луна не всегда была спутницей Земли. Более 10 тысяч лет назад после некой космической катастрофы она в момент выхода на околоземную орбиту ещё будучи в раскалённом состоянии прошла в непосредственной близости от Земли, причем навстречу её вращению. И с востока на запад по нашей планете прокатился все сокрушающий вал океанской и морской воды, смешавшийся с потоками ливневых дождей.

Вероятно, именно тогда погибли человеческие цивилизации, оставившие после себя большого сфинкса в Египте, железную колонну в Индии, храмовые комплексы в Кампучии, а возможно и многие признаки цивилизации на американских континентах. И легендарный Ной мог оказаться представителем одной из развитых цивилизаций, поскольку сумел не только построить свое судно, но и точно спланировать эту сложную работу, завершив её к назначенному сроку.

В той же Библии, в книге «Бытие» повествуется о другой катастрофе, постигшей города Содом и Гоморру.

В городах этих население отличалось крайней жестокостью по отношению к пришельцам и нечестивостью к заветам Бога, т.е. аморальностью и злодейством.

… И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их – тяжёл он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они (жители) поступают так, каков вопль на них, поступающий ко мне (здесь вопль – жалобы).

И послал в Содом двух ангелов в обличье людей. Ангелы остановились на ночлег в доме праведника Лота. Но «еще не легли они спать, как городские жители, содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города», окружили дом, намереваясь сотворить зло над путниками. Не помогли никакие увещевания хозяина, гостеприимно приютившего путников.

И Господь решил истребить города злодеев. Пророк Моисей свидетельствует:

«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь… с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию и всех жителей городов сих и все произрастания земли…

… и встал Авраам рано утром … и посмотрел к Содому и Гоморре на все пространство окрестности и увидел: вот дым поднимается из земли, как дым из печи». (Бытие стр. 19-20)

Сюжет этой библейской притчи: вулканическая деятельность природы, или иной способ, но дым свидетельствует об уничтожении городов огнем. Здесь огонь выступает в качестве стихийного бедствия, возникающего не по воле людей и не в результате их деятельности. Мы можем не поверить в реальность событий, о которых повествует Библия, но мы не можем не согласиться с вытекающей из этих повествований морали: злые деяния людей несут беду человечеству.

Но в древних источниках описаны и другие эпизоды, в которых человек, а не боги, выступает как главный фактор чрезвычайной ситуации. Ситуации, возникавшей от применения средств, очень сходных с теми, с которыми наши современники познакомились лишь во 2-й половине ХХ века.

… В «Махабхарате», древнеиндийском эпосе, первоначальный текст которого был составлен около 3000 лет назад, есть сообщение о каком-то страшном оружии. Описание его поражающего действия нам, живущим в эпоху ракетно-ядерных средств борьбы, вряд ли покажется фантастическим. Приведем извлечение из перевода древнего текста.

«Сверкающий снаряд, обладающий сиянием бездымного огня, был выпушен. Густой туман внезапно покрыл войско. Все стороны горизонта погрузились во мрак. Поднялись несущие зло разрушительные вихри (ударная волна?). Тучи с ревом устремились в высоту неба… Казалось, даже солнце закружилось. Мир, опаленный жаром этого оружия, казалось, сотрясался, как в лихорадке. Слоны, обожженные пламенем оружия, бежали, объятые ужасом». Далее идет повествование о тысячах колесниц, людей и слонов, которые были испепелены на месте этим колоссальной мощности взрывом. Что это было? Сообщается, что внешне оружие это «было похоже на огромную стрелу из металла. Для того, чтобы обезвредить одну такую «железную стрелу», оставшуюся неиспользованной, герой эпоса приказал раздробить её и измолоть в мелкий порошок. Но до полного её обезврежения этого оказалось недостаточно. Чтобы обезопасить людей остатки измельченной стрелы были утоплены в море». Обезопасить от чего? Может быть от радиации?

Обращают на себя внимание и некоторые меры по защите от этого оружия, меры несомненно спасательного характера. Они заключались в поведении воинов, уцелевших после взрыва. Битва еще не завершилась, когда все, оказавшиеся в зоне взрыва, поспешно бросились к ближайшей реке, чтобы омыть там свою одежду и оружие.

В индийском эпосе это оружие называлось «Оружие Брахмы» или «Пламя Индры». Но в преданиях индейцев Южной Америки оно названо «Машмак», а в мифологии древних кельтов – «Искусство Грома». В последних, кельтских источниках приведены данные о мощности этого оружия в единицах: «сто», «пятьсот», «тысяча», что обозначало примерное число людей, уничтожаемых при взрыве.

О действии подобного рода оружия «Махабхарата» рассказывает: «Кукра (герой эпоса) стал обрушивать молнии на город со всех сторон». Но этого оказалось недостаточно и тогда «был выпушен снаряд, который заключал в себе силу всей вселенной», и город запылал. «… Вспышка была яркой, как 10000 солнц в зените». Зная специфику действия современных средств массового поражения, трудно удержаться от предположения, что за всеми этими свидетельствами, дошедшими из древности не кроются воспоминания о каких-то реальных событиях.

Интересно и то, что некоторые находки археологов могут быть истолкованы как подтверждение этому. Так стены крепостей Дундалк и Экосс (Ирландия) хранят следы воздействия огромной температуры, настолько высокой, что были расплавлены глыбы гранита (>1000 0С). Невольно возникает вопрос: не здесь ли использовалось страшное оружие кельтских преданий, относящихся ко 2-й половине 1-го тысячелетия до н.э.? То самое «искусство грома».

Другой след возможного применения подобного оружия был обнаружен в Малой Азии при раскопках погибшей столицы древних хеттов г. Хаттуса. Некогда город был уничтожен посредством неизвестно каким образом созданной высокой температуры. По словам археолога Биттеля, сколько бы горючих материалов ни хранилось в самом городе, обычные пожары никогда не смогли бы поднять температуру до такого уровня. Кирпичная кладка домов расплавилась в красную твердую массу, камни спеклись и потрескались. В городе не осталось ни одного дома, храма или стены, которые избежали бы этого сильнейшего жара.

В другом районе Ближнего Востока, на территории древнего Вавилона, сохранились развалины высокой башни. Как гласит предание, именно здесь бог, «сойдя вниз, поразил строителей башни, рассеяв их затем по всей земле». И здесь же археологи нашли те же следы искусственно созданной высокой температуры, что и в Дундалке и в Хаттусе. Жар не просто раскалил, но и расплавил сотни обожженных кирпичей, опалил весь остов башни и все её стены.

Известны и другие факты, находящиеся в одном ряду с приведенными. Здесь достаточно лишь напомнить о находке в Индии человеческого скелета, радиоактивность которого в 50 раз выше нормальной. Для того, чтобы отложения, обнаруженные в скелете, имели столь высокую радиоактивность человек этот, погибший 4 тысячи лет назад, должен был долгое время принимать пищу, радиоактивность которой превышала бы обычную в сотни раз[2]. Но можно предположить и то, что речь идет о наведенной радиации!

Не следует быть излишне легковерным. Но, по-видимому, не нужно быть и скептиком, который заранее отвергает всё необычное, неожиданное, всё, что не совпадает с нашими, устоявшимися, с детства привитыми представлениями.

Одно несомненно. Изложенные выше факты со всей определенностью свидетельствуют, что наряду с природными, древним людям были известны и причины катастроф и опасностей, возникающих от преднамеренной деятельности людей. Наиболее масштабный характер в последнем случае приобретали катастрофические последствия военной деятельности. Уже в те времена, на заре современной цивилизации, а может быть в одной из ей предшествующих, люди искали и находили доступные им средства спасения от этих последствий. Таким образом, ещё раз подчеркнем: проблемы гражданской защиты возникали с возникновением человеческих цивилизаций.

От легенд и мифов перейдем к рассмотрению более достоверных источников, имеющих непосредственное отношение к истории нашего Отечества. Этому будет посвящена наша следующая тема ( № 1.2), на которой мы рассмотрим некоторые сообщения из летописей, содержащих сведения о чрезвычайных ситуациях, возникавших вследствие причин природного и антропогенного происхождения.

 

а) Чрезвычайные ситуации и бедствия природного характера

 

Бури, ураганы, штормы, смерчи, нередко сопровождавшиеся катастрофическими последствиями.

Летописи и более поздних лет документы свидетельствуют о многочисленных стихийных бедствиях в России, связанных с сильными ветрами. Ещё в XIII в., точнее в 1280, 1299, 1300 г.г. летописцы отмечали имевшие место на Руси бури, погубившие много людей и скота. Они сообщали, что «ураганные порывы ветра поднимают в воздух многие дворы и уносят их вместе с людьми и их бытом.

Необычайными бурями был потрясен г. Новгород в 1422 г.

Наводнения являлись, да и продолжают оставаться распространённым бедствием в России. Летопись (Никоновская) отмечает великое наводнение на Руси в 991 г. и «поводь велику» в 1000 г. В 1403 г. наводнению подвергались обширные территории нашей страны. В 1468 г. наблюдались наводнения в Новгородской и Псковской землях. Масштабные наводнения имели место в 1540, 1670, 1721 г.г.

Землетрясения – одно из наиболее опасных стихийных бедствий, нередко сопровождающихся крупномасштабными разрушениями и большим количеством человеческих жертв.

Из античных времен до нас дошли первые сведения о сильных землетрясениях. Датируются они 2050 г. до н. э. С той поры по оценке историков, сохранились данные о почти пяти с половиной тысячах землетрясений, унесших жизни примерно 17 млн. человек. Наиболее истребительным из них считают землетрясение 1201 г. в Египте, лишившее жизни более одного миллиона человек.

В летописях нашего Отечества упоминаются землетрясения в Киеве в 1091, 1107 и 1170 г.г. В мае 1230 г. подземные толчки отмечались в Суздале и Новгороде, в 1446 г. – в Москве и Владимире, в 1556 г. – в Нижнем Новгороде и Владимире.

С тех пор, как человечество освоило земледелие, грозным стихийным бедствием остаются засухи, как правило, сопровождавшиеся голодом.

В истории России засухи и голодные из-за них годы случались очень часто. В числе первых летописных сообщений о них значится 994 г., когда была «сухмень велика и знойно добре». Засухи 1008 и 1009 г.г. приводили к сильному голоду на Руси. В течение второй и третьей четвертей XIV века летописцы упоминают 12 засух, из которых 7 поразили всю территорию государства. Всего в XIV веке было 30 голодных лет. В 1475 г. засуха обрушилась на западнорусские земли. Особенно сильная засуха имело место в 1525 г., когда в течение всего лета («от Троицы до Успенья») не было дождей. Вследствие большого недорода от голода умирали тысячи людей.

Территория России в большей своей части является зоной рискованного земледелия. Что это означает – впервые сообщает летопись.

«… Жестокий мороз 14 сентября 1225г. побил все озими. Цена на хлеб сделалась неслыханно высокой. Хотя жители Новгорода славились богатством, но неумеренная дороговизна истощила все средства пропитания для города. Начался голод, болезни, затем массовая гибель людей. Средств спасения от беды не было. Трупы лежали на улицах. Не имея возможности помочь горожанам, добрый архиепископ старался по крайней мере ограничить действие зла. Он построил скудельницу – убогий дом и подобрал доброго и трудолюбивого человека Станила, поручив ему срочное погребение трупов, чтобы их тление не заражало воздух. Стремясь избавить горожан от распространения мора, Станил с утра до вечера вывозил трупы и в короткое время схоронил их свыше трех тысяч. В городе начались волнения, народ, изгнав прежних, избрал нового посадника и тысяцкого, начались грабежи домов и сел прежних чиновников.

А между тем голод и мор свирепствовали. Бедные горожане ели мох, желуди, сосну, кору липовую, собак, кошек и даже человеческие трупы. Некоторые из них даже убивали людей, чтобы питаться их мясом. Другие в отчаянии зажигали дома граждан зажиточных, имевших хлеб в житницах, и грабили эти запасы. Беспорядок и неподчинение властям увеличивали бедствие и вскоре две новые скудельницы наполнились мертвыми. Их насчитывалось до 42 тысяч. На улицах, на площади, на мостах голодные псы терзали множество непогребенных тел и даже живых, оставшихся без родителей младенцев. Родители, доведенные до исступления воплями своих истощенных голодом детей, отдавали их в рабы чужеземцам. «Не было жалости в людях» - свидетельствует летописец и продолжает: «казалось, что ни отец сына, ни мать дочери не любит. Сосед соседу не хотел отложить кусочек хлеба». Кто мог, бежал в иные края… .

С глубокой древности грозным бедствием для людей являлись эпидемии опасных инфекционных болезней.

Ещё древнегреческий военный историк Фукидид, описывая Пелопонесскую войну (431 –404 г.г. до н. э.) сообщает о свирепствовавшей в Афинах чуме. Эпидемия этой же болезни поразила Византию во времена царствования Юстиниана (527-563 г.г.). В середине XIV в. поразившая Европу чума привела к запустению ряда городов, за что была прозвана «черной смертью».

В эпоху крестовых походов рыцари занесли в Европу проказу, которая приобрела эпидемический характер.

В России впервые летописи отмечают эпидемию в последней четверти XI века, сообщая, что в 1083 г. произошел «мор на людей по всей русской земле». В последующем такого рода сообщения в летописях относятся к 1203, 1320-1352 г.г., когда эпидемии поражали Псков, Новгород и их окрестности.

Особенно грозные эпидемии обрушивались на Русь в 1418 и 1420 г.г. Они распространились на Новгород, Старую Руссу, Псков, Порхов, Ладогу, Торжок, Тверь, Дмитров и другие земли. Многие поселения вымерли. В 1570 г. во время разгула опричнины в России началась чума, занесенная с Запада. Мор, т.е. массовая гибель населения отмечалась в 28 городах.

Общую картину спасательного дела на Руси выразительно охарактеризовал Н.М. Карамзин на примере Пскова 1352 года.

«…Еще в 1346 г. был мор в странах Каспийских, Черноморских, в Армении, в Земле Абазинской (карачаевцы), Ясской и Черкесской, в Орде при устье Дона, в Астрахани и в Сарае. …Сия жестокая язва, известная в летописях под именем Черной смерти, началась в Китае, истребила там около 13 миллионов людей, достигла Греции, Сирии, Египта. Генуэзские корабли привезли ее в Италию, где равно как и во Франции, в Англии, в Германии, целые города опустели. В Лондоне лишь на одном кладбище было захоронено 50000 человек. В Париже отчаявшийся народ требовал казни всех жидов (иудеев), думая, что они сыплют яд в колодези. В 1349 г. началась зараза и в Скандинавии; оттуда или из немецкой земли перешла она во Псков и Новгород.

В Пскове она проявилась весною 1352 г. и свирепствовала до зимы с такою силой, что едва осталась треть жителей. Болезнь обнаруживалась вспуханием желез в мягких впадинах тканей тела. Человек харкал кровью, а на другой или на третий день издыхал. Нельзя было, по свидетельству летописцев, вообразить себе зрелища более ужасного: юноши и старцы, супруги, дети лежали в гробах друг подле друга. В один день исчезали самые многочисленные семейства. Каждый иерей (священник) поутру находил в своей церкви по 30 и более усопших. Отпевали их всех вместе, и на кладбищах уже не было места для новых могил. Погребали за городом, в лесах.

Вначале люди корыстолюбивые охотно помогали хоронить умирающих в надежде воспользоваться их наследством. Когда же убедились, что язва передается прикосновением, и что смерть таится в самом имуществе зараженных, тогда даже богатые, способные платить, оставались без помощи: сын убегал от отца, брат от брата».

Однако и в тех условиях находились великодушные люди, пытавшиеся помочь погибающим. Они не только своих, но и чужих мертвецов носили в церковь, служили панихиды и с усердием молились среди гробов.

Многие спешили оставить мирскую жизнь и заключались в монастырях, или завещали церквам свое богатство, села, места рыбной ловли питали, одевали нищих, готовясь благодеяниями заслужить вечную жизнь. Они не сомневались в том, что смерть каждого от заразы неизбежна.

В сложившейся чрезвычайной ситуации несчастные псковитяне, остро нуждаясь в утешении. Призвали к себе из Новгорода архиепископа Василия благословить их и вместе с ними принести жертву моления Всевышнему. Пастырь с достоинством выполнял их просьбу. Он спешил утешить жителей, презирая опасность. Встреченный народом с изъявлениями живейшей благодарности, Василий облачился в ризы святительские, взял крест и, сопровождаемый духовенством, обошел вокруг города. Иереи пели божественные песни; иноки несли мощи, народ молился громогласно. И, по словам летописи, не было такого каменного сердца, которое бы не изливалось в слезах перед оком божьим. Этот молебен был искренним, но он не стал спасительным. Смерть продолжала свирепствовать, насыщаясь жертвами. Но архиепископ успокоил души и псковитяне, «вкусив сладость христианского умиления», терпеливо надеялись на конец бедствия. Оно прекратилось лишь в начале зимы. Архиепископ Василий, зараженный язвой, скончался, возвращаясь в Новгород.

Эпидемия разразилась и в Новгороде, где от 15 августа до Пасхи умерло множество людей.

 

б) Чрезвычайные ситуации и бедствия антропогенного характера

 

Антропогенные угрозы и бедствия наибольшие масштабы стали приобретать лишь с развитием техносферы, т.е. тогда, когда развитие цивилизации привело к резкому возрастанию её возможностей в производственной сфере, а последнее стало способствовать нарастанию риска аварий и катастроф техногенного характера.

Тем не менее, уже в древние времена антропогенные источники таких бедствий, как пожары, встречались не менее часто, нежели природные. Неосторожное обращение с величайшим достижением древней цивилизации - «приручением» и добыванием огня, нередко оборачивалось большими бедами для людей. И уже первобытные племена хорошо знали, что огонь является источником не только больших благ, но и повышенной опасности.

Не случайно возникновение противопожарного дела относится к временам древнейших цивилизаций, а профессия пожарного – к древнейшей аварийно-спасательной профессии.

На Руси, а позднее и в России, во все времена складывалась сложная ситуация с пожарами. Это было связано с частыми войнами, а также с традиционно неупорядоченной деревянной застройкой, несовершенными отопительными средствами, долгими осенне-зимними периодами, а нередко и с небрежным отношением к мерам по профилактике пожаров.

По несколько раз выгорали Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород, Ладога, Русса и другие населенные пункты. Особенно широко известны опустошительные пожары в Москве. По некоторым сведениям, она выгорала частично, а иногда и полностью, около 60 раз. В 1238 г. во время нашествия Батыя Москва сгорела целиком. Крупномасштабные пожары она пережила в 1335 и 1337 г.г. В 1365 г. за два часа в так называемом «всесвятском» пожаре город сгорел полностью. Этот пожар стал поводом для сооружения Дмитрием Ивановичем (впоследствии Донским) белокаменных стен вокруг Кремля, прежде огражденного деревянными стенами. Мы видим: каменные стены – элемент противопожарной защиты.

В XV столетии в Москве свыше 20 раз полыхали страшные пожары. Только с 1453 по 1493 г.г. она значительно выгорала около 10 раз. Пожары опустошали столицу и в XVI столетии. В 1547 г. Москва горела 3 раза. В пожаре 21 июня 1559 г. погиб Кремль со всем своим достоянием. Не прекращались крупные пожары и в последующем. В частности, один из последних опустошительных пожаров, длившийся 3 суток и уничтоживший 2/3 города, произошел в Москве во время вторжения Наполеона.

 

К антропогенным бедствиям, которые издревле обрушивались на человечество, могут и должны быть отнесены бедствия, порождаемые войнами.

Исторический анализ прошедших войн и возникавших вследствие их проблем гражданской защиты показывает, что ЧС военного времени, порождавшие эти проблемы, целесообразно рассматривать в двух аспектах: ЧС, возникавших непосредственно в ходе войны, и ЧС, являвшихся прямым следствием войны. История войн подтверждает правомерность такого подхода конкретными фактами, относящимися как к глубокой древности, так и к любой другой эпохе в развитии человеческой цивилизации.

Изначально, с момента своего возникновения, война чаще всего порождала ситуацию чрезвычайного характера, основная тяжесть которой обрушивалась, прежде всего, на мирное, незащищенное население. И когда мы говорим об опыте войны, в том числе и в связи с проблемами гражданской защиты, мы должны помнить, что именно таким опытом особенно богата Россия. Но об этом – в следующих темах.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

 

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

 
 

 


21.12.98.№ 734 г. Москва

 

«О мерах по повышению эффективности исторической и военно-исторической работы в системе МЧС России »

 

В целях активизации исследований исторического и военно-исторического опыта в области Местной противовоздушной обороны – Гражданской обороны – единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее МПВО-ГО-РСЧС), использования их результатов в практической деятельности, учебно-воспитательном процессе и пропагандистской работе

 

 

1. Начальнику Центра стратегических исследований гражданской защиты (далее ЦСИ ГЗ) МЧС России.

Активизировать исторические и военно-исторические исследования опыта МПВО и ГО в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг., локальных войнах и вооруженных конфликтах, в том числе опыта строительства и функционирования ГО зарубежных стран, строительства и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создать при ЦСИ ГЗ постоянно действующий нештатный научно-методический совет, на который возложить выработку предложений по направлениям развития исторической и военно-исторической работы в МЧС России. До 1 февраля 1999 года представить на утверждение в установленном порядке состав совета, положение о совете, перечень тем исследований в области деятельности МПВО-ГО-РСЧС на 1999-2000 гг.;

подготовить к выпуску в 2000 году доработанное и дополненное издание исторического очерка «От МПВО к гражданской защите » с учетом поступающих замечаний и предложений, новых архивных материалов и документов;

информировать установленным порядком органы РСЧС, учебные заведения МЧС России и другие заинтересованные организации об изданных исторических очерках, учебных пособиях, научных трудах и направлять их для использования в учебном процессе и повседневной деятельности.

 

2. Начальнику Организационно-мобилизационного управления совместно с ЦСИ ГЗ до 1 февраля 1999 года подготовить предложения по структуре исторической группы, возложив на нее задачи по изучению и обобщению опыта деятельности МПВО-ГО-РСЧС, истории ГО зарубежных стран, научной координации исторического опыта в области гражданской защиты, наращиванию источниковедческой исторической базы, организации работ по подготовке трудов в области защиты населения и территорий от средств поражения, написанию воспоминаний ветеранов МПВО-ГО-РСЧС, оказанию методической помощи органам управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации в создании историко-мемориальных экспозиций, исторических трудов, очерков, кинофильмов, теле-, радиопередач.

 

3. Начальнику Департамента подготовки Войск Гражданской обороны и других формирований до 1 февраля 1999 г. представить предложения по организации и совершенствованию изучения истории МПВО-ГО-РСЧС, крупномасштабных спасательных операций, проведенных в мирное и военное время (Чернобыль, Спитак, Нефтегорск, Чечня и т.д., оборона Москвы, Ленинграда и других крупных городов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.).

 

4. Начальникам Академии гражданской защиты и факультета гражданской обороны Военно-инженерного университета разработать и внести в учебные планы и программы, начиная с 1999-2000 учебного года, учебную дисциплину по истории МПВО-ГО-РСЧС и уточнить в связи с этим квалификационные требования к подготовке специалистов гражданской защиты.

 

5. Начальнику Центрального музея МЧС РФ разработать до 1 марта 1999 г. представить на утверждение в установленном порядке план реконструкции в 1999-2000 гг. музея, его размещения, модернизации экспозиций, обеспечения современным музейным оборудованием, техническими средствами обучения и воспитания, организации подвижных выставок, связанных с памятными историческими и военно-историческими датами и событиями.

 

6. Начальнику Информационного отдела (пресс-службы) организовать работу по выпуску учебных кино- и видеофильмов, отражающих историю МПВО-ГО-РСЧС, предназначенных для специалистов, населения, занятий с личным составом Войск Гражданской обороны и других формирований.

 

7. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, командирам соединений и воинских частей гражданской обороны, начальникам учреждений и предприятий, подведомственных МЧС России, организовать работу по подготовке исторических материалов, отражающих их становление и развитие. Разработанные материалы в течение 1999 года направлять в ЦСИ ГЗ для использования при переиздании очерка «От МПВО к гражданской защите».

 

8. Главному редактору журнала «Гражданская защита» для усиления пропаганды исторических и военно-исторических знаний, традиций МПВО-ГО-РСЧС и формирования системы общественной поддержки деятельности МЧС России ввести раздел «История МПВО-ГО-РСЧС».

 

9. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальников управлений и самостоятельных отделов МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, командиров соединений и воинских частей гражданской обороны центрального подчинения, начальников учреждений и предприятий, подведомственных МЧС России в порядке, установленном приказом МЧС России от 6.10.97. №590.

 

10. Возложить ответственность за организацию выполнения настоящего приказа на первого заместителя Министра Воробьева Ю.Л.

 

Министр С.Шойгу

 

 

Заключительная часть:   - подведение итогов занятия; - ответы на вопросы студентов; - задание на самостоятельную работу.

 

Старший преподаватель кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях»

 

В.В. Савицкий

 

 


[1] 1 локоть = от 30 до 40 см.

[2] См. «Проблемы космической биологии», т. II, стр. 23.